Июль 2010 - Posts

Исследование коммерческого использования открытых данных в Евросоюзе
30 июля 10 10:07

В Евросоюзе инициировали исследование на то как коммерческие использование открытых данных создаёт общественное благо – помогает людям, создаёт новые продукты и так далее.

Подробнее можно почитать здесь – http://radar.oreilly.com/2010/06/european-union-starts-project.html и в блоге Марко Фиоретти  http://stop.zona-m.net/node/175 который, собственно, этим исследованием занимается.

Результаты будет почитать весьма интересно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Госзакупки – две разные статьи
30 июля 10 09:59

Про новый сайт ГосЗакупок в Маркере – http://www.marker.ru/news/1465

И про реальную ситуацию того как и что происходит в госзаказе – http://www.rg.ru/2010/07/29/zakon.html

Советую почитать обе статьи чтобы что и почему происходит и кто на каких позициях находится.

Обратите что в Российской газете (официальном издании!) идёт критика 94-ФЗ. Правда, пока особо надеяться не на что – критикуют давно, результат не пробивается.

Лично я про 94-ФЗ уже и так много писал, так что комментировать просто нехочу. Вообще после введения аукционов на строительство как то стало уж противно происходящее.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Legislation.gov.uk – законодательство Великобритании по новому
29 июля 10 03:26

Национальные архивы Великобритании запустили новый проект по раскрытию информации о законодательстве своей страны. Теперь на портале http://www.legislation.gov.uk можно не только найти документы, но и историю их изменений и слушаний. У каждого документа и даже у каждого пункта документа есть своя уникальная ссылка на которую можно сослаться.

Сухая часть текста закончилась, начался человеческий язык.

На мой взгляд всем кто хочет познать радость законодательства на этот ресурс сходить и покопаться стоит обязательно. Уж больно много там интересных фишек которые ещё и к месту прикручены.

Например, они сделали таймлайны изменений в законы. Можно посмотреть пример тут – http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/29/section/1?timeline=true

Каждый документ вываливается не огромным текстам, а вначале только в виде заголовков пунктов, каждый из которых можно раскрыть.

К каждому пункту подробные аннотации как именно, где именно, когда и каким документом эта часть текста менялась.

На информацию о новых принятых законах можно подписаться по RSS/ATOM.

Вообще, для полного счастья нехватает только интеграции с Linked Data.

В России, кстати, тоже есть два важных проекта по раскрытию законодательства. Это ГРСПА http://pravo.fso.gov.ru/ от ФСО и Нормативные правовые акты Российской Федерации http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/index.php от Минюста.

Информации в наших системах гораздо больше, но вот с систематизацией и визуализацией. Прямо скажем, не ахти.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Сервисы извлечения информации о веб-сайтах
29 июля 10 10:58

В последнее время всё больше появляется сервисов по извлечению информации из веб-сайтов. Например, сравнительно давно существует BuiltWith и недавно появился W3Tech.com.

Оба позволяют увидеть о сайте много всего интересного типа какие счетчики используются, какие технологии используются и какая CMS применяется.

BuiltWith мне нравится чуть больше, но, если говорить начистоту, то оба эти сервиса устроены крайне просто. Есть ограниченный пополняемый список правил для идентификации и классификации тех или иных возможностей на сайтах заложенных.

Правда эти сервисы позволяют анализировать тренды в технологиях, их распространённость и так далее.

Однако, поскольку Рунет не так велик, по сравнению с не-русскоязычной частью Интернета, то оказывается что технологии применяемые тут там не отражаются.

Например, данные о сайте Российской Газеты в обоих сервисах – http://w3techs.com/sites/info/rg.ru и http://builtwith.com/rg.ru. BuiltWith подробнее, но вообще Российской специфики маловато.

Или вот посмотрим Roem.ru – http://builtwith.com/roem.ru и http://w3techs.com/sites/info/roem.ru. Тут информации побольше, но, опять же Российской специфики мало.

Я, честно говоря, в своё время тоже интересовался этой же темой. Однако у меня цели были несколько иные – набивка базы массой вспомогательных метрик для улучшения различных алгоритмов обработки веб-страниц. Но промежуточный результат примерно такой же как в сервисах выше – извлечение массы признаков по группе правил, всего этих правил около 500. Этот механизм уже 1.5 года существует как веб-сервис и этот сервис использовался в ГосСети (www.govweb.ru) для сбора технологий на сайтах.

Сейчас у него есть простенький веб-интерфейс, http://data.skyur.ru в котором можно посмотреть как это работает на практике. Тем кому интересно могут посмотреть там те же сайты http://data.skyur.ru/?host=www.rg.ru и http://data.skyur.ru/?host=www.roem.ru или вот http://data.skyur.ru/?host=www.opennet.ru.

Но, в общем-то, это демка. Так что визуально всё без изысков. А вот стоит ли делать доступным веб-сервис пока не решил.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under: ,
LiWA: Живые веб-архивы
26 июля 10 09:51

Оказывается ещё в 2007 году Евросоюзе запустили проект LiWA: Living Web Archives (http://liwa-project.eu) в рамках которого нацелились на разработку технологий архивации веб-сайтов. Что, в общем-то, логично электронных документов, в том числе публикуемых онлайн, сейчас становится больше чем  бумажных.

Готовых продуктов я там не увидел, зато есть масса исследований разной степени полезности. От анализа изменений в терминологии при работе с архивными документами, до непосредственно презентации LiWA. Загляните в раздел Публикации, может быть и найдёте что-то стоящее.

Однако я хочу обратить внимание на следующее:

1. Как пример того как делаются НИР в рамках одной темы: участвуют только университеты, никакого госзаказа, а только гранты, публичность результатов, обязательное участие в отраслевых мероприятиях и даже видеозаписи лекций и презентаций результатов.

2. Важна изначальная цель – архивация именно веб-сайтов. Кстати, найдёт ли кто-нибудь в России требования к долгосрочному электронному хранению документов и обязательному сохранению архивов? Не думаю. А вот ряд законов где явно прописан ограниченный срок хранения документов и отсутствуют какие-либо требования по архивации после этого срока имеются.

А вот если бы до/вместо Национальной Поисковой системы построили бы Национальную Архивную систему  - была бы совсем другая история. Был бы огромный массив информации, по которому и искать было бы не стыдно. Конечно, нужен не только он, но что нужен безусловно.

И, конечно, у этой темы есть и коммерческое развитие. Например, PageFreezer (http://pagefreezer.com/) и WebsiteArchive (http://www.website-archive.com)

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Интересное из Системного проекта
21 июля 10 04:38

Сам системный проект можно скачать тут

А я там нашёл вот такой интересный раздел.

Выделения жирным мои.

Системные меры

  1. Увязка процессов создания и регистрации государственных ИС с процессами бюджетного планирования и исполнения бюджета.
  2. Оптимизация межбюджетных трансфертов по предоставлению государственных услуг в электронном виде в рамках реализации переданных на реализацию федеральных полномочий.
  3. Нормативное закрепление жизненного цикла информационных систем электронного правительства. Закрепление типов государственных контрактов на разработку и внедрение ИС, находящихся на разных жизненных этапах с учетом перехода на федеральную контрактную систему.
  4. Внедрение единого порядка координации государственных закупок в сфере ИКТ, включающего единую методологию установления начальной цены государственного контракта на основе нормативов и/или лучших практик, а также систему контроля и мониторинга эффективности работы государственного заказчика.
  5. Ограничение расходов на разработку и внедрение ИС, связанных с поддержкой обеспечивающих функций органов государственной власти. Переход на свободное программное обеспечение для реализации обеспечивающих функций и в части общесистемного программного обеспечения.
  6. Переход к исключительно программно-целевому принципу управления расходами на создание ИС

Говорят что писали системный проект кто-то из АНХ и ГУ ВШЭ однако организации эти большие и не они авторы, а люди.

