Апрель 2010 - Posts

Ссылки на 27.04.2010: Европейский опыт в eGov
27 апреля 10 10:07
  • tellBarroso.eu – дословно «Скажи Барросо». Это такой большой опросник с довольно необычным способом приоритизации ответов. Посмотрите сами поймёте. А на сайте CES выложены результаты этого опроса по странам http://www.thinkingeurope.eu/content.php?hmID=26&smID=62 в виде предложений, в виде графиков http://www.thinkingeurope.eu/content.php?hmID=26&smID=55 и других форм представлений – там есть где покликать.
  • http://www.erdetfarlig.no/ – Норвежский сайт «Это опасно?» запущенный агентством по климату и загрязнениям. Сам сайт на норвежском поэтому советую читать его через Google Translate или ознакомится с кейсом на сайте http://www.epractice.eu/en/cases/erdetfarlig. И ведь какая хорошая идея!
  • http://www.eulis.eu – Европейская служба информации о земле. В некотором роде аналог российского Росреестра, но скорее лишь в информационной части.
  • http://www.brreg.no/english/elmer/- ELMER 2 – это инициатива норвежского министерства торговли и индустрии по стандартизации всех веб-форм используемых органами власти на своих веб-ресурсах. Это такой суровый документ на 34 страницы с подробным описанием того какой должна быть структура веб-страницы, оформлены элементы форм и так далее. Со множеством примеров. На английском можно прочитать здесь – http://www.brreg.no/elmer/elmer2-english.pdf. К вопросу «а нафига?»  ответ очень простой – у норвежцев _уже давно_ есть электронные госуслуги.
  • http://www.eurogeographics.org/eurogeonames и http://www.esdin.eu/ – инициативы по стандартизации и унификации работы с геоданными в Европейском союзе
  • https://riha.eesti.ee/riha/main – эстонский реестр метаданных, онтологий, классификаторов. Там весьма немало материалов
  • https://www.xrepository.deutschland-online.de/xrepository/ – Германский портал публичного репозитория метаданных, стандартов и классификаторов
  • https://ivis.eps.gov.lv/ivisportal/ – а также Латвийский портал всего того же – метаданные, XML схемы и прочая и прочая

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Пополнения антирейтинга в Гослюдях
27 апреля 10 08:58

Тем временем антирейтинг в Гослюдях пополняется новыми блогами

Ни один из блогов RSS ленту не экспортирует. Нет, я конечно знаю способ как превращать их новостные ленты в RSS, но того факта что они сами так записи не транслируют это не отменяет.

У главы ГУВД Краснодарского края в блоге даже совсем печальная ситуация – комментировать начисто нет возможности.

Штрафных баллов у них, конечно, не так много как у первых включённых, но, они есть.

Кстати, вопрос к читателям, нужна ли RSS лента обновлений/добавлений в антирейтинг?

Пополнения там будут случаться не очень часто, но наверняка будут. Удобно ли будет по RSS узнавать или как есть пока годится?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ведомости про отбор ЭТП
26 апреля 10 09:03

В ведомостях вышла любопытная статья. Особенно любопытная тем что к ней приложено письмо Чуйченко Медведеву по результатам проверки этого отбора.

ВЕДОМОСТИ

Искусственный отбор

Масштабный проект по переводу госзакупок на электронные площадки идет с нарушениями, а сами площадки отбирались по расплывчатым критериям, решило контрольное управление президента. Отменять результаты отбора в Кремле не собираются, но рекомендуют правительству «неотложно» поправить законодательство

На перевод госзакупок на электронные площадки правительство возлагает большие надежды. Руководитель ФАС Игорь Артемьев рассчитывает, что мера сэкономит государству до 1 трлн руб. в год. А всего, по расчетам Минэкономразвития, с 2011 г.
Читать целиком

Искусственный отбор
Эта статья в блогах [?]

ugfx, avtokommunizm, wanderer-from, pravdep

Я Вам честно скажу – комментировать её большого желания нет слишком уж некрасивая история. Те кто в теме госзакупок и так всё могут прочесть между строк в самой статье.

Потому как мой сугубо личное мнение в том что вообще электронные аукционы и аукционы – это совсем не манна небесная и рассчитывать что с них станет сильно лучше будет наивно.

Скажу лишь про оценки Артемьева по экономии средств. Пусть он хоть раз покажет методику расчёта этой самой «экономии», а то даже не смешно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Умственные разминки
24 апреля 10 09:43

В продолжение поста ранее про паттерны управлением временем, ещё одна тема на уровне систематизации рефлексии. Как и прошлый раз – мысли вслух.

Есть один вопрос который прошлый раз я не затронул – способы переключения сознания между разнородной деятельностью. Лично я не знаю какого, либо универсального способа и ранее этого не систематизировал.

Однако как вижу сейчас, то пользуюсь следующими простыми практиками:

  • вначале от 30 cекунд до 1 минуты  закрыть глаза, расслабиться и ни о чём не думать.
  • далее:
    • для аналитической деятельности – оглядываюсь на окружающую действительность и систематизация очевидного. Выцепление какого-нибудь объекта и формирование его «информационной карты». Например, смотришь картину на картину на стене, а в голове рисуешь Concept Map из объектов: художник, картина, метаданные, наблюдаемые объекты и так далее. Главное тут не переувлечься.
    • для исследовательской и производственной деятельности – отрисовка в голове её workflow _до_ начала и что-то вроде обновления микроплана в голове каждые часа 2
    • для евангелизма, практически всегда есть о чём написать, нужен лишь порыв и азарт. Эдакий контролируемый поток эмоций. Не слишком много эмоций чтобы текст или выступление были бессистемными, но и не слишком мало чтобы текст был сухим. Лично я пользуюсь двумя способами. Первый – думать матом и просторечными выражениями, второй писать матом.  В первом случае всё просто – создание быстро выходит из официоза, но продолжает думать. Второй способ точно также, главное потом не забыть поубирать матерные слова из текста. А то будут казусы.
  • альтернативные варианты в основном для тела,  не для ума:
    • наведение порядка, но не рефлекторное,  осознанное и не посередине работы и не в промежутках, а именно как способ переключения сознания
    • медитация, прислушиваться к собственному дыханию, запахам и так далее – смысл один расслабление организма и сознания.
    • изменение окружающей среды. Раньше, когда я активно курил – достаточно было, выкурить сигарету и это отлично концентрировало. Бросив курить вариантов стало меньше – выйти на улицу подышать воздухом, выпить чашку кофе или чая и так тому подобное. У всех этих способах есть свои ограничения как и во всех воздействиях на собственный организм.

Например, вот этот текст я набросал как раз в один из таких промежутков как маленькую задачку систематизации. И по этой же причине обычно когда я пишу тексты в ЖЖ, я редко реагирую на комментарии сразу же. Поскольку обычно текст пишется на порыве или в рабочую паузу, после чего переключение на другую задачу и где-то через пол часа или чуть дольше проверка по незримому таймеру.

