Январь 2011 - Posts

Борьба с утечками корпоративной информации по французски
28 января 11 11:50

Для тех кто интересуется Викиликсами и прочими сливами информации будет интересно.

Во Франции сейчас активно обсуждается тема введения уголовной ответственности за раскрытие экономической информации о корпорациях. В частности депутат Бернард Карайон выступил с интервью со следующими идеями: «Я утверждаю что Государство и частные компании должны также получить пользу от права на приватность физических лиц. [...] Компании должны получить право самостоятельно устанавливать какая информация должна быть секретной [...].».

Подробнее на французском здесь – http://eco.rue89.com/2011/01/20/secret-des-affaires-le-droit-a-linformation-menace-186457

А на английском по этой теме и про Бернарда Карайона есть в блоге http://blog.brusselssunshine.eu/2011/01/backclash-against-transparency-right-to.html

Где в частности упоминается недавняя инициатива французского Prometeus Foundation (это такой мозговой центр / think tank для корпораций)  по введению штрафа в 375 тысяч евро и 3-х летнего заключения при раскрытии «информации экономического характера», а также удвоение этого срока при извлечении из этого выгоды тем что раскрыл такую информацию.

Собственно вот и сам текст предложения на сайте Национальной ассамблеи Франции – http://www.assemblee-nationale.fr/13/propositions/pion3103.asp

И этот закон поддерживает уже 124 депутата -http://blog.lefigaro.fr/crequy/2011/01/la-proposition-de-loi-sur-lintelligence-economique-est-deposee.html

Так что у него есть все шансы быть принятым.

А поскольку Франция член Евросоюза, то выдаваемый их властями European Arrest Warrant (Европейский приказ о аресте) будет действовать во всех странах Евросоюза.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Нужны идеи – про домен FGUP.ru
27 января 11 02:15

Собственно есть такая история.

Мною какое-то время назад, почти 2 года, был зарегистрирован домен FGUP.RU.

Регистрировал его я тогда размышляя над тем, а не сделать ли спец. проект по реформе унитарных предприятий в России, а то есть по программе их приватизации. Но проект этот я так и не сделал и он у меня «завис» одним из десятка разных идей поскольку нашлись темы поинтереснее.

Что с ним делать сейчас я не очень себе представляю. Полагаю что можно сделать что-то полезное, хоть бы и возродить ту же самую идею, благо ФГУПы и ГУПы у нас к приватизации планируются начиная с этого года, да и вообще их ещё много.

Итого я вижу следующие варианты:

- если кому-то в госведомствах занимающихся этой темой нужен этот домен поскольку есть планы запускать порталы на тему ФГУПов/ГУПов, я готов передать его забесплатно.

- то же самое, если будет какая-то общественная организация собирающаяся мониторить унитарные предприятия и их приватизацию – я готов отдать домен забесплатно, при наличии уверенности что домен будет не перепродан, а использован для общественного проекта.

- и можно ничего не делать, на случай если, может быть когда-то я сам вернусь к идее сделать портал по ФГУПам.

Мотивации продавать домен какой-либо коммерческой компании у меня нет, да и не думаю что он может стоить существенных денег.

Готов выслушать любые предложения и идеи.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Изощрённое планирование и управление рисками
27 января 11 02:00

Продолжая тему личного планирования и «жизненное RPG». Может быть какие-то идеи пригодятся тем кто делает сервисы планирования в сети.

Я в своё время много наэкспериментировав в GTD, а ранее с ежедневным детальным планированием окончательно пришёл к выводу что долгосрочное планирование необходимо, НО, важная часть этого долгосрочного планирования – это управление рисками. В данном случае управление личными рисками.

А учитывая что я лично предпочитаю перестраховываться во всех известных мне случаев и обычно рискую только тщательно подготовившись, то управление рисками – это у меня одна из ключевых страниц в общем плане в виде Excel файла.

Собственно все риски можно разбить на группы – здоровье, срочные переезды, незапланированные значительные траты, потеря источников дохода и так далее. Но в итоге большая их часть сводится к тому что риски минимируются:

- действиями в контексте решения задач;

- минимумом финансов;

Фактически, значительная часть рисков становится неуправляемой когда отсутствует этот самый минимум финансов. А то есть если вдруг теряются источники дохода и нет накоплений или возникают срочные траты их неоткуда скомпенсировать. При этом, разумеется, есть разные механизмы – взятие кредитов, в долг у друзей, резкое сокращение расходов и т.д, но это уже механизмы ликвидации рисков когда они возникли.

Поэтому при оценке личных рисков я выбрал очень простой критерий – число месяцев которые я могу прожить без источников дохода только за счёт накоплений или же при нестабильном заработке. Причём, фактически, этих цифр две – одна отражает текущий уровень потребления и (natural consumption indicator) нормальный уровень жизни, вторая уровень жизни при максимальном сокращении личных расходов (minimal consumption indicator).

И, в итоге, очень простые критерии оценки риска. Если minimal consumption indicator меньше 2-х месяцев – значит всё ОЧЕНЬ плохо и максимум усилий требуется сосредоточить на том что его значение было не меньше 4-х. И так далее, чем меньше индикатор тем меньше уверенности в будущем. В моём случае я себя ощущаю сравнительно комфортно только при его значении в 6 месяцев.

Далее о шаблонах микропланов.

Шаблоны могут быть разные. Они зависят не только от большой цели к которой они привязаны, но и от «паттерна жизни». В частности большинство людей живут в рамках 4-х временных срезов – сутки, неделя, месяц, год.  Для каждого из этих срезов есть свой набор паттернов в зависимости от того что человек чем человек занимается. При этом есть категории людей которые живут в рамках чёткого графика – дети в школе, студенты, офисные работники, госслужащие и есть те у кого этот график нечёткий, но их меньше.

В случае чёткого графика шаблоны планирования другие. Например, человек задаётся абстрактным вопросом – «хочу отдохнуть там-то», а специальный визард программы может за 4-5 вопросов предложить несколько вариантов и добавить это в планировщик.

То же самое с ответом на вопрос «хочу научиться играть на тромбоне» или «хочу выучить суахили». Максимум 8 вопросов и планировщик может составить подробный маршрут не только по действиям, но и «упаковать»  это в график человека.

Конечно, на практике всё будет куда сложнее, но тем не менее, вполне возможно и осуществимо.

И по целям.

Главное в чём помогает целевое планирование – это осознанность каждого своего даже малого действия личным целям. Публикация в блоге или статья – публичная деятельность, бизнес проект – финансовые цели и так далее.

Например, у меня на этот год есть следующие цели:

Здоровье

- восстановить физическую форму

Тщеславие

- создать и развить англоязычный блог по e-Government

Образование

- на базовом уровне выучить французский язык

- на базовом уровне выучить испанский язык

Общественная деятельность

- модернизировать OpenGovData.ru

- «Вложить в голову» руководству страны идею открытых данных

плюс ряд бизнес целей, финансовых целей и личных целей.

Почти все они – это сверхзадачи. Некоторые чётко конкурируют, например, общественная деятельность и финансовые цели. Поэтому достижение всех – это сверхрезультат, он маловероятен, но ежемесячный мониторинг он присутствует.

В частности, по каждой цели в файле Excel у меня есть колонка месяца в которой я отмечаю в что было сделано за месяц для достижения этой цели.  Именно раз в месяц – потому как если приводить это к ежедневной отчетности, то транзакционные издержки оказываются слишком велики. Иногда нехватает времени, иногда сил, делать это ежедневно, но сделать это до 10 числа следующего месяца – более чем возможно.

Финансовые цели можно измерить суммой. Образовательные – числом прослушанных уроков, выполненных заданий и независимой экспертной оценкой уровня.  Восстановление физической формы – в выполнении базового упражнения (отжимания/пресс/бег) на время. И так далее.

Однако будет неверным сказать что планировать необходимо всё. Как я ранее упоминал ключевое – это управление рисками. А, например, полностью заполненный календарь и жёсткий график – это не только показатель занятости, но и показатель потенциально упускаемых возможностей. Поскольку если, например, возникнет та или иная возможность, а на неё не окажется времени – это, может оказаться, существенным упущением.

И напоследок – ещё одна тема для размышления о времени и его шаблонизации – это управление временем в состоянии ожидания. Иначе говоря ответы на вопрос «что делать» когда необходимо быть в очереди, общественном транспорте, ожидании кого-то на встрече и так далее. Раздражение от ожидания чаще всего основано на двух столпах:

- «статусный дискомфорт» (я такой крутой, почему меня заставляют ждать)

- физический дискомфорт (неудобство места ожидания)

- отсутствием занятия (не предусматривая возможности себя занять).

Решение этой проблемы может быть, опять же, шаблонизация занятости в зависимости от среды и ситуации. В планировании основанном на том что есть такого типа задачи которые могли бы оказаться в подобных временных лакунах.

