Февраль 2011 - Posts

Продолжение размышлений об измерении полезности депутатов
26 февраля 11 10:30

Всем спасибо за идеи, на мой взгляд не все из предложений относились именно к «полезности депутата», многие были о том в том «в каких попугаях» можно депутатов измерять что тоже важно.

Вот некоторые из этого списка индикаторов:

1. По наличию публичных инструментов коммуникации – личного сайта и/или блога.

+ Сравнительно легко измеряется и легко учитывается.

2. По участию в открытых дебатах

+/-. Таких депутатов немного, но поиск всех открытых дебатов ручной кропотливой работы

3. По числу и длительности выступлений на Радио и ТВ.

+/-. Собрать эту информацию сложно если только не кооперироваться с сервисами мониторинга СМИ, ТВ и Радио, но они данные именно как данные не отдают.

3. По числу и длительности выступлений в ГосДуме

+/-. Скорее возможно, требуется разобраться насколько подробно информация публикуется в системах ГД

4. По активностям в блогах

+ Точно возможно. В Гослюдях.ру уже собирается в части публикаций в блогах.

5. По голосованию за ключевые законы.

- Сейчас невозможно. Нужна информация по поименному голосованию

И так далее. Я насчитал всего 22 индикатора и все они собраны тут https://spreadsheets.google.com/ccc?key=0AphaFpvgzsyhdDI3TmtLc2RzcHNlR1JORmRadmJqOWc&hl=ru

А может быть и есть какие-то ещё которые я упустил.

Читая таблицу можно обратить внимание что из индикаторов складываются рейтинги. Некоторые рейтинги подсчитать сравнительно просто – это рейтинги влияния, открытости и законотворческой активности.

И сложнее всего именно с измерением полезности, поскольку для того чтобы составить «рейтинг полезности» депутата, необходимо обладать информацией которая сейчас непублична или же вообще не собирается и не систематизируются.

Причём, если мы обратимся к американскому опыту и OpenCongress, то обнаружим что у них тоже нет данных по приёму граждан конгрессменами, но зато у них есть информация о финансировании избирательных кампаний конгрессменов  и у них есть несколько организаций независимо рейтингующих депутатов.

И подборка проектов для вдохновения:

  • http://www.opencongress.org/ – проект «Открытый конгресс»
  • http://opengovernment.org – проект Sunlight Labs по созданию инструментов мониторинга законодательных собраний отдельных штатов
  • http://www.votesmart.org/ – мониторинг деятельности политиков/депутатов/чиновников
  • http://www.govtrack.us/ – GovTrack. Мониторинг деятельности конгрессменов и сенаторов
  • http://www.openaustralia.org – Открытая Австралия. Монитор народных представителей в Австралии.
  • http://www.theyworkforyou.com/ – «Они работают для вас». Гражданский мониторинг парламента Великобритании
  • http://www.publicwhip.org.uk – «Публичная плётка». Мониторинг голосования парламентариев по ключевым законопроектам.

Сделать похожие проекты в России возможно, причём как для госдумы, так и для региональных парламентов.

Проблем же всего три:

1. Политика.

Учитывая что во всех парламентах у нас большинство одной партии, то это будет восприниматься как критика и мониторинг именно её.

2.  Финансирование

Поскольку тема затрагивает политику, то найти неполитическое финансирование под подобный проект крайне сложно. А политическое финансирование всегда означает ангажированность с той или иной политической силой.

3. Недоступность данных по поимённым голосованиям

Можно сделать такой проект и без них, но в этом случае теряется огромный пласт оценки полезности депутатов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Новый дизайн проекта Гослюди
26 февраля 11 07:57

Многие из Вас помнят о проекте Гослюди (http://www.goslyudi.ru/) – аггрегаторе блогов чиновников, депутатов, руководителей госструктур и так далее.

Проект был создан нами для Полит.Ру в 2010 году.  И вот, наконец-то, он прошёл визуальную трансформацию и переработан под тот же визуальный стиль что и обновлённый Полит.Ру (http://www.polit.ru) и проект Официально (http://federal.polit.ru).

На мой предвзятый взгляд – всё стало выглядеть куда лучше. Однако, если у Вас будут замечания и предложения по изменению проекта – прошу оставлять их тут у меня в комментариях или отправлять по почте на ibegtin (собака) idalab.ru. Каждое замечание ценно.

И, что ещё я хочу добавить и напомнить.

Кроме того что Гослюди.ру – это  проект для всех типов аудитории – чиновников, граждан и журналистов. Он ещё и создавался изначально с открытым API и экспортом новостной информации.

Например, из сайта выставлено огромное количество RSS лент и можно подписаться по постам в блогах привязанных к: региону, компетенции, группе гослюдей и должности. А также есть несколько основных RSS лент. А полный их список можно увидеть здесь – http://www.goslyudi.ru/export/

А также данные о списке гослюдей, о рейтингах и о топе записей экспортируются через открытое API http://www.goslyudi.ru/apihelp/ которое любой желающий может использовать для собственных проектов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Классификация депутатов по группам
24 февраля 11 05:55

Продолжая тему классификации органов власти и регионов, посмотрим тем же подходом на людей, а то есть на депутатов.

Какие группы депутатов бывают и как их вообще можно делить/группировать:

- по партиям/фракциям

- по участию в комиссиях и комитетах

- по международным депутатским группам

- по международным делегациям

- по полу

- по научной степени

- по регионам

- по наличию Twitter’а

- по наличию Facebook аккаунта

- по наличию блога

- по наличию личного веб-сайта

и так далее.

А вот на вопрос в чём можно измерить полезность работы депутата для меня большой вопрос. В числе законопроектов? В числе принятых законопроектов? Что ещё?

Какие есть идеи?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

По поводу новых сайтов МВД России и ФНС
24 февраля 11 07:58

Федеральная налоговая служба и МВД России на днях обновили свои сайты. Это http://www.nalog.ru и http://www.mvd.ru соответственно.

Про сайт ФНС. Вот так он выглядит сейчас

Плюсы:

  • Появились RSS каналы подписки на новости
  • Удобная навигация, всё стало понятнее чем на прошлой версии сайта

Минусы:

  • Почти все разделы сайта – это списки новостей. Например, http://www.nalog.ru/nal_kontr/prov_concept/ и многие другие. При этом у этих разделов нет отдельных RSS лент, а также статических материалов. Материал только один – «новость».
  • Отсутствует упоминание о «условиях использования» вместо этого отметка «все права защищены». Чьи права и как защищены – непонятно.
  • В разделе статистики http://www.nalog.ru/nal_statistik/ по прежнему жуткие Excel файлы со статистическими показателями. Многих материалов за 2010 год нет, открытых данных нет, визуализации нет.
  • Сведения о участии ФНС в Федеральных целевых программах отсутствуют http://www.nalog.ru/mnsrus/fcp/fcp_real/
  • Отчеты о планах деятельности отсутствуют http://www.nalog.ru/mnsrus/plan_fns/otch_plan/
  • Информация о деятельности общественного совета отсутствует – http://www.nalog.ru/mnsrus/ob_sov/. Есть только приказ о его создании в декабре 2008 года. А за это время  он должен быть сделать хоть что-то или можно считать что его нет.
  • Внешние ссылки на ресурсы показываются как «загрузить файл» – http://www.nalog.ru/mnsrus/mns_pages/umns/sev_kav/
  • Отсутствует версия для людей с ограниченными возможностями
  • Отсутствует версия для PDA
  • При открытии новостей в режиме «Распечатать» http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3784598/print/ убогое форматирование и отсутствуют реквизиты/логотипы ФНС
  • Налоговый календарь в конце главной страницы – чистой воды трафикогенератор для Гаранта. Там все ссылки в текстах ведут на base.garant.ru . Нехорошо!

Моё итоговое мнение – стало лучше чем было, но всё равно ещё сыро.

По сайту МВД России. Так выглядит его новая версия.

Плюсы:

  • Есть упоминание о условиях использования сайта (которое, правда, зачем-то открывается не как страница, а AJAX’ом, в результате – не сошлёшься)
  • Появились RSS каналы
  • Есть версия для слабовидящих
  • Есть версия для PDA

Минусы:

  • «Пластиковый интерфейс» – огромные кнопки в левой части не только сжирают часть пространства и могли бы быть меньше и не быть кнопками, но и просто ужасно выглядят.
  • Отсутствует раздел «Деятельность». Это огромный содержательный пробел по всему что только делает МВД России сейчас – профилактика преступлений, раскрытие преступлений и так далее. Его отсутствие перечёркивает любые плюсы начисто. Вместо этого материалы о деятельности разбросаны по другим разделам.
  • Отсутствует раздел «Статистика» который также мог бы быть подразделом раздела «Деятельность» если бы тот существовал. Вернее есть такой подраздел в разделе «Пресс-служба » http://www.mvd.ru/ru/presscenter/statistics/reports/ однако публикуются данные в совершенно кошмарном виде. В формате PDF документов слабопригодных к обработке и уж точно непригодных к визуализации.
  • Отсутствуют ссылки на подвемственную МВД службу – ФМС России. По всем канонам – должен был быть баннер на главной странице и материалы в разделе Структура
  • Материалы по деятельности Общественных советов при МВД датируются августом 2010 года http://www.mvd.ru/mvd/sovet/work_sovet/ и с тех пор новостей больше нет. Не разогнали же их?
  • Отсутствует ссылка на портал 112.ru. Вернее она есть, через раздел «Приём обращений» и формы «Нужна ваша помощь» и «Ваш участковый», но баннера на портал 112.ru нет.
  • В сервисе «Ваш участковый» зачем-то висит ни к чему непригодная карта России. Ещё было бы понятно если бы на ней можно было бы выбирать регион, но и то, в общем это просто ненужная занимающая место картинка
  • В разделе «Документы» http://www.mvd.ru/documents/ по прежнему вместо нормальных документов транслируется интерфейс из Консультанта со ‘»сканами»
  • Есть очень много отдельных новостных разделов, вроде новостей подразделений или общественного совета на которые невозможно подписаться по RSS
  • Отсутствуют детальные сведения о управлениях внутренних дел, управлениях ГИБДД в субъектах федерации. Раздел такой есть http://www.mvd.ru/ru/contacts/sites/ в разделе «Контакты», однако
  • Каких-либо открытых данных также нет.

Мне новый сайт МВД не нравится и я не вижу в нём существенных и принципиальных отличий по сравнению со старой версией.

В обоих случаях претензии в большей части содержательные и не к разработчикам, а к ответственным за наполнение сайтов и постановщикам задач по их разработке.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Данные которых нет. Wanted Data 3
23 февраля 11 07:10

http://ivan.begtin.name/2009/09/09/%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-wanted-data/Я периодически составляю списки тех данных которых нет в общем доступе, но которые очень бы могли помочь при создании гражданских и коммерческих проектов да и вообще принести пользу людям.

1. Результаты проверок организаций Роспотребнадзором

Известно что Роспотребнадзор время от времени проверяет организации, к примеру, кафе и рестораны,  а кроме того результатом проверки может быть вынесение предписания об устранении нарушений. Я считаю что эта информация должна быть общедоступна и включать:

- название организации

- место её нахождения

- дату проверки

- серьёзность выявленных нарушений (можно без конкретных фактов, а по градуированной шкале)

Зачем это нужно? Почитайте у Катерины Аксеновой пост http://gov-gov.ru/?p=2173 про приложение «Не ешь здесь» сделанное одним студентом в Нью-Йорке.

А также я уверен что многие сервисы рейтингования ресторанов и кафе могли бы улучшить свои возможности используя эти данные.

2. Детальная муниципальная статистика

Большая часть статистики Росстата что есть в открытом доступе не имеет полноценной привязки к муниципальным образованиям, кодам ОКАТО и ОКТМО. Причём трудно поверить что при сборе статистики этой привязки нет. В то время как именно муниципальная статистика ближе всего к населению. Помимо экономического анализа цифр, они могут помочь гражданам решающим куда переезжать и что хорошо/плохо у них в сравнении с другими районами.

3. Открытые данные Банка России

При том что надо отдать должное Банку России и они раскрывают многие свои данные через API, тем не менее те кто пользовались этим API знают что кроме как через платформу .NET работать с ним неудобно, а с региональным разделом индикаторов, так просто невозможно. В то время как именно эти данные так и просятся быть открытыми данными. Их вполне можно публиковать в CSV формате.

Эти данные, в свою очередь, можно использовать для наглядной визуализации финансовой статистики во временном, региональном, численном и относительных размерах.

4. Статистика выдачи разрешений на оружие

Подобные разрешения/лицензии выдаёт МВД, но статистику, разумеется, не раскрывает. Понять сколько же лицензий выдано, на какой тип оружия совершенно невозможною. Соответственно и невозможно оценить корреляцию преступлений и разрешений на оружие. А при наличии этих цифр можно было бы составить рейтинг «ощущения незащищённости» гражданами.

5. Нарушения пожарной безопасности

Тут та же ситуация что и с проверками Роспотребнадзора. Если бы результаты предписаний МЧС после их проверок были бы доступны онлайн и прогодны к наложению на карты и связыванию с организациями, то люди могли бы иметь возможность узнать есть ли нарушения у того или иного заведения перед его посещением.

6. Места отдыха и туристические маршруты

Россия огромная страна с острым дефицитом информации о внутреннем туризме. Органы власти могли бы собирать (если ещё не собирают) и раскрывать эту информацию. Для вдохновения можно посмотреть на Recdata.gov в США.

И, в дополнение, некоторые данные которые всё таки доступны, но не машиночитаемы:

- Инвестирование пенсионных накоплений Внешэкономбанком – http://www.veb.ru/ru/agent/pension/info/inv/

Прошлые списки можно почитать тут:

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Пример классификации центральных органов власти
22 февраля 11 02:46

В качестве иллюстрации того над чем я думаю по административно-территориальному делению России приведу в пример то как можно было бы группировать и анализировать органы власти.

Для начала что нам известно:

- в России существует несколько типов центральных органов власти – правительство, включая органы исполнительной власти которые входят в правительство, Счетная Палата, Законодательное собрание, Президент, Прокуратура плюс ряд структур приближенных к органам власти вроде Центрального банка. А также суды – Верховный, Конституционный, Высший арбитражный.

- кроме деления на органы власти есть деление на администратов бюджетных средств. Администраторами могут быть как органы власти, так и подчинённые им государственные структуры, например, МГУ, РАН и другие.

- у каждого из госорганов есть руководитель.

- некоторые из госорганов явно упомянуты в Конституции – Законодательное собрание, Правительство, Счетная Палата, Президент, но далеко не все.

Задача – возможность наглядного сравнения структур по набору показателям и различным группам.

У задачи есть три направления:

- унификация описания органа власти

- определение групп органов власти

- определение статических и динамических индикаторов позволяющих осуществлять сравнение.

Для начала требуется определиться что брать за основу в качестве единой, общей группы – список ГАБСов (главных распределителей средств) куда входят не только органы власти или же только органы власти в соответствии со структурой правительства и понятиям закреплённым в Конституции.

Это важно, в первую очередь, с точки зрения сравнимости по показателям. Например, для ГАБСов есть данные по их бюджетам, его исполнению, закупкам, контрактам. В то время как при сравнении только по органам власти можно также использовать индикаторы на основе нормотворческой деятельности, числу сотрудников центрального аппарата и показателям деятельности.

Чтобы не ломать голову выберем обобщённый путь. Вводим понятие  »государственная структура» в которую сводим воедино две этих группы – органы власти и ГАБСы.

Далее начинаем группировку этих структур, а чуть далее будет об унификации структуры

Первые напрашивающиеся группировки по структурам:

- которые являются ГАБСами

- которые являются органами власти

- являются органами власти и ГАБСами

- не являются ГАБСами

- не являются органами власти

Всего 5 групп просто на вариантах пересечения и не перечения этих множеств.

Следующая группировка по типу структуры. Структуры у нас могут быть:

- президент

- правительство

- министерства

- федеральные агентства

- федеральные службы

- федеральные фонды

- законодательные органы власти

- судебные органы власти

- иные структуры (Прокуратура, Счетная Палата, Центробанк и так далее)

Для тех из органов что входят в правительство, также можно определить такое понятие как уровень подчинённости поскольку часть структур у нас подчинены президенту, а часть председателю правительства. Поэтому получается что:

- ФОИВы подчинённые президенту

- ФОИВы подчинённые председателю правительства

Это всё? Нет, это далеко не всё. Поскольку у каждой из структуры есть персона руководитель которая непосредственным образом влияет на принятие решений то целый пласт групп может быть основан на биографии и личности руководителя.

В частности можно определить следующие группы:

- по полу

- по возрастной группе (сделав нарезку по возрастам «от и до»)

- по наличию семейных связей между персонами

- по опыту работы в спец. службах

- по членству в КПСС (до 1991 года)

- по членству в текущих партиях – Единая Россия, Справедливая Россия и так далее.

и так далее.

Атрибуты и характеристики персон могут быть применены к госструктурам как раз через группы, определяя такие группы как «Госструктуры руководителями которых являются женщины» (4 структуры- 3 министерства, 1 федеральная служба) или «Госструктуры в подчинении Голикова-Христенко» (2 министерства) или «Госструктуры руководители которых состоят в Единой России» и так далее.

Кроме непосредственной группировки структур по существующим делениям подчинённости и типов, ещё есть деление на основе объединяющих их понятий.

И такими понятиями являются:

- государственные комиссии

- государственные советы

- государственные программы, включая федеральные целевые программы

Через эти понятия также происходит взаимодействие и совместная активность ведомств.

Другими группами, также, могут быть:

- наличие финансирование у госструктуры из закрытой части бюджета

- наличие территориальных подразделений у госструктуры

и так далее.

Предположим что этих групп достаточно, но сохраним возможность для расширения их числа.

Далее, какие показатели можно рассмотреть для анализа их деятельности

1. Бюджет – бюджет всех органов власти публикуется ежегодно Минфином. По годам

2. Фактическая численность сотрудников – обычно эти цифры получить сложно. По годам

3. Число изданных нормативных документов. По типу документа. По месяцам

4. Числу публичных скандалов в СМИ в которых было замечено данное ведомство

5. Число отставок руководителей до уровня департаментов

6. Число действующих заместителей министра/руководителя структуры

7. Число заключённых госконтрактов

8. Средняя заработная плата.

9. Рейтинги информационной открытости и другие рейтинги.

10. Число государственных услуг, в том числе доступных онлайн.

и так далее. Мы также можем сформировать набор показателей и индикаторов привязанных не к госструктурам, а к персонам, например, число упоминаний за период, число публикаций, число поездок, личный годовой доход и так далее.

Далеко не все эти показатели легко собрать, но некоторые возможно.  Кроме того некоторые из этих показателей могут быть динамическими, а то представленными как временные ряды, а также они могут быть агрегированы для расчёта показателей групп.

Например, чтобы сравнить средний бюджет группы госструктур которые находятся участвуют в ФЦП Мировой океан со средним бюджетом группы госструктур у которых руководители женщины.

И много других дурацких или же очень даже разумных сравнений. А также получения справки по показателям каждой из групп.

Основа же всего в том что вся «понятийная сложность» вынесена именно в группы. Фактически все логика разнесена следующим образом.

- базовые понятия: госструктуры и персоны (возможно также отдельные понятия ГАБСов и Органов власти для индивидуального анализа)

- индикаторы и показатели – привязанные к базовым понятиям численные и булевые значения которые могут быть подвергнуты разным формам визуализации

- группы – это «аггрегатор сложности». Подборки основных понятий в которых агрегируются их показатели и индикаторы. Группы могут быть построены на основе атрибутов и индикаторов привязанных к основным понятиям. Группы обладают лишь минимальным количеством собственных атрибутов, но могут включать, к примеру, ссылки на раскрывающие их понятия вроде ссылок на DBPedia.

Фактически – этот подход, это сильное упрощение поскольку он ограничивает возможности выборок из-за того что группа определяет только подборку вариантов которые подпадают под определённое понятие, но, в большинстве случаев, не охватывают сложные выборки построенные на значении или отсутствии значений у нескольких атрибутов объектов.

Возвращаясь к административно-территориальному делению и зонированию, я исхожу из того что их анализ может проводится на схожем принципе – принимая за основу простые группы/зоны объектов основанные только вхождении региона в группу лишь по одному определённому атрибуту. Разница лишь в том что в случае АТД – число индикаторов и число групп в несколько раз больше.

Плюс подхода – в простоте понимания и визуализации.

Минус – в недостаточной сложности для решения некоторых аналитических задач.

Он точно плохо подходит при наличии большого числа базовых понятий к которым привязаны индикаторы, но удобен когда мы можем определить одно ключевое понятие и всё остальное нанизывать на него.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Продолжение размышлений об административно-территориальном делении РФ
20 февраля 11 04:24

Как выпадает свободное время я обращаюсь к книжке Кордонского «Поместная федерация». Правда мой интерес в меньшей степени вызван выводами в книге и куда больше видами группировок территорий. Какое-то время назад я даже начал в свободное время собирать и структурировать информацию об этих группировках и уже нашёл многое чего в книге нехватает.