Из всего этого неправильно только одно – если что-либо из перечисленного происходит неосознанно, то деятельный ритм нарушается.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Government 0.1
24 апреля 10 05:45

На РИФе, на секции о E-Government / E-Citizen, помимо других тем всплыла ещё одна – может ну его Government 2.0, давайте сразу перейдём к Government 3.0

Проблема, в том что у нас в России, как точно заметил Илья Пономарёв на YEES-2010,  рано говорить даже про Government 1.0 поскольку сейчас большая часть государства существует в режиме Government 0.0 и до всего остального ещё ох как далеко. Я не думаю что у нас действительно Government 0.0, я бы назвал это Government 0.1 – что-то уже есть и много ещё нет.

Некоторые признаки этого я ранее приводил в малоизвестных фактах о российском e-Gov, повторю их и сейчас:

1. Далеко не у всех государственных структур есть свои официальные сайты.

2. Подавляющее число чиновников используют электронную почту на бесплатных сервисах вроде mail.ru и rambler.ru для переписки, в том числе и официальной.

3. Многочисленные федеральные законы и постановления правительства по раскрытию информации невыполняются. Причём многие не выполняются уже много лет и без особых последствий для невыполняющих их лиц.

4. Практически все более-менее успешные госпроекты основаны не организации результативной работы и так далее, а исключительно на людях которые не хотят делать свою работу плохо. Но поскольку таких людей немного, то и проектов которые можно было бы назвать успешными немного.

Теперь относительно Government 2.0, 3.0 и выше.

Проблема и проблема исключительная что все эти явления (если вообще суметь дать им точные определения) требуют высокого уровня организации от госорганов. К наличию людей понимающих в том что же это такое, к изменению мышления – от полной закрытости до открытых данных, интеграции и так далее. Они требуют чтобы небыло бардака, а была последовательная систематизированная работа. А как раз этой самой работы то и нет.

Например, требования 8-ФЗ, 953 постановления правительства, законов о госзакупках и постановления правительства по госуслугам – это всё Government 1.0. В общем-то самые что ни на есть базовые требования.

Вот только эти самые базовые требования оказываются стресс-тестом для органов власти которые деляться на две неравные группы.

1. Явное меньшинство в режиме интенсивного факапа работают над тем чтобы соответствовать всей этой нормативной базе.

2. И все остальные которые то ли не могут, то ли не хотят соответствовать требованиям хотя бы на 50%.

И всего этого не изменить до тех пор пока:

a. Публичность   не будет контролироваться уполномоченными на то органами.

б. Не активизируется давление со стороны граждан и некоммерческих организаций

Но, что ещё более важно, пока не начнут наводить порядок внутри самих госорганов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про паттерны управления временем
24 апреля 10 12:05

Вновь и стремительно почувствовал что эта тема для меня стала актуальной уже по второму кругу. Если раньше я просто планировал и, по большей части, решал задачи простыми трюками из GTD – вроде «если что-то можно сделать за 5 минут – сделай это немедленно», ведением приоритетов дел и так далее, то сейчас уже требуются корректировки. Во первых изменились активности если раньше я в основном занимался производственной деятельностью – управление проектами, аналитика, проектирование проектов и лишь изредка сетевая активность в блогах. То сейчас больше _разной_ деятельности.

Поэтому этот пост нечто вроде систематизации рефлекции, но без выводов, просто рассуждения вслух.

После недолгой систематизации, я выявил следующие свои активности:

  • производственная – создание проектов в части проектирования, анализа, разработки и контроля результатов. Коммерческие и некоммерческие – все вместе.
  • аналитическая – собственно все статьи что идут через Полит.Ру, мой блог и некоторое количество непубличных материалов
  • исследовательская – это алгоритмы вроде Скиура и построения рейтингов, построение онтологий в OWL, сбор «первички» для разработки новых алгоритмов
  • чтение нового – я сейчас читаю много материалов по законодательству и госуправлению
  • организационная – формулирование требований, подбор людей, встречи и так далее
  • евангелистическая – выступления на семинарах, конференциях и тому подобное.

Ну и конечно ещё есть личная жизнь и культурный досуг. Итого: вся без исключения деятельность разноплановая и от того порой непросто переключиться быстро с одной на другую.

А некоторые результаты просто становятся хуже, например, мне не нравятся собственные презентации, но объективно понимаю что для подготовки их с лучшим качеством нужна система или порыв / состояние сознания.

Частично решается за счёт определения интервалов непрерывной деятельности с последующей реприоритизацией. Когда задаёшь промежуток времени в течении которого занимаешься только одной выделенной задачей. Как только задача заканчивается, на краткий промежуток времени необходимо переключиться на что-то ещё, вернуться к списку задач и продолжать.

Однако нюансы. Первое с чем я лично сталкиваюсь с тем что невозможно на все случаи наложить лишь одну схему принятия решений. Фактически, здесь та же ситуация как с громкостью звонка на телефоне которую можно настроить разной в зависимости от того где ты находишься – в помещении, в на улице, в транспорте и так далее.

Так же и здесь, есть ряд индивидуальных и обобщённых особенностей который приводят к тому что я бы назвал: паттернами самоорганизации или паттернами управления времени.

Я приведу некоторые факторы:

1. Собственное физическое состояние – можно расписать детально, но можно сразу упростить. Состояние можно разделить как адекватное и со значительным отклонением. Первое – это естественное ежедневное состояние, второе – повышенная аллергия, простуда, какая-либо другая зараза и так далее.

2. Время суток - в разное время суток различная деятельность оказывается более эффективной. Чаще всего это индивидуально. У меня лично наиболее продуктивные периоды периоды времени с 22:00 до 2:00 и c 6:00 до 9:00, у других людей по другому.

3. Внешние раздражители – резкие запахи, шумы, свет, яркие цвета и так далее. По большому счету это всё – информационный шум для мозга, с той лишь разницей что определённая длительность воздействия того или иного раздражителя может влиять на физическое состояние. Например, от курения поблизости у некурящих может болеть голова и так далее.

4. Эмоциональное состояние - эмоции не особо и не всем поддаются управлению, однако их влияние на то какая работа может иметь результат, а какая нет – очень заметно. Например, рутинную работу можно выполнять в почти в любом состоянии, а вот аналитическую работу можно проводить далеко не всегда.

5. Наличие жёстких сроков, сильное внешнее давление – простой пример, когда что-то нужно сделать вчера. А то есть в условиях жёстких и даже жесточайших сроков. Когда какие-то задачи обладают максимальным приоритетом.

6. Управляемость потоком задач – это, тоже, характеристика внешнего давления. Фактически это оценка вероятность и последствия возникновения новых задач вне планов, предугадать которые на 100% очень сложно. Например, заказчик даёт новые вводные по проекту. Или в круге общения есть ряд людей/заказчиков/партнёров  встречи с которыми необходимы и их временем управляете не Вы. Сюда же можно отнести друзей и родственников которые могут срочно попросить что-то «отвезти», «помочь», «позвонить» и так далее.

7. Ограничения среды

Например, сложно проектировать систему за рулём автомобиля, или же писать коммерческое предложение стоя в метро и так далее. В разные периоды времени  местонахождение и окружающая среда накладывают свои ограничения.

По совокупности этих факторов их можно собрать в «Профили» и далее принимать решения.

Я для себя определил 4 базовых профиля. Они не самые «идеальные», но дают некоторое приближение:

1. Непрерывная деятельность

Это основной режим работы от 2 до 6 часов продолжительностью при котором можно выполнять все работы по плану не отвлекаясь более ни на что.

2. Прерывающаяся деятельность

А вот это наиболее частый режим работы когда время от времени приходится или хочеться переключаться на чтение почты, новостей, общение в чатах, форумах, блогах, чтение и так далее.

3. ФакАп

Появление жёсткого дедлайна и означает быструю смену приоритетов у всех задач. Срочная концентрация внимания только на необходимом. Устранение внешних разражителей или изменение среды на ту где их нет до момента решения.

4. Ограниченная деятельность

Фактически это режим когда работоспособность ограничена физическим или эмоциональным состоянием или внешними раздражителями. Что влиет на точность и результат. Лично я предпочитаю для данного профиля сохранять малоприоритетные и рутинные задачи вроде: проверить список контактов на телефоне, сделать звонок кому-то по не самому приоритетному делу, организовать уборку квартиры или другие домашние дела и так далее.

Однако для разных видов активностей пригодны разные профили:

1. Для аналитической и исследовательской работы нужно много «непрерывной деятельности». А то есть периодов информационной самоизоляции. Поскольку чаще всего эта работа включает большой объём информации который необходимо поддерживать связанным в своей голове на период её завершения.

2. Производственная деятельность практически всегда «деятельность прерывающаяся» поскольку практически всегда необходимо координировать свою работу и работу других.

3. Чтение и вообще вникание в новые темы – это, в идеальном случае, требует непрерывной деятельности. Так чтобы можно было потратить на него от 2-х часов. Если же непрерывных промежутков времени нет, то поиск других форм получения информации.

4. Организационная деятельность практически всегда деятельность прерывающаяся.

5. Евангелизм – это точно такая же прерывающаяся деятельность.

Плюс есть масса ограничений.

Например, в режиме факапа непоисследуешь, не по читаешь и не анализируешь.

Вопрос в том какие есть решения/способы/трюки сочетать все эти активности вместе. Лично я для себя определил следующие:

1. Умственная гигиена

Почитать можно тут – http://ivbeg.livejournal.com/123617.html Может и не так радикально как в этом примере, но чётко понимать какую информацию хочеться держать в своей голове.

2. Устранение всех неконтролируемых источников информации

Включает телевизор и радио которых просто не должно быть рядом так чтобы даже небыло соблазна их включить.

3. Создание благоприятной визуальной среды

А то есть создание благоприятной визуальной и аудио среды. Когда поворот головы не должен приносить в голову раздражающие образы.

4. «Радикальная честность»

Что это можно прочитать здесь – http://en.wikipedia.org/wiki/Radical_Honesty

На 100% следовать этому сложно, но то что правило – говорить правду, упрощает жизнь – это правда.

5. Уменьшение числа «поглотителей внимания»

В моём случае – это чисто гиковские меры.

Например, я не вожу, не собираюсь и _вообще_ ничего не понимаю в автомобилях. И более того, понимать совершенно не горю желанием.

Точно также для меня существует целый ряд тем которых для просто не существует. Не неинтересно – про несуществует. Это всё к теме о умственной гигиене.

6. Периодическая систематизация времени

Где-то раз в полгода анализ того что делалось, как делалось и результатов.

———

А как Вы решаете вопросы организации времени?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Про РИФ-2010 и секцию по E-Government / E-Citizen
22 апреля 10 11:38

Честно говоря всё во мне протестовало прежде чем посещать РИФ. Помимо того что я просто не люблю очень большие тусовки, хотя в случае РИФа, это уже не тусовки, а толпы – но ещё и исключительно на уровне 6-го чувства вот ненадо.

В результате оказалось 50 на 50.
Потому моя едва начавшаяся не пойми на что аллергия, по дороге на РИФ резко активизировалась, а на самом РИФе я был слегка сомнабуличен по сравнению со своим обычным состоянием. Что конечно отразилось и на социализации – поговорить удалось не со всеми и не обо всём. Однако это моё лично-ощущенческое.

С другой стороны саму секцию я нахожу весьма интересной. Да, небыло ни Пономарёва, ни Белых, ни Чиркунова. Однако выступления были разные и кое-что новое для меня было – это два проекта «Демократор» и «Рука Власти».

«Рука Власти», как я понимаю, всё ещё в разработке и это такой специальный проект где каждый гражданин может выступить эдаким мини-субъектом законодательной инициативы. Когда он формирует идею, потом юристы и эксперты доводят эту идею до формального описания и далее один из депутатов вносит её на рассмотрение. Я пока не очень представляю себе как это может работать, но интересно.

«Демократор» это уже вполне живой и активный проект где граждане регистрируют проблемы на специальном сайте, собирают подписи под ними и компания «Проблематор» отправляет эти письма ответственным органам в письменной форме, а те начинают предпринимать меры. Как описали систему разработчики – это «система общего пользования». То есть не они подают обращения, а это как-бы происходит через них.
Идея интересная и за проектом точно стоит ещё внимательно понаблюдать.

Алене Поповой отдельное спасибо за организацию секции.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Какой из сайтов ФСФР является неофициальным?
22 апреля 10 02:17

Если кто не знает, у федеральной службы по финансовым рынкам есть два домена на которых живёт их официальный сайт – это www.fscm.ru и www.ffms.ru.

И всё бы хорошо, но какой из них является официальным?

В чём собственно особенность.

В Позоре Государственного Рунета указано что официальный сайт это www.ffms.ru

На сайте правительства также указано что сайт это www.ffms.ru

Однако в приказе ФСФР от 13 декабря 2007 года N 07-247/пз который можно прочитать здесь http://www.rg.ru/2008/02/22/fsfr-internet-dok.html
четко написано что
1.2. Сайт содержит сведения о деятельности ФСФР России, предназначенные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ФСФР России размещает на Сайте иные сведения, если размещение таких сведений не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации.

Сайт является общедоступным и бесплатным информационным ресурсом.

Сайт расположен в сети Интернет по адресу http://www.fcsm.ru/.

В приказе ФСФР от 16 декабря 2008 года N08-57/пз-н упоминается что

     дополнить пунктом 8 следующего содержания:
     "8. Состав,  структура и реквизиты  заполняемых  организациями
для представления в Федеральную службу полей электронных документов
должны    соответствовать     формам     электронных     документов
соответствующих  видов  на  языке  XML,  размещенным на официальном
сайте  Федеральной  службы  (www.fcsm.ru)   на   дату   направления
электронного документа.
     Для целей      представления      электронных       документов
профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг,  акционерными
инвестиционными фондами,  негосударственными  пенсионными  фондами,
управляющими     компаниями     инвестиционных    фондов,    паевых
инвестиционных  фондов  и  негосударственных   пенсионных   фондов,
специализированными  депозитариями  инвестиционных  фондов,  паевых
инвестиционных  фондов  и  негосударственных  пенсионных  фондов  в
Федеральную    службу   используется   соответствующая   программа,
размещенная    на    официальном    сайте    Федеральной     службы
(www.fcsm.ru).".
Ссылка: http://95.173.147.131:8080/?docbody=&link_id=0&nd=102243178&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=fcsm.ru++&firstDoc=1

В приказе Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 09.07.2009 № 09-26/пз-н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования о правилах исполнения
государственной функции

11. Информация о государственной функции предоставляется на
официальном сайте ФСФР России в сети Интернет (www.fcsm.ru).

Ссылка: http://95.173.147.131:8080/?docbody=&link_id=1&nd=102256266&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=fcsm.ru++

Однако в приказе Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 25.07.2006 № 06-82/пз-н

   3. Информация  о  деятельности  негосударственного пенсионного
фонда за истекший месяц предоставляется  в  Федеральную  службу  по
финансовым   рынкам   в  виде  электронного  письма  с  вложениями,
оформляемыми  в  соответствии  с  шаблонами  электронных  файлов  и
пояснениями  к  ним,  размещенными  на  сайте  ФСФР  России  в сети
Интернет по адресу: http://www.ffms.ru.

В итоге вопросы:
1. Какой сайт ФСФР всё таки официальный?
2. Можно ли утверждать что информация на сайтах Правительства РФ и www.gov.ru является недостоверной?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Обновился сайт Службы внешней разведки (СВР России)
20 апреля 10 11:29

Походу совсем недавно – пару дней назад, а может быть и меньше обновился сайт службы внешней разведки – СВР России.
Так он выглядит сейчас.



А так выглядел буквально несколько дней назад

Дизайн стал получше.
А вот RSS, как Вы наверняка догадываетесь, там отсутствует. Да и сайт уж больно похож на статический.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ещё про госсайты зарегистрированные как СМИ
20 апреля 10 10:26

Выходные данные и вообще упоминание о том что сайт зарегистрирован как СМИ можете посмотреть на этих сайтах. Готов спорить что найдёте их далеко не везде.
И, конечно, список неполон – есть и много других подобных ресурсов… десятки если не за сотню.

Однако возникает вопрос – а нафига это нужно госорганам? И что они будут делать если примут новый закон о СМИ? Плюшек с этого я не вижу, а вот дополнительная ответственность точно есть.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Государственный сайт как СМИ. Посмотрим на сайт ФАС России
19 апреля 10 07:32

Я давно обратил внимание что ряд органов власти нашей с Вами Федерации регистрируют свои официальные сайты как СМИ. Например, ФАС России, как наглядный пример зарегистрировали свой сайт как СМИ с лицензией «Эл № ФС77-24394 от 15 мая 2006 г.»
Её также можно увидеть на скриншоте:



И всё бы хорошо! Но, если мы вспомним закон о СМИ, то там есть ряд вполне чётких требований которые на СМИ должны распространяться.
Например, глава III статья 27 «Выходные данные»
Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1. название издания;
2. учредитель (соучредители);
3. фамилия, инициалы главного редактора;
4. порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5. индекс – для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6. тираж;
7. цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
8. адреса редакции, издателя, типографии.

Вот тут можно посмотреть по ссылке.
http://www.consultant.ru/popular/smi/42_3.html#p306

Но, даже внимательным поиском по сайту ФАС и просмотр «Карты сайта» (http://www.fas.gov.ru/sitemap/) не удаётся найти этих самых данных.
Вопрос – где они? И есть ли вообще?

Кстати, поверить в то что в ФАС России не знают о необходимости публиковать выходные данные сложно. На сайте их же издания «Конкуренция и рынок» есть выходные данные этого журнала «http://www.konkir.ru/contacts.phtml«.

Кстати, есть и ещё один небольшой «нюанс».
Если взглянуть на главу IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями.
http://www.consultant.ru/popular/smi/42_4.html#p459
то можно увидеть что регистрирую свой сайт как СМИ орган государственной власти добровольно берёт на себя дополнительную ответственность в части права на опровержение и права на ответ.

В общем, я считаю что для госоргана регистрация официального сайта как СМИ может оказаться хорошим поводом для внимательных и активных граждан этот орган «пнуть» при желании.

А Вы что думаете по этому поводу?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Моя статья в Полит.Ру про сайт Правительства России
19 апреля 10 09:19

В Полит.Ру появилась моя статья про сайт Правительства, да-да, нашей с Вами Федерации, прочитать её можно здесь – http://www.polit.ru/analytics/2010/04/19/governsite.html, а у меня в блоге прокомментировать.

Саму статью я приводить полностью не буду, ибо много букв, да и картинок там немало и в формат блога она не укладывается.

А вот кое-что добавлю. Проведение анализа любого госсайта на соответствие 8-ФЗ, 953 постановлению, 470 приказу Минэкономразвития и ряду других нормативно-правовых актов – процесс очень утомительный.
Только чтобы написать эту статью мне понадобилось несколько дней и то в ней отражено, конечно же, не всё.

Однако, посмотрим – изменится ли что-то на сайте Правительства или нет. Особенно будет интересно если ничего не изменится.

Потому как, на самом деле, есть три способа взглянуть на любой госсайт:

  • что есть в законодательстве и чего нет сайте
  • в какой форме – технологиях, дизайне, удобстве подаётся информация
  • чего нет в требованиях законодательства, но граждане очень были бы рады увидеть

Конкретно вот эта статья про первый пункт. Однако у меня накопилось уже столько материалов по всем трём что грех ими не поделиться (время от времени).

Как думаете стоит, ли разобрать в подробностях сайт одного из ФОИВов?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про YEES 2010 и РИФ
19 апреля 10 12:09

В пятницу прошёл форум YEES-2010 и организованный круглый стол по E-Government Аленой Поповой (www.alenapopova.ru) с участием Катерины Аксеновой (www.gov-gov.ru), Антона Поминова (www.askjournal.ru), Ильи Пономарева (ilya-ponomarev.livejournal.com, Сергея Юркевича, Артема Геллера и Дениса Калугина

.

Общение было интересным, хотя я и обратил внимание что судя по малому числу вопросов многие определения для аудитории остались вне понимания. В самом деле, ну как дать простое и краткое определение того что такое Открытые данные или Электронное правительство?

Однако был ряд тем и вопросов которые были подняты и их стоит упомянуть:

  • в России ещё рано говорить про Government 2.0 когда нет даже Government 1.0. Например, далеко не все чиновники до сих пор имеют государственную электронную почту и вообще электронную почту
  • многие говоря о теме e-Gov описывают государство как единое целое. А это совсем не так. Конкуренция, недоверие, недопонимание и несогласованности есть на всех уровнях власти и всех ветвях власти.
  • ближайшими трендами по e-Gov я считаю появление и активизация проектов усиливающих влияние граждан на государство и у органов власти выбор здесь не велик – возглавить этот процесс или подпасть под интенсивную качественную критику. Причём второе куда более вероятно
  • большинство собравшихся волновал портал госуслуг, каждого по своему однако он как тема сейчас на слуху и в центре интересов.