Хотя и, действительно, решается такая проблема не всегда просто, но об этом уже как-нибудь в другой раз подробнее.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Счетная палата проверит затраты госорганов на создание сайтов
27 января 11 11:46
РИА Новости

Счетная палата проверит затраты госорганов на создание сайтов

Счетная палата проверит затраты госорганов на создание сайтов

17:22
26/01/2011
Счетная палата в 2011 году проверит эффективность использования бюджетных средств на создание госорганами своих интернет-сайтов, заявил глава палаты Сергей Степашин. По его словам, сайт Счетной палаты также попадет в поле зрения проверяющих. >>

Вот такая новость прошла. И, на самом деле, она очень спорная по двум причинам:
1. Оценивать стоимость разработки сайта можно только по полной цене создания и владения куда входила бы стоимость госконтрактов на разработку и сопровождение, расходы на персонал работающий с сайтом, расходы на хостинг и так далее, и тому подобное. Я ранее у себя в блоге уже приводил ссылку на методику оценки гос-сайтов в Великобритании. Соответственно я сильно сомневаюсь что такая методика есть у Счетной Палаты.

2. Если начистоту, то тема мелкая. Не Счетной Палаты это уровень. Единственный её плюс – веб-сайты у всех на виду. Но в то же время на ведомственную информатизацию, на ремонт и строительство зданий ФОИВов и на многое другое уходит куда больше средств.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

О проблемах гражданского контроля за государственными расходами. Часть 2-ая
24 января 11 12:21

Недавно я писал вводную статью о гражданском контроле за госрасходами и вот её продолжение.

Эту статью также можно прочитать на сайте Полит.Ру

Уже несколько лет в своём блоге и в выступлениях я часто повторяю, что публичность и раскрытие информации о государственных закупках в России выше, чем в большинстве стран мира. Она вполне на уровне США и Великобритании. И в этом нет, ни юмора, ни иронии, ни сарказма – это факт. На сайте zakupki.gov.ru и в реестрах контрактов раскрываются огромные объёмы информации, они доступны для всех граждан без ограничений.

Вы скажете – это нормально и так поступают во всём мире? Отнюдь, это далеко не так. Как раз во всём мире поступают совсем по-другому.

Если говорить про развитые страны, то в них есть чёткое разделение. Есть разница –  одно дело –  предоставление коммерческой информации для рынка, совсем другое дело –  отчётность о прозрачности расходов перед гражданами,  парламентариями и органами финансового контроля.

Например, в Ирландии на государственном портале (http://www.etenders.gov.ie ) документация для электронных аукционов доступна только для зарегистрированных поставщиков, отметившихся в качестве заинтересованных лиц по выбранному заказу. Аналогично организован портал госзакупок Великобритании (https://www.supply2.gov.uk) – доступ к информации бесплатен, но требует регистрации как поставщика или госзаказчика. Точно также устроены портал госзакупок Сингапура - http://www.gebiz.gov.sg, Египта - http://etenders.gov.eg,  Шотландии - http://www.publiccontractsscotland.gov.uk/ и множества других стран. Практически нигде не публикуются протоколы работы конкурсных комиссий и, уж точно нигде не публикуется столь объёмный пакет протоколов – протокол вскрытия, протокол рассмотрения и протокол сопоставления заявок.

Почему так? Причин у этого несколько.

Во-первых, обеспечение бесплатного доступа только для поставщиков позволяет отмечать те организации, которые были заинтересованы в данных торгах, но не приняли участие.

Во-вторых, зачастую информация раскрываемая в конкурсной или аукционной документации может являтся коммерческой тайной, поскольку может содержать сведения о ключевых объектах инфраструктуры госзаказчика, которые по различным причинам госзаказчику раскрывать бы не хотелось.  Например, в случае закупок на модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры – информация может помочь хакерам, в случае закупок для военных частей – выдать их месторасположение, их техническую обеспеченность и так далее.  Иначе говоря, у органов власти есть, пусть даже и неидеальные, основания для ограничения доступа к детальной информации.

В-третьих, информация о текущих торгах – это сфера интересов, в первую очередь, рынка. Для граждан может иметь значение не то, что предполагалось закупить и не то, какие деньги на этопредполагалось потратить, а фактически закупленные товары, работы или услуги и фактически выплаченные средства. Именно по этой причине в США, Великобритании и других странах раскрытие информации о государственных расходах производится по факту выплаты средств по госконтрактам и портал USASpending.gov и база Казначейства Её Величества COINS (http://www.hm-treasury.gov.uk/psr_coins_data.htm) построены именно по такому принципу.

И на то есть ещё одна веская причина. Размещение заказа не накладывает на организацию госзаказчика и её представителей сколь бы то ни было серьёзных обязательств. Конкурс или аукцион можно отменить в разумные сроки и ничего за это не будет. А вот при заключении госконтракта обязательства возникают по полной, особенно после закрытия работ по акту.

И к России это, кстати, имеет самое, что ни на есть, прямое отношение.

Как бы кому-то странно это не казалось – гражданский контроль за госзакупками способен не только ограничивать, но и поощрять коррупцию.  Например, все помнят многочисленные конкурсы, отменённые из-за “активной позиции блоггеров и СМИ” – будь то позолоченная мебель, золотые унитазы и многое другое. Как Вы думаете – хорошо, что эти конкурсы отменили? А Вы понимаете, что благодаря отмене конкурсов – лица, ответственные за размещение этих заказов от ответственности ушли, потому что наши контролирующие органы начинают действовать только по ФАКТАМ,  то есть с момента наступления ответственности – подписания контракта и далее закрытия контракта по акту?

То есть если бы контракт был уже заключён, а ещё лучше и актом закрыт, вот после этого можно было бы писать в Прокуратуру РФ, ДЭБ МВД России, Росфиннадзор и Контрольный комитет при Президенте России для проведения проверки на предмет нецелевого расходования средств.

Кто-то, быть может, скажет,  что если “перехватить и опубличить” размещённый заказ, то это элемент “профилактики”,  чтобы заказчику “неповадно было”. Но это совсем не так. Поскольку в СМИ и в блогосфере всплывает, в лучшем случае, 0.1% потенциально коррупционных заказов. Это некий риск для размещающих их, но, если учесть тот факт, что правовых последствий он не создаёт, то этот риск компенсируется ростом откатов. Реальная же профилактика будет только тогда, когда ПО ФАКТАМ уже выплаченных средств и недоделанных работ, недопоставленных товаров и иных коррупционных явлений ими будут заниматься правоохранительные органы. Вот тогда да, вот тогда ситуация будет совсем иной.

А как же, скажете Вы, деньги, возвращённые в бюджет? Вот это и есть одно из весьма распространённых заблуждений. У госзаказчика нет денег, которые могли бы возвращаться в бюджет и у госзаказчика, в принципе, нет никакой мотивации к экономии. Деньги, которые предполагается потратить по госзаказу,  перечисляются Федеральным Казначейством в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных данной государственной организации. И если какой-то конкурс отменён, то средства, зарезервированные на него, просто будут потрачены госзаказчиком по другому конкурсу или путём проведения другой процедуры.

К тому же, из-за того что общество начинает обсуждать ещё только объявленные торги, фактически, активность граждан подменяет активность рынка. Закупки, которые потенциальные поставщики могли бы оспаривать как неконкурентные, вместо этого снимаются после публикаций в СМИ и разоблачений блоггеров. Разумеется, этим пользуются организации-поставщики, которые, с одной стороны, не хотят светиться, а с другой, знают как устроены госзакупки.  И лично мне за всё время существования моего блога доводилось не раз получать письма с предложениями написать о том или ином “коррупционном заказе”. Причём авторы старательно поддерживали собственную анонимность – не подписывались, присылали материалы с только что созданных email адресов.  Всё это к тому, что бизнес старается воспользоваться гражданской активностью и решать собственные проблемы чужими руками. Бизнес мало интересуют уже заключённые контракты, но возможность отменить заказ, заточенный под конкурента – это вполне себе осмысленные действия. В этом есть логика и на это есть мотивация.

Итого, если всё обстоит именно так, то каким же быть гражданскому контролю и возможен ли он в принципе?

Да, он, безусловно, возможен и необходим. Но гражданский контроль должен быть, в принципе, иным.

Я считаю, что он должен быть основан на двух ключевых темах:

1.      Понятность и публичность
2.      Контроль фактов

Тема понятности и публичности заключается в том, чтобы донести до граждан в предельно понятной форме объективную картину того, на что и куда идут их деньги. Показать цепочку ответственности за их распределение и расходование. Ответить на вопросы -  что такое строки бюджета, почему бюджет важен, что такое лимиты бюджетного финансирования, что такое “нецелевое расходание средств”, каковы признаки коррупции при госзаказе, как и кто контролирует госзакупки, какая информация о заказах и контрактах должна быть доступна для простоты и понятности гражданского контроля. И так далее.  В этом, несомненно, потребуются эксперты, способные донести эту информацию в наглядном виде,

Если сейчас все обсуждают то, что предполагалось к закупке, токонтроль фактов заключается в мониторинге того, на что уже потрачены или тратятся государственные средства. При этом контроль фактов можно вести в нескольких направлениях.

Во-первых, это контроль над адекватностью цен на закупленные товары, работы или услуги по сравнению с рыночными ценами.

Во-вторых, это выявление неадекватных закупок предметов роскоши и “вредных товаров”. А поскольку это факты, то вопрос далее не в отмене конкурсов, а в передаче материалов в правоохранительные органы.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

«Слепые данные» – анализ пробелов в данных Всемирного Банка
23 января 11 10:44

Если кто помнит, сравнительно недавно Всемирный банк открыл свой проект data.worldbank.org где они раскрывают значительные объёмы накопленных ими данных, особенно статистических и рейтинговых показателей и индикаторов. Кроме того они же организовали конкурс по созданию на базе этих данных Apps for Development (Приложений для развития). Инициатива хорошая и  интересная. И вот появляются результаты.

Некий разработчик Майкл Бенедикт создал проект BlindData (http://blinddata.org/) – Слепые данные. Проект весьма необычный, дело в том что вместо визуализации самой информации или её сложного анализа и выводов, вместо этого в проекте ищутся «слепые пятна», те места, участки в датасетах где должна была бы быть информация, но её нет.

Вот так он выглядит на практике.

И действительно, когда смотришь на некоторые индикаторы видно что иногда значение по нему есть, а иногда полностью отсутствует. И причин у этого может быть множество.

Одна причина – в том что далеко не все измерения велись с самого начала, например, данные о социальном развитии в основном собирались с начала 90-х.

Другая причина в невозможности получить информацию в ряде случаев в виду политической нестабильности, невозможности провести добросовестную оценку по данному индикатору и так далее.

И теперь, благодаря Blind Data, можно оценить насколько полны данные по тем или иным странам и темам.

Кстати, исходный код Blind Data доступен https://github.com/thebenedict/blinddata, а сам проект написан на Django.

А тем кто интересуется как в мире сейчас отрисовывают данные Всемирного Банка, советую заглянуть в галерею приложений Apps for Development – http://appsfordevelopment.challengepost.com/submissions там их уже почти 100 и многие весьма и весьма примечательны.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Материалы по открытым данным в Европе
21 января 11 12:37

Подборка материалов для тех кто интересуется тем что происходит с открытыми данными в Европе.

  1. Отчёт от CSC о состоянии открытых данных в 9 крупнейших странах Евросоюза http://bit.ly/eWWRfj . В отчете информация о статусе открытых данных, форматах, интересах граждан и так далее.
  2. Данные о энергетике Европы на сайте Евростата -http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/energy/introduction. Много статистических таблиц и мониторинг цен. Всё в машиночитаемом виде
  3. Материалы по публичным обсуждениям директивы PSI правительствами стран Евросоюза и заинтересованными организациями – http://ec.europa.eu/information_society/policy/psi/index_en.htm. Там же открытые данные по результатам опросов граждан http://ec.europa.eu/information_society/policy/psi/docs/consultations/cons2010/responses.xls и ответы таких компаний как Майкрософт, EuroGraphics и т.д.
  4. PSI Allience – http://www.psialliance.eu/. Альянс в области информации открытого сектора (публичной информации) – данных раскрываемых органами власти Евросоюза в рамках PSI директивы. Из крупных игроков там участвует Google (бельгийский). Практически все компании – коммерческие, акцент на последующем коммерческом использовании общедоступной информации.
  5. LAPSI (Legal Aspects of Public Sector Information) – http://www.lapsi-project.eu/ Веб ресурс посвящённым юридическим вопросам публичной информации и открытым данным – лицензированию, правообладанию, судебным разбирательствам и так далее.
  6. Новый ренессанс (The New Renessanse) – http://www.lapsi-project.eu/lapsifiles/final-report-cdS3.pdf. Отчёт о необходимости публиковать онлайн коллекции книг и произведений исскуства.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

И ещё про горизонты планирования как идею для стартапа
20 января 11 05:41

Размышления на тему горизонтов планирования подтолкнуло меня к ещё одной мысли. Долгосрочное планирование, особенно при реализации целого рядя изощрённых возможностей вполне может быть отличным стартапом ориентированным на самых отмороженных лайф-органайзеров.

Идея здесь весьма проста. Среди обычных граждан есть далеко не нулевое количество весьма целеустремлённых людей и вот для них вполне можно создать сервис и социальную сеть «Всё запланировано!» в которой они могли бы планировать свою жизнь на годы вперёд.

Что может быть сделано в этом проекте:

1. Каждый участник определяет свои приоритеты. Это могут быть «Образование», «Семья», «Финансы», «Управление рисками», «Статус», «Общественная деятельность», «Личный досуг/отдых» и так далее. Большая часть приоритетов изначально есть в системе, плюс участники могут задавать свои.

2. После приоритетов идут цели которые к приоритетом привязаны. Например, цель «Написать книгу о летучих мышах с тиражом до 50 тыс. экземпляров» – это цель в приоритете «Статус» и/или «Финансы». Другие примеры целей – «Поступить в университет», «Выйти замуж», «Не попасть в армию», «Заработать миллион долларов», «Родить ребёнка», «Организовать юбилей» и тому подобное.

У каждый цели есть четкий временной период от полугода до нескольких лет.

3. Для каждой цели есть набор задач. Задачи – это нечто вполне конкретное что необходимо предпринять для достижения данной цели. Например, есть у Вас цель – «Отдых на Кубе», далее по этой цели может быть целая группа задач:

- получить загранпаспорт;

- выбрать туроператора или определиться с самостоятельной поездкой;

- собрать информацию о месте поездки и достопримечательностей интересных для посещения;

- согласовать с членами семьи и/или другими участниками поездки её точное время.

- оформить отпуск ко времени поездки.

Всё это задачи. У которых, соответственно, есть статусы – выполнены, не выполнены, выполняются и так далее. И вот тут ещё одно отличие от привычных задаче-органайзеров, вместо фиксации исполнения/неисполнения задачи, идёт фиксация действий (actions). А то есть фактов того что Вы предприняли по этой задаче.

Действия – это набор малых малых подзадач, записываемых по факту их завершения. Например, по задаче «Получить загранпаспорт» действиями будут:

- выяснить правила получения.

- отправить заявку через Госуслуги.Ру.

- приехать в за паспортом.

И так далее по списку. Действия можно вносить также как сейчас вносятся задачи в RememberTheMilk или Google Calendar.

При этом, поскольку мы исходим не из GTD, а именно долгосрочного планирования, то практически сразу выяснится что есть большое количество типовых целей и можно создавать шаблоны задач. Например, если кто-то хочет поставить себе цель «Получить автомобильные права», то указав её, он сразу может получить список задач из шаблона: найти автошколу, записаться, пройти курс обучения и т.д.

Также здесь можно подумать над «выбором маршрутом» – по аналогии с транспортными сервисами. А то есть это выбор достижения цели через несколько сценариев. Причём, как с возможностью выбора одного сценария, так и одновременного следования нескольким с выбором лучшего по ситуации.

Это, конечно, не всё. При накоплении данных, при длительной работе, можно также добавить возможность использования «советников» – это алгоритм который на основе информация о человеке – возрасте, образовании, статусе, целях и задачах, предлагает человеку: новые цели, новые задачи, рассчитывает вероятные сценарии его жизни и  так далее.

В общем, сервис получается для самых настоящих зануд. Вроде меня. Однако «зануда с планом» – это совсем не то что «зануда без плана«. Последовательный и упорный «зануда с планом» даже в одиночку может сделать очень и очень многое.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Горизонты планирования как основа общества
19 января 11 08:59

Я ещё немного отвлекусь от уже привычных технологических тем.

В течении последней недели я понемногу готовил и почти закончил свой личный целевой план на 2011 год. Это такой личный документ планирования на один год вперёд со списком целей, направлений, действий и так далее. Причём целей измеримых и отслеживаемых, действий вполне конкретных и привязанных к срокам.

Разумеется это делается не для того чтобы расписать свою жизнь от А до Я, а для того чтобы иметь зафиксированное представление о приоритетах и целях.

Но это всего на один год. А один год – это, и очень много, и очень мало. Много потому как продумать и спланировать на год вперед можно только при некоторой управляемости внешнего воздействия на этот период.  А мало, потому как далеко не всё укладывается в один год – многие вопросы, особенно, вопросы образования, инвестиций, семейные вопросы, затрагивают куда большие сроки.

Мои размышления о личном долгосрочном планировании дополнились после вчерашней лекции Александра Аузана посвящённой модернизации экономики. Тем кто не был на этой лекции/беседе предлагаю посмотреть её в видеозапись онлайн.

В выступлении Александр Александрович упомянул один важный момент, то что большинство граждан в России, всех социальных групп, без исключения, живут в коротком горизонте планирования в несколько лет. Фактически, очень мало долгосрочных целей, долгосрочного планирования и ориентированности на то что «нам здесь жить». В случае элиты сводится к созданию «запасных аэродромов», попыток «легитиматизации капитала», а в случае рядовых граждан – к стратегии поведения «урвать и убежать». Плюс у многих студентов ориентация на эмиграцию. Событий же приводящих к желанию долгосрочного планирования немного. На лекции Аузан упомянул одно, возможно, ключевое – это рождение ребёнка мужского пола. Поскольку после этого автоматически включается репрессивный государственный механизм под названием призыв. Причём, опять же со слов, Аузана – то что этот механизм репрессивен, не столь плохо, как хорошо то что он существует и фактически принуждает граждан планировать свою жизнь и жизнь ребёнка на 18 лет вперёд.

Скажу честно, в таком ключе я на эту тему никогда не задумывался, но ведь довольно точно. Поскольку призыв – это один из немногих стабильно действующих _общественных институтов_. В самом деле, к тюрьме же, например, мы не готовимся или не готовимся к тому что касается выбора профессии – тоже у очень немногих есть чёткие планы и как правило эти планы появляются только с некоторым жизненным опытом.

То же самое касается и всех остальных сторон нашей жизни. Горизонт планирования государственного бюджета у нас один год. И хотя и существует множество государственных программ, концепций и планов, тем не менее они подстраиваются под наличие средств на них.

Огромное количество «роспилов» и коррупции при госзакупках имеют ту же самую природу. Когда поставщики и представители заказчика ориентированы на получение максимума личной выгоды в предельно сжатые сроки и возможная выгода существенно перевешивает риски, то и возникает ситуация когда коррупционные схемы оказываются грубыми настолько что привлекают общественное внимание.

Здесь надо оговориться что коррупцию при госрасходах можно разделить на две категории. В первою попадают те кто у кого горизонт планирования не длиннее одного года и кто всеми правдами и неправдами пытается извлечь личную выгоду в кратчайшие сроки. Именно они, как правило, и оказываются в центре внимания блоггеров и СМИ. И вторая категория в которую входят те чиновники которые «сидят на Темах» и планируют делать это в будущем. Вне зависимости от того что это за Тема, как правило, они обложены всеми необходимыми документами, предложениями экспертов, концепциями, стратегиями, причём вполне осмысленными. В этом случае коррупция – это, по сути, рента, доп. обременение для бизнеса, либо заточенного под своих, либо имеющего определённый порог вхождения.

И вот как раз у коррупционеров второй категории горизонт планирования длиннее одного года. И как раз у них есть очень чёткая мотивация на перенос общественного внимания на случаи госзакупок первой категории.

Кстати, в Европе и США, по моим наблюдениям, главное отличие от России как раз в том что там именно коррупция второй категории – изначально есть долгосрочные планы, известны игроки и основные лоббисты и это позволяет снизить коррупционную ренту, а кое-где и полностью от неё избавиться.

Собственно всё это я веду к тому что долгосрочные горизонты планирования как личные, так и государственные и частно-коммерческие – это всё необходимо для нормального существования общества.

Создание институтов, в том числе государственных и в том числе репрессивных, нацеленных на создание среды формирующей потребность в долгосрочном планировании – вот это важно и, на мой взгляд, вполне осуществимо.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ведомости про госплан в госзакупках
18 января 11 11:37
ВЕДОМОСТИ

Госплан по закупкам

Премьер Владимир Путин наводит порядок в существующей системе госзаказа. Следующий этап — переписать закон о госзакупках

Премьер утвердил программу изменения нормативной базы о планировании и исполнении госзаказа (см. на www.vedomosti.ru). «Жизнь показала, что госзаказу нужна если не реформа, то качественная переделка.
Читать целиком

Вот только это совсем не Госплан. В тех же США регулирование госзакупок куда как обстоятельнее и подробнее и контролируется куда как лучше.  И, что важнее, контроль не за процедурами, а за результатами.

А настоящие Госплан – это бюджет ориентированный на результат который Минфин проталкивает вот уже сколько лет.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про сайт Роспотребнадзора
18 января 11 10:31

Читаю прессу (http://www.lenta.ru/news/2011/01/17/navalny/) про новый объект внимания гр-на Навального, а то есть сайт Роспотребнадзора сделанный ЛАНИТом за 5 дней.

Собственно вот и сам пост Навального в ЖЖ – http://navalny.livejournal.com/543323.html, а вот ссылка на закупку на старой версии сайта закупок – http://zakupkiold.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=908886

Да сумма небольшая и, да, для ЛАНИТа она должна быть очень скромной учитывая их обороты на разработки информационных систем для различных госорганов. Как и для всех остальных интеграторов.

И, хотя и эта ситуация, не без нюансов, мне данное направление деятельности Алексея нравится куда больше, потому как:

1. Наконец-то переход от  мониторинга того что _планировалось_ к тому что было _оплачено_ и сделано или не сделано _по факту_.

2. Худо-бедно есть экспертные оценки. Пусть даже и не публичные, но хоть так.

3. Главная проблема с интеграторами – это даже не те деньги что они получают, а тот результат который они выдают. Качество этого результата, как правило, очень низкое поскольку большинство из них ориентированы на работу с продуктами мировых вендоров, которые всеми правдами и неправдами проталкивают решения на собственных продуктах. Не всегда получается, но часто.

Так что, конечно, вот такие случаи важно анализировать и разбирать в подробностях.

Но я снова о своём. Об открытых данных и открытости информации о госрасходах впринципе.

Уважаемые, поймите же наконец что адекватный гражданский контроль за госрасходами возможен только при условии публичности ряда ключевых документов. В частности, для экспертной оценки недостаточно анализировать конкурсную документацию. Гораздо важнее провести анализ предложения победившего поставщика, а также его смету по данному госконтракту, то сколько средств ушло на работу разработчиков, на аппаратные средства, на лицензии ПО, на хостинг и так далее.

И имея на руках эти материалы – можно сопоставлять предложение поставщика с тем что написано в конкурсной документации, с тем что было _по факту_ сделано и с тем сколько это стоило в разрезе структуры госконтракта.

Вот тогда да, тогда возможны объективные оценки.

Гражданский контроль за госрасходами заработает полноценно только тогда когда со стороны НКО, активистов, граждан начнётся целенаправленное давление на ответственные органы власти по раскрытию подобной информации. По введению законодательных требований по её раскрытию. По контролю за раскрытием такой информации.

Это то же что касается, например, протоколов результатов размещения заказов. Эта информация, по хорошему, в основном волнует юр.лица участвующие в торгах. Для граждан и контроля за расходами куда большее значение имеет публикация актов приёмки работ, поскольку именно в них чётко указывается когда, кто и за что принял ответственность по данному контракту. И поскольку именно на основе акта происходит дальнейшее перечисление средств исполнителю работ.

Впрочем об этом скоро будет моя заметка про особенности гражданского контроля и там всё будет описано подробнее.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

«Плохой, хороший, мерзкий». Про новый сайт правительства Москвы
18 января 11 08:32

Я, наконец-то, доделал свой обзор по новому сайту правительства Москвы (www.mos.ru). Писал что думаю так что не взыщите.
И, по доброй традиции, я вначале отправляю такие статьи в Полит.Ру, поскольку формат не совсем блоговый,  и там эту статью можно прочитать здесь – http://www.polit.ru/analytics/2011/01/18/mosru.html

Новый сайт Москвы

Уже стало традицией, когда новый руководитель (региона, организации или даже страны) принимает бразды правления, неизбежно меняется сайт этой структуры, удаляются все упоминания о прошлом руководстве и, наоборот, максимально полно освещается новое руководство.

Обновление официального сайта правительства Москвы — не исключение. Новый сайт, несомненно, разительно отличается от старого, однако всё ли в нём хорошо или нет, я постараюсь изложить далее.


Рисунок 1. Главная страница

Я разделил эту статью на 3 части. В первой я расскажу о хорошем — ведь многое действительно неплохо. Во второй  — о плохом, что недоделано или сделано не очень хорошо (скорее по недосмотру или из-за проблем с постановкой задач). И, наконец, в третьей части пойдёт речь «о мерзком» — это серьёзные проблемы, которые не могут быть случайными. То, что они не решены на новом сайте и, к тому же отсутствуют сигналы, что будут когда-то решаться, характеризует новое руководство города не с лучшей стороны.

О хорошем

Начну с хорошего и положительного.

Вот то замечательное, что я увидел:

  1. Внешний вид сайта, несомненно, стал лучше. Он уже не так перегружен, как прошлая версия (old.mos.ru) и, за счёт грамотного расположения информации, многие ключевые материалы видны сразу, их не нужно выискивать.
  2. Хорошая задумка с информерами. Небольшие вставки по 3 блока в середине главной страницы — это неплохая идея, недурно реализованная.
  3. Появились фото и видеогалереи с качественными материалами — это разделы www.mos.ru/press-center/photogallery и www.mos.ru/press-center/videogallery.
  4. Значительно улучшилась навигация по сайту — если ранее сайт был буквально увешан ссылками и меню разной степени неудобности, теперь хотя ссылок и много, но прослеживается более или менее внятная логика.
  5. Наконец-то появились «Условия использования» —www.mos.ru/terms согласно которым отсутствуют какие-либо ограничения на использование информации, кроме указания ссылки.
  6. Форма поиска, наконец-то, является одной из ключевых частей страницы и расположена удобно сразу под главным меню.

Большая часть всего нового хорошего связано с визуализацией уже имеющейся информации.

О плохом

Однако, только хорошим всё, разумеется, не заканчивается. Есть множество нюансов и недоделок, которые однозначно можно назвать  плохими.

И вот их список:

  1. Полное отсутствие возможности подписки на новости в форматах RSS/ATOM, а также подписки на рассылки новостей/документов/иных материалов по электронной почте. RSS/ATOM нет, ни на главной странице, ни на страницах новостей, пресс-релизов, стенограмм, документов, фото и видеогалерей.
  2. Полностью отсутствует англоязычная версия сайта, хотя такой раздел и был в предыдущей версии.
  3. Отсутствует общедоступная статистика посещаемости сайта.
  4. Отсутствует мобильная версия сайта (в виде сайта для WAP и/или PDA).
  5. Слишком много внешних ссылок на сайте сразу «выбрасывают» на другие веб-ресурсы не оставляя возможности для возврата. Так, все информеры ведут на внешние ресурсы, внизу множество баннеров федеральных и московских веб-сайтов, вверху страницы ссылки «Вакансии» и «Тендеры» также ведут на другие сайты.
  6. Начисто отсутствуют ссылки или упоминания про то, что в Москве кроме исполнительной власти, существует ещё и законодательная и судебная власть и местное самоуправление. На многих сайтах правительств субъектов федерации также не забывают давать ссылки на официальные федеральных структур, имеющих юрисдикцию в их регионе.
  7. Нет раздела «Приоритеты». Иначе говоря, сейчас сайт правительства Москвы очень описательный, но по нему совершенно не понять чем исполнительная власть планирует заниматься в ближайшие годы. В то время как в этом разделе должны были бы быть материалы, касающиеся планов, концепций и программ развития города. При этом «Приоритеты» будут перекликаться с направлениями деятельности, но не будут им соответствовать. Для того чтобы понять, как они могут выглядеть, достаточно заглянуть на сайт федерального правительства — www.government.ru/gov/priorities. Там всё тоже не идеально, но посмотреть стоит.

Почти всё плохое сравнительно быстро может быть исправлено разработчиками за месяц, а то и быстрее. Эти проблемы не фатальны — они больше похожи на недоработки. О серьёзных же проблемах будет дальше.

О мерзком

Было бы просто ограничиться сухим перечислением хорошего и плохого, но есть то, что показывает нынешнее правительство Москвы отнюдь не в лучшем свете и то, в отношении чего, очень сложно предположить будто это — случайность.

Отсутствующие документы

Если кто еще помнит историю со снятием Юрия Михайловича Лужкова, в октябре РИА «Новости» публиковали высказывание Алексея Кудрина о том, что до четверти всех документов в Москве не публикуются в открытом доступе. Прочитать можно здесь.

Вообще-то это очень серьёзное обвинение и вот вопрос — Юрий Лужков отставлен, официальный сайт правительства Москвы обновлён — так где же документы?

Генеральный план Москвы

Ещё в январе 2010 года я размещал в своём блоге заметку о генеральном плане Москвы — ivbeg.livejournal.com/252295.html.

Суть её в том что Генеральный план — это один из наиболее ключевых документов московских властей и при этом он опубликован в формате, который изначально не предполагает удобной работы, да и вообще какой-либо работы с этим документом. И все отговорки об «аутентичности копии» и «публикации в высоком разрешении для печати» — более чем «мерзки», поскольку невозможно представить, что публиковавшие этот документ именно в виде постраничных сканов, не готовили его изначально в MS Word’е и не понимают того, что размести они текстовые PDF или DOC документы, то эксперты и рядовые граждане могли бы полноценно исследовать этот документ, сопоставляя приведённые там материалы.

Изменилось ли что-то с приходом нового мэра и с обновлением сайта правительства Москвы? Увы, нет. В разделе «Генеральный план» сайта www.mos.ru/about/plan есть лишь три ссылки на все те же опубликованные на сайте Москомархитектуры книги —gpinfo.mka.mos.ru/kniga_1gpinfo.mka.mos.ru/kniga_2,gpinfo.mka.mos.ru/kniga_3

8-ФЗ и прозрачность органов власти

Как многие из вас помнят, в России есть специальный закон — 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html) регламентирующий, какая информация, в какие сроки и как именно должна публиковаться на сайтах органов исполнительной власти, включая правительства субъектов федерации. Несоменно в Москве существует ряд документов — законов, постановлений правительства и указов мэра устанавливающих требования к раскрытию информации на официальных сайтах органов власти города Москвы. 8-ФЗ и эти документы принимались не просто так, а для обеспечения прозрачности деятельности исполнительной власти для граждан. Тем не менее, на новом сайте Москвы ничего похожего на раздел «прозрачность» где была бы информация о:

  • Список нормативно-правовых документов регламентирующих раскрытие информации на сайте Правительства Москвы.
  • Описание соответствия сайта 8-ФЗ;
  • Сведениях об имущественном положении сотрудников аппарата Правительства Москвы;
Антикоррупционная деятельность

Ещё один ключевой раздел сайта который очень сложно упустить случайно — это антикоррупционная деятельность. Такие разделы сейчас есть на большинстве сайтов федеральных органов власти, на сайтах очень многих правительств субъектов федераций. Надо ли упоминать о том, что в Москве проблема коррупции стоит особенно остро? Настораживает, что эта тема не вынесена в основной список.

Открытые данные

И, наконец, та тема, которую я не могу не упомянуть. Открытые данные — это нечто новое для всех органов власти по всему миру. Мэрии крупнейших городов мира хотя бы осведомлены об этом и активно предоставляют открытые данные для граждан. Это происходит в Лондоне, Торонто, Нью-Йорке, Париже, но не в Москве. Я подозреваю что московские власти до сих пор даже не знают, что значит «открытые данные».

Итоги

Есть такое явление в современной России как «iPad’изация» власти. Когда вместо смысловой составляющей на информационных веб-ресурсах делается акцент на их внешнем виде. Я подозреваю, что Сергею Собянину новый сайт правительства Москвы показывали именно на iPad’е, показывая замечательные красивые картинки, удобные меню и вообще, интерфейс, максимально приближённый к известным продуктам известной компании.

При этом вопросы прозрачности власти для граждан, антикоррупционной деятельности, открытых данных и многое другое остаются за рамками этой красивой штучки.

Так что «фантик» получился на славу, пора менять начинку.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

12 неотправленных нетвитов
15 января 11 03:12

Я не очень жалую Twitter и, к примеру, Facebook мне нравится куда больше, однако появляются мысли которые можно было бы в Twitter отправить, но обычно они чуть длиннее чем сообщение в Twitter’е. Но не все, некоторые не отправлял в виду вышеупомянутой нелюбви к Twitter’у.

И я решил собрать такие записи в виде тезисов одним постом:

1. Иногда дни проходят под каким-то вопросом. Один из таких вопросов в последние дни – это «Кто такой Васькин О.П.»?

2. Да, сейчас делается ещё один проект по прозрачности пока-нескажу-чего, но вы можете догадаться почитав мои лекции и заметки за последние пару месяцев.

3. Главная польза от Роспил.Инфо – это пример того что появление «жёлтых проектов» из-за слабой публичной информационной политики ответственных госструктур. А сам проект, конечно, очень хреновый, отсутствие решений и целенаправленная тенденциозная подача. Это не значит что его нельзя исправить, но пока позывов к этому невидно.

4. Я пишу про новую версию сайта госзакупок, но вначале закончу заметку о проблемах гражданского контроля госрасходов. Это актуальнее. А сайт госзакупок мог бы быть и куда хуже, впрочем посмотрим.

5. Что я думаю про новый сайт Москвы? У меня простой критерий оценки – по тому как представлена ключевая информация. Пример такой ключевой информации Генплан и то что он представлен в столь же гадком виде что и при ЮМЛ сайт не красит.Убедится в этом можно зайдя сюда http://www.mos.ru/about/plan/ и пройдясь  по ссылкам «Книг» плана которые опубликованы в виде сканов с навигацией при том что понятно что этот документ читать отсканированным крайне неудобно. Я считаю что те кто делали эту гнусность не могли сделать это «случайно» и вся гламурная оболочка текущего московского сайта не перекроет всех таких неисправленных «нюансов» который в большей степени касаются информационной политики города Москвы, чем сайта конкретно

6. Давид Горелишвили называл мой блог «интендантской службой на политических фронтах» (http://david-gor.livejournal.com/102562.html). Фокус в том я лично к политике отношусь предельно отрицательно поскольку политика в общепринятом понимании – это, в лучшем случае, подтасовка фактов под собственные убеждения. По этой самой причине я целенаправленно не занимаюсь политикой и планов таких нет.

7. Три СМИ написали про Амбер Лауру Хёрд. Накануне (http://www.nakanune.ru/news/2011/01/14/22218969) – дали ссылку на ЖЖ, DP.ru (http://www.dp.ru/a/2011/01/15/Modelju_dlja_proekta_Unive) – также сослались на мой ЖЖ и Маркер (http://www.marker.ru/news/3273) – ссылку не поставившие, но зато они связались с разработчиками УЭК и оставили им официальный запрос на наличие разрешение я использование. Вот и думаю – держать ли зуб на Маркер? А то ведь периодически звонят оттуда, спрашивают комментарии по тем же госзакупкам.

8. Катерина Аксенова описала несколько краудсорсинговых проектов – http://gov-gov.ru/?p=2145 и в отличии от того же РосПил’а – они весьма неплохи. Мне нравится, и идея, и наличие воли у создателей в их продвижении.

9. В Британии скоро появится Public Data Corporation (http://www.cabinetoffice.gov.uk/news/public-data-corporation-free-public-data-and-drive-innovation) это такая госкорпорация которая будет специализироваться на раскрытии информации.

10. Отличие eGov проектов в России в том что надо делать акцент на работе исполнительной власти, в виду того что деятельность законодательных органов, мягко говоря, удручает и доверия не вызывает. А вот деятельность исполнительных органов наоборот может контролироваться. Надо сделать «Карту мониторинга» или «Карту проектов» в виде матрицы. По вертикали список ФОИВов, по горизонтали темы: официальные сайты, государственный заказ, деятельность в ФОИВов и так далее. И отмечать какие ячейки закрыты, а какие нет.

11. Многие ли знают чем отличается правительственная комиссия от президентской?

12. Онтологии регионов и госорганов можно оформить в виде – api.opengovdata.ru и дать доступ к данным через API в формате REST+JSON. Или же сделать что-то вроде meta.opengovdata.ru с отдельными страницами под каждый объект, тоже API и экспорт в JSON, XML, RDF. Вторее сложнее и ни один из путей не оптимален.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Говорите, запретить чиновникам пользоваться бесплатной электронной почтой?
14 января 11 12:25
13 января 2011 г. 20:32
ФСБ снимет “скайп” с чиновников,
Обрубить чиновникам связь с внешним миром решили в России. Государевым мужам в отдельных регионах запретили или намерены запретить пользоваться Skype и бесплатной электронной почтой.</p>

Читать дальше…

Я в общем-то, в данном случае скорее солидарен с ФСБ, чем против поскольку чуточку представляю себе количество чиновников использующих бесплатную почту как ОФИЦИАЛЬНУЮ.

И это не единицы, это массы, причём массы подавляющие.

Причём самые «выдающиеся» тут это сотрудники Минобороны, что, на мой взгляд, совсем уж за гранью и очень хорошо характеризует ситуацию что у нас  eGovernment 0.01 – поскольку инфраструктура электронной почты необходима ДО создания сервисов услуг, документооборота и прочего электронно-бюрократического счастья.

И это просто проверить. Достаточно посмотреть по ссылкам:

У остальных федералов ситуация разной степени плохости, у кого-то всё в порядке, а где-то совсем труба. А вот ситуацию в регионах даже не оценить. Понятно что для личных целей ящик бесплатной почты есть у всех, но многие используют их и для рабочих целей.

P.S. Меня все спрашивают про новый сайт zakupki.gov.ru и сайт правительства Москвы. Я про них обязательно напишу, но пока выжидаю оценивая маштаб бедствия.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Амбер Лауре Хёрд и универсальной электронной карте посвящается
14 января 11 02:14

Хотя это и не слишком далеко от e-Government, но для моего блога это будет скорее оффтоп. Но блог без оффтопов это как жизнь без шалостей, не так ли?

Читаю я тут на ХабраХабр заметку про дизайн универсальной электронной карты (http://habrahabr.ru/blogs/e_gov/111792/) и не могу оторвать взгляда от фотографии девушки в карте.

Да и посмотрите сами, весьма симпатичная гражданочка Иванова Ольга Николаевна.

Для верности я ещё заглянул на сайт Универсальной электронной карты и, да-да-да, там та же самая картинка http://www.uecard.ru/images/front-back.jpg

Однако, обратили ли Вы внимание на слишком уж гармоничные черты. Да и знакомые. Я вот обратил и порылся в памяти и Интернете и нашёл таки оригинал, прототип и просто красавицу!

Так вот девушка на фотографии – это Амбер Лаура Хёрд (Amber Heard) http://en.wikipedia.org/wiki/Amber_Heard идущая под 13-м номером самых горячих женщин по версии журнала Максим за 2010 год.

А вот и та самая её фотография по которой сразу понятно что да как:

Которую также можно найти по ссылке http://www.kinopoisk.ru/picture/891804/ или тут http://www.google.com/images?hl=en&sugexp=ldymls&xhr=t&q=amber+heard

Итого: под личиной гражданки Ивановой Ольги Николаевны из Пермского края скрывается буржуазная актриса Амбер Лаура Хёрд из Техаса.

Остался лишь один вопрос – запрашивали ли разработчики УЭК её агентов на использование её образа/фотографии или нет.

Да и непатриатично как-то получилось, прямо скажем.

Такие вот дела.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ссылки на 12.01.2010: Интересные международные открытые данные
12 января 11 11:53
  • OECD Statistics - http://stats.oecd.org/Index.aspx. Статистика по странам ОЭСР, включая статистику по регионам и множество показателей производства, финансов, развития и экономической помощи. Конечно с экспортом в разные форматы.
  • ReliefWeb Financial Transparency System – http://fts.unocha.org/. Система раскрытия информации о международной помощи при катастрофах. В основном о финансовой помощи, но есть упоминания и о технической помощи. Материалы по России можно посмотреть здесь – http://www.reliefweb.int/rw/fts.nsf/doc105?OpenForm&rc=4&cc=rus
  • Mine Safety Inspections Open Data (USA) http://www.msha.gov/OpenGovernmentData/OGIMSHA.asp – огромный массив данных о проверках безопасности шахт в США (более 166 мегабайт в CSV).
  • Your Freedom discussions (UK) http://data.gov.uk/dataset/your-freedom-data – полный дамп предложений граждан с проекта Your Freedom http://yourfreedom.hmg.gov.uk/ где собирались «идеи для вашей свободы». Примечение: Это именно то что я предлагал для проекта zakonoproekt2010.ru в России, но там открытых данных нет, увы.
  • Central Government Workforce (UK) – http://data.gov.uk/dataset/central-government-workforce-initial-release информация о числе штатных сотрудников, контракторов и привлечённых подрядчиков в органах власти Великобритании.
  • PublicData.eu – http://publicdata.eu/. Анонсируемый и ожидаемый проект Евросоюза по открытым данным. Сейчас активно обсуждается в рассылках OKF
  • List of Vessels (WCPFC) – http://www.wcpfc.int/record-fishing-vessel-database. Список судов от Western and Central Pacific Fisheries Comission. В CSV формате
  • Euro foreign exchange referenca rates http://www.ecb.int/stats/exchange/eurofxref/html/index.en.html – курсы валют от Европейского центробанка.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Наработки по геополитическим онтологиям (в Excel)
08 января 11 11:02

Если кто помнит, я немало писал про геополитические онтологии в РФ и публиковал ранее онтологию административно-территориального деления в OWL.

Почитать можно тут:

Собственно главной проблемой моделирования оказалось что OWL и RDF всё ещё не столь близки гражданам чем все остальные форматы и модель когда публикуется RDF/OWL документ на основе которого можно получить форматы попроще работает хуже чем модель когда публикуются данные в более простой форме на основе которой можно строить OWL/RDF описание.

Собственно поэтому я решил разместить имеющиеся у меня наработки по онтологиям в тех первичных Excel файлах в которых я их начинал моделировать.

Вот один из этих  файлов:

  • gov_regions – данные для онтологии административно-территориального деления

Это данных по административно-территориальному делению Российской Федерации в части субъектов, военных округов, федеральный округов и магистралей.

И, более подробно что в них входит.