Например, группировка по католическим епархиям.

Если у РПЦ структура епархий почти соответствует числу субъектов РФ, то у католической церкви всего 4 епархии на всю Россию (плюс мини-епархия на Южном Сахалине).

Ещё одно религиозное деление – по преимущественному вероисповедованию населения региона. Это деление условно и не формально, но существенно.

В административном делении на железнодорожные округа важно также учитывать что есть регионы в которых вообще нет железных дорог. Их необходимо выделять в отдельную группу.

Точно также с регионами в которых нет федеральных автомагистралей – это ещё одна группа.

В том что касается дорог то и здесь есть несколько типов групп – федеральные автомагистрали, европейские маршруты, азиатские маршруты. Остальные случае имеет смысл рассматривать только на уровне субъекта федерации.

Ещё одно деление по территориальным банкам Сбербанка которых всего у Сбербанка  17 и которые охватывают в среднем по 5 регионов каждый.

Ещё один тип групп – группы регионов по временной зоне.  Другая группа – регионы граничащие с той или иной страной.

А также:

- группы регионов охватываемые войсковыми казачьими обществами;

- ключевые агрорегионы (причём здесь есть несколько классификаций);

- сортировочные зоны Почты России по 3-м типам групп: зональным сортировочным центрам, автоматизированным сортировочным центрам и магистральным сортировочным центрам (впрочем информации об этих центрах не так много, возможно тут есть путаница в терминах).

Я бы добавил ещё и деление на агломерации, но там, насколько я знаю, до сих пор нет каких-либо зафиксированных границ – только некоторые модели. Причём эти модели охватывают не регионы, а регионы + муниципальные районы.

Однако более всего нехватает системы в которой можно было бы обобщить все эти структуры в неком едином виде. При этом, если обощить группировки по субъектам, сравнительно несложно, то муниципальными районами уже всё куда тяжелее – их очень много и их структура может меняться.

У меня эти группы существуют в виде совершенно адского Excel файла с 17 вкладками и огромным числом кросс-ссылок. И эти 17 вкладок уже после сведения нескольких типов групп воедино, иначе было бы больше.

Проблема в том что из административно-территориального деления и, в принципе, зонирования присутствуют ссылки на слишком большое число разных понятий.

«Выровнять» эти понятия практически невозможно. Максимум что можно сделать – это создать отдельный слой, собирающий типы групп и группы в единой структуре и залинковать этот слой со всеми остальными понятиями.

Причём его можно создать двумя способами:

1. Онтологическим способом

Определив соответствующий класс и наследуя от него остальные объекты. Это правильный путь, но сложный, особенно если строить онтологию не с нуля, а подтягивать уже имеющиеся. С другой стороны подтягивать имеющиеся онтологии может и не потребоваться, поскольку в международных/англоязычных онтологиях сведений о АТД России не так много и далеко не все они точны, а российских онтологий практически нет.

Минус – в сложности. Людей работающих с онтологиями в России немного.

2. «Простым» способом

В этом случае мы описываем каждый тип групп отдельно, метим каждый тип и каждую группу уникальным идентификатором и создаём отдельные понятия «тип группы» и «группа» с которых присутствуют ссылки на способы и типы зонирования.

Это с одной стороны упрощает работу с данными – они сводятся к простым таблицам, нет наследования, можно оперировать простым API и хранением простых структур без использовать специальных хранилищ.

С другой стороны сложность просто переносится в другую область. Появляется огромное число таблиц которые, в лучшем случае, которое можно уменьшить используя NoSQL базы такие как MongoDB

—-

В итоге это каркас на который нанизывается вся остальная информация касающаяся регионов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Продолжение про ТакЗдорово.Ру
20 февраля 11 02:21

Дмитрий Дмитриев (ЖЖ – pravdep) разместил у себя в блоге новые подробности по созданию проекта ТакЗдорово.ру. Посмотреть его пост можно тут – http://pravdep.livejournal.com/129946.html

О этом проекте уже немало писали и у Дмитрия есть полная подборка ссылок на материалы, в том числе и мои.

Но интереснее то что в декабре Путин таки подписал распоряжение по которому ЗАО «Ашманов и Партнёры» теперь является единственным исполнителем по этим работам.

Это очень показательный факт. Предельно показательный.

Что понять всю суть этого документа стоит подумать над тем что:

- ТакЗдорово.ру – это не стратегический госпроект и его разработка – это вполне себе рыночная тема.

- ЗАО «Ашманов и партнёры» – это не стратегическое госпредприятие и вообще просто коммерческая компания. Одна из многих.

Однако вокруг этого портала уже больше полутора лет идёт нешуточная активность, запросы в Минздрав, ФАС, Росфиннадзор и так далее.

К чему привела эта активность в итоге? К тому что кто-то в Минздраве пролоббировал до уровня Путина , который как глава правительства и подписывает решения о закреплении компании как единственного источника, при этом для этого решения нет ни одной причины кроме повышенной гражданской активности.

Для тех кто не знает – размещение у единственного источника означает что процедура заказа полностью непублична, конкурсная/аукционная документация не публикуется, извещение о заказе не публикуется, цена определяется чиновниками ответственными за размещение заказа и только, а всё что мы узнаём – это короткая запись в реестре контрактов и только.

Итого, какие выводы можно сделать:

1. Кто-то в Минздравсоцразвития серьёзно напрягся, настолько что даже распоряжение Путина появилось.

2. Учитывая что Минздравсоцразвития могли бы решить проблему публичности и по другому, например, проведя конкурс.  Трудно теперь сомневаться что в этой истории уже точно нечисто.

Это всё  к вопросу о том как будет решаться проблема «излишней публичности» в госзаказе.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Всем спасибо за комментарии
18 февраля 11 09:09

Ценю ваше внимание. Не успеваю ответить на все комментарии, а некоторые ответа и не требуют, но, что приятно, было достаточно взвешенной критики по существу моего текста. Это, несомненно, хорошо. Спасибо Вам за это люди.

То что этот текст начали цитировать и копировать представители некоторых партий – это, конечно, не очень хорошо. Ну да Бог им судья.

А то что некоторые из Вас, друзья мои, переходить на личности в обсуждениях – это, совсем нехорошо, ну да не в первый раз, правда? Все привычные, да и «это Интернет деточка (c)».

Мнение Навального о тексте я видел – http://navalny.livejournal.com/554608.html?thread=100278640#t100278640 и тем более вижу что текст был написан мной не зря.

Относительно же того чем я занимаюсь, то я и не предполагал что фан-клуб Алексея столь нелюбопытен. Как бы то ни было, желающие смогут найти результаты моей работы сами, благо они публичны, хотя и не претендуют на массовость.

Всем хороших выходных.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

И ещё раз про госзакупки, Роспил.Инфо и прочие и прочие
17 февраля 11 05:09

Я в который раз вернусь к теме госзакупок, Роспил.Инфо и другим связанным темам. Уж больно часто мне в последнее время задают вопрос по этой теме

По поводу деятельности Навального

Меня множество знакомых спрашивают почему я столь отрицательно отношусь к инициативе Навального с Роспил.Инфо и, хотя мне казалось что я уже всё несколько раз объяснил в статьях о том как должен был бы устроен гражданский контроль за государственными расходами, чувствую что надо объяснить ещё раз.

Но прежде чем далее обсуждать этот вопрос сделаю отступление что, я политикой не занимаюсь, и одинаково плохо отношусь ко всем политическим партиям, политикам и политологам. Поэтому политические взгляды Алексея и его противников, мне, как бы сказать помягче, безразличны и этот текст будет только по содержательной части вопроса касающегося госзакупок.

Вернёмся к Роспил.Инфо. Насчёт этого проекта Навального то тут проблема в том что Навальный избрал наименее профессиональный подход. Он вместо системной работы над имеющимися проблемами  устраивает шоу в котором под одну гребёнку попадают как коррупционные госзаказчики, так и добросовестные, вынужденные идти на нарушение законодательства (94-ФЗ) в виду его несовершенства. Собственно одно из существенных заблуждений Алексея в том что 94-ФЗ это хороший закон, в то время как он не случайно подвергается критике все эти годы поскольку:

Во первых – он очёнь жёстко закручивает процедурные гайки и просто невозможно провести закупки в разумные сроки, особенно в ситуации запоздалого выделения бюджетных лимитов.

Во вторых – несмотря на устанавливаемый законом режим высокой публичности размещения заказа, тем не менее это не та публичность которая позволяет удобный и автоматизированный контроль. В частности обеспечена публичность процедур, но очень плохо обеспечивается публичность планирования и публичность результатов при том что публичность процедур нужна в основном для представителей бизнеса/рынка, а публичность результатов как раз необходима гражданам.

Почти единственные чиновники в России которые умело защищают 94-ФЗ – это сотрудники ФАС России. Надо отдать им должное, как раз у них самые весомые аргументы, некоторые из которых заключаются в том что:

- то 94-ФЗ регламентирует только процедуры – это нормально. Остальные части размещения заказа давно могли бы регулироваться Минфином, Казначейством и Минэкономразвития;

- электронные аукционы и жёсткие сроки – это хотя и «безобразно, но единообразно» и за счёт общего ужесточения процедур, минимизируется коррупция.

И так далее. Не буду приводить их всех, но скажу Вам что хотя я лично с позицией сотрудников ФАС по многим вопросам не согласен, отмечу что они весьма последовательны в отстаивании собственной позиции. Они придерживаются этой позиции даже несмотря на критику со стороны первых лиц государства уже озвучивших что 94-ФЗ надо менять и того что этот закон уже меняют.

О сложности

В одной из статей ранее я приводил схему по которой можно определить виду «проблемных закупок» вот тут http://ivan.begtin.name/2011/01/07/civilcontrol/ эта статья, а вот тут её продолжение http://ivan.begtin.name/2011/01/24/civcontrolp2/

Суть в том что есть  лишь несколько очень простых видов нарушений которые могут быть понятны большинству граждан. Большая часть этих нарушений являются тем что я назвал в статье  понятием «жируют, воруют, вредят«, а то есть заказов предметов роскоши, увод денег и закупка некачественных товаров и услуг.

Так вот эти закупки как правило составлюят очень и очень малую долю средств уходящих по госзаказу. Потому как основная коррупция заключается не в отдельных «лохах-госзаказчиках» размещающих заказы с заниженными сроками, а в том что по очень многим, особенно крупным заказам, невозможно на практике, без проведения детальной экспертизы, понять что и как действительно там делается.

Например, в конкурсе на аренду автомобилей Минобороны который почему-то исчез с главной страницы Роспил.Инфо и со страницы организаций и теперь доступен только по прямой ссылке – http://rospil.info/corruption-case/185. Так вот там проблема не в стоимости подобных работ, там куда большая проблема в другом:

- в том что заказ получает структура подведомственная заказчику, к тому же ФГУП

- нет проверки не был ли заказ сознательно укрупнён, поскольку если бы он был разбит хотя бы на 10 отдельных конкурсов, то шансов что их всех выиграла бы только одна организация было бы меньше

- в контракте упомянуто 8 миллионов часов, в то время как неизвестно есть ли фактическая потребность у Минобороны в такой доступности автомобилей и если фактически отработанных часов будет меньше, то оплата пойдёт не по числу часов, а по контракту.

Но всё это, кроме факта размещения у своего ФГУП, требует весьма детальной и профессиональной экспертизы.

Я также отмечу что тот факт что со страниц Роспил.Инфо исчезли ссылки на прошлые заказы, коррупционность многих из которых под весьма большим сомнением, то это показывает создателей этого проекта не в лучшем свете. Если это была случайность, то лучше её всё таки исправить и написать что исправили, дабы чего кто не подумал.

О публичности

Ещё одна особенность в том что в России в отличии от большинства развитых стран конкурсная и ауционная документация доступна не только коммерческим компаниям, но и всем гражданам. Я уже писал ранее что если не в большинстве, то в существенном множестве других стран (Ирландия, Сингапур и др.) исходят из того что эти документы могут содержать конфиденциальные сведения о инфраструктуре заказчика и могут быть использованы недобросовестным образом, в частности для организации противоправных действий. К примеру, если государственная организация размещает заказ на установку сигнализации, то в конкурсной документации содержится немало информации которая может помочь потенциальным грабителям. В случае установки компьютерных сетей и ПО, это также даёт дополнительную информацию злоумышленникам.

По этой причине эта информация конфиденциальна, но не в России.

В России организации наиболее обеспокоенные безопасностью информации – ФСБ и ФСО, в основном, живут по закрытой части бюджета и их проблемы открытости других ведомств не особенно беспокоит.

В то время как если когда-нибудь Генпрокуратура, МВД, Минобороны, Казначейство или МЧС сподобятся инициировать исследование доступности «чувствительной информации» об их инфраструктуре в конкурсной и аукционной документации, то с вероятностью в 99% такая информация может быть найдена. И могут найдены мировые аналоги систем регулирующих публичность этой информации для бизнеса.

Собственно появление таких исследований и будет наиболее вероятным последствием от Роспил.Инфо и от деятельности Алексея Навального на этом поприще. Учитывая что для госзаказа сайт закупок теперь лишь один, то останется лишь обеспечить регистрацию поставщиков на едином сайте, не всех, но хотя бы некоторых категорий, после чего ввести поправки в законодательство позволяющие госзаказчикам устанавливать отметку «Коммерческая тайна» (или предусмотреть другой форму конфиденциальности) и допускать загрузку подобных файлов только поставщиками прошедшими авторизацию на сайте. А при публичном распространении документов проводить расследование какие организации документ загружали.

Лично я считаю что это вопрос только времени когда это будет сделано. И самыми сильными лоббистами тут будут именно госкорпорации которых сейчас также принуждают использовать 94-ФЗ для закупок, но те все ещё сопротивляются.

Проблема адресатов

В отличии от многих , я лично далеко не в восторге от некоторых результатов. Например, уход Симакова из Минздрава – это не хорошее событие. Этот уход, о причинах которого нам так и не сообщили, больше похож на то что надо было кого-то уволить раз уж поднялась буча. А тут Симаков дал интервью в Cnews, а то что конкурсную документацию подписывал зам. министра Белов, это что-то вниманием было обойдено. А ведь у каждой процедуры заказа есть документация которая должна быть подписана руководителем ведомства или другим ответственным сотрудникам. Но, даже в том что делает ФАС, в тех штрафах что предусмотрены 94-ФЗ, штрафуют не руководителей ведомств и не тех кто подписывал КД, а исключительно исполнителей.

Всё это сводится к проблеме  адресатов. В то кто же по факту виновен в появлении потенциально коррупционного заказа и заключения потенциально коррупционного контракта.

Вне внимания

Я уже упоминал что большая часть закупок в центре внимания граждан и Роспил.Инфо – это довольно таки недорогие заказы и большая их часть из области информационных технологий, сайтов, информационных систем и так далее. Причины этого просты – ИТ’шников в сети много, они активны и многие считают что они хорошо разбираются в разработке систем и сайтов, некоторые действительно разбираются, но таких меньше. А вот в таких темах как дорожное строительство, капитальное строительство, ремонт, покупка продовольствия и ГСМ крупными партиями, то на что приходится львиная доля средств по госзаказу и где куда как легче скрыть коррупцию, особенно в строительстве. Но такие заказы требуют экспертизы, они требуют очень тщательного анализа всех документов и даже самые очевидные могут быть весьма неочевидны. Но как раз там то «воруют» указывая перстом, не получится ибо надо обладать глубоким пониманием в теме. Которое есть у очень немногих и те им делиться нелюбят и не спешат. Например, я довольно плохо разбираютсь в контрактах на строительство и ремонт дорог. Там своя сложная «кухня» и это совсем не моя тема.

Нужны инженеры, а не юристы

Ещё одно большое заблуждение в том что для контроля госзаказа нужны юристы. Ничего подобного. Американский и британский опыт контроля за тем «куда идут наши деньги» показывает что нужны информационные архитекторы и инженеры (программисты) способные определить какая информация нужна и как её автоматически анализировать и показывать гражданам. Но всё это, американские проекты USASpending и ClearSpending и британские «Where Does our money go?» и база казначейства Её Величества «COINS» – все они нацелены на системную работу граждан. На то что потом НКО используют эту информацию и отслеживают проблемные участки в госрасходах. Сейчас они позволяют на картах увидеть места исполнения госконтрактов, навести iPhone на здание и получить список контрактов которые выполнялись в этом месте и так далее. Это требует знания технологий, а не юрисприденции.  А также требует целенаправленных усилий по воздействию на госорганы для раскрытия этой информации в удобном для работы виде. Первый такой российский проект уже есть – это Росгосзатраты (http://www.rosspending.ru)

Вне контекста

Есть очень многое что я мог бы добавить сюда про то как выделяются лимиты финансирования заказчикам, как это влияет на сроки размещения заказов, как происходят согласования заказов в госструктурах, как непрерывано конфликтуют все ведомства ответственные за контроль и размещение госзаказа, про целевые и государственные программы, про планирование которое начинается с бюджета, про субконтракты и многое другое. Но это всё контекст, который мог бы лишь дополнить суть написанную ранее. А значит в другой разю

Выводы

У меня тоже есть оценочное суждение (с) что Алексей Навальный вместо занятия полезным делом балаганит, а все кто жертвовали деньги на поддержку Роспил.Инфо – первопроходцы краудфайндинга развлекательных онлайн мероприятий. Люди хотят шоу – люди платят за это шоу. И в этом смысле, я считаю что надо Алексея похвалить – он шоумастер, это правда. Я не могу осуждать людей за то что они платят за развлечения. А это ведь и есть развлечение – ждать следующей серии сериала «Жируют, воруют, вредят» (c). Да это как если бы пообещать выпустить следующую серию Дом-2, только если зрители накидают определённую сумму СМС-ками.  Я думаю могло бы сработать, вполне могло бы.

Но только давайте не будем это путать с гражданским обществом. К нему это не имеет никакого отношения.

А лично мне очень жаль что Алексей выбрал именно этот путь потери собственной репутации добросовестно  накопленной им на борьбе с госкорпорациями.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Открытые данные Банка России
17 февраля 11 09:11
Появился ещё один большой массив данных по российской статистике.Сегодня на GitHub’е выложен код и данные извлечённые через API Банка России из, так называемого, регионального раздела, а то есть показателей состояние финансов в регионах.

Код и данные можно скачать отсюда https://github.com/ivbeg/cbr_opendata
По ссылке новость на OpenGovData.ru – http://www.opengovdata.ru/news/13/ посвящённая тому же.
Там содержится информация о:

- 112 таблицах (группах индикаторов)

- 90 регионах

- 700 индикаторах

- более чем 1.2 миллиона значений индикаторов

Зачем это нужно?

Эти данные являются интересными временными рядами на основе которых можно не только строить графики и проводить их анализ, но и сопоставлять их с индикаторами Росстата и других источников.К сожалению, API Банка России совершенно неудобно для такой работы и не только требует использования Microsoft .NET, но и никак не адаптировано под использование в веб-проектах, получения информации в форматах CSV, JSON и так далее.

Условия использования.Соответствуют условиям использования данных предоставляемых Банком России (http://www.cbr.ru/about/main.asp?Prtid=Use), а то есть единственное условие – наличие ссылки на первоисточник.

К сожалению, поскольку это преобразованные данные, то непонятно можно ли на них наложить лицензию Creative Commons или Open Data License.

Развитие

Помимо включения этого массива в каталоги открытых данных – OpenGovData.ru и другие что последуют, эти данные будут периодически обновлятся и публиковаться, а также каждый желающий может сделать это самостоятельно используя код по ссылке на GitHub.

Замечания и предложения можно присылать мне. А на подписку на новые материалы/новые открытые данные подписываться здесь - http://groups.google.com/group/opengovdataru

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ссылки на 16.02.2011. e-Gov, госзакупки, открытые данные
16 февраля 11 10:48
В России
  • http://www.gosbook.ru/node/16245 - На Госбуке инициированное мной обсуждение новой версии Zakupki.gov.ru
  • http://www.gosbook.ru/node/16246 – там же на Госбуке издание ГУ ВШЭ про государственно-частное партнёрство в области электронного правительства.
  • http://rosohrancult.ru/ – сайт бывшей РосОхранКультуры. Себе пометка – не забыть снять полную его копию пока его не снесли с сети. Как и остальные их проекты отсюда – http://www.govweb.ru/govbody/26/
  • http://federal.polit.ru/topic/informatsiya-i-svyaz/ – раздел официально по теме «Информация и связь» и http://federal.polit.ru/topic/bezopasnost/ раздел по теме Безопасность. В первом случае всякие технологические новости, во втором, фактически, сводка происшествий. Моя личная новостная лента начинается именно с них. Кстати, интересующимся могу порекомендовать подписываться на новости по разделам в Официально.

В мире

  • http://digitaliser.dk/news/450953презентации с датской конференции ODIS посвящённой открытым данным. Не стоит опасаться датского языка на странице, часть презентаций на английском языке. Особенно мне понравилась британская презентация – http://digitaliser.dk/resource/450829 и видео http://vimeo.com/channels/85099, но там уже всё на датском.
  • http://digitaliser.dk/resource/432100 – оттуда же, один из победителей конкурсов на ODIS это проект по поиску ближайшего туалета.  Я ранее уже давал на него ссылку, тем кто пропустил вот она – http://www.findtoilet.dk/.
  • http://earthquake.usgs.gov/earthquakes/catalogs/ – каталоги землятресений по всему миру, в частности все землятрясения за последние 7 дней во множестве форматов – KML, RSS, CSV
  • http://earthquake.usgs.gov/monitoring/netquakes/ – волонтёрская программа по мониторингу землятрясений.
  • http://www.data.gov/raw/4269 – отчёты об инспекциях ядерных реакторов в США. Excel файл с перечнем инспекций и ссылки на более чем 500 документов отчётов.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Моё интервью телеканалу Russia.ru о гражданских проектах и открытых данных
10 февраля 11 09:02

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Открытые данные о международной помощи Великобритании
08 февраля 11 08:52

Вслед за US AID и их проектом ForeignAssistance.Gov появился ещё один проект по раскрытию информации о международной помощи, на сей раз из Соединённого Королевства.

(DFID) Департамент международного развития Великобритании начал публикацию данных о финансовой помощи зарубежным правительствам и организациям с использованием стандарта прозрачности IATA Standard.

Эти данные можно посмотреть, поискать и скачать в машиночитаемой форме по ссылке – http://projects.dfid.gov.uk/. Там они доступны для навигации и в виде XML файлов.

Со стандартом раскрытия информации можно ознакомиться здесь – http://iatistandard.org/

Обратите внимание что это один из немногих действующих и используемых международных стандартов раскрытия информации органами власти.

Этот стандарт создан и пропагандируется IATA (http://www.aidtransparency.net/), некоммерческой коалицией стран доноров развивающимся странам и крупнейших некоммерческих фондов. В её основе лежит так называемая Парижская декларация http://www.oecd.org/dataoecd/36/63/35023545.pdf (рус.) которая также подписана и от лица Российской Федерации.

О Парижской декларации также много материалов есть на сайте ОЭСР – http://www.oecd.org/document/19/0,3746,en_2649_3236398_43554003_1_1_1_1,00.html

А также Accra Agenda for Action http://www.oecd.org/dataoecd/58/16/41202012.pdf (eng) принятая в 2008 и утверждающая углубление прозрачности и обеспечение публичности международной помощи.

Подробнее о ней же на сайте ОЭСР http://www.oecd.org/document/28/0,3746,en_2649_33721_43553372_1_1_1_1,00.html

И, наконец, простыми словами о том зачем всё это надо и почему это имеет значение.

Всё дело в том что мировая бюрократия она мало чем отличается от любой национальной бюрократии, разьве что только хуже и неповоротливее. Тем не менее сейчас, самостоятельно и под влиянием очень активных мировых некоммерческих организаций они делают акцент на публичности своей деятельности через повторное использование информации или, другими словами, через открытые данные которые получают как все страны доноры и получатели, так и многочисленные некоммерческие организации и граждане.

Это и есть ключевое развитие самого понятия прозрачность – доступность информации и пригодность её для автоматизированного анализа. И это именно то с чем у нас в России особенно плохо. И что хуже у нас темы которые требуют системного давления на госорганы в части раскрытия информации, вместо этого превращаются в политическое шоу что напрямую вредит общественной работе.

Так что это ещё один пример для сравнения что происходит «у них» и что происходит «у нас».

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Проект «Официально» открыт
07 февраля 11 10:03

Итак свершилось, ещё один проект над которым мы работали последние месяцы подошёл к своему логическому началу и открывается.

Это проект «Официально» – агрегатор новостей официальных органов власти. http://federal.polit.ru

В проекте собираются все ОФИЦИАЛЬНЫЕ новости, а то есть опубликованные только на сайтах органов власти и распределяются по темам, регионам и самим госорганам.  Причём собираются новости не только с тех сайтов где они экспортируются в RSS, но и те у которых RSS может и не быть.

Те кто из вас читал мой блог ранее, я уверен, уже догадываются как это работает.

В основе проекта, во первых – самый обширный в Рунете каталог государственных органов и государственных сайтов – Государственная сеть (http://www.govweb.ru)

А во вторых мой старый и любимый проект и алгоритм Скиур (http://www.skyur.ru) позволяющий простым людям, без написания специальных скриптов, извлекать новости из веб-сайтов и превращать их в RSS/ATOM ленты.

Проект «Официально» – это логичное их продолжение. А также это уже третий проект которые наша команда делает для Полит.Ру и в партнёрстве с Полит.Ру. Предыдущие были Гослюди (www.goslyudi.ru) – каталог и агрегатор блогов гослюдей и Государственная сеть (www.govweb.ru). Однако если первые два были, практически, общественно направленными проектами (в терминах «общественное благо»), то «Официально» – это медийный проект для привлечения максимально широкой аудитории.

В то же время проект только-только открывается и если Вы столкнётесь с какими либо ошибками, багами или у Вас будут пожелания. Или Вы, быть может, хотите поделиться идеей. Или у Вас есть другие взаимополезные мысли – милости прошу.

Делать подобные проекты очень интересно и они не единственное чем мы сейчас занимаемся. Будут и другие анонсы уже почти готовых проектов. Осталось лишь ещё чуть-чуть подождать.

Ну а поскольку этот мой пост рекламно-пиарный, то, как вы догадываетесь, у нас накопился уже серьёзный опыт и компетенции в том что касается работы с открытыми данными, госданными, в проектах в области публичности государства и так далее. Много ещё не реализованных наработок которые только и ждут своего часа. Так что если у Вас возникнут идеи партнёрства или заказа у нас подобных проектов – можно смело мне писать на ibegtin (собака) idalab.ru .

P.S. Кстати Полит.Ру также обновился дизайн и теперь он весьма неплох – http://www.polit.ru/.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про Ценоложество
05 февраля 11 09:37

К вопросу о ценах, стоимости госконтрактов/госзаказов и вообще ценообразованию.

В 2010 году когда Путин утвердил план по изменению законодательства по госзаказу. В частности в 94-ФЗ планируют добавить требования по обоснованию начальной максимальной цены. И кое-где уже приступили к этой работе. Например, в Челябинской области http://chel.ru/news/355141.html, а также методика в Тамбовской области -http://buy.tambov.gov.ru/forms/metod_rekomed_max_cena.doc

И про самое интересное.

Тут на днях Сергей Семёнович Собянин сообщил, что первые электронные аукционы по госзаказам в столице позволили сэкономить 9%, то есть более 9 млрд рублей.

В этой же статье в GZT.RU есть мои комментарии на тему того что я думаю по поводу этой экономии, но не все, ряд самых резких моих высказываний явно под статейный формат не укладывался. Та что я напишу про это здесь.

Что вообще такое это явления «экономия» и, нередко упоминаемое, «снижение цены«? Это те цифры которые некоторые российские чиновники любят озвучивать говоря про экономию на госзаказе. Не упоминая при этом того относительно чего экономится и по сравнению с чем снижается цена. И не упоминают по одной простой причине – экономию оценивают исходя из так называемой начальной (максимальной) цены государственного контракта. А откуда берётся начальная (максимальная) цена? Она устанавливается чиновниками ответственными за размещение данного заказа.

И эта цена характеризует огромный методический пробел в российском законодательстве о госзаказе который заключается в повсеместном отсутствии чётких методик определения этой самой начальной максимальной цены и использования её для последущих весьма спорных утверждений.

Это же очень удобно. Завышаешь начальную цену раза в 1.5 по сравнению с рынком, поставщики приходят и чуть торгуются, снижают цену максимум процентов на 5-15, а остальное идёт в маржу победителю. Но рыночными то ценами контролёры не управляют, а у заказчика всегда отмазка – вот «к нам пришли, поторговались» и «всё честно и прозрачно».

Например, экономия в 9% при закупке лекарственных средств в Москве относительно начальной цены – это одно. А вот сравнение итоговых цен с теми что есть на рынке – это совсем другое. А если сравнить с ценами на лекарственные средства в других регионах или соседних странах, то может быть и вообще совершенно другое.  Так что пока на сайте Мэрии Москвы не появится методики определения начальной (максимальной) цены контрактов на закупку лекарственных средств, веры Сергею Семёновичу нет, а снижение на аж 9% (или всего на 9%) может быть от плохого планирования заказа, а не от высокой конкуренции.

Кстати, например, в строительном секторе в Москве есть методика установки начальной (максимальной) цены вот тут - http://stroi.mos.ru/nrmdocs/d217dr574418m429.html, но и только.

В то время как в отличии от контрактов на работы и услуги – уж что, что а цены на лекарства можно сопоставить сразу с несколькими категориями цен:

1. Цены в коммерческом секторе запросив прайс-листы поставщиков.

2. Цены при госзаказе в соседних регионах.

3. Коммерческие цены на лекарства в соседних странах.

4. Цены при госзаказе лекарств в соседних странах

5. Цены на лекарства при прошлых заказах этого же госзаказчика.

Как сами то думаете, цены сравнивались?

Правда далее он говорил уже более-менее разумные вещи про дробление заказов и их укрупнение, но это уже совсем другая история и о ней отдельно.

А «играться цифрами» насчёт экономии любят очень многие. И это один из маркёров дальнейшего доверия всему тому что человек далее будет говорить о госзаказе.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ещё публикации про zakupki.gov.ru и электронные торги
02 февраля 11 02:19

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Яблочный генплан
02 февраля 11 12:59

Честно говоря я долго думал писать ли заметку на эту тему или нет ибо к политическим партиям отношусь одинаково брезгливо вне зависимости от их цвета и запаха, однако в этом с случае всё же упомянуть стоит.

Партия «Яблоко» запустила проект по московскому Генплану http://genplan.yabloko.ru/

В котором они наложили различные карты из Генплана Москвы в виде слоёв на Яндекс Карты.

На мой взгляд не очень информативно, но это определённо прогресс по сравнению с тем в какой форме генплан публикует Москомархитектура тут http://gpinfo.mka.mos.ru/ в совершенно мерзком виде.

Возвращаясь к проекту Яблока. Пока это один из немногих проектов делаемых политпартиями и выглядящий сравнительно прилично. Но даже в текущем виде, слабоват – ни открытых данных, ни преобразования генплана в текстовый вид, ни краудсорсинга.

Однако и в текущей форме – это серьёзный сигнал к тому что когда госорганы не чешутся у них начинают перехватывать инициативу.

А на закуску вот ещё пачка генппланов городов России:

Можно обратить внимание что почти все публикуют карты генпланов картинками, но пояснительные записки и сопровождающие документы в текстовом виде от PDF до RTF.

И здесь в итоге возникает 3 больших темы:

1. Какая форма представления генпланов наиболее оптимальна?

2. Что именно в генплане должно быть представленно в виде открытых данных?

3. По каким рейтингам можно оценить открытость генплана?

По третьей теме навскидку:

- публикация описания и пояснительной записки в читаемом виде (RTF,DOC,PDF и так далее) и публикация всех материалов генплана (карты, схемы, описания и так далее)

- доступность всей истории принятия генплана – утверждения городским советом, корректировки, ФИО ответственных за внесение изменений

- проведение публичных слушаний

- число участников публичных слушаний к числу населения города

- длительность публичных слушаний

- доступность результатов публичных слушаний на сайте администрации города

- наличие отдельного раздела на сайте администрации города посвящённого генплану

- наличие версии генплана для отображения на ГИС системе

И это вполне может быть общественно-полезным проектом.

Но лучше всё-таки не партийным.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Подборка материалов про Zakupki.gov.ru
02 февраля 11 08:08

Я всё не писал про новый zakupki.gov.ru, ждал событий. Всё таки одно дело когда я критикую этот сайт и совсем другая ситуация когда жареная птица начинает клевать его создателей в одно место.

Далее прилагаю подборку статей:


Свердловский Минздрав признал: молочные кухни останутся без продукции

13:11 | 1.02.2011

Министерство здравоохранения Свердловской области подтверждает информацию о перебоях с поставками продукции в молочные кухни области. Так что ближайшие несколько недель уральские малыши из неблагополучных семей так и не получат жидких и пастообразных молочных продуктов, а также сухих и молочных каш для детей.


Росбалт:
Матвиенко боится провалить первый бюджетный квартал
…САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 февраля. На заседании правительства в Смольном губернатор Петербурга Валентина Матвиенко призналась, что сайт городского заказа может помешать исполнению первого бюджетного квартала, сообщает корреспондент «Росбалта»…

Газета.Ру: Государство не торгуется
Проблемы с сайтом подтверждают в госкомитете по размещению госзаказов Башкирии. Глава ведомства Сергей Новиков рассказал «Газете.Ru», что с 5 по 20 января его подчиненные не могли разместить на сайте ни одного извещения о заказах из-за постоянных сбоев в его работе. Удовлетворительного ответа от оператора сайта — Федерального казначейства — получить не удалось, говорит собеседник «Газеты.Ru». После 20 января госкомзаказ Башкирии сумел разместить информацию о 42 аукционах, но во вторник и среду на этой неделе ресурс опять не работал (в частности, заказчики не могли войти в личный кабинет, оформление одной заявки могло занять до полутора часов)…

REGNUM: Министр экономики Алтая: Проблемы с сайтом госзакупок носят объективный характер

«Такая проблема есть, с ней столкнулись во всей стране, – рассказал корреспонденту ИА REGNUM министр экономического развития и инвестиций Республики Алтай Александр Алчубаев. – Нам сейчас приходится оставаться по вечерам, работать на выходных для того, чтобы разместить заявки. Однако в любом случае через час, три, через сутки, но поставить объявления удается».

Дополнить почти нечего, вот она фактура то. Всё что нам осталось – это дождаться когда кто-то из губернаторов поднимет эту проблему перед Медведевым или кто-то из федеральных министров перед Путиным и тогда жёсткого разбирательства по поводу неработоспособности сайта не избежать.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Tags

Archives

Syndication