Я слегка простыл в эти выходные, но думаю что поправлюсь к РИФу и выступлю на секции EGovernment 2.0 против Citizen 2.0 в России: интернет и политика 21-го числа в 16:30-18:30

Там будет мой доклад посвящённый публичности присутствия государства в сети где я раскажу про OpenGovData.ru, Гослюди.Ру и ряд других инициатив про которые ранее не упоминал.

Честно говоря я много думал стоит ли ехать на РИФ, но всё таки еду поскольку именно эту секцию пропускать не хочу. А вот на других секциях и в другие дни РИФа меня там практически точно не будет.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Новый сайт ГУСП (Главное Управление Специальных программ Президента)
15 апреля 10 05:18

Оказывается у ГУСП обновился официальный сайт

Плюсы у него несомненно есть, например, дизайн улучшился, страницы стали посиматичнее.

Я же о минусах:
1. Нет RSS! Да и новостей там нет… Но хотя бы к публикуемым нормативным документам можно было бы прикрутить RSS.
2. Половина экрана – статическая картинка

Правда, конечно если честно, то ГУСПа как и других закрытых ведомств деятельность непубличная и большая её часть публичной быть не может в принципе.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Совсем без SQL’ные базы данных
14 апреля 10 04:35

Шаг-за шагом объектные и безсхемные базы данных превращаются из экзотики в нечто общепринятое.

На nosql-database.org обнаружилась большая подборка ссылок и материалов по этой теме.

Лично я нашёл там для себя много нового и теперь знаю какие есть альтернативы уже используемого мной MongoDB.

На мой взгляд самые интересные это:

Но, в принципе, это интересная тенденция. Даже глаза разбегаются что лучше выбрать и использовать.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Вопрос к юристам разбирающимся в требованиях 8-ФЗ к госсайтам
14 апреля 10 08:53

Мне лично во всём 8-ФЗ http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html не даёт покоя один пункт касающийся прав на доменные имена.

Конкретно, это статья 1, пункт 5
5. официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее – официальный сайт) – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Если я правильно его понимаю, то если права на доменное имя не принадлежат органу власти, то сайт не является официальным. Это уже не раз обсуждали.

Но есть ведь и другой взгляд на данную проблему – всякий ли домен права на который принадлежат органу власти является официальным?

К примеру, если права на домен, may9.ru принадлежат ФСО России (http://www.nic.ru/whois/?query=may9.ru), то является ли этот сайт официальным сайтом данного органа с точки зрения 8-ФЗ?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про рейтинги на Гослюдях.Ру
13 апреля 10 08:56

Кто-то наверняка уже обратил внимание что в последнии дни рейтинг читаемости и сводный рейтинг на Гослюдях.Ру показывали аномальные результаты.

У этого есть простое объяснение в виде того что информация о числе читателей блога перестала появлятся в данных предоставляемых поиском по блогам Яндекса (http://blogs.yandex.ru).

Конечно, хочеться надеяться что разработчики Яндекса исправят эту досадную ошибку, однако даже в этом случае существует открытытое API Livejournal посредством которого искомая информация была получена и применена в наших рейтингах. На сегодняшний день они вновь работают в с не меньшей точностью.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про сайт МинЭнерго, новости, Битрикс и скрытые возможности
13 апреля 10 02:11

Как многие заметили я часто пишу про то как хорошо жить когда можно подписаться на новости по RSS и как нехорошо когда нехорошие поставновщики задач по разработке сайтов забывают о том чтобы дать людям читать новости по подписке.

Меня эта тема волнует не просто так, а по той причине я подписан на новости большинства органов власти, на часть через RSS, часть через Скиур, но, хотя об этом знают не все, Скиур – это не единственный способ получать новости из веб-ресурсов.

Есть ещё и такой нюанс что многие CMS’ки идут с поддержкой RSS прямо в своей поставке и если даже на веб-странцах сайта ссылки на RSS канал нет, это ещё не значит что его нет совсем.

Приведу в пример сайт Министерства Энергетики нашей с Вами федерации. Всё бы в нём хорошо, но RSS канал, как Вы уже догадываетесь, на его страницах отсутствует. Но новости то получать хочеться! Конечно, можно воспользоваться Скиуром (http://www.skyur.ru) или сервисами вроде Page2RSS.
Но, нюанс в том что сайт Минэнерго сделан на Битриксе о чём можно быстро догадаться открыв любую его веб-страницу.
А у Bitrix’а есть та замечательная особенность что он отдаёт RSS канал по адресу /bitrix/rss.php и, в случае сайта Минэнерго, по ссылке www.minenergo.gov.ru/bitrix/rss.php – идёт трансляция всех новостей этого министерства.

В довесок к этому могу добавить что люди знающие внутреннее устройство Sharepoint’а умеют подписываться на обновления в разделах на публичных сайтах на нём сделанных.

Если кто-то знает схожие фичи в других CMS’ках – милости прошу к обсуждению.

А насчёт Министерства Энергетики я всё же надеюсь что RSS ленту они на главную страницу вынесут, а то как-то уж совсем некрасиво получается.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Мнение про статью на Слон.Ру о расходах на госсайты
12 апреля 10 04:02

На Слон.ру вышла статья с информацией о конкурсах на создание госсайтов (http://slon.ru/articles/350577/), про эту же статью уже написала Катерина Аксенова http://gov-gov.ru/?p=1451.

Учитывая что тема, как я вижу, животрепещущая то и я присоединюсь к её обсуждению.

Признаюсь честно отношение к этому материалу у меня двойственное, как хорошее, так и скептическое одновременно.
Объясню почему.

Для начала скажу спасибо коллективу Slon.ru за проделанную работу. Эту информацию невозможно анализировать каким либо образом кроме как вручную и немногие из тех кто этой темой занимаются публикуют результаты работы публично. То что такую работу начинают проводить, то что сами такие усилия предпринимаются – это шаг к открытости власти. Уточню – открытость создаёт не наличие информации публично, а наличие тех кто способен и желает с ней работать и это очень важно.

Теперь же почему я несколько скептичен относительно этих материалов.
Далее я опишу это тезисно:
1. Я могу точно сказать что эти данные неполны. Есть значительное число государственных сайтов разработка которых шла как часть более общих государственных контрактов и далеко не всегда такие контракты можно найти по ключевым словам «сайт» или «портал». Зачастую об их существовании можно узнать лишь зная их ссылку/домен или же детальным анализом конкурсной документации контрактов по информатизации.
2. Далеко не все разрабатываемые веб-ресурсы могут быть отражены в этом исследовании по следующим причинам.
– не все расходы в Российской федерации проходят по открытому бюджету, а о результатах
работ что проходит не по нему мы не узнаем.
– многие из государственных веб-сайтов, особенно в территориальных органах власти,
разрабатываются силами сотрудников данного ведомства со всеми вытекающими из этого
последствиями.
– в случае если контракт заключался у единственного источника, то публичной информации
о нём в сети быть не может – это не предусмотрено существующей нормативно-правовой
базой.
3. Различные контракты на создание веб-сайтов имеют разную структуру расходов. В частности в эту структуру могут входить:
– предварительная экспертиза и проектирование на соответствие российскому законодательству – 8-ФЗ, 94-ФЗ, постановлениям правительства, приказам Минэкономразвития
– закупка серверного и коммуникационного оборудования, в том числе для подключения к Интернет-каналу
– расходы на сопровождение оборудования
– закупку лицензионного ПО
– разработку веб-ресурса / множества веб-ресурсов
– техническое сопровождение в течении гарантийного срока
– информационное сопровождение в течении срока предусмотренного госконтрактом – внесение новой информации, публикация новостей и материалов.
– перенос информации из существующих информационных массивов, зачастую морально устаревших
– интеграция с существующими информационными системами.