По субъектам федерации:

  • русское и английское название региона
  • код субъекта по конституции, код КЛАДР, код ОКАТО
  • тип субъекта (республика, область и так далее)
  • автомобильные и налоговые коды
  • коды по ГОСТ 7.67 и ISO 3166
  • временная зона
  • принадлежность к военному округу, федеральному округу и экономическому региону
  • код региона в публичных системах Банка России
  • ссылка на русскоязычную Википедию
  • ссылка на раздел региона на сайте kremlin.ru
  • ссылка на профиль региона на сайте правительства
  • ссылка на профиль региона на сайте Минрегиона
  • название должности главы регионы
  • сайт (веб-страница) главы региона
  • название органа исполнительной власти региона
  • ссылка на сайт органа исполнительной власти региона
  • название законодательного органа власти региона
  • ссылка на сайт законодательного органа власти региона
  • ссылка на сайт общественной палаты региона
  • ссылка на сайт уполномоченного по правам человека

По федеральным округам:

  • русское и английское название
  • русская и английская аббревиатура
  • название административного центра
  • ссылка на официальный сайт
  • коды округов с которым граничит данный округ
  • ссылка на Википедию
  • ссылка на DBPedia

По военным округам:

  • русское и английское название
  • русская и английская аббревиатура
  • название административного центра
  • ссылка на раздел округа на сайте Министерства обороны РФ
  • ссылка на сайт и описание (незаполнены)
  • коды округов с которыми граничит данный округ
  • ссылка на Википедию
  • ссылка на DBPedia (незаполнены)

Примечание: В виду того что зонирование по военным округам у нас недавно поменялось и теперь их всего 4, то пока ещё не везде информацию об этом отражена и сами они слабо представлены в информационной части.

По экономическим регионам:

  • русское и английское название
  • русская и английская аббревиатура

По федеральным магистралям:

  • номер трассы
  • коды европейских маршрутов
  • коды азиатских маршрутов
  • русское название
  • ссылка на Википедию
  • длина
  • тип покрытия
  • коды регионов по которым проходит трасса
  • тип трассы (магистраль и т.д.)
  • маршрут (незаполнено)

То чего нет и какие есть органичения:

  • не учитываются исторические данные – переименования, объединения, изменения в территории, изменения кодов, изменения административной структуры и так далее. Все исторические данные пока вынесены за скобки
  • нет ФИО глав регионов, названий областных центров, адресов и контактов администраций и т.д.  - это требует много ручной работы, но, скорее всего, появится позже;
  • пока нет таблицы границ регионов между собой и близлежащими странами;
  • нет целого ряда других административно-территориальных единиц – судебных округов, округов РЖД и так далее.
  • нет описание структуры по отдельным регионам – нет совершенно сознательно, отслеживать их динамику пока затруднительно.
  • нет телефонных и почтовых кодов, в основном, в виду большого их числа и необходимости представления данных в другой форме. Не как полей в таблицах описания регионов, а как отдельных таблиц со ссылками на регионы.

А также вот ещё два файла уже меньшего объёма, касающиеся структуры Администрации Президента и Правительства России:

  • government – данные для онтологии федеральных исполнительных органов власти – федерального правительства
  • kremlin – данные по администрации президента.

Там присутствует описание персон, комиссий, советов, структуры ФОИВ и так далее. В принципе, там, по большей части данные понятные, так что я не буду детально расписывать, но если будут вопросы – задавайте.

К вопросу о том зачем всё это нужно.

Главная цель – это создание каркаса на который в дальнейшем нанизываются различные интересные информационные срезы и данные за счёт того что в каркасе присутствует большое число интерфейсов кодов через которых устанавливаются связи с этими массивами.

Например, по налоговому коду – связь с различными реестрами организаций. По автомобильным кодам – связь с данными об автомобилях. По названиям регионов – возможность мониторинга СМИ по упоминаемости. По ссылкам на Википедию и другие сайты – возможность подтягивания статистических данных о регионе. По данным о границах, по федеральным магистралям, по округам РЖД – оценка интеграции/взаимодействия регионов.

Аналогично для структур описания ФОИВов. По кодам ГРБС связь с бюджетом, по названиям – отслеживание упоминаний, по странице на сайте госуслуг – мониторинг госуслуг, по руководителям – связь с другими государственными и коммерческими структурами. И так далее.

Ранее я уже приводил схемку семейства геополитических онтологий. Её можно посмотреть вот тут  - http://ivan.begtin.name/wp-content/uploads/2010/08/atd_division_3.png и увидеть что эти онтологии – субъектов федерации и ФОИВ там вынесены как основные и остальные от них зависят.

И что же дальше:

1. Я планирую добавить в OpenGovData.ru API или опубликовать дампы вот этих срезов информации. Причём, похоже, API будет предпочтительнее поскольку там проще отдавать иерархические данные в JSON. Соответственно и объём данных будет расширен.

2. Разумеется всё будет под Creative Commons и PDDL (http://www.opendatacommons.org/licenses/pddl/) лицензиями, а то есть Public Domain.

3. Жду предложений по тому чего нехватает, нет ли косяков и так далее.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

О проблемах гражданского контроля за государственными расходами
07 января 11 07:17

Эту статью также можно прочитать на сайте Полит.Ру тут – http://www.polit.ru/analytics/2011/01/04/control.html

В качестве преамбулы – мне в последние несколько недель назадавали уже столько вопросов о том что я думаю про Роспил.Инфо (www.rospil.info) причём мне довелось слышать положительные отзывы о том какой это хороший проект в том числе и от чиновников, причём весьма и весьма разумных, однако лично я отношусь к этому проекту весьма прохладно, о чём уже упоминал коротко в итогах года, но сконцентрировать своё отношение я собираюсь не в критике, а в описание того каким должен был бы быть правильный гражданский контроль за государственными расходами при условии постоянной и системной работы над этой темой.

Конкретно этот мой пост будет именно описательным – здесь не будет решений (они будут в другой раз). а будут именно проблемы.

Для большей понятности начну с описания проблем в виде карты разума

Её также можно скачать картинкой gz_civil_control.png, как DOC файл gz_civil_control.doc или как карту разума для XMIND gz_civil_control.xmind

Далее по сути. Повторю тезис который уже не раз озвучивал. Государственные расходы – это весьма сложная тема, из-за регулирования, из-за необходимости понимать того как устроен бюджетный процесс, из-за необходимости понимания как вообще «система работает».

Однако, особенно сейчас, есть множество вопросов которые привлекают внимание граждан и проектов которые пытаются это внимание удерживать.

Эти вопросы я разделил на схеме как «Явные темы для граждан» и «Скрытые темы для граждан«.

Явные темы для граждан

Явные темы – это то что на поверхности, то что можно наблюдать практически постоянно и они заключаются всего в двух темах – закупки под своих (коррупция) и необоснованные и нецелевые закупки. В первую очередь такие явные темы – это темы для СМИ, то что позволяет «зацепить» аудиторию.

Начну с необоснованных и нецелевых закупок – это тот случай когда госзаказчики закупают, то что в понимании граждан им закупать совершенно не следует. Это разделяется на две подтемы – закупка предметов роскоши и закупка «некачественных» товаров.


В случае закупки предметов роскоши всё также предельно очевидно – это закупка автомобилей представительского класса, дорогостоящей мебели, «золотых шампуров», Hi-End электроники и тому подобных товаров. В результате у большинства граждан узнающих о таких фактах резко пробуждается потребность в социальной справедливости, а сами такие закупки очень любят СМИ потому как можно в любой момент ткнуть чиновников и добавлять «жируют за наш счёт!».

Вторая подтема закупка «некачественных» товаров затрагивает всё что касается приобретения товаров предназначенных для выполнения различных государственных функций, но качеством не обладающих и, возможно, наоборот непригодных и ненужных. Тут можно привести в пример закупки арбидола целесообразность которых подвергалась сомнениям (см. http://www.novayagazeta.ru/data/2009/111/23.html), случаи закупки устаревшей электроники, лицензий на устаревшие версии ПО, опасные реагенты и многое другое. В основном это «цепляет» граждан в тех случаях когда это затрагивает их жизнь, особенно их безопасность.

Другая важная тема – закупки под своих. Это тот случай когда заказ изначально готовится и проводится под вполне конкретного поставщика, а также стоимость товаров, работ или услуг по закупке превышает рыночные и предполагается что в стоимость заказа включён откат заказчику. Несомненно таких заказов немало, также несомненно что у таких заказов есть ряд признаков по совокупности которых можно предполагать коррупционность заказа и это также тот тип заказов которые активно освещаются в СМИ и обсуждаются онлайн, поскольку основная реакция граждан на подобные закупки – это подозрение что «воруют их деньги» уплаченные как налоги.

Эти темы можно коротко описать как – жируют (закупки роскоши), вредят (закупка некачественных товаров) и воруют (закупки под своих).

При этом целый ряд тем уходит из центра внимания – это скрытые темы для граждан

Скрытые темы для граждан

Скрытые темы – это темы, на сегодняшний день, неочевидные для граждан и выпадающие из внимания несмотря на их принципиальную важность.

Эти темы можно разделить на следующие:

- недостаточное раскрытие информации о госрасходах.

- недостаточное понимание бюджетного процесса.

- недостаточное понимание госконтроля за госрасходами.

- отсутствие контроля за результатами вскрытых проблем.

- отсутствие контроля за цепочкой принятия решения о госрасходах.

Недостаточное раскрытие информации о госрасходах

Во первых, для общего понимания ситуации повторю тезис который я часто упоминаю – в России одна из наиболее прозрачных систем государственных закупок . Это не шутка, не сарказм и не ирония – это правда. Вся информация о публичных расходах официально публикуется на сайте zakupki.gov.ru, в федеральном реестре контрактов и сайтах закупках и реестрах контрактов субъектов федерации. В принципе там содержится достаточно информации для обеспечения гражданского контроля – кто заказчик, кто участвовал в торгах, кто победил, документация, начальная-максимальная цена, конечная цена и так далее. Это сравнимо по структуре и объёму информации с раскрытием данных в США (USASpending.gov) и Великобритании (база COINS).

Недооценивать этот шаг со стороны российских органов власти не стоит. Однако, росийская специфика заключается в том что при отсутствии активных гражданских институтов мониторинга государственных расходов не велась и пока ещё слабо ведётся сейчас систематизация раскрытия информации. Например, сейчас не предоставляется в машиночитаемой форме информация о месте исполнения контракта или же зачастую отсутствует информация по тематической классификации закупок и контрактов.

У нас отсутствуют проекты уровня SunLight ClearSpending (http://sunlightfoundation.com/clearspending/) и пока непонятно как они могут появится.

Недостаточное понимание бюджетного процесса

Подавляющее число граждан очень смутно представляют как работает государственная машина в части её внутренних процессов выделения финансов. Это обусловлено двумя причинами. Первая – это, в принципе, отсутствием интереса разбираться в этой теме поскольку она достаточно сложна. Вторая – отсутствие понятных образовательных (популярных) материалов поясняющих бюджетный процесс для граждан.

Недостаточное понимание госконтроля за госрасходами

Ещё одна «скрытая тема» – это организация государственного контроля за государственными расходами. В России контроль за расходованием государственных средств распределён по ряду ведомств. Фактически им занимаются: ФАС России, Федеральное Казначейство, Генеральная Прокуратура, МВД России, Росфинмониторинг, Контрольное управление Президента России, Рособоронзаказ, ФНС России, Счетная Палата, а также органы финансового контроля субъектов федерации и местного самоуправления.

У каждого из органов контроля есть своя область задач, интересов и возможности повлиять на ситуацию.

Например, ФАС России и Рособоронзаказ касаются вопросы конкуренции, они в большей степени ориентированы на рынок, а не на граждан и, соответственно, реагируют на жалобы участников рынка вплоть до отмены государственных заказов.

Генеральную Прокуратуру, МВД России в меньшей степени касаются вопросов конкуренции и в большей  вопросы коррупции при госзаказе. Для них ключевыми темами могут быть – выплата откатов при госзаказах, вывод средств через фирмы однодневки, несоблюдение условий госконтрактов (формальное закрытие) и так далее. Все те случаи когда наносится ущерб государству.

ФНС России затрагивает вопрос вывода государственных средств «в тень», использование фирм-однодневок и неуплаты налогов.

Федеральное Казначейство затрагивает вопросы обоснованности выделяемых средств и последующей отчетности. Однако Федеральное Казначейство тут выступает в роли бухгалтерии, но не контролёра конечных результатов – это не их задача.

и так далее. Необходимо понимать что внятного описания «что делать» и «кому писать» в случае коррупционных заказов непонятно. Например, флеш моб устроенный А. Навальным в виде обращений на сайт ФАС России по поводу конкурса Минздравсоцразвития весьма спорен в части своей эффективности в виду того что при подозрении на сговор/коррупцию – это скорее темы для МВД и Прокуратуры.

В любом случае, понятная инструкция и гайд по действиям – это то о чём гражданские активисты зачастую забывают.

Отсутствие контроля за результатами вскрытых проблем

Простой пример. Граждане или СМИ выявили коррупционный заказ, придали ему максимум внимания. Вопрос – что считать результатом этой работы?

- отмену заказа?

- проведение прокурорской проверки?

- увольнение ответственного сотрудника?

- заведение административного дела?

- штраф ответственного сотрудника?

И так далее.

Может быть не один результат, а несколько. Но это всё вопрос контроля этих результатов, иначе происходит следующее – всплывает резонансная тема, СМИ и блогосфера бурлят с неделю-две, потом всё затухает и сходит на нет. В результате – результатов нет и одной лишь публичности освещения проблем недостаточно для их достижения.

Отсутствие контроля за цепочкой принятия решения о госрасходах

зачастую, граждане не понимают что решение о направлении средств на те или иные закупки принимают не лицами ответственными за размещение заказа, а начинаются с депутатов утверждающих бюджет, далее распространяются на глав органов власти (ГРБС), далее на ответственных зам. министров и руководителей департаментов и так далее.

Эти скрытые проблемы можно перевести на человеческий язык в следующих понятиях – не объясняют, не раскрывают, не наказывают.

—–

Я небуду далее углублятся в типизацию проблем,  это будет уже в другой раз, а Вы можете подробно рассмотреть их все на схеме.  Отмечу лишь самое важное.

Сейчас происходит «обжелтение» всего что касается государственных расходов. Подавляющее число СМИ рассматривают госзакупки исключительно как возможность привлечь большее число читателей и акцентировать на трёх известных явных проблемах – «жируют» (закупки роскоши), «вредят» (закупка некачественных товаров), «воруют» (проведение заказов под своих). Вокруг этих трёх столпов медийного освещения госзакупок и крутится всё остальное, включая внимание блоггеров и политических активистов.

Фактически, на сегодняшний день, отсутствует главное – системный подход к решение проблем при расходовании государственных средств, к привлечению внимания граждан к скрытым от их внимания проблемам и преобразованию гражданской активности в конструктивное русло.

Всё вышенаписанное и есть ответ на вопрос почему мне лично не нравится проект Роспил.Инфо (http://www.rospil.info/). Потому как это ещё один проект из серии «жируют, вредят, воруют«. Он построен на максимальном привлечении медийного внимания со всеми вытекающими результатами в виде отсутствии системности и целенаправленных усилий по объяснению причин выявляемых проблем.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Вы слишком долго работали на государство если&#8230;
06 января 11 01:50

… В начале каждого года утверждаете семейный бюджет включая расходы, доходы и источники финансирования дефицита семейного бюджета.

…Ваш семейный бюджет всегда дефицитен – Вы, либо проедаете накопленные запасы, или берёте кредиты.

…вместе с женой (мужем) реализуете семейные целевые программы такие как – софинансирование пенсий (помощь родителям), помощь талантливой молодёжи (поощерение детей за отличные оценки), развитие экономически отсталых регионов (помощь родственникам на деревне у бабушки), модернизация экономики (замена бытовой электроники с китайскими чипами 3-го поколения на электронику с чипами 5-го поколения).

… вначале каждого года утвержате лимиты бюджетного финансирования для каждого из домочадцев.

…после поимки чужого кота в Вашем подвале обмениваетесь с соседями письменными нотами протеста и взимовысылками котов.

…у Вас есть дядя – отставник, пьёт, всегда вооружён и убеждён что вокруг враги. Убеждает Вас тратить до 20-30% Вашего семейного годового бюджета на безопасность (сигнализацию, травматику, электрошокеры, слежку за домашними).

…у Вас есть концепция развития Вашей семьи до 2030 года…которую написал Ваш пьющий дядя… и которую никто не понимает.

…каждый из Ваших домочадцев имеет свой личный бюджет, рассчитывает его дефицит который Вы им компенсируете из семейного бюджета.

…те домочадцы у которых личный бюджет профицитен – могут пить, курить и сомневаться в Вашей сакральности. Пока не приходит Ваш дядя.

Моя фантазия на этом исчерпалась, но уверен что у многих найдутся идеи как этот список можно продолжить.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Открытые геоданные Воронежской области
01 января 11 04:52

Поскольку тема геопорталов в последнее время резко всплыла – благодаря адскому геопорталу Роскосмоса, то и я приведу пример одного из геопорталов обратить внимание на который стоит.

В Воронежской области существует геопортал области и он доступен по адресу http://map.govvrn.ru:8080

Его существенно отличие в том что:

1. Портал включает каталог открытых данных – http://map.govvrn.ru:8080/geoportal/catalog/search/browse/browse.page

2. Портал изначально позиционируется как соответствующий открытым стандартам – http://map.govvrn.ru:8080/geoportal/catalog/content/about.page

3. Портал позиционируется как соответствующий открытым стандартам – http://map.govvrn.ru:8080/geoportal/catalog/content/about.page

4. На портале есть соглашение об использовании не вводящее ограничений на доступ к информации -

http://map.govvrn.ru:8080/geoportal/catalog/content/disclaimer.page

А вот и скриншот каталога данных.

Можно обратить внимание на возможность их выгрузки в форматах KML, LYR, NMF и получения метаданных в XML.

При этом я вполне допускаю что существует множество других ресурсов обладающих большей полнотой или точностью карт, однако здесь важне сам принцип раскрытия информации и недискриминационного её использования.

Из всех известных мне государственных геопорталов – это, пожалуй, единственный построенный на подобных принципах.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Tags

Archives

Syndication