А документ почитайте – там много любопытного.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

И кенийцы тоже: opendata.go.ke
21 июля 10 10:42

На EPSIPlatform сообщают что Кенийское правительство запустило портал по общественно значимой информации (Public Sector Information) или, проще говоря, портал по открытым данным. Посмотреть сам портал можно по ссылке – http://www.opendata.go.ke/

Портал сделан на Joomla и до полноценного портала по открытым данным всё ещё далёк, поскольку ничего кроме нескольких документов в XLS и PDF форматах там нет. Например, у них уже есть раздел со списоками всех кенийских школ http://www.opendata.go.ke/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=54&Itemid=56

Правда проект всё ещё в стадии беты, так что ждём развития.

Жаль, конечно, что они не стали использовать один из имеющихся публичных движков вроде того что делали в Sunlight labs как National Data Catalog или же CKAN. Впрочем это именно что портал PSI, а там кроме датасетов ещё и публикуют разные нормативные документы как использовать информацию.

А я вот думаю что data.gov.ru обязательно появится. Если уж кенийцы смогли то.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ещё о госрасходах с точки зрения распределения поставщиков
20 июля 10 03:25

Я ранее приводил цифры по структуре расходов в виде госконтрактов, а вот Вам цифры по структуре расходов по поставщикам.

- 1526 крупнейших поставщиков, 0.5% от общего числа, получили за последние 3 года госконтрактов на суммы более 500 млн. рублей каждый и в совокупности это более 62.6% от всех средств по госконтрактации

- 5265 поставщиков, 1.8% от общего числа, получили за последние 3 года госконтрактов на суммы в пределах от 100 до 500 млн. рублей каждый и в совокупности это более 18.6% от всех средств по госконтарктации

- 14 585 поставщиков, 5% от общего числа, получили за последние 3 года госконтрактов на суммы в пределах от 20 до 100 млн. рублей каждый и в совокупности это более 10.5% от всех средств по госконтарктации

- 94 917 поставщиков, 32.6% от общего числа, получили за последние 3 года госконтрактов на суммы в пределах от 1 до 20 млн. рублей каждый и в совокупности это более 7.3% от всех средств по госконтарктации

- 175 009 поставщиков, 60.1% от общего числа, получили за последние 3 года госконтрактов на суммы в пределах от 0 до 1 млн. рублей каждый и в совокупности это более 0.9% от всех средств по госконтарктации

Вот такие дела. К цифрам, конечно, нехватает графиков. Ну да они ещё появятся/

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

НЕ Справочно-аналитическая информация о тарифах
20 июля 10 11:16

Сравнительно недавно в ФСТ России обновили свой сайт. Сайт, возможно, даже стал лучше – хотя на мой взгляд, с точки зрения навигации и удобства и прошлый был неплох.

Однако, самя интересная информация – это аналитика. Особенно если есть возможность поработать с  машиночитаемыми данными. Загрузить в Excel или инструменты помощнее. Покрутить, посмотреть, нарисовать и интегрировать.

А теперь смотрим раздел Справочно-аналитической информации на сайте ФСТ России http://www.fstrf.ru/tariffs/analit_info. Ага, ага – одни только графики. Ах, нет, есть два файла екселевского формата тут – http://www.fstrf.ru/tariffs/analit_info/7, остальное же совершенно ни к чему не пригодно. Да и эти файлы не для машинной обработки делались, чувствуется.

И в презентацию не вставишь, и красивые графики не построишь, и вообще – некрасиво получается. Предположим что это безграмотность при публикации информации, а не то что им есть что скрывать, но всё равно неприятно.

Зато департамент топлива, энергетики и тарифов Ярославской области в разделе «Стандарты раскрытия ОКК» http://www.adm.yar.ru/rek/stand_okk.html публикует в форматах Excel информацию о хозяйственной деятельности организаций предоставляющих услуги по теплоснабжению, водоснабжению, уборке ТБО и так далее. Согласно всё тому же постановлению правительства РФ N1140 от 30 декабря 2009 года. При этом сайт у Ярославского департамента совсем никакой, но данные практически машиночитаемые – и это главное.

И это Вам не служба тарифов республики Коми о которой я уже писал и которые всё публикуют в виде сканированных PDF’ов.

Что и говорить – почувствуйте разницу.

Как вы, я думаю, уже догадались – мониторинг тарифов в выбранных регионах – это отличная тема для множества гражданских проектов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Моя презентация с RuCamp 2010
19 июля 10 09:12
Сделаем Россию своими руками</p>
View more presentations from ivbeg.
А также её можно скачать тут russia_handmade
Сознаюсь я не мастер рисовать презентации в Powerpoint’е и крутить-вертеть данные умею лучше чем крутить-вертеть слайды однако надеюсь и это будет Вам интересно.
Конструктивная критика всегда приветствуется.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

OpenStack: облако на открытом коде и открытых стандартах
19 июля 10 08:07

Сегодня увидел в ракспейсовской рассылке крайне интересную штуку – OpenStack http://www.openstack.org который продвигают NASA и Rackspace вместе. Кроме того весь софт открытый и под Apache License 2.0

Пишут что сделано всё на Python с Tornado и Twisted и AMPQ. Обещают первую версию к середине октября, а пока можно взять код на Лаунчпаде https://launchpad.net/openstack

Выглядит весьма интересно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under: ,
Немного о структурах расходов государственных учреждений
19 июля 10 05:53

Возьмём, к примеру, структуру государственных расходов за июнь 2010 года.

Всего заключено 34 175 контрактов на сумму в 105 055 714 134 рублей и из них:

- 52 контракта, 0.015% от общего числа, заключено на сумму более 300 млн. рублей и в совокупности они составляют 46 750 052 313 рублей или 44.5% от всей суммы

- 206 контрактов, 0.6% от общего числа, заключено на сумму от 50 до 300 млн рублей и в совокупности они составляют 22 671 913 986 рублей или 21.6% от всей суммы

- 1 283 контрактов, 3.76% от общего числа, заключено на сумму от 5 до 50 млн. рублей и в совокупности они составляют 18 541 688 806 рублей или 17.6% от всей суммы

- 7 173 контрактов, 21% от общего числа, заключено на сумму от 500 тыс. до 5 млн. рублей и в совокупности они составляют 11 926 760 758 рублей или 11.4% от всей суммы

- 25 513 контрактов, 75% от общего числа, заключено на сумму менее 500 тыс. рублей и в совокупности составляют 5 165 298 268 рублей или 4,92% от всей суммы.

Если переводить в более наглядную форму то получится так:

- 44.5% средств приходится на 0.015% всех госконтрактов

-66% средств приходится на 0.62% всех госконтрактов

- на 75% госконтрактов приходится всего лишь 4,92% всех госсредств

- на 96% госконтрактов приходится всего лишь 16.3% всех госсредств

Какой из этого напрашивается вывод?

Исчерпывающая публичность информации по минимуму госконтрактов позволит обществу знать куда идёт две трети всех госрасходов по госзакупкам.

При этом публичность включала бы:

- обязательную многоэтапность конкурсных процедур

- публикацию всех заявок участников (да в общем случае это нехорошо, но начиная с определённых сумм – необходимо)

- наличие представителей некоммерческих организаций в конкурсных комиссиях, например, от общественной палаты. Как альтернатива, от Счетной Палаты, Совета Федерации или Госдумы.

- обязательная рассылка в бумажные и электронные СМИ извещений проведении закупок согласно утверждённому и публичному реестру СМИ;

- видеозапись голосования вскрытия и голосования конкурсной комиссии с публикацией онлайн;

- автоматическая отправка уведомления в ФАС России, Счетную Палату и Генпрокуратуру о всех случаях когда на конкурс или аукцион подаётся только один участник. То есть аукцион или конкурс не состоялся

- публикация актов по результатам приёмки работ.

И конечно, всё это в той форме чтобы с этой информацией было бы удобно работать.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Идеи/названия для книжек
19 июля 10 03:19

Чем дальше тем больше я убеждаюсь что темам вокруг электронного государства и государства вообще нехватает юмора. Причём юмора разного от смешного для всех, до понимаемого профессионалами.

Надо это восполнять – частушками там, фельетонами, байками, комиксами и мультипликационными лентами. Чтобы небыло скучно и вообще.

И вот думая над этими вселенскими вопросами мне пришли в голову масса идей для книжек которые можно было бы написать и которые бы весьма неплохо расходились.

Итак, идеи – названия книг. Пользоваться и издавать их можно без каких-либо ограничений:

  • Государственный бюджет для самых маленьких.
  • Проверка Счетной Палаты. Инструкция по выживанию.
  • 1001 и один способ гарантированного сокрытия информации от граждан.
  • Как перестать беспокоиться и полюбить российскую прокуратуру.
  • Электронные аукционы в комиксах.
  • Национальная поисковая система и другие способы строительства датацентров на 10 тысяч серверов
  • Государственные закупки для идиотов
  • Весёлые истории сайта ГосУслуг
  • Карта-планшет по ориентированию на сайте Министерства обороны (подарочное издание, 300 страниц, кожаный переплёт)
  • Разрабатываем стратегию пищеэффективности своими руками. Руководство для учителей младших классов
  • Клянчим деньги у Минфина. Серия «Лучшие практики»

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Впечатления от Рукэмпа 2010
19 июля 10 02:51

Итак, завершился RuCamp – интереснейшее ежегодное мероприятие, в этом году посвящённое будущему.

Огромное спасибо организаторам и участникам. Людей было ровно столько чтобы можно было свободно общаться – не толпы и не единицы, но все заинтересованные.

Так получилось что львиную долю времени я провёл на секции «Государство Завтра» и про неё и расскажу.

Вначале какие интересные идеи поднимались на секции:

- Отправка всех обращений граждан в органы власти через прокуратуру. Тем самым у органов власти резко снизится мотивация на то чтобы игнорировать эти самые запросы.

- Ведение всех следственных документов в электронной форме и обязательная их отправка в центральный репозитарий. Так чтобы у следователей не возникало соблазнов «править дела» в нужную сторону.

- Зомбирование 2.0. Как правильно организовать зомбирование населения для достижения всеобщего счастья

- Бюджет 2.0. Как сделать бюджеты страны, регионов и местных властей понятными и наглядными.

- e-Власть – комплекс систем и мер по влиянию общества на государство в онлайне.

- ФЦП 2.0. Гражданский мониторинг целевых программ.

Конечно же было много интересных докладов.

- Виктор Гриднев рассказывал про госуслуги, их проблемы, особенности нашего государства – весьма доходчиво и понятно

- Сергей Холкин рассказывал про проект ГосБук (www.gosbook.ru) где эксперты в онлайне общаются с чиновниками и прочими государственными лицами.

- Я рассказывал про проекты РосГосЗатраты, Государственная сеть, OpenGovData.ru и то для чего они все создавались – изменения России своими руками.

- Александр Пироженко, руководитель Департамента конкуренции Минэкономразвития рассказал о конкуренции. Большой ему респект за выступление о конкуренции и шоу с боксёрами, правда, я думаю что будь это не боксёры, а боксёрки – впечатление было бы совсем незабываемым, но вообще очень даже неплохо.

- Константин Бакулев, 18-числа рассказывал про «Государство как платформу» и почему нужны открытые данные. В тот же день я экспромтом рассказал о том как формируется и исполняется российский бюджет, как мониторить госрасходы и вводить гражданский контроль в ФЦП.

Я упустил несколько выступлений – Алексея Бунькова из Минкомсвязи, Ивана Ниненко из проекта «Госуслуги. Аскджорнал» и Алены Поповой, надеюсь они ещё будут доступны в виде видео. Выступление Алены уже доступно на YouTube тут http://www.youtube.com/watch?v=XKUOW76m2Ik&feature=related и тут http://www.youtube.com/watch?v=7F4kICVE43E&feature=related

А про бюджет 2.0 видео есть. Рассказываю я без подготовки, в общем слушайте и смотрите:

И о погоде. Было жарко, но не смертельно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Как бы я административно мешал появлению госпоисковика (будь я черным властелином)
19 июля 10 01:03

Почему-то, народная молва считает что Черный Властелин может быть только один-единственный и только. А ведь это совсем не так! В этой заметке будет небольшой брейншторм о том как бы я административно препятствовал созданию госпоисковика (будь я черным властелином, есс-сно).

Итак, такова была бы последовательность моих гадких действий:

1. Через Федеральную антимонопольную службу поднял бы вопрос и провёл бы исследование нет ли нарушения закона о конкуренции при выходе государства «с нуля» на уже сформировавшийся коммерческий рынок.

2. Через третьих лиц подбросил бы идею по приданию проекту статуса «партийного» тем самым накалив отношение к проекту со стороны части общества и СМИ, а также отвадив от него технических специалистов противоположных политических взглядов.

3. Через ключевых лоббистов в Государственной думе и, возможно, ряда силовых министерств организовал бы ряд публичных выступлений об экономии средств в кризисный период и, как альтернатива НПС, усиление государственного регулирования поисковых систем и придания статуса «существенного оператора поисковой системы» организациям чьи системы имеют долю поисковых запросов, например, не менее 20% с приданием им особого статуса.

4. Посредством одной или нескольких некоммерческих организаций в области исследований и регулирования Рунета обеспечил бы скоординированные усилия игроков рынка Интернет- поиска в виде обращений к президенту, обращений в ФАС России, проведения опросов общественного мнения, сбора мнений экспертов и участников рынка о данной инициативе.

5. Через третьих лиц обеспечил бы появление нескольких (или множества) экспертных публикаций ставящих под сомнение целесообразность выделения средств на НПС, непрозрачность их расходования, недостаточность средств для построения решения адекватного существующему рынку и отсутствие детальной проработки у концепции НПС. А также появление публикаций с детальным анализом мировой практики создания НПС.

6.Через третьих лиц обеспечил бы появление множества статей в СМИ со ссылкой на экспертные публикации с разной степенью конструктивности, накала и критики.

7. Через третьих лиц инициировал бы ряд статей в стиле «Как снести поиск от НПС и вернуть Яндекс» с подробными инструкциями, файлами правки реестра в 1 клик, расширениями для Firefox’а, IE и Google Chrome.

8. Как только вышел бы первый прототип НПС – через третьих лиц подключил бы некоммерческие организации по регулированию интернета к тому чтобы проверить НПС на наличие в поисковом индексе каких-либо сомнительных материалов с публичной публикацией результатов исследований.


Конечно, конечно, чёрных властелинов не существует (злобный закадровый смех), а светлая идея Национальной поисковой системы помрёт сама собой. Без какой-либо помощи. Наверное.

А оригинал на Роем’е - http://roem.ru/2010/07/19/begtin_pro_nps/

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про госсайты и госрасходы (мои комментарии в передаче Точка)
19 июля 10 12:44

Чуть позже напишу про RuCamp

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

&laquo;Название информации&raquo; или Проект приказа на доступ к информации Росохранкультуры
17 июля 10 09:25

На сайте Министерства Культуры появился документ http://mkrf.ru/documentations/3974/detail.php?ID=88513 с двойным названием. В одном заголовке он выглядит как «Прект приказа «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства культуры Российской Федерации»», а в другом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства
в области охраны культурного наследия». Впрочем судя по тексту – касается он всё таки Росохранкультуры. К тому же тот же документ, но, почему-то, без приложений также там появился – http://www.rosohrancult.ru/documents/list.php?SECTION_ID=3958

Совершенно убойный 11 пункт положения звучащий так:

—-

11. Информация, предназначенные для размещения на Сайте, должна содержать:

название (заголовок) информации (не более 255 знаков с пробелами);

основной текст информации (методические и аналитические материалы, сообщения и т.д. в формате word, нормативные правовые акты в форматах: word или .pdf с указанием их вида, наименования государственного органа, принявшего акт, наименования акта, даты и номера его принятия (подписания), сведений о государственной регистрации в Минюсте России;

графические материалы (фотографии, графики, диаграммы, схемы, карты, рисунки и т.д.) в форматах .jpg или .gif отдельными файлами;

презентационные материалы (презентации, слайды и т.д.) в формате .ppt;

источник получения или официального опубликования (для информационных материалов сторонних организаций).

—-

1. Что это за такое – «Название информации» и «Основной текст информации» для меня загадка. Число трактовок здесь может быть столь разнообразным что выбор термина не может не удивлять. Но определённо авторы считают что «Информация» – это объект аналогичный документу или веб-странице. Чудеса.

2. Про форматы  .ppt или .pdf – это не названия форматов, а названия расширений файлов.

3. Про наличие даты публикации упомянуто только для нормативных правовых документов, а то есть во всех остальных случаях как-бы необязательно

И если посмотреть на следующий 12-й пункт, то можно найти ответ на вопрос как происходит публикация информации на госресурсах:

12. По окончании подготовки информации и до ее передачи в Орготдел для размещения на Сайте начальники структурных подразделений и руководители территориальных органов вправе направить подготовленную информацию:

на утверждение руководителю Росохранкультуры или его заместителю;

на экспертизу в Правовое управление Росохранкультуры (в т.ч. Спецотдел) на предмет возможности опубликования материалов на Сайте;

на согласование с руководителями других структурных подразделений.

13. Информация для размещения на Сайте сопровождается письмом (далее – сопроводительное письмо) на имя заместителя руководителя Росохранкультуры за подписью начальника структурного подразделения, руководителя территориального органа или их заместителей, в котором указываются:

перечень информации с указанием наименований прилагаемых файлов;

подтверждение об отсутствии конфиденциальной информации и сведений, содержащих государственную тайну, идентичности электронной копии и бумажного документа;

раздел (подраздел) Сайта, в который необходимо разместить представляемую информацию;

должность, фамилия, имя и отчество, контактный телефон ответственного сотрудника, подготовившего информацию.

В случае удаления информации с Сайта в сопроводительное письмо включается ее описание, позволяющее определить, о какой информации идет речь и в каком разделе (подразделе) Сайта она размещена.

В случае изменения информации на Сайте в сопроводительное письмо включаются ее описание, позволяющее определить, о какой информации идет речь и в каком разделе (подразделе) Сайта она размещена, описание требуемых изменений или новая информация, подлежащая размещению на Сайте взамен изменяемой.

Собственно вот и все ответы на вопросы почему же материалы на госсайтах публикуются с такими задержками и столь редко. А также почему реакция пресс-служб на какие-либо экстренные ситуации оказывается заторможенной. Всё просто – руководитель или зам. не утвердил, публиковать нельзя. Бюрократия на марше и одно бутылочное горлышко.

Интересно, мне одному представляется что здесь есть проблема с делегированием полномочий?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Расшифровка глума про Госпоисковик
17 июля 10 12:35

Поскольку мой глум на тему госпоисковика вызвал активное обсуждение в ЖЖ и массу комментариев в Госбуке, то я ощутил необходимость объяснить многое из там написанного уже без иронии и юмора.

Далее тезисно:

1. У Государства есть множество инструментов для продвижения НПС даже при сравнительно посредственной его технической реализации. Это как раз то что называется административный рычаг и его наличие может оказать медвежью услугу архитектурной и технической проработке НПС так как является альтернативой конкурентному продукту.

2. Практически, все эти административные меры могут быть поданы как «общественное благо» и вполне оправданы и даже адекватно восприняты. Но вместе они будут формировать именно необходимую для НПС среду.

3. Как многие заметили – эти административные меры требуют огромной организационной работы и даже если один из первых лиц явно поддержит НПС, политической воли на его продвижение может не хватить. Те кто сталкивался с тем как происходит какая-либо совместная деятельность федеральных органов власти поймут насколько им сложно действовать сообща, «не перетягивая друг у друга одеяла».

4. Почему не работают механизмы прямого регулирования рынка поисковых систем? Потому как административное давление на Гугл крайне ограничено если вообще возможно, а резкое ужесточение давления  на Яндекс, большая часть активов которого находятся в России,  в ситуации отсутствия приемлимых альтернатив приведёт к росту доли Гугла. А то есть из аудитория перетечёт от поисковика на который есть хоть какое-то влияние на тот на который влияния нет. Тем самым НПС и создаётся как «приемлимая альтернатива», но с очень высокой планкой качества – отъедать долю у лидера рынка.

5. В 2.5 годах на разработку и 3.3 миллиарда рублей есть тот недостаток что нет ответа на вопрос: «А что дальше?». На чём далее будет жить поисковик и как он будет финансироваться? Например, ни слова о контекстной рекламе в статье в Газете.ру я не увидел, может быть будет какой-то другой способ монетизации, тогда какой? И другой важный вопрос, а каковы будут эксплуатационные расходы на сопровождение НПС после разработки.

—-

Как резюме лично я предсказываю что, в лучшем случае, к концу 2012 года у НПС будет не более 15% всех поисковых запросов. В худшем случае финансирование проекта будет закрыто в середине 2011 года. Разумеется, если конечно его концепция, по сравнению, тем о чём писала Газета.Ру, не изменится принципиально.

P.S. У меня тут зреет ещё одна глумовая заметка – «Как бы я административно препятствовал госпоисковику (будь я черным властелином)». Вот думаю – стоит ли её сюда закинуть?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Метро-2
16 июля 10 02:22

Опытные инфодиггеры раскопали в РосГосЗатратах подтверждения существования Метро-2. Например, пишут об этом тут http://forum.mymetro.ru/index.php?showtopic=3039&st=600 и тут http://forum.qwerty.ru/index.php?showtopic=305432&st=930

Там есть все ссылки – интереснее их читать с интерпретациями.

Однако же, сколь много интересного скрывают данные.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Как бы я административно продвигал госпоисковик (будь я черным властелином)
15 июля 10 01:01

Эта заметка из серии «Что бы я делал будь я Черным властелином?» и будет посвящена тому чтобы я лично сделал и какие инструменты административного аппарата задействовал чтобы продвинуть «Национальную поисковую систему» (НПС).  О технических мерах или же о мерах по информационному наполнению сознательно не хочу ничего писать,а вот про орг.меры – фантазия уже работает.

Итак что бы я сделал:

1. Привлёк бы финансирование на ряд некоммерческих организаций занимающихся мониторингом наличия экстремизма, детской порнографии и иных антисоциальных явлений в сети. Результаты их исследований, направил бы в ГосДуму для введения  регулирования действий операторов поисковых машин и зафиксировал бы их ответственность законодательно.

2. Через Минкомсвязи провёл бы проект закона о «Гарантиях информационной доступности» в котором дал бы определения понятиям «поисковая система», «оператор поисковой системы», «поисковая выдача» и так далее и ввёл бы механизмы регулирования материалов поисковых систем через Роскомнадзор. Для чего также должны были бы быть внесены изменения в положения о Роскомнадзоре и сама служба существенно расширена.  А также закон должен закрепить особый статус «Национальной поисковой системы» как поисковой системы обеспечивающей данные минимальные гарантии информационной доступности.

3. Через Федеральную антимонопольную службу инициировал бы проведение исследований о применении антимонопольного законодательства в областях Интернет-рекламы и интернет-поиска. А также инициировал бы, через ту же службу, проверку того какая интернет служба ставится по умолчанию дистрибьютерами ПО и корпорацией Майкрософт. В дальнейшем введя регулирование схожее с требованиями Евросоюза по выбору браузера и поисковой системы при установке ОС.

4. Через Минэкономразвития ввёл бы требования к официальным сайтам органов власти, унитарных предприятий и бюджетных учреждений по гарантированному наличию полнотекстового поиска по страницам их официальных сайтов через национальную поисковую систему в случае отсутствия встроенных механизмов поиска.

5. Заложил бы совмещение национальной поисковой системы и почтовой системы на одном ресурсе и через Минкомсвязи провёл бы проект постановления правительства по обязательному использованию национальной почтовой системы всеми служащими ФОИВ.

6. Через Федеральную антимонопольную службу инициировал бы принятия новой редакции закона о рекламе регулирующем размещение интернет рекламы, включив требования по обязательной доле социальной рекламы в контекстной и баннерной рекламе. Тем самым создав инструмент влияния на основных игроков поискового рынка (де-факто рынка интернет рекламы) и имел бы возможность воздействия на них в случае необходимости.

7. Через Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минобрнауки ввёл бы требования по установке НПС как поисковой системы по умолчанию на всех компьютерах закупаемых за счёт средств федерального бюджета.

Не всё, конечно, и, конечно, всё это мои фантазии. Потому как в нашей стране не найдётся таких черных властелинов способных аккуратно сделать хотя бы треть написанного. И я тоже не один из них. Наверное (злорадный закадровый смех в стиле Доктор Зло).

Кстати, а как бы продвигали его Вы?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

&laquo;Государство. Завтра&raquo; на Rucamp&#8217;е
15 июля 10 10:00

В субботу-воскресение пройдёт одно из самых интересных мероприятий года под названием RuCamp где я буду выступать с докладом «Сделаем Россию своими руками» (все двусмысленные интерпретации приветствуются). О гражданских проектах в областях информационного общества, гражданского общества и, самое главное, общественного блага.

Также я буду рассказывать о тех проектах которые закончил за последние 2 года: OpenGovData.ru, GosLyudi.ru, GovWeb.ru и РосГосЗатраты

В принципе, каждый из проектов тянет на большую и презентацию, но в виду ограниченности времени – я сжато расскажу о каждом, как они делались, планировались и как вообще подходить к таким проектам.

И, конечно же, о каждом из проектов меня можно будет спросить в кулуарах.

Почитайте также анонс который подготовила Катерина Аксенова, ведущая секции,  там много интересных докладчиков.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

В ГосБуке
13 июля 10 11:31

Да, сейчас я веду блог в два пересекающихся потока. Один здесь на http://ivan.begtin.name, а второй в ГосБуке http://www.gosbook.ru/user/blog/71

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Глава РосАрхива про доступ к архивным документам
13 июля 10 11:24

Отсюда:  http://archives.ru/mass-media/sekretariat_07_10.shtml

Какую работу ведет Росархив по облегчению доступа к архивным документам?

Свобода доступа к открытым архивным документам – важное завоевание современной России.

В 2009 г. читальные залы федеральных архивов посетило 11 700 исследователей, в том числе почти 1,5 тыс. иностранцев (в целом рост посещений на 29% по сравнению с 2008 г.). Для удобства пользователей в последние годы мы открыли новые читальные залы, оснащенные всем необходимым оборудованием, пользова тели ряда читальных залов уже получили возможность работать с самыми передовыми средствами поиска – электронными описями дел, или, точнее говоря, базами данных структурированных описаний заголовков дел. В Государственном архиве Российской Федера ции (ГАРФ), например, объем БД таких описа ний составляет 3 млн записей, то есть более половины всех хранящихся в архиве дел.

——–

Ну да, 2010 год на носу, а вместо онлайн доступности архивных материалов – открываются новые залы. Вместо требований по обязательной электронной архивации, ни-че-го. Вместо долгосрочного хранения цифровой информации, о ней даже речи не идёт.

А ведь можно было бы в России сделать аналог Trove, открыть доступ к данным, ввести обязательные регламенты по хранению веб-сайтов и документов расформированных ведомств, создать цифровой архив для документов чьё хранение в ведомственных системах ограничено, например, информация о закупках и контрактах хранится лишь 5-лет.

И так далее. Но нет, у нас открываются новые читальные залы. Брр

У нас есть несколько ведомств которые, при наличии принципиально иной от текущей информационной политике могли бы оказывать на общество коллосальное влияние – это Росархив, Роскосмос и Министерство культуры. Но, где же её взять-то, эту информационную политику.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Видео про РосГосЗатраты
12 июля 10 10:43

Алена Попова записала на видео мой рассказ про РосГосЗатраты – http://www.rosspending.ru

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Поиск в РосГосЗатратах
10 июля 10 02:52

Всяческие интересные словосочетания:

Отдельные контракты по сопровождению сайтов

Поставщики софта и ИТ услуг:

Системных интеграторов я специально не стал собирать – они и так есть в отчете на сайте.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про Тверской форум, Медведева, РосГосЗатраты + просьба
10 июля 10 12:24

Тверской форум закончился, а я вернулся в Москву – отвечаю на письма.

Я, к сожалению, значительную часть времени был в офлайне или же не мог отвечать на комментарии, звонки и письма – буду отвечать на большую часть в субботу и расскажу подробнее о присходившем.

Проект РосГосЗатраты привлёк внимание, народ подходил, им показывали отчеты и информацию по отдельным ведомствам. Всех особенно интересовал отчет по топу системных интеграторов, думаю что потому-как было много ИТшников.

Как, кстати, другой проект ИНСОР’а – ГосБук (www.gosbook.ru) в котором я участвую в качестве эксперта выглядел очень прилично.

Пожалуй же главное событие выставки было то что президент приехал только на госсовет и не стал посещать экспозицию. Хотя тут его ждали очень многие, я лично видел глав многих компаний – 1С, Компьюлинк’а и ещё с десяток других. Но ждали и не дождались.

Я, правда, почти не сомневаюсь что РосГосЗатраты он и так уже видел, например, про этот проект рассказывал человек-и-депутат-коммунист Илья Пономарёв, так что анонс оказался комплексным – я стоял на стенде, ряд официальных лиц проходил мимо и про проект рассказывали и смотрели и т.д.

Не слишком официозно-прессрелизно, но оно и к лучшем что так.

Однако у меня есть небольшая просьба ко всем кому проект действительно понравился, так что хочется заглядывать туда снова и снова и тем. Я прошу Вас поблагодарить одного человека без которого этот проект бы точно не состоялся, а то есть Дмитрия Анатольевича Медведева. Просто комментарием у него в блоге, ничего более. Без политики, без лишних слов. Можно критиковать по любым другим темам, но здесь спасибо будет точно заслуженным и так чтобы он мог это спасибо прочитать.

Потому как просто напросто не будь информация о госконтрактах открытой и доступной,такой проект как РосГосЗатраты никогда не смог бы появиться. А всё это определяется той информационной средой в которой мы находимся и теми людьми которые эту среду создают. Живи мы в другой стране я, быть может, и не решился браться за этот проект, а представители ИНСОРа  не рискнули бы его заказать и анонсировать.

А если Вы ещё и дадите ссылку на этот пост у себя и привлечете других к этому спасибо, так я Вам буду безмерно благодарен.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про то что важно и интересно читать в РосГосЗатратах
09 июля 10 07:37

Короткий блиц-тур по сайту

1. Топ системных интеграторов - http://www.rosspending.ru/reports/it/integrators/

Без учёта холдинговых структур – перечень организаций поднявших более всего денег от государства с 2007 по 2009 год. Не обязательно что все деньги пошли именно им, наверняка многие работали через субподрядчиков, однако картина именно такова. Пока без учёта холдинговой структуры, только как отдельные юр. лица.

2. Крупнейшие поставщики по отраслям - http://www.rosspending.ru/reports/contractors/

Группа отчетов с крупнейшими поставщиками по избранным отраслям – здравоохранение, атомная промышленность, военно-промышленный комплекс, лесная промышленность, химическая промышленность и так далее.

3. Гранты - http://www.rosspending.ru/grants/oprf/

Собственно в проекте не только госконтракты, а _все_ публичные расходы. Пока гранты представлены в виде базы всех грантов с 2007 по 2009 годы и с ними не так удобно работать как с госконтрактами, но всё будет улучшаться.

4. Рейтинги аффилированности – http://www.rosspending.ru/reports/common/

Доли средств полученных поставщиком от крупнейшего заказчика и доля средств пошедших у заказчиков на основных поставщиков. Это, разумеется, совершенно не означает однозначной коррупционности поскольку есть области где вообще нет рынка. Например, расходы РосКосмоса можно отнести к таковым – для них по всем крупнейшим контрактам 94-ФЗ это скорее обуза чем польза, поскольку опыт всех основых игроков известен заранее да и отрасль очень специфическая.

—-

И, в принципе, сайт разрабатывался, насколько только это возможно, без канцелярита, перегрузки терминами в

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Анонс &laquo;РосГосЗатраты&raquo; (www.rosspending.ru)
08 июля 10 05:34

Итак дамы и господа и примкнувшие к ним – час пробил. Трам-пам-пам пам *барабанная дробь* открыт проект Росгосзатраты (www.rosspending.ru) проект который ждали многие и дождались, скажите спасибо сами знаете кому.

Тем кому будет скучно читать текст – сразу идите по ссылке, смотрите, хвалите или ругайте. В общем – распространяйте мысль.

Тем временем о том что это за проект и кем он делался.

РосГосЗатраты - это проект раскрытия информации о государственных контрактах, аналогичный проекту USASpending.gov в США. Проект позволяет смотреть не только отчеты и отдельные выборки, но и получать информацию вплоть до отдельного контракта.

Как кто-то из вас, возможно, уже догадался, а кто-то и знал – ресурс проектировался и был доведён до результата Вашим покорным слугой, то бишь мной в рамках небольшой компании и по заказу Института современного развития

Объём данных там был весьма немалый, у данных своя специфика, очень много особенностей и далеко не всегда высокое качество информации, чаще низкое.

Собственно большая часть работы была именно в обработке данных и, в частности:

  • в архитектуре всей системы вцелом
  • в методике построения отчетов и
  • в определении и отраслевой классификации поставщиков
  • в отраслевой классификации госконтрактов

и многом другом.

Сейчас завершена полностью загрузка всех данных по федеральным контрактам за 2007-2009 годы и на подходе данные за 2010 год.

Ответы на незаданные вопросы:

Сколько стоил проект? Очень мало, гораздо меньше чем Госуслуги.ру.

Я нашла(-ёл) ошибку! Конечно потому как их просто не может не быть. По проекту обязательно будет обратная связь.

Чем он отличается от zakupki.gov.ru? Тем что он ориентирован на аналитику и на фактически произведённые государственные расходы, а не на их планы.

Я сегодня и завтра нахожусь на Тверском форуме, поэтому не смогу оперативно отвечать на комментарии.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про то как ненужно писать про госсайты
06 июля 10 04:50

На днях вышла статья в БалтИнфо посвящённая всё той же теме – соответствию госсайтов 8-ФЗ. Меня угораздило дать им комментарии и не запросить текст на согласование.

В итоге получилась полная фигня – я скажу что эта статья никуда не годится. В том плане что совсем, никуда и никак.

Приведу ряд вполне конкретных ляпов:

1. Нет никаких «черных списков». В ГосСети – есть раздел под названием «Рейтинги и особые списки» где в подборках собраны группы сайтов по разным интересным критериям. Да, некоторые из этих списков требуют внимания контролёров и граждан. Но называть, это чёрными списками – брр. В первую очередь мы показываем реальную картину, а не обвиняем кого бы то ни было.

2. Слова которых я не говорил

В статье  По словам Ивана Бегтина, всем владельцам этих сайтов выносились неоднократные предупреждения, но никаких ответных действий не последовало. Тем не менее, эксперт не считает, что принятый закон поможет в корне решить проблему.

Это какое то охрененное искажение моих слов. Во первых я приводил примеры когда прокуратура выносила предупреждения администраций муниципальных образований по россии, а не к сайтам перечисленным в этой статье. Во вторых

3. Про сайт ГИБДД отдельно

В статье про сайт ГИБДД

Ему инкриминируется более 300 ошибок, среди которых, в частности, значатся непонятный владелец сайта, сторонний домен, на котором размещена страница, наличие некорректных счетчиков посещений. Количество предупреждений – 59, каждое из которых было проигнорировано.

Для тех кто на бронепоезде надо пояснить. Рейтинг сайтов мы считаем на основе ошибок и предупреждений которые определяет валидатор W3C. Это технический рейтинг соответствия веб-стандартов и да, есть планы потом добавить валидацию CSS, MobileOk, WCAG и так далее.

Но давайте определимся с терминологией – ошибки и предупреждения валидатора не могут «инкриминироваться» и тем более это не предупреждения выносимые какими-либо органами.

И наконец, самое важное.  Если кто-то ещё не понял, то во всех материалах ГосСети они хотя и важны, но куда важнее реакция на них органов власти.

Я сегодня уже поговорил с представителем их пресс-службы и, знаете, у них то реакция более чем адекватная. Они попробовали разобраться в том что написано в статье, стали разбираться и поняли что получилось там не особенно правильно. Плюс рассказали что свой сайт планируют менять и, в общем-то, общение было более чем адекватным.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

SaaS для госорганов в России
05 июля 10 01:32

К вопросу о том есть ли SaaS в России и используют его государственные органы.

То о чём я писал ранее про то что некоторые органы власти использубют Google Apps и прочие сервисы для доменов теперь есть в виде раздела в ГосСети – http://www.govweb.ru/site/mailhost/

Лидирует там «Почта на вашем домене» Руцентра – http://www.govweb.ru/site/mailhost/226/, которой, как оказалось, пользуется даже РосГраница  http://www.govweb.ru/website/99/tech/, а то есть центральный орган власти, а не сами знаете что.

Всё это к вопросу, востребован, ли SaaS у органов государственной власти.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Методика оценки стоимости государственного сайта
05 июля 10 01:08

Вопрос о том «сколько может стоит государственный сайт?» не имеет разумного ответа без ответа на вопрос «а какова методика оценки стоимости?»

Вот о методике оценки и пойдёт речь. Британское COI (Central Office of Information) – ведомство курирующее информационные кампании и раскрытие информации в публичном секторе выпустило отчет, открытые данные и методику мониторинга государственных веб-ресурсов с которыми можно ознакомиться по ссылке – http://coi.gov.uk/aboutcoi.php?page=357

Ссылка на сам доклад – http://coi.gov.uk/websitemetricsdata/websitemetrics2009-10.pdf

И обращу Ваше внимание на то что доклад включает не просто информацию о стоимости, а является комплексным и оценивает посещаемость, удовлетворённость пользователей, стоимость, соответствие стандартам и удобство веб-сайтов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Заявки поставщиков открытом доступе по лотам Минкомсвязи
05 июля 10 12:48

Катерина меня опередила, написав про начавшееся явление в виде публикаций заявок исполнителей на госзаказчиками в виде приложений к протоколам вскрытия.

Пример – конкурс Минкомсвязи с множеством лотов на  НИР и НИОКР . Минкомсвязи, конечно, молодцы – открытость с этого выше, но и без нормативно-правовой базы, а в 94-ФЗ и подзаконных актов это никак не упомянуто, они рискуют исками со стороны исполнителей по поводу раскрытия конфиденциальной информации.

Кстати, я не могу вспомнить ни одной страны или международной структуры которая бы публиковала заявки исполнителей на тендеры. Потому как коммерческая тайна, конфиденциальнось и так далее.

Всем кто не участвует в госторгах – это очень интересно, а вот для всех потенциальных поставщиков – это может быть серьёзной проблемой.

Но, на самом деле, правильное чтение других документов по госторгам может дать много пищи для рассуждений.

Катерина в своём посте напомнила про конкурс на ТакЗдорово.Ру. Проект о котором я уже писал в заметке Не так здорово, а гораздо хуже и где конкурс конкурс выиграла компания одного сетевого деятеля.

Так вот возвращаясь к этой теме, посмотрите ещё раз на протокол оценки и сопоставления в этом конкурсе http://zakupki.gov.ru/Protocol.aspx?PurchaseId=430864&TypeId=3 и угадайте какой примечательный факт в нём наблюдается. Только читать надо внимательно, возможно даже перечитать протокол пару раз.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Вики для OpenGovData.ru
05 июля 10 12:24

Готова и доступна Wiki для OpenGovData.ru по ссылке http://opengovdataru.pbworks.com/

Туда уже перенесена большая часть материалов разбросанных по разным
источникам плюс я выложил туда многие документы которые ранее не
публиковались – отсутствовала площадка.

В частности туда перенесены материалы:

Приглашаю всех желающих регистрироваться и пополнять Вики, а также
предлагаю обсудить чего там недостаточно, что неправильно, что
является более приоритетным – что менее.

Лично я вижу следующие темы/разделы наиболее приоритетными:

  • Стандарты и форматы раскрытия информации – мировые и российские, их сравнение и разработка
  • Регулирующие документы – сейчас этот раздел содержит только ссылки
  • Ссылки на мировые и российские проекты
  • Рецепты и кейсы по использованию данных. Например, как преобразовывать Word и Excel файлы в CSV. Как правильно описывать структуры данных, как скрейпить данные с государственных ресурсов и так далее
  • Пока нет раздела, но обязательно будет – со списком тех массивов данных которых нет в открытом доступе, но очень бы хотелось их получить.
  • Статьи и публикации о мировом опыте

Вики создаётся с целью чтобы добавить проекту коллективного разума и чтобы любой желающий мог принять в нём участие. Все материалы в Вики будут публичными, я предполагаю оптимальным использовать лицензию Creative Commons 3.0 Unported Share-Alike, но можно рассмотреть и другие варианты.

Если же, к примеру, у Вас нет времени редактировать Вики тексты, но есть ссылки и материалы по теме которыми Вы не прочь поделиться – присылайте их мне на ibegtin (собака) gmail.com, материалы не пропадут – в Вики попадут.

Параллельно с созданием Вики я сейчас ищу способы формализации OpenGovData.ru я считаю что самое оптимальное развитие проекта – это когда он развивается не как просто как моя личная инициатива, а при поддержке одной или нескольких некоммерческих организаций заинтересованных в его долгосрочном развитии.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

IT Прорыв
01 июля 10 07:39

О! Оказывается, Единая Россия, Ростехнологии, Softline и г-н Путин запустили проект IT прорыв.

Что мне в нём нравится и не нравится.

Нравится

- само направление мыслей на вовлечение граждан – это гуд

- конструктивное начало – некая вероятность что всплывёт и что-то интересное

- ориентированность на IT’шников – это очень правильно. Один программист с хорошим пониманием темы в голове может натворить очень многое.

- неидеальная, но вменяемая подача материала.

Не нравится

- политика. Неважно какая партия, хорошая или плохая. Но как только проект становится партийным тем отношение к нему со стороны остальных накаляется.

- позиционирования на школьников и студентов и вообще молодёжь.

- короткий срок подачи заявок. Я считаю что подобные инициативы должны быть непрерывными

- нет слов про общественное благо, есть про всякие «конкуренции» и так далее.

Удивляет

- слова «Электронная Россия» произнесены, а слова Минсвязи и Ростелеком нет. Это же как на корриду выходить без красного плаща. Нехорошо, понимаешь…

- отсутствие значимых людей в анонсах. Нет, г-н Путин конечно что-то да значит, но не он отбирает заявки, судит, задаёт правила и так далее. У любого проекта должно быть лицо, а лучше лица.

- а как же оно, ну Вы понимаете, информационное общество ГДЕ?

——-

Я, пока подробнее комментировать небуду. Хотя я бы всё организовал очень по другому, но меня не спрашивали. Так что затея забавная, а я посмотрю со стороны.

Далее на правах юмора и сатиры.

Желающим подать инновационные проекты дарю идею бесплатно (максимум можете прислать мне пиво).  Я Вам могу и другие похожие и даже подробнее их расписать если будет интересно

Проект «Мы и Ленин»

Описание

Не секрет что в последние годы многие культурные памятники уходят в небытиё, разрушаются, оказываются жертвами вандализма, непонимания местных властей и дефицита государственных средв. Мы предлагаем уникальный инновационный проект по сохранению всех сохранившихся памятников В.И. Ленина на территории РФ.  В рамках данного проекта будет создана социальная сеть по поиску, документированию и всех памятников великого вождя.

Цель проекта – найти каждый памятник, нанести его на карту, сфотографировать во всех возможных ракурсах, в том числе и для панорамной съёмки.  Для съёмок разработать специальное приложение для iPhone, Android и Windows Mobile

Инновационность проекта: использование современных ГИС технологий, датчики ГЛОНАСС (для определения места памятника), современные мобильные платформы

Ну и так далее. Фантазия неистощима

—-

P.S. Ещё одно дополнение. Забыть про RSS на сайте http://tvoystart.ru/news/. Это как начинать «изменение мира» с ненависти к человечеству. Нехорошо, очень нехорошо.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Идеи гражданских проектов. Достаточно переделать
01 июля 10 02:17

В дополнение к Ярмарке идей от 19 июня приведу Вам подборку госпроектов/госсайтов которые, если правильно переделать, легко превращаются в гражданские проекты. Я не буду подробно рассказывать как именно их можно переделать, предлагаю Вам поштурмить самостоятельно.

http://pyanstvu-net.ru -проект по борьбе с пьянством от Росалкогольрегулирования. Тема интересная, форма подачи совсем не впечатляет. Ему нужны редизайн, интеграция с соц. сетями, UGC, волонтёры и многое другое.

http://www.constitution.kremlin.ru/ – неплохо сделанный проект по визуализации Конституции России. Но неплохо не значит что в нём есть всё что могло бы быть. Подскажу что Конституцию можно представить куда шире чем просто одностраничный текст. Гораздо шире – в разрезах, изменениях, основных понятиях, обсуждениях и не только.

http://victory.mil.ru – сайт «Великая-Отечественная война 1941-1945″. Выглядит даже не ужасно. Он выглядит хуже чем Позор Рунета, а в этом, поверьте, надо постараться. Так вот этот сайт, если его вычистить, вылизать, переделать, расширить, социализировать и интегрировать – то он будет просто сиять. Само Минобороны его уже врядли вылечит, во всяком случае в этом году

http://01-112.ru – сайт МЧС по оказанию помощи при ДТП. Вроде всё нужное и полезное, вот только не сказать что удобно всем этим пользоваться. Проект на базе этого или независимый где была бы охвачена та же тема, но правильно, а то есть с живыми кейсами, воспоминаниями очевидцев, возможностями комментировать, редизайном материалов и так далее – это было бы совсем иное.

———-

И это только небольшая часть примеров. Очень многие проекты не нужно придумывать, их нужно правильно трансформировать.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Онтология структуры органов власти &#8211; размышления
01 июля 10 12:43

Продолжу тему моделирования онтологий, под которыми я здесь и далее имеют в виду формализованное описание тематической области в форматах RDF/OWL.

Про онтологическое моделирование я где-то с год назад начал моделировать не только регионы, но структуру органов власти. Потом нашёл онтологию OEGov которую TopQuadrant делали по заказу GSA, проникся, промоделировал часть госструктур на ней. В итоге минусы плюсы перевесили и вот почему:

-  В OEGov очень много базовых понятий относящихся, в основном, к американской системе власти. А многие понятия схожие по написанию/звучанию отличаются от российских по ролям, полномочиям и т.д.  Например, агентства в России и в США – это два разных понятия, равно как и комиссии и не только.

- Я так и не разобрался как там можно моделировать нормативно-правовые документы и ссылаться на них. Даже если это предусмотрено, то весьма неудобно

- В принципе есть ощущение что очень много понятий, без достаточного числа объяснений что да как и почему.

Поэтому сейчас я думаю построением своей базовой онтологии. Но, как и OEGov состоящей и множества маленьких кусочков.

Эти кусочки будут следующими:

1. Базовая геополитическая онтология

Онтология с описанием структуры административно-территориального деления страны на субъекты и их группировки. А также классификационные и идентификационные коды

2. Базовая нормативно-правовая онтология

В идеальном итоге – это возможность смоделировать любой нормативно-правовой документ, а также его жизненный цикл. На практике – это очень сложная и большая работа.

Поэтому в начальной базовой нормативно-правовой онтологии должна быть возможность определять документы, их базовые реквизиты, статьи (главы и пункты) и основные понятия.

3. Конституционная онтология (онтология Конституции)

Основана на базовой нормативно-правовой онтологии и включает все статьи Конституции и основные понятия в ней определённые. Все статьи Конституции и понятия необходимые для моделирования других онтологий должны быть в ней определены.

4. Базовая онтология органов государственной власти

Основана на базовой геополитической онтологии и базовой конституционной онтологии. Определяет все классы необходимые для моделирования органов власти всех уровней и ветвей власти, которые также должны быть включены в онтологию. А также связаны с другими онтологиями. Например, в 10 статье Конституции определено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит что все эти ветви власти в онтологии органов власти, в терминах онтологии, являются конституционными понятиями и наследуются от класса ConstitutionTerm

5. Онтология центральных органов власти

Основана на: базовой геополитической онтологии, базовой нормативно-правовой онтологии, конституционной онтологии и базовой онтологии органов государственной власти.

В ней содержаться описания структуры Президента, правительства, ЦИК, Счетной Палаты, Банка России, Прокуратуры и всех остальных центральных органов власти и их территориальных подразделений.

6. Геополитические онтологии органов субъектов федерации

Основаны на: базовой геополитической онтологии

Для каждого из субъектов федерации моделируется по отдельности и включает описание всех муниципальных образований в рамках данного субъекта федерации.

7. Онтологии органов власти субъектов федерации

Основаны на: базовой геополитической онтологии, базовой нормативно-правовой онтологии, конституционной онтологии и базовой онтологии органов государственной власти, геополитической онтологии данного субъекта федерации.

Включают описание структуры органов власти в рамках одного из субъектов федерации с перечислением всех органов государственной и местной власти.

8. Базовая онтология бюджетных учреждений

Основана на: базовой онтологии органов государственной власти

Содержит все необходимые классы и понятия для описания государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и иных госструктур не являющихся органами власти.

9. Онтология бюджетных учреждений федерального подчинения

Основана на: базовой онтологии бюджетных учреждений, онтологии органов государственной власти, базовой геополитической онтологии

Включает описания всех госучреждений федерального подчинения.

10. Онтологии бюджетных учреждений подчинения субъекта федерации

Основана на: базовой онтологии бюджетных учреждений, онтологии органов государственной власти, базовой геополитической онтологии, онтологии органов власти субъекта федерации, геополитической онтологии субъекта федерации

Описание всех госучреждения регионального подчинения.

11. Онтология подборок нормативно-правовых актов

Основаны на: базовой онтологии нормативно-правовых актов, конституционной онтологии, базовой онтологии органов государственной власти и онтологии центральных органов государственной власти.

Это подборка тематических онтологий по таким группам документов как:

- федеральные конституционные законы

- кодексы Российской федерации

- и другие группы документов.

И примерно такая схема

Я тут конечно ещё очень многое не упомянул, но, в общем-то я описывал только самые основные онтологии, фундамент для всех других.

Далее рассуждения вслух по разным вопросам.

Почему не сделать всё в одной системе/одном документе/единой онтологией? В основном по причине простоты локализации изменений. Их особенно много на уровне субъектов федерации и бюджетных учреждений.

Почему не сделать всё в виде Semantic Wiki? Потому как в Semantic Wiki удобно смотреть, но не моделировать. После завершения базовых онтологий их можно будет публиковать в виде Semantic Wiki или в формате DBPedia через OpenLink

Почему не сделать всё попроще? Потому как усложнять из простых структур сложнее чем получать простые выборки с помощью SPARQL. Простое моделирование есть, к примеру, в ГосСети, частично основанное на описанных здесь онтологиях.

Как быть с предметными онтологиями таких как госзакупки или госуслуги? Моделировать параллельно связывая с этими базовыми онтологиями

Как быть с персонами? Выносить их в отдельные онтологии и связывать с госонтологиями через промежуточные онтологии/базы.

Как быть с классификаторами? Предусматривать для них текстовые поля. Возможно, стоит подумать над преобразованием ключевых классификаторов в онтологии,

Честно говоря и с большим сожалением времени на моделирование у меня очень немного. В лучшем случае час в неделю, но, конечно, всё это очень интересно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Обновления российской геополитической онтологии (OWL)
01 июля 10 01:06

Если кто не помнит – ранее я размещал геополитическую онтологию тут http://ivbeg.livejournal.com/252756.html

Её суть – это построение на основе онтологии FAO (тут – http://www.fao.org/countryprofiles/geoinfo.asp) онтологии административно-территориального деления Российской Федерации с учётом всех её особенностей.

Тем кто не интересовался Semantic Web, Linked Data, возможно, разобраться в этом будет сложновато, но тем кто сталкивался – думаю что будет совсем несложно.

Сейчас и далее под «онтологией» – я буду иметь в виду описание предметной области в формате OWL файла.

В частности в эту онтологию входит:

- перечень всех субъектов федерации

- группировки субъектов по военным округам, экономическим районам и федеральным округам

- иерархии регионов и групп

- классификационные коды регионов по КЛАДР, ОКАТО, ОКТМО, ISO3166, ГОСТ7.67-2003

- временные зоны регионов, русские и английские названия и так далее

На сей раз назрело обновление, но прежде чем заменять файлы на сервере, выкладываю их драфт у себя в блоге, а дальше по тематическим сообществам.

Что есть в новой версии:

- добавлен Северо-Кавказский федеральный округ и в него из Южного перенесены относящиеся к нему субъекты федерации

- новое свойство isMemberOfMunicipal используемое для формирование иерархии муниципальных образований

- теперь классы rural_settlement и urban_settlement переподчинены от municipal_district к municipal_formation. Это сделано поскольку городские и сельские поселения входят в муниципальные районы, а не наследуют от них свойства. А вхождение объектов управляется с помощью isMemberOfMunicipal

- для всех субъектов федерации заполнена информация о том с какими другими субъектами федерации они граничат. Это внесено в поля hasBorderWith

Саму обновлённую онтологию можно скачать в zip архиве тут – ruregions.zip

Плюс ещё один пример того как я предполагаю развивать онтологию далее – это описание структур административно-территориального деления в рамках субъекта федерации. А то есть перечень муниципальных образований. Классы для описания муниципальных образований есть в корневой онтологии regions.owl, а вот объекты в импортирующих её отдельных для каждого региона.

OWL файл архиве тут –  r87.zip.

И о том чего в этих онтологиях нет:

1. Кроме свойств наличия границ между субъектами в них нет никакой географической информации – такой как географические координаты, широты, параллели, территории, статистической информации и так далее. Нет по той причине что это базовые онтологии, а то есть все остальные строятся на их основе на них ссылаясь

2. Нет информации о границах  территорий с другими странами. В принципе, это сравнительно несложно сделать и было сознательно пока отодвинуто поскольку никогда не будет поздно добавить

3. Пока ещё неполное описание внешних территорий таких как Байконур, российские военные базы зарубежом и так далее. Скорее всего их описание также будет вынесено в отдельную ветку/онтологию.

4. Для городских и сельских поселений указываются два атрибута иерархии isMemberOf – отношение к субъекту федерации и isMemberOfMunicipal – вхождение в муниципальный район. Это создаёт некоторую избыточность, но упрощает некоторые выборки.

Собственно, что дальше. Я занимаюсь этими онтологиями, в основном, из личного интереса. У нас в России Semantic Web всё ещё в таком зачаточном состоянии что привлечь гранты или спонсоров для подобной работы – ну очень маловероятно.

Но лично мне нужно и интересно, поскольку, поскольку базовые онтологии необходимы для более сложных, моделирования  структуры правительств и органов власти федеральных и субъектов федерации.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Tags

Archives

Syndication