В конкурсной документации и в госконтрактах, разумеется, всё написанное выше вовсе не структурировано, и прежде чем производить объективный анализ расходов.
Приведу конкретный пример. Предположим ведомство желает модернизировать свой официальный сайт – в случае если эта модернизация затронет лишь переделку его основного сайта, например, замену CMS и дизайна – это одна ситуация и одни расходы.
В случае же если это же ведомство – создаёт кроме своего сайта сразу же и сайты для всех своих подведомственных учреждений и территориальных управлений – это принципиально иная ситуация.
И, наконец, если у ведомство в рамках исполнения недавно принятых нормативно-правовых актов создаёт информационную систему с нуля или же делает фронтэнд над существующими банками информации – это совершенно иная третья ситуация.
А также приведу в пример портал ТакЗдорово.Ру где кроме разработки самого портала значительная (но неизвестная никому кроме заказчика и исполнителя) часть расходов пошла на рекламу сайта.

В любом случае, без методики сравнения, без формализации критериев сравнения – любые сравнения госконтрактов будут некорректны и уверен что большинство тех кто сталкивался с разработкой госсайтов мои слова подтвердят.


Как резюме, ещё раз скажу спасибо коллективу Слон.Ру за проделанную работу, однако надеюсь что при следующих обзорах они предпочтут более системный подход к этой проблеме чем тот что применялся в данной статье.

А лично меня куда более интересует не то сколько стоил веб-сайт, а то как он работает после его создания, соответствует ли он 8-ФЗ и прочим регулирующим документам и не только. Ведь если кто-то забыл 8-ФЗ http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html, напомню: 3. Надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про падение самолёта польской делегации и новостях на госсайтах
11 апреля 10 03:20

Те кто из вас читает Полит.Ру наверняка уже видели мой новый обзор информации на госсайтах по поводу ЧП в Смоленской области http://www.polit.ru/analytics/2010/04/11/gs.html. Те же кто ещё не читал могут прочитать его по ссылке или под катом в данном посте, а я тем временем чуть невормально расскажу о том как, почему именно так и зачем эти обзоры нужны.

Как это делается
После значимого события выдерживается пауза не менее 12 и не более 24 часов. За это время есть возможность понять где оно произошло и компетенций каких ведомств оно касается. После чего за компьютером, один за другим, просматриваются официальные сайты этих ведомств, снимается скриншот с каждого и в тексте обязательно фиксируется время когда этот скриншот был сделан. Зачем нужно фиксировать время? Цель исследования – беспристрастная оценка. В то же время ряд ведомств у нас практикуют публикацию новостей без точного указания времени или же публикуют новости задним числом. Фиксация времени в тексте позволяет точно определить факт наличия новости на официальном сайте именно в это время.

Почему именно так
Как я писал выше на многих из официальных сайтах информация публикуется задним числом и если рассматривать события прошедшие давно, то невозможно определить когда были опубликованы о них материалы – сразу же или через месяц. Только попадание в определённый промежуток времени может дать точную оценку.

Зачем
Лично я считаю официальный сайт – это, в первую очередь, лицо как самого ведомства, так и государства которое оно представляет. И дизайн это не единственное что нужно этому лицу, актуальность, полнота и удобство работы с информацией – имеют не меньшее значение. Равно как и соответствие российскому законодательству.
Так что будьте уверены что эти обзоры – это только начало очень интересной истории о которой Вы ещё не раз прочитаете в моём блоге.

Далее сама статья

Чтобы понять как наше с Вами государство, а точнее, его органы, присутствуют в Интернете и насколько ощутимо и осознано их присутствие, рассмотрим информацию, публикуемую на официальных сайтах органов государственной власти в день Чрезвычайных Происшествий – 10 апреля 2010 года – трагической гибели высших госчиновников Польши на территории РФ. (Первый обзор касался событий, связанных с взрывами в метро 29 марта 2010 года)



1. Сайт Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (www.sledcomproc.ru)


10 апреля на 22:31 (мск) на сайте Следственного комитета было четыре новости о ЧП.





На скриншоте видны эти новости.


Их перечень:



Однако узнать о них могли только те, кто целенаправлено пришёл на сайт, а вот те, кто подписан на RSS, доступную на сайте Следственного комитета (http://www.sledcomproc.ru/upload/iblock_rss_11.xml)   – этих новостей не увидели.


На скриншоте можно увидеть, как выглядели записи при просмотре RSS ленты через Opera Mail на 22:37 10 апреля.




Тем, кто ищет информацию на сайте Следственного комитета, будет сложно – потому что информация о времени публикации новости отсутствует, указывается только дата.



2. Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru)


На 22:40 на  сайте Генеральной  прокуратуры была лишь одна новость, посвящённая ЧП http://www.genproc.gov.ru/news/news-11707/


Эту новость можно увидеть верхней в списке новостей.





Как и на сайте Следственного комитета, здесь не указывается точное время публикации новости, поэтому в ситуации, когда пользователь срочно нуждается в информации, сайт пока не пригоден.


Нельзя также не отметить ошибки в RSS ленте на сайте Генпрокуратуры (http://www.genproc.gov.ru/rss.php)  -  вместо подробного текста новости вставлены куски из HTML создаваемых Microsoft Word.





Впрочем, по сравнению с другими веб-сайтами органов власти у сайта Генпрокуратуры хотя бы есть RSS лента.



3.  Сайт Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru)   


На сайте Минздравсоцразвития России на 22:58 10 апреля  каких-либо новостей о ЧП не наблюдалось.






4. Сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru)


На 23:00 10 апреля на сайте МЧС России новости о событии присутствовали и специальнно были выделены и заметны в разделе “ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ”.





Однако в RSS ленте новостей МЧС (http://www.mchs.gov.ru/bitrix/rss.php?LANG=ru&TYPE=pages&LIMIT=30&ID=news)  сведения об авиакатастрофе отсутствовали, что было несколько странно, учитывая что сайт МЧС является одним из наиболее оперативных среди органов власти.


Как оказалось, для чрезвычайных ситуаций в МЧС есть специальный RSS канал на сайте по адресу http://www.mchs.gov.ru/bitrix/rss.php?LANG=ru&TYPE=pages&LIMIT=30&ID=emergency  - куда попадают сообщения только о чрезвычайных проишествиях.


Хочется надеяться, что эту RSS ленту будет легче найти на сайте ведомства, чем сейчас.



5. Сайт Президента России (www.kremlin.ru)


На 23:23 10 апреля на сайте президента – множество материалов о трагических событиях.





В частности:



·         Новостные сообщения:



Также все, кто подписался на RSS каналы с сайта президента, могли оперативно получить ту же информацию, что размещена на его сайте  http://www.kremlin.ru/rss


Хочется отметить, что у всех новостей на сайте президента всегда указывается время публикации с точностью до минут , это позволяет следить за оперативностью пресс-службы и, конечно, собственно за постоянно обновляющейся информацией на сайте.



6. Сайты правительства России и Председателя правительства(www.government.ru и premier.gov.ru)    


В день события 10 апреля на 23:28 на сайте правительства – также множество материалов о ЧП.





Вышло распоряжение правительства N516-Р http://government.ru/gov/results/10175/


Опубликованы новости:




7. Сайт администрации Смоленской области (www.admin.smolensk.ru)


На 23:19 на сайте администрации Смоленской области – две новости о ЧП.




К сожалении RSS ленты для экспорта новостей на этом сайте нет, то есть узнать информацию могли лишь те, кто целенаправленно его посетил.


Стоит и здесь отметить часто повторяющуюся ситуацию на госсайтах –   отсутствует время публикации новостей.


8. Сайт следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Смоленской области (www.susk.ru)


В поисках новостей в 23:17 10 апреля был открыт сайт управления следственного комитета по Смоленской области. Однако там были лишь вчерашние новости и ничего о произошедшей трагедии.






9.  Сайт Министерства Транспорта Российской Федерации (www.mintrans.gov.ru)


Несмотря на то что глава Минтранса Игорь Левитин сегодня вылетал на место катастрофы (http://www.rian.ru/incidents/20100410/220437475.html)  - однако на сайте самого министерства это не нашло никакого отражения.





К великому сожалению, у сайта министерства транспорта нет ни RSS, ни множества других черт, присущих современным и удобным веб-сайтам, поэтому даже если новости появятся – нет возможности на них подписаться.



10.   Сайт федерального агенства воздушного транспорта (www.favt.ru)


На сайте Росавиации также не удалось найти никаких новостей о ЧП.





А из-за отсутствия экспорта новостей в RSS  - узнать их можно только периодически посещая сайт ведомства.



11.   Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации (www.mid.ru)   


10 апреля на 23:45 на сайте министерства иностранных дел – несколько новостей о ЧП. Но найти их было не так просто, поскольку главной новостью оставалось подписание Договора о СНВ.





Однако далее, заглянув в список новостей, можно найти два сообщения





Поскольку на сайте Министерства иностранных дел есть экспорт в RSS канал http://www.mid.ru/brp_4.nsf/news.rss , то подписавшиеся уже в 12:21 могли увидеть первое новостное сообщение.



12.   Сайт федерального космического агенства (www.roscosmos.ru)   


Из ведомств, деятельность которых никак не связана с событиями авиакатастрофы нельзя не отметить две публикации на сайте федерального космического агенства.


http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=10006 и http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=10005


А так выглядел сайт Роскосмоса 10 апреля на 23:38





Также новости о событии можно было прочитать в RSS ленте ведомства http://www.roscosmos.ru/rss/news/



13.   Сайт прокуратуры Смоленской области (http://admin.smolensk.ru/~prokuratura67/)


На 23:55 10 апреля на сайте прокуратуры Смоленской области не было никакой информации о ЧП, но поражает то, что зато есть новости на будущее -  12 апреля.





RSS канал для подписки на новости – отсутствует.



Резюме


Подведя итоги этого краткого исследования, в очередной раз хочется отметить оперативность и удобство работы с информацией, поступающей от пресс-служб президента и правительства, а также об оперативности информации, публикуемой на сайте МЧС России.


Также нельзя не отметить недостаточное информационное присутствие со стороны Министерства Транспорта России и Росавиации, где никакой информации о ЧП не появилось.


Из региональных органов власти новости о ЧП появились только на сайте администрации Смоленской области, но никаких новостей на сайтах управлений прокуратуры и следственного комитета не было.


Во многих случаях до сих пор поражает нетехнологичность государственных сайтов, где бывает сложно найти актуальную информацию, где нельзя получать её по подписке. Особенно это характерно для сайтов территориальных управлений органов власти.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Техническое: Про ускорение RSS и протоколы SUP и PubSubHub
11 апреля 10 12:12

На TechCrunch почти год назад была пара интересных статей RSS is dying и Speeding up RSS.

В первой рассказывается про то как Twitter вытесняет RSS из повседневного использования, а вторая про протоколы PubSubHub и SUP.

PubSubHub – это инициатива Брэда Фицпатрика с открытой спецификаций и открытым исходным кодом http://code.google.com/p/pubsubhubbub/. Где главная идея в том создатели RSS лент регистрируют их на одном из PubSubHub сервисов и далее пингуют сервисы при обновлении своих лент, а хабы мультикастом распространяют контент по всем подписчикам. Конечно, в такой схеме нужно чтобы клиент мог принимать новые сообщения и такие клиенты появляются, их список можно посмотреть здесь – http://code.google.com/p/pubsubhubbub/wiki/SubscriberClients
Однако изменения нужны, и на сервере, и на клиенте, и необходим внешний сервис.

SUP (Simple Update Protocol) – это протокол разработанный для FriendFeed. Также с открытой спецификацией и исходным кодом доступными здесь http://code.google.com/p/simpleupdateprotocol/
Он очень просто устроен и отличается тем что никак не специфицирует работу клиентов, а описывает механизм публикации при котором в новостные ленты сайта добавляются указания на ленту SUP где с заданной периодичностью указываются те новостные ленты где произошли изменения. Тем самым, в случае если с одного ресурса извлекается более одной RSS ленты, то число обращений можно существенно ограничить. А также за счёт того что в заголовках HTTP ответов указывается текущий статус RSS ленты, то и существенно сократить число выгрузок лент.

Лично мне оба подхода в равной степени нравятся/не нравятся. На мой взгляд они вполне равновесны.
Однако они не решают другой большой и сложной задачи которая заключается в том что же делать когда вероятность что разработчики сайтов добавят поддержку одного из протоколов очень невлика. И это, в общем-то, обыденная ситуация если вспомнить что не все сайты до сих пор поддерживают технологию RSS. А если говорить про наиболее интересующую меня категорию веб-сайтов, то до 80% из них RSS не отдают.

И вот вопрос как быть в этом случае?
Свои размышления по этому поводу я собрал в виде нескольких тезисов:
1. В зависимости от характера решаемых задач подход может быть различным. Главный критерий здесь – ожидаемый интервал оперативности в получении новостной информации и это может определять стратегии сбора информации. К примеру, если новости собранные за сутки используются лишь для дайджеста
2. У подавляющего числа RSS лент есть свои «временные паттерны». Которые можно охарактеризовать как периоды времени активности в данной RSS ленте. В большинстве случаев эти временные паттерны напрямую завязаны на суточный цикл дня и ночи привязанный к источнику этих данных и недельный/календарный цикл с учётом падения активности в выходные и праздничные дни. Разумеется в случаях когда речь идёт «естественных» новостных лентах формируемых людьми, а не ботами. При выявлении характеристик этих циклов могут быть определены интервалы опроса источников информации. Это может позволить соблюсти баланс между использованием ресурсов и частотой обновления.
3. Некоторые сервера честно возвращают даты фактического обновления в «Last Modified», некоторые отдают заголовок «ETag» и чаще отдают информацию о размере страницы/ленты. При наличии этой информации её можно использовать для сокращения числа GET запросов. Правда, при этом сразу возникают другие особенности – в том необходимо убедится в том что информация в заголовках от сервера корректна. Например, несколько раз я сталкивался с тем что возвращалось неверное значение ETag, в том что «Last Modified» возвращает корректные значения также необходимо убеждаться, равно как и есть определённые риски в использовании «Content-Length» для принятия решения об обновлении или необновлении RSS ленты.

Минусы этих подходов – необходимости предварительного сбора накопления информации перед тем как выбирать правильную стратегию опроса RSS лент. И, конечно, универсальным решением это не является, в отличии от SUP’а и PubSubHub. Правда, подозреваю что до тех пор пока разработчики CMS не начнут включать поддержку одного из них в свои продукты по умолчанию, на большинстве сайтов мы их так и не увидим.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Российский e-Gov. Малоизвестные факты. Часть 2
07 апреля 10 10:37

Для тех кто пропустил первую часть её можно прочитать по ссылке тут.

На сей раз будет продолжение и очередная подборка малоизвестных фактов.
На сей раз в основном эта подборка будет касаться государственных веб-сайтов:

  • На значительном числе госсайтов, десятках если не сотнях установлены счетчики Google Analytics. Многие из этих сайтов принадлежат федеральным органам власти. Например, сайты Минсельхоза www.mcx.ru и Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru)
  • Нет ни одного нормативного документа регулирующего отслеживание посетителей государственных сайтов и сайтов разработанных на государственные средства.
  • На сайте Россельхознадзора уже длительное время висит предложение разместить на нём рекламу и адрес по которому узнать больше информации. Чтобы увидеть его загляните на http://www.fsvps.ru и посмотрите на раздел в левой части главной веб-страницы сразу под контактной информацией. Видимо совсем туго у Россельхознадзора с финансированием и, на месте представителей Минфина, я бы обратитил на сей злополучный факт.
  • На сайте администрации Смоленской области admin.smolensk.ru в футере главной страницы целый фейрверк счётчиков и баннер сервиса OnlineExchange который там явно поставлен по партнёрской программе. Я так понимаю в Смоленской области тоже большие проблемы с финансированием раз приходится прибегать к таким мерам.
  • На сайте Президента нашей с Вами федерации (www.kremlin.ru) стоит счётчик TNS. Незнаю зачем ему это нужно, но если Вы считаете что ему – это ненужно, то напишите ему об этом в его блоге.
  • Есть как минимум 5 официальных сайтов органов государственной власти сделанных на Wordpress.
  • Самые популярные CMS из тех которые можно определить по внешним признакам в государственном Веб’е – это Joomla и Bitrix. Можно также упомянуть Sharepoint, но его массовость обусловлена лишь тем что на его одной инсталляции работают все территориальные управления Росстата.
  • Сайт департамента финансов Смоленской области один такой в своём роде – не поленитесь, загляните, пощёлкайте на ссылки http://www.finsmol.ru
  • Сайт Я Помню (http://www.iremember.ru/) создан при финансовой поддержке Роспечати что, однако, не мешает ему показывать баннеры сайта «Весёлый роджер» и размещать SEO-ссылки. Могу лишь предположить что поддержки Роспечати явно маловато.
  • Тульская областная дума один из очень немногих органов государственной власти имеющих на своём официальном сайте раздел «Статус сайта» (http://www.tulaoblduma.ru/duma/status_saita/) и документа положения о сайте и о доменном имени.
  • Блог законодательного собрания Краснодарского края находится тут http://www.kubzsk.ru/speach/. Он ещё не попал в Антирейтинг на Гослюдях, поскольку блог антинечеловеческий, но очень туда просится.
  • Краснодарский край единственный из всех известным мне субъектов нашей с Вами федерации в котором существует «Департамент по финансовому оздоровлению Краснодарского края». Убедится в этом можно здесь (http://dfokk.ru)
  • Кстати сайт этого самого департамента работает ни на чём ином как Битрикс.Госпортал. Сайтов на этом движке пока ещё не так много – лично я видел всего штуки 3, но постепенно их число растёт.

Это была, конечно, не последняя подборка. Будут ещё всякие факты, обязательно будут.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ещё один блог губернатора. Блог Анатолия Бровко в ЖЖ
06 апреля 10 06:50

Для тех кто не знает Анатолий Бровко – это глава администрации Волгоградской области и теперь он завёл свой блог в ЖЖ http://anatoliy-brovko.livejournal.com/ причём блог точно не фэйк так как на сайте администрации об этом появилось соответствующее сообщение – http://www.volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://97d19eb22efa233d4b4a0bfa035a511e

Во первых – ура, ура! Это первый госблоггер исключённый из Антирейтинга на Гослюдях.Ру. Исключённый поскольку в ЖЖшном блоге и с комментированием и с RSS подписками проблем нет – это очень важно. Теперь мы можем транслировать этот правильный блог в Гослюдях и транслируем тут – http://www.goslyudi.ru/blog/abrovko/

Один из последних его постов про госзакупки особенно интересен. Я пока ещё не откомментировал, но думаю что желающие найдутся.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Официальный сайт Росрыболовства на Sharepoint??
01 апреля 10 10:30

Я тут на днях заглянул на сайт Росрыболовства – fish.gov.ru и, вначале взгляда на веб-страницы хватило чтобы закрались подозрения – старницы назывались:

http://fish.gov.ru/Pages/Default.aspx

http://fish.gov.ru/terr/DocLib/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5.aspx

и так далее все остальные.
А заглянув в HTML одной из страниц всё стало на свои места.

_Официальный сайт_ Росрыболовства целиком и полностью сделан на Sharepoint’е. Причём ещё в ноябре 2009 года у Росрыболовства был приказ о закупке Sharepoint 2007 Internet Russian – вот он (http://89.107.122.151/bpa/bpa_doc.asp?KL=6927&TDoc=54&nb=0), но тогда он у меня не вызвал подозрений что Sharepoint используют таким вот образом.

Честно говоря – я в недоумении. Я конечно знаю что Sharepoint используется на офсайтах территориальных управлений Росстата и оф. сайте Красноярска, но использовать его на оф. сайте федерального органа исполнительной власти _некузяво_.

К тому же конкретно сайт Росрыболовства выглядит как сделанный на коленке. Вместо постраничной публикации видно что страницы в рубриках – это просто HTML файлы загруженные в Библиотеки документов.

Лично я главным недостатком Sharepoint’а считаю то что из него «торчит» гораздо больше возможностей чем об этом знают редактора. Например, даже если на страницы списков библиотек документов нет ссылок, то если только специальные меры не предпринимаются – они доступны. Там можно как минимум – экспортировать списки в RSS ленты. Это даже полезная фича – с портала на Sharepoint’е можно тянуть новости через RSS, но вообще это неправильно – не должно быть чего-то неочевидного.

А что Вы думаете насчёт использования Sharepoint’а в качестве портала органа государственной власти?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Tags

Archives

Syndication