Март 2011 - Posts

Полный отчет обсуждения регулирования Public Sector Information
31 марта 11 11:52

Доступен на сайте Европейской комиссии – http://ec.europa.eu/information_society/policy/psi/index_en.htm

или по прямой ссылке – здесь

Ситуация у них кардинально отличается от российской да и многих других, в первую очередь из-за активности академической среды. Фактически университеты и близкие к ним НКО и являюются драйверами открытых данных и PSI.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Знаете ли Вы что такое Wobbing?
29 марта 11 03:55

Wobbing – это сленговое словечко голландских журналистов означающее истребование официальных документов согласно Freedom of Information Act.

Возвращаясь к вопросу системности давления граждан на государственные органы рекомендую посмотреть такой сайт как http://www.wobbing.be/. Там воистину немало материалов о FOIA, прозрачности стран членов Евросоюза и тому подобному.

Там немало интересного и познавательного. Например, тактики составления запросов, примеры запросов, какие законы в каких странах Европы действуют и так далее.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

По поводу «сетевого парламента» Новой Газеты
29 марта 11 02:20

Кто-то меня не спрашивая добавил меня в список кандидатов «электронного парламента» Новой Газеты вот-тут http://www.novayagazeta.ru/vote/

За меня прошу там НЕ голосовать.

Во первых я считаю что любое выдвижение кого-либо куда-либо без личного подтверждения готовности выдвигаться – это нарушение прав и свобод и так далее.

Во вторых я лично к Новой Газете отношусь с великим скепсисом, мне до сих пор не доводилось видеть там нейтральных материалов. А те что видел были более чем политизированы.

В третьих я считаю абсурдным любое голосование по непродуманной методике. В данном случае получается что это «голосование троллей». Ценность такого голосования нулевая. А вот и подтверждение того факта – http://vadimb.livejournal.com/1163260.html

А моё личное мнение о Новой Газете упало практически до нуля.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про Фонд развития электронной демократии
29 марта 11 01:51

Завтра будет пресс-конференция Пиратской партии с анонсом Фонда развития электронной демократии. Вот тут можно почитать про анонс и зарегистрироваться http://www.facebook.com/event.php?eid=195459120493721&notif_t=event_wall#wall_posts

А вот тут посмотреть на сайт фонда и мероприятия – http://idemocracy.ru/

Вы можете обратить внимание что я упоминаюсь как один из его учредителей. Собственно так и есть. Я считаю что за этой идеей и подходом будущее и мне нравится подход создателей основанный на «анти-политике», а не на политике в той форме которая присутствует в России на сегодняшний день.

На мой взгляд все сомнения которые существует на предмет возможности электронной прямой и liquid демократии разрешимы. Причём я лично считаю что наибольшее значение такой подход будет иметь при сравнительно небольших группах граждан и сообществах. А то есть это актуально на уровне – муниципалитетов, университетов, общественных движений и партий, различных товариществ и собраний акционеров.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про 94-ФЗ в Троицком Варианте
29 марта 11 10:54

В последнем номере Троицкого Варианта большая подборка статей и интервью по 94-ФЗ.

Там есть и мои комментарии, но они не так интересны, как, к примеру, выдержка из выступления Сергея Иванова или интервью с Виктором Садовничим. Онлайн почитать можно тут – http://trv-science.ru/75N.pdf

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Data Science Toolkit – инструмент специалистов по работе с данными
27 марта 11 08:41

Пит Уорден (Pete Warden), создатель проект OpenHeatMap.com на днях открыл новый проект Data Science Toolkit – http://www.datasciencetoolkit.org/ который представляет собой коллекцию веб-сервисов полезных для каждого специалиста работающего с большими объёмами данных.

Причём он включает такие инструменты как:

- преобразование HTML в текст

- извлечение текста из документов и изображений

- определение широты и долготы по почтовому индексу

- извлечение географических мест и персон из текста

Всё это, по большей части, применимо лишь к англоязычным материалам и, в части геоинформации, работает лишь с данными в США.

Но, нельзя не отметить другое ключевое достоинство – Data Science Toolkit доступен не просто как веб-сервисы в Интернете, а его исходный код раскрыт здесь https://github.com/petewarden/dstk, а сам движок распространяется в форме виртуальной машины для EC2 или Vmware – http://www.datasciencetoolkit.org/developerdocs#vmware

Появление этого сервиса и меня привело к мысли что возможно стоит сделать публичными некоторые из своих наработок. За прошлые годы у меня лично также накопилось большое число наработок в виде веб-сервисов API по определению пола и этноса по ФИО, разбору ФИО, расшифровке и валидации различных кодов, определение орг. формы предприятий и так далее, много всего.

Эти сервисы оказываются очень полезны при обогащении разного рода данных, но самые простые из них некоммерциализируемы.

Так что я думаю что хотя бы часть из этих сервисов будет доступна. Собственно всё что мне для этого нужно – это описать их и сделать отдельный экземпляр движка.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Secret state of EU Transparency reform
24 марта 11 04:31

Для тех кто ещё не читал рекомендую документ очень рекомендую

http://www.access-info.org/documents/Access_Docs/Advancing/EU/Secret_State_of_EU_Transparency.pdf

Ибо документ из серии «нам бы их проблемы» – он описывает текущее состояние прозрачности в Евросоюзе и, кстати, является хорошим примером того как проводятся подобные исследования.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Будет компромисс между 94-ФЗ и ФКС
24 марта 11 09:25
открыть материал ...

Спор о госзакупках решили беззаконием
// Федеральную контрактную систему создадут, а закон о ней — нет
Кульминация спора ведомств об изменениях режима госзакупок сорвана: ни разработанную Минэкономики концепцию закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), ни поправки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к закону о госзакупках (94-ФЗ) правительство сегодня не рассмотрит. Публичные споры о законе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова решено прекратить, закона о ФКС не создавать — вместо него под эгидой Минэкономики готовится пакет поправок к законам, в том числе к 94-ФЗ, реализующим все идеи ФКС без угроз полномочиям ФАС и Минфина. Как выяснилось на совещании, помимо этого, неразрешимых разногласий по реформе госзакупок у министерств нет.
открыть материал…

Собственно как и ожидалось – сторонам навязали компромисс. Публичные выступления со стороны всех участников сейчас резко сократятся. Собственно я полагаю что дебаты в НИУ ВШЭ были первыми и последними подобными дебатами по законодательству о госзакупках.

Вот теперь я, пожалуй, начну читать Коммерсант чаще.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Электронная демократия
23 марта 11 02:48

На сайте Пиратской Партии России пишут про фонд содействия Электронной Демократии – http://pirate-party.ru/page.php?id=348

Это так называемая Liquid Democracy о которой можно прочитать тут - http://www.communitywiki.org/LiquidDemocracy или здесь – http://campaigns.wikia.com/wiki/Liquid_Democracy

По моему инициатива любопытная и, как я понимаю, активно продвигаемая и другими пиратскими партиями в мире.

Что думаете о идее и проекте?

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Обсуждение законов о госзакупках на форуме госзаказ
23 марта 11 09:40

Многие уже давали эту ссылку – http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31585.html что на форуме Госзаказ будет обсуждение 94-ФЗ и изменений в нём и его замены. Если я правильно всё понимаю круглый стол организован ФАС России и Кузьминова они туда тоже позвали, да и, как я полагаю, не только его.

Чтобы развеять сомнения, я также получил приглашение от организаторов к участию, но вынужден был отказаться поскольку с субботы простужен. Впрочем я думаю что большинство там присутствующих мои публикации и выступление в НИУ ВШЭ видели, надеюсь среди них найдётся хоть кто-то один «достаточно буйный» дабы упомянуть открытые данные.

Но я надеюсь что у мероприятия будет не меньшая публичность чем у дебатов в НИУ ВШЭ, а видеозапись и стенограмму обсуждения можно будет посмотреть и прочитать.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Последние высказывания по 94-ФЗ
21 марта 11 02:01


Иванов заявил, что уже второй год слышит одни только разговоры, что с 94-м законом нужно что-то делать, между тем как страна теряет сотни миллиардов рублей. Он заметил, что у него возникают сомнения и подозрения, что, видимо, не все чисто у заинтересованных в сохранении этого закона лиц. Эти слова вице-премьера вызвали бурные аплодисменты зала, состоявшего из чиновников Миобрнауки из всех регионов страны, представителей исполнительной и законодательной власти

Отсюда – http://www.polit.ru/science/2011/03/19/ivanov_against_94fz.html

——

Существующая в России система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены увеличивает госзатраты и не обеспечивает хорошего качества исполнения контрактов, приводит РИА «Новости» мнение главы представительства Всемирного банка в России Педро Альба.

«РФ использует механизм обратных аукционов, когда подрядчик выбирается от наименьшей цены. На наш взгляд, этот подход не является самым эффективным», – сказал он, выступая на международной конференции в Счетной палате РФ.

Альба напомнил, что в октябре прошлого года глава контрольного управления администрации президента РФ Константин Чуйченко опубликовал данные по откатам в сфере госзакупок. Согласно его информации, они на тот период составили 32,5 миллиарда долларов или 1 триллион рублей, то есть 2,9% ВВП.

Представитель Всемирного банка добавил, что в рамках исследования деловой среды и эффективности предприятий Всемирный банк выяснил, что в России с 2005 по 2008 год объем взяточничества и коррупции удвоился.

Отсюда - http://www.newsru.com/finance/21mar2011/stepashin.html

—-

Резюме:

1. Всё будет решать на самом верху – Президент, Глава правительства и вице-премьеры.

2. Если подумать над тем что сказал Иванов, то всё идёт к тому что полномочия по контролю госзаказа у ФАСа, либо сильно порежут, либо отнимут.

Но всё, разумеется, ещё не решено. А также вопрос давно уже вышел за пределы конфлика ФАС – Минэкономразвития.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

О проекте «Госсвязи» – анализ связей между чиновниками и не только
21 марта 11 09:47

Все разговоры вокруг родственных отношений между Кузьминовым и Набиуллиной напомнили мне про ещё один проект о котором я давно думаю, немного проектирую и, возможно, сделаю, но врядли скоро ибо сомнения тоже есть.

Называет он «Госсвязи», а его идея в создании базы ключевых персон и отношений между ними. Так чтобы открыв профиль персоны можно было бы определить с кем, как и через что эта персона связана с другими.

Конечно, при этом есть некоторые очевидные случаи. Например, родственно-семейные связи вроде Христенко-Голикова. Есть чуть более сложные связи вроде Путин-Медведев через их совместную работу в мэрии Санкт-Петербурга и так далее.

Причём для достоверности потребуется к каждой связи обязательно пристёгивать источники информации где она упоминается – официальные документы и публикации в СМИ.

А сами связи можно разделить на следующие категории:

1. Родственные-семейные

Муж-жена, родитель-ребёнок, тесть-сват, теща-невестка и так далее.  Полный набор отношений формируемых семейными связями.

2. Образовательные

Однокурсники, одноклассники, школьные друзья и так далее. Отношения сложившиеся при обучении и предполагающие возможные дружеские/приятельские отношения.

3. Рабочие

Совместная работа ДО занятия каких-либо серьёзных государственных должностей. Пример, совместная работа Нургалиева и Патрушева в республике Коми или работа части членов правительства в мэрии Санкт-Петербурга

4. Персональные

Любовные,  но не семейные отношения. Об этом практически не пишут так что это скорее умозрительная категория, но учитывать её необходимо.

5. Территориальные

Соседство в одном доме или же наличие в одном небольшом населённом пункте. Не самая весомая связь, однако за которой могут присутствовать другие.

6. Общественные

Участие в попечительских, общественных и координационных советах различных общественных организаций.  Пример, попечительский совет Фонда РЖС – http://www.fondrgs.ru/about/structure/ и множество других.

7. Коммерческие

Вхождение в состав правления коммерческих компаний, соучреждение каких-либо коммерческих компаний. Показывает совместные коммерческие интересы.

Каждая связь – это отдельный объект рассмотрения. Обладает определённым типом отношений, привязке к категории, одной из категорий перечисленных выше, и привязанными публикациями в сети где она упоминается. Связь отображается отдельной страницей с со ссылками на публикации, персон, категорию и так далее. При этом связи могут быть прямыми вроде родственных, так и через кого-то, что-то вроде связей через соучреждение компаний.

И, в принципе, я бы назвал этот проект «связецентричным» ибо объект «связь» в нём является основным.

По каждой персоне есть профиль в котором указываются:

- организации/структуры в которых персона состоит

- связи персоны с другими персонами.

Также и с организациями/структурами. По каждой отдельная страница со списками связей и персон.

Я пока не видел мировых аналогов, но главная загвоздка в том что всю информацию необходимо собирать и проверять.

А также в том что здесь нет открытых данных которые можно было бы легко подгрузить. Наоборот, их этого проекта может предоставляться API, но наполнение базы идёт самостоятельно.

Другой минус в том что у такого проекта мало динамики. Нет новостного потока, нет многого другого. Если его делать правильно – его было бы логично делать в рамках какой-либо научной работы, если делать неправильно, то тут чистой воды политика.

Политика – это самый последний и самый ключевой минус.

Кстати, разумеется, нечто подобное можно сделать в СМИшном формате и, по моему, такие большие публикации выходили о родственных связях элиты, однако проект – это не публикация. Там совсем другие принципы наполнения, обновления, предоставления через API и навигации. То о чём я пишу не совсем СМИшный формат.

Так что всё это описание скорее пища для ума тем кто предпочитает системно-последовательный путь в область общественного контроля.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Минюст отказался регистрировать Пиратскую партию
21 марта 11 09:07

Подробнее тут http://gazeta.ru/news/lenta/2011/03/21/n_1755897.shtml

и тут http://newsru.com/russia/21mar2011/pirat.html

Сам документ Минюста тоже стоит посмотреть, он фееричен – http://s015.radikal.ru/i333/1103/d5/c964339c4e49.jpg

Лично я надеюсь что Пиратскую партию всё таки зарегистрируют.

Хотя и провокационное название, но её манифест http://pirate-party.ru/page.php?id=3 весьма разумен и важен для развития свободных лицензий таких как Creative Commons и открытых данных.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

О дебатах – мои личные оценки
19 марта 11 09:58

Вот тут описание тезисов со стороны участников – http://ivan.begtin.name/2011/03/19/debatesdetails/

Итак, а теперь моё личное мнение о дебатах и их результатах.

На что я обратил внимание тогда и обращаю его сейчас.

1. Никто не ответил и не прокомментировал упомянутую мной «антиконституционность 94-ФЗ». В то время как это самая что ни на есть правда. И когда Кузьминов упоминал про то насколько НИУ ВШЭ стало сложно проводить закупки после начала критики в адрес ФАС – это самая что ни на есть демонстрация возможностей 94-ФЗ для федеральной исполнительной власти по контролю всех остальных властей.

2. То что в ФКС упоминается федеральная контрактная система США, но забывают упомянуть что контрактная система США не охватывает муниципалитеты и отдельные штаты, как и вообще региональные власти – это, безусловно, странно.

3. Я сознательно не стал упоминать тогда и никто не сделал этого на дебатах что 94-ФЗ и все поправки к нему принимались Единой Россией и, как выразился Алексей Навальный «политическим руководством страны». А то есть вначале Путиным и потом Медведевым. А хвалим 94-ФЗ – хвалим «Единую Россию» или у нас законы уже принимают не депутаты?

4. По активной защите Алексеем позиций ФАС России я могу лишь сделать вывод что он является не «внесистемной», а «системной» оппозицией. Хорошо – это или плохо, каждый пусть решает сам. Я не собираюсь этого, ни осуждать, ни поддерживать – каждому своё.

5. Отсутствие Артемьева на дебатах с формулировкой «отсутствует профессиональное обсуждение» и утверждение Алексея Навального что он является «абсолютным профессионалом в госзаказе» – порвало шаблон. То ли Игорь Артемьев не считает Алексея Навального профессионалом, то ли Алексей Навальный где-то в чём-то ошибся, либо одно из двух.

6. Самый веский довод со стороны Алексея Навального касался контроля госкорпораций. Да, безусловно необходим их контроль, однако и в этом случае присутствует подмена понятий конкурентного контроля и контроля общественного. Я считаю что именно эта деятельность ФАС России наиболее заслуживает уважения.

7. Про открытые данные заговорила Ирина Кузнецова, но тоже не совсем про то. Она говорила про открытость, а я говорю конкретно про «открытые машиночитаемые данные». Абстрактная открытость никому ненужна, нужна открытость по форматам и пригодная для автоматизированной обработки.

8. Выступление Грановского по поводу отличных личных качеств Кузьминова и Набиуллиной было совсем не к месту. Я допускаю что он может быть прав, но это не формат дебатов.

9. Представители от науки говорили весьма сумбурно. Пригласили бы руководителей театров вроде Калягина – вот тогда была бы совсем другая история – и образы ярче и слова доходчивее.

10. Ключевое и необходимое для понимания. Какую бы концепцию не приняли – это не имеет существенного значения потому как по опыту 94-ФЗ, уже в течении первого полугодия в неё пролоббируют изменения которые нужны соответствующим бизнес и административным группам.

Моё итоговое мнение – дебаты и публичное обсуждение законов – это хорошо и правильно, но не забывайте что если НИУ ВШЭ к дебатам готовы, то посмотрим каким будет депутатское обсуждение. Вернее каким оно не будет. Если вообще оно будет.

В отличии от координационного совета ФАС России где Алексей Навальный отмалчивался, тут он выступал, и уже лучше, а в адрес госкорпораций так и вполне разумно говорил. Однако его однозначная позиция в адрес концепции изменения 94-ФЗ со стороны ФАС России выглядит по прежнему странно. Форму его изложения собственных мыслей я, также, нахожу спорной и иногда на грани фола. Но тем не менее, дебаты прошли интересно.

И ссылки:

  • dolboeb (Антон Носик) – http://dolboeb.livejournal.com/2019152.html?thread=117727568#t117727568 с описанием дебатов и критикой в мой адрес. Я люблю и собираю такую критику, найдете ещё, присылайте, добавлю в список. Поскольку я в принципе, никогда не доказываю что я «не верблюд» или «верблюд» и одновременно понимаю насколько высказываемое мной может быть непопулярным, то разумеется такая критика ценна особенно.
  • http://bit.ly/fbNg0w – статья в Ведомостях. На мой взгляд весьма неполная и я был о Ведомстях лучшего мнения, но почитать её стоит.
  • http://vz.ru/opinions/2011/3/19/476950.html – статья в газете «Взгляд» с моим интервью. Пример нехорошей журналистской работы поскольку после того как я несколько раз столкнулся с тем как искажают мои слова особенно «околополитические издания», то я всегда требую присылать текст с моим интервью до его публикации. Здесь это сделано небыло и более того интервью с журналистом было прервано мной по причине того что человек не удосужился посмотреть видеозапись дебатов. Сейчас я решаю как правильно поступить – запросить их редакцию снять это интервью или просто более никогда не давать комментарии газете Взгляд.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

О дебатах развёрнуто
19 марта 11 09:13

Итак о дебатах. Пишу только сейчас, поскольку после вчерашнего мероприятия я умудрился окончательно простыть так что вначале сон – потом блог, но вот пишу сейчас.

Я целенаправленно и сознательно изложу моё мнение в двух частях – вначале только факты, предельно подробно, и лишь далее личные оценки и мнения. Вторая часть будет следующим постом. Так будет проще понять что происходило. Всё пишу по памяти не заглядывая в текст и видео что выложены в РИА Новостях, так что если будут ошибки в конкретных словах поправляйте.

Конечно тут не всё, смотрите видео.

Видеозапись

Если Вы ещё не видели видеозаписи, то обязательно её посмотрите здесь – http://ivan.begtin.name/2011/03/19/debaty/

там 3 с половиной часа запись, всё весьма подробно и детально. Лучше всего сделайте это до того как читать чьи-либо мнения, поскольку, как Вы понимаете все они будут со своих колоколен, не исключая моё мнение тоже.

О том кто присутствовал

Кроме Навального и Кузьминова в центре (за основным сталом) были:

- Евгений Ясин – научный руководитель НИУ ВШЭ

- Алексей Лихачёв – зам. министра Минэкономразвития России

- Лев Якобсон – первый проректор НИУ ВШЭ

Из экспертов в зале были:

- Ирина Кузнецова, руководитель Института Госзакупок НИУ ВШЭ

- Елена Панфилова, руководитель российского отделения Transparency International

- Сергей Габестро, руководитель торговой системы Фабрикант.Ру (http://www.fabrikant.ru/)

- Михаил Бородовский, руководитель компании «Единые торговые системы»

- Александр Пироженко, руководитель департамента Минэкономразвития России

Там был также я.

Со стороны Алексея Навального присутствовали:

- Любовь Феденёва, юрист проекта «Роспил»

Плюс несколько человек выступало с вопросами и репликами, но их фамилий я не запомнил.

Кто отсутствовал

Чтобы понять полноту/неполноту мероприятия важно помнить о том кого там небыло. Туда не приехал Игорь Артемьев за несколько часов до начала приславший письмо что не сможет принять участие в дебатах поскольку по формату они не предполагают профессионального формата общения.

Тезисы каждого из выступаших

Кратко изложу тезисы выступавших без хронологии.

Кузьминов

- концепция ФКС – это правильный путь

- 94-ФЗ – это только малая часть ФКС которая должна охватить всё что только возможно в части планирования, размещения и госконтрактации

- 94-ФЗ сейчас и то когда он принимался – это два принципиально разных закона.

- он считает что построение гражданского общества стоит даже оскорблений в его адрес и его жены

- ответственные в НИУ ВШЭ готовы публично отчитываться о всех подозрительных закупках.

- да, привлечение студентов к анализу заказов НИУ ВШЭ возможно

- содержательное обсуждение ФКС на этих дебатах не затронуто, вместо этого лишь лозунги

- дебаты показали

Навальный

- говорил что несмотря ни на что относится к Кузьминову и Набиуллиной с огромным уважением

- дословно: назвал себя «абсолютным профессионалом в госзаказе»

- упомянул рост сумм по контрактам между Минэкономразвития России и НИУ ВШЭ

- упомянул про конфликт интересов Кузьминова и Набиуллиной поскольку две возглавляемые ими организации связаны контрактами

- считает что принятие ФКС отменяет действие 94-ФЗ ссылаясь на соответствующий текст в одном из разделов в концепции ФКС.

- почти дословно «Если Набиуллина член совета директоров Газпрома, там и внедряйте свою ФКС»

- говорил о том что госкорпорации несмотря на то что не подпадают под 94-ФЗ гораздо менее прозрачны

- сделал акцент на том что «презумция добросовестности госзаказчика» недопустима поскольку они недобросовестны

- согласен что в 94-ФЗ много ошибок, однако выступил в поддержку изменений в 94-ФЗ предлагаемых ФАС России.

Ясин

- дискуссия должна вестись корректно

- не должно быть необоснованных обвинений кого бы то ни было

(непомню фамилию) Специалист по закупкам РАО ЕЭС

- сделал акцент на том что 94-ФЗ крайне запутан, привёл пример такого раздела в законе

- упомянул что в текущей форме 94-ФЗ совершенно неприемлим

Кузнецова

- упомянула что открытость информации была включена в концепцию

Иван Бегтин

- 94-ФЗ и все концепции имеют принципиальные пробелы

- в концепции ФКС отсутствует понятие «открытые данные» и возможность последующего автоматизированного контроля

- никто не проверял 94-ФЗ на конституционность в то время как он в текущей редакции позволяет  федеральной исполнительной власти через ФАС России влиять на хозяйственную деятельность судебной и законодательной власти, а также региональной исполнительной власти и местного самоуправления, что противоречит статье 1 и главе 8 Конституции.

- акцентировал что защита 94-ФЗ была бы понятна со стороны Путина, поскольку является основной вертикали власти, но никак не Навального

- привёл цифры по госзаказу упомянув что на закупку продукции приходится 80% закупок, а на закупку работ и услуг 20% закупок, а по деньгам наоборот, на услуги и работы 80% денег, а на типовую продукцию только 20% денег

- сделал акцент что какая бы концепция не была принята её ждёт та же судьба что 94-ФЗ, а то есть переписывание и внесение изменений депутатами и лоббистами без каких-либо публичных обсуждениях

- привёл в пример 93-ФЗ по саммиту АТЭС в котором и были внесены ключевые правки в 94-ФЗ без какого-либо содержательно обсуждения

- упомянул проект РосГосЗатраты (www.rosspending.ru) созданный по заказу Института Современного развития – www.riocenter.ru

Итоги

- хорошо что обсуждение прошло и прошло публично.

- все остались при своих мнениях, никто своего отношения к ФКС или 94-ФЗ не поменял.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Дебаты в Высшей школе экономики
19 марта 11 01:43

Вчера вечером прошли дебаты Кузьминов vs Навального плюс большого числа приглашённых экспертов.

Я там также присутствовал и немало говорил.  Также я писал на эту тему у себя в Twitter’е – http://twitter.com/#!/ibegtin

Вот здесь Вы можете прочитать материалы в СМИ и на сайте Вышки:

- на сайте НИУ ВШЭ – http://www.hse.ru/news/recent/27534931.html

- РИА Новости http://www.rian.ru/economy/20110318/355472568.html

- Лента.Ру – http://www.lenta.ru/articles/2011/03/19/debate/

Далее наверняка будет больше материалов

А также вот видеозапись на 3:30

Я там выступал три раза, хотя и, конечно, упомянул не всё.

О своих впечатлениях я напишу позже и они, разумеется, будут моими личными. А объективная картина представлена в видеозаписи.

Пока просто разные факты которые я потом раскрою подробнее:

- я уже привык что мою фамилию читают/пишут и слышат неправильно. Однако правильно она звучит как Бегтин.

- тему о конституционности 94-ФЗ, концепции ФКС и может ли федеральная исполнительная власть регулировать остальные – никто не поддержал и решил не комментировать

- проект РосГосЗатраты был создан по заказу Института Современного Развития (www.riocenter.ru) –  проект был создан на их экспертизе и моём опыте в работе на данными по госзаказу. Многие журналисты упоминают в публикациях исключительно меня как создателя – это вполне некорректно.

- РИА Новости упоминают меня как «блогера Ивана Бегтина». Ну я конечно блогер, помимо всего остального, но лучше бы назвали, например, гражданин Иван Бегтин, человек Иван Бегтин, а то блогер звучит как-то диковато.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ссылки на 17.03.2011. Проекты «Электронной демократии» и не только
17 марта 11 11:05
Электронная демократия
  • Votorola –  проект с открытым исходным кодом на Java и огромным объёмом теоретических и практических материалов по e-Democracy. У них много схем, примеров, построения сети доверия (trust network) и всё это в большей степени технично чем как-либо иначе.
  • LexPop – граждане пишут законы сами и через конгрессменов вносят их в конгресс. Не самый популярный и успешный проект в области e-Gov в США, но вполне любопытный. Сделан на MediaWiki
  • NewGov – проект 6-го фреймворка программы Евросоюза
  • Consensus Polling (Wikipedia) – технология/методика достижения консенсуса
  • NeverForget – монитор обещаний индийских политиков.
  • AccurateDemocracy – много материалов по стратегиям голосования

Другое

  • AirNow.Gov – раскрытие информации о качестве воздуха и предсказаниях качества. Включая открытые данные.
  • Recalls.gov – раскрытие информации об отзывах продукции в США.
  • Innovation Showcase – презентации инноваций и Gov 2.0 в Австралийском правительстве

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про дебаты Кузьминова и Навального
17 марта 11 10:17

Про дебаты Кузьминова и Навального о которых писали тут – http://www.hse.ru/news/extraordinary/27503551.html

Я там также буду. Как я понимаю общаться буду они не только один-на-один, но и будут выступать различные эксперты. Возможно что-то скажу я, как получится по регламенту.

Пока же для фиксации позиции.

Я считаю что в обоих документах концепций есть серьёзные пробелы и смещение целей.

Главное из которых отсутствие упоминание ключевой темы – «открытые данные».

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Мои ответы по конференции Ленты.ру
16 марта 11 05:14

По той же ссылке www.lenta.ru/conf/begtin

Я ничего не сглаживал, так что поле для дискуссии тут велико.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Мысли в контексте
16 марта 11 12:00

Разные мысли последних дней.

«Языки мозга»

Сегодня зашёл на публичную беседу «Языки мозга» где выступали Анохин и Черниговская рассказывая о том как устроен наш мозг да и мозг других живых существ. Вот тут подробности – http://polit.ru/lectures/2011/03/09/brain.html

На мой взгляд было интересно и весьма смешно в некоторые моменты. Общая мысль всей беседы в том что человеческий мозг – это огромная непознанная терра-инкогнита и его познание несёт как пользу человечеству, так и риски.

Конференция для Ленты.Ру

Ещё утром я отправил редакции Ленты.ру свои ответы, как я понимаю завтра их опубликуют. В моих ответах будет очень много непопулярного для интересующихся темой госзакупок, равно как и критики в адрес ФАС России. Впрочем критики предметной.

В любом случае мои ответы могут раскрыть лишь часть моего видения этой темы, если же писать про госзакупки, то писать надо много, а желания к этому у меня нет – это не самое интересное. Открытые данные куда как интереснее.

В любом случае я излагаю свою позицию в целях услышать аргументы против.

О проекте ФКС и новой редакции 94-ФЗ от ФАС России

Сегодня мне прислали ссылки на посты Навального и Антона Носика по поводу проекта Федеральной контрактной системы и проекта по изменению 94-ФЗ от ФАС России. Отвечать коротко на эти посты займёт несколько страниц, отвечать исчерпывающе и того больше и подозреваю будет перегружено терминами понятными не всем.

Поэтому я изложу максимально кратко и понятно. Между ФАС России и Минэкономразвития идёт вполне заметная административная борьба за законодательство о госзакупках. Они не стали объединять собственные видения, а пошли на жёсткое противостояние. Оба документы имеют серьёзные проблемы -

Почти все  инфоповоды являются следствием или отголоском этой борьбы.

Кстати, рекомендую к прочтению вот этот пост – http://pravdep.livejournal.com/139075.html там таких инфоповодов немало.

Всё что я могу посоветовать – думайте своей головой и делайте выводы не на основе постов в блогах, включая мой, а после прочтения оригинальных документов.


Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Мысли в контексте
16 марта 11 12:00

Разные мысли последних дней.

«Языки мозга»

Сегодня зашёл на публичную беседу «Языки мозга» где выступали Анохин и Черниговская рассказывая о том как устроен наш мозг да и мозг других живых существ. Вот тут подробности – http://polit.ru/lectures/2011/03/09/brain.html

На мой взгляд было интересно и весьма смешно в некоторые моменты. Общая мысль всей беседы в том что человеческий мозг – это огромная непознанная терра-инкогнита и его познание несёт как пользу человечеству, так и риски.

Конференция для Ленты.Ру

Ещё утром я отправил редакции Ленты.ру свои ответы, как я понимаю завтра их опубликуют. В моих ответах будет очень много непопулярного для интересующихся темой госзакупок, равно как и критики в адрес ФАС России. Впрочем критики предметной.

В любом случае мои ответы могут раскрыть лишь часть моего видения этой темы, если же писать про госзакупки, то писать надо много, а желания к этому у меня нет – это не самое интересное. Открытые данные куда как интереснее.

В любом случае я излагаю свою позицию в целях услышать аргументы против.

О проекте ФКС и новой редакции 94-ФЗ от ФАС России

Сегодня мне прислали ссылки на посты Навального и Антона Носика по поводу проекта Федеральной контрактной системы и проекта по изменению 94-ФЗ от ФАС России. Отвечать коротко на эти посты займёт несколько страниц, отвечать исчерпывающе и того больше и подозреваю будет перегружено терминами понятными не всем.

Поэтому я изложу максимально кратко и понятно. Между ФАС России и Минэкономразвития идёт вполне заметная административная борьба за законодательство о госзакупках. Они не стали объединять собственные видения, а пошли на жёсткое противостояние. Оба документы имеют серьёзные проблемы -

Почти все  инфоповоды являются следствием или отголоском этой борьбы.

Кстати, рекомендую к прочтению вот этот пост – http://pravdep.livejournal.com/139075.html там таких инфоповодов немало.

Всё что я могу посоветовать – думайте своей головой и делайте выводы не на основе постов в блогах, включая мой, а после прочтения оригинальных документов.


Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Результаты предварительного анализа сайта Госуслуг
15 марта 11 10:16

В субботу у меня наконец-то закончились основные расчёты по анализу сайта Госуслуг.  Не окончательные, но примечательные. Все сразу приводить не буду, так как пока думаю какую форму им придать – проекта, отчёта, серии публикаций и т.д. Документ конечно, нужен будет полюбому чтобы было на что ссылаться.

Однако вот некоторые цифры по моей «любимой теме» – использованию бесплатной почты сотрудниками госорганов для официальной переписки. Так сказать «для затравки» и на подумать.

Итак.

На сайте Госуслуг 19989 зарегистрировано госорганизаций.

У организаций всего указано 6730 уникальных email’ адресов (у некоторых структур адреса дублируются так что мы рассматриваем только уникальные). Из них:

- 412 (6%) – запонены некорректно, не проходят валидацию.

- 59 (1%) – указывают на несуществующие домены

- 1517 (22.5%) являются адресами бесплатной электронной почты такой как Mail.ru, Google Mail, Яндекс.Почта и Почта Рамблера. Подробнее по каждому:

– 982 (64.7%) – Mail.ru

– 305 (20.1%) – Яндекс.Почта

– 118 (7.8%) – Почта Рамблера

– 112 (7.4%) – Google Mail

– 30 – HotMail

В меньших количествах организации используют почтовые сервера хостеров веб-сайтов.

Например:

- 27 – NIC.ru (nicmail.ru)

- 27 – InfoBox (infobox.ru)

- 25 – Мастерхост (masterhost.ru)

- 8 – SpaceWeb (spaceweb.ru)

- 1 – TimeWeb (timeweb.ru)

Особенно много такой «ухийн»  у подразделений ФМС, но не только.

Продолжение следует

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Пресс-конференция Лента.ру. «Что не так с госзакупками?»
10 марта 11 06:45

Лента.ру позвали меня на онлайн конференцию по теме госзакупок. Вот здесь http://www.lenta.ru/conf/begtin/ мне можно задавать все незаданные вопросы, а я постараюсь максимально подробно на них ответить.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Данные о расходах бюджетных учреждений
10 марта 11 10:07

Отсюда – http://www.rg.ru/2011/03/04/minfin.html

Речь идет о запуске сразу нескольких общедоступных сайтов. С 2012 года начнет работать единый портал всех бюджетных учреждений. Еще через год запустят сайт всех публично-правовых образований, к которым относятся 23 тысячи муниципалитетов, 83 субъекта и собственно Российская Федерация, пояснил «РГ» руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин.

Проекты, уточняет он, готовятся в рамках программы повышения эффективности госрасходов. Порталы будут ориентированы в первую очередь на потребителей, простых граждан, обещает Артюхин. Принципы прозрачности и гласности в финансовой деятельности публично-правовых образований прописаны в Бюджетном кодексе. Все регионы и муниципалитеты и сейчас обязаны публиковать свои бюджеты в СМИ. Но эта информация разрозненна и понятна только специалистам. В новом портале ее сведут воедино, а также в понятной форме опубликуют данные о том, как именно тратились бюджетные деньги – какая построена дорога или дом, сколько это стоило, поставлено ли на учет имущество. «Чтобы человек мог зайти и понять, что именно ему дала власть», – рассказывает Артюхин. Примерно по такой же схеме будет действовать и единый портал бюджетных учреждений. На один сайт сведут данные об автономных, бюджетных и казенных учреждениях, которые должны определиться со своим статусом до 2012 года. Там должна содержаться информация о том, какие услуги оно предоставляет, по каким расценкам, объем госзаданий, деньги на которые выделяет государство. Сейчас информация о доходах и расходах бюджетных учреждений известна только специалистам. «Это, по сути, «темный ящик», наша задача – его открыть», – поясняет Роман Артюхин. На портале будут даны ссылки на отдельные конкретные сайты, продолжает он. Но все равно у граждан появится возможность увидеть, сколько денег было выделено из казны на ремонт школы, зарплату учителей. И оценить, насколько толково эти деньги отрабатываются, а также сравнить эту школу с любой другой. Все это, говорит Артюхин, и есть создание институциональной среды, формирование гражданского общества.

—-

Это  одновременно, и хорошая, и дурная новость.

Хорошая в том что Минфин и Казначейство решились публиковать всю эту информацию онлайн. Это важный и нужный шаг. Это не меньшего объёма данные чем раскрытие информации о госконтрактах.

И плохая/дурная новость от того что ни слова про открытые данные не упомянуто, вместо этого есть понятие «потребители, простые граждане».  А это плохой  сигнал. Потому как разница между открытыми данными и конечным продуктом в том что открытые данные предполагают возможность последующей самостоятельной интерпретации и сопоставления.

Это большая проблема, поскольку порождает не открытость государства, а наоборот, искусственные ограничения.

Впрочем, я не оставляю надежды найти способ донести мысль о важности открытых данных до главы Федерального Казначейства или Министра финансов РФ. Ведь всё познаётся в сравнении. Центробанк, к примеру, раскрывает большие объёмы данных по индикаторам именно в формате открытых данных – через публичное API.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Архивы «мёртвых и заброшенных» госсайтов в OpenGovData.ru
10 марта 11 07:18

Год назад я писал о том что существует некое совсем ненулевое количество государственных сайтов которые были созданы очень давно и с тех пор совершенно не обновлялись.

Исчезающие сайты

Также, в Рунете немало новых сайтов госорганов при создании которых старые их версии какое-то время оставались (и остаются) доступными по поддоменам old.*.ru или archive.*.ru тем самым. А то есть при создании новых версий госсайтов старые какое-то все ещё доступны. Но если, к примеру, обновление проходит по второму-третьему разу, то архивные сайты неизбежно исчезают. Пример такого сайта – старый сайт Роспотребнадзора http://old.gsen.ru/ или архивный сайт Минрегиона http://archive.minregion.ru/

А есть случаи когда ведомства расформировывают и их сайт неизбежно должен, или исчезнуть совсем, или остаться в неком «мумифицированном виде» с пометкой что он бывший. Но чаще сайт совсем исчезает, а часть материалов перекачивается на сайт той госструктуры которая наследует функции расформированной. Например, это такие сайты как сайт Рособразования – http://www.ed.gov.ru/ или сайт Росохранкультуры – http://www.rosohrancult.ru/

Ещё пример – это тематические государственные сайты созданные под конкретные события или мероприятия которые прошли много лет назад, но сайты остаются доступными ещё какое-то время. Примеры – сайт по встрече министров финансов в 2006 году – http://www.g8finance.ru, проект Курская битва – http://www.kursk1943.mil.ru/ созданные неизвестно когда, но явно давно.

Таких сайтов довольно много, а ещё больше тех которые исчезли навсегда и уже совершенно недоступны. Например, это:

- старый сайт Правительства РФ (он, _как бы_, доступен здесь – http://www.government.ru/archive/, но на самом деле там все ссылки уже давно ведут на разделы нового сайта)

- бывший сайт Электронной России – http://www.e-rus.ru/ (пуст)

- сайт Росстроя – http://www.gosstroy.gov.ru/ (уже давно не существует)

- архив сайта Минфина, уже неизвестно где и как

- сайт Федеральной службы железнодорожный войск – http://www.fsgv.ru (недоступен)

И ещё десятки. Найти все уже исчезнувшие сайты очень сложно.

Столкнувшись с этой ситуацией ещё несколько лет назад, я понял что единственный вариант сохранить некоторые материалы – это делать полные копии ключевых сайтов, иначе они просто исчезают, без остатка.

Что собственно и было проделано и систематизировано сейчас. Например, как только анонсировали расформирование Росохранкультуры и Росстрахнадзора – это, не в последнюю очередь, означает что их сайты скоро, или исчезнут, а часть их материалов перейдёт в те структуры куда они вольются, или какое-то время побудут в сети, скорее всего на время действия договоров по хостингу и, опять же, исчезнут.

Однако, как, я уверен, вы догадываетесь – обязательных архивных копий госсайтов никто у нас не делает. Если что-то исчезло, то оно уж исчезло так исчезло. В лучшем случае ещё какое-то время информация будет в кеше Гугла и, если повезёт, в archive.org, но требования по обязательному электронному архивированию у нас в стране отсутствуют, хотя в других странах они не только существуют, но и систематизированы.

В мире

Например, цифровые архивы в Великобритании – http://www.nationalarchives.gov.uk/webarchive/default.htm, где в рамках Digital preservation (электронного архивирования) сохраняются копии государственных веб-сайтов. Не только старых, но и оперативное сохранение новых.

В Европе это всё существует в рамках инициатив European Archive http://europarchive.org и фонда Internet Memory Foundation – http://internetmemory.org/

Аналогичные архивы ведутся в США в библиотеке Конгресса – http://lcweb2.loc.gov/diglib/lcwa/html/lcwa-home.html, а также

В западных странах это вызвано несколькими причинами, основными из которых является несколько ключевых законов вроде Sarbanes-Oxley Act of 2002 в США регламентирующих требования к ведению архивов. Подробнее об этом можно прочитать на английском в этой заметке.

Однако в России, ничего системного в этой области нет. Я совсем не удивлюсь если даже электронная архивация внутреннего документооборота не регламентирована, а уж про то многие госслужащие пользуются бесплатной электронной почтой (gmail.com, mail.ru и др.) для служебной переписке и, соответственно, архивация этой переписки затруднена, и речи нет, чувствую тут изменения будут нескоро.

Однако если чего-то нет на государственном уровне, это совсем не значит что этого не может быть на негосударственном.

В России

Ровно по этой причине в проекте OpenGovData.ru я добавил ещё один специальный раздел – «Архивы госсайтов»  который можно открыть по ссылке – http://www.opengovdata.ru/archive/

В этом разделе собран каталог уже сохранённых и запланированных к сохранению сайтов.

Сейчас их всего описано 26, из них сделаны и доступны копии 12-ти, в основном тех сайтов архивные копии которых не превосходят 100MB. Остальные последовательно будут добавляться.

Все сайты разделены на несколько типов государственных сайтов в зоне риска:

- старые версии сайтов органов власти – http://www.opengovdata.ru/archive/?q=&type=4;

- сайты расформированных госструктур – http://www.opengovdata.ru/archive/?q=&type=2;

- тематические сайты созданные и заброшенные госструктурами – http://www.opengovdata.ru/archive/?q=&type=1;

плюс добавлен ещё один тип  »Малый, редкообновляемый сайт». Это статические сайты которые очень редко и очень мало обновляются, а также невелики сами по себе. Например, это www.gov.ru, и остальные можно посмотреть тут http://www.opengovdata.ru/archive/?q=&type=3

Также, поскольку лично я считаю что доступ к открытым данным, также должен быть открытым, то и полный список всех сайтов и файлов к ним доступен через API OpenGovData.ru вот здесь – http://www.opengovdata.ru/api/v1/get_all_archives/

Пока у API нет детального описания, но там всё сделано максимально самоочевидно и пытливые умы остановить не сможет.

Разумеется все архивы делаются исключительно для публичного общественного использования, на тех же принципах что поисковые системы индексируют веб-сайты.

И, конечно, эти архивы имеют непосредственное отношение к открытым данным поскольку во многих случаях архивная информация за прошлые годы остаётся только в старых версиях сайтов органов власти или же на сайтах расформируемых госструктур. Например, большие объёмы статистики страхования есть на сайте Росстрахнадзора, немало открытых данных в виде реестров есть на сайте Росохранкультуры и так далее.

Все архивы сделаны с помощью программы Httrack. У неё есть свои плюсы, и свои минусы (не сохраняются названия файлов при Content-Disposition и т.д) однако архивы получаются достаточно полными и точными для начала.

Ограничения

У всего этого, конечно, есть определённые ограничения.

В частности, это лишь ограниченное электронное архивирование поскольку для большей и более точной систематизации знаний требуется большей усилий и организации а ля Internet Memory Foundation. Имеющиеся усилия направлены лишь на то чтобы сделать первый шаг в этом направлении.

Другим ограничем является объём архивируемой информации. Например, архив сайта Росохранкультуры более 750 мегабайт (из которых 450 мегабайт это несколько отчетов в PDF’ах), архив старого сайта Минрегиона – это более 460 мегабайт, архив сайта контрактной службы Минобороны (contract.mil.ru) – это 830 мегабайт. И так далее.  Это большие файлы которые если выкладывать полными архивами, то они скушают потом весь трафик. И только по этой причине я их пока не выкладываю – не определился с наиболее верной формой.

Один вариант – это найти FTP хостинги готовые такие файлы у себя держать, но нужна уверенность что они не удалят их в будущем.

Другой вариант – отдавать их через торрент трекер.

Третий вариант – разделить архивы на внутренние и публичные и предоставлять к выгрузке только архивы без видео, архивных файлов (zip, rar, 7z и так далее) и PDF документов и презентаций более 20 мегабайт. Тогда можно существенно уменьшить размеры этих файлов. А оригинальные архивы сохранять на случай если понадобятся конкретные документы.

Четвертый вариант – более системный/библиотечный подход, обеспечить архивацию по аналогии с European Archive и коллекциями сайтов библиотеки конгресса, тем самым позволяя производить навигацию по копии сайта онлайн, но оставляя пометку что это архивная копия. Это более серьёзный подход требующий уже куда более серьёзных усилий.

Как можно помочь?

1. Если есть госсайты не попавшие в список – их можно присылать мне на ibegtin (собака) gmail.com, чем более старый сайт, тем интереснее и важнее его сохранить.

2. Если есть идеи как лучше организовать архивацию и доступ к архивам – это всегда можно и важно обсуждать.

И, в принципе, комментарии всячески приветствуются.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Что я читаю
09 марта 11 09:52

Я решил собрать в один пост сайты которые я читаю регулярно. Вернее не только сайты, а, в принципе, каналы потребления информации.

Заодно их редакторам/журналистам может и пригодятся паттерны использования их информации.

Новостные сайты

Lenta.ru – читаю каждый день, захожу 2-3 раза в день по паре минут. В основном захожу на главную страницу и разделы «Интернет» и «Экономика». Иногда они публикуют интересные ссылки по темам в правой части страниц разделов. В плане быстро-событийной информации и оперативности публикации – очень удобно.

Cnews.ru – читаю каждый день. В основном под вечер, захожу один раз смотрю нет ли интересных новостей по темам что меня интересуют – e-Government, обработка данных, госзакупки и так далее.

Polit.ru – до обновления дизайна читал не чаще раза в неделю, в основном публичные лекции. Сейчас читаю каждый день. И, в отличии от той ж Ленты.ру и Cnews.ru поток новостей не слишком жёсткий и позволяет читать новости по RSS подписке, что я и делаю. В целом, на мой взгляд, сайт _действительно_ стал сильно лучше после обновления дизайна.

Marker.ru, Slon.ru, Vedomosti.ru – читаю изредка, в основном отдельные статьи. Где-то не нравится формат, где-то дизайн, где-то односторонняя подача материалов.

Блоги

Gov-gov.ru – блог Катерины Аксеновой по теме e-Government. В отличии от меня она всегда пишет позитивно. Читаю по RSS подписке, на постоянной основе.

Федеральная лента Гослюдей – читаю каждый день по RSS подписке.

Экспертная лента Гослюдей – читаю каждый день по RSS подписке

Региональная лента Гослюдей – читаю 1 раз в неделю, в основном из-за большого потока информации.

Лента друзей в ЖЖ – читаю по подписке ежесуточно, примерно 2 раза в неделю захожу на сайт, на случай если есть подзамочные посты которые в подписку не попадают.

Другие сайты

Счетная Палата (новости) – получаю новости по подписке ежедневно.  Где-то у них на сайте была форма поиска, которую сейчас, почему-то, сложно найти.

Разделы Официально:

- Финансовая политика – читаю каждый день по RSS подписке.

- Финансы – читаю каждый день по RSS подписке

- Информация и связь – читаю каждый день по RSS подписке

Остальные разделы просматриваю обычно не реже 1-2 раза в неделю.

Gosbook.ru – хотя Госбук это и социальная сеть, но материалы там бывают весьма интересные. Не всегда у меня удаётся принимать участие в обсуждении, но почти всё новое я там читаю раз в 1-2 суток.

Плюс некоторое количество исключительно узкотехнических и специализированных блогов/сайтов которые читаю по RSS подписке вроде:

- ХабраХабр. Алгоритмы – различные компьютерные алгоритмы, некоторые интересные.

- Aiddata – блог проекта AidData

- MongoDB blog – блог NoSQL базы данных MongoDB

Обновляются они редко, но каждая публикация интересна.

И то какой информации я вообще не получаю:

- телевидение – не смотрю вообще, уже давно и не знаю ни одной причины зачем это делать.

- бумажные газеты. Когда-то читал каждый день, сейчас совсем про них забыл.

- топ’ы блогов – когда я сам интересовался темой определения рейтингов постов и блоггеров, то читал, а сейчас уже совершенно неинтересно. Топ постов уже давно не торт.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Гражданин 2.0: демократия в сети
09 марта 11 04:14

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про госуслуги
06 марта 11 01:27

В Маркере недавно появилась статья на тему проблем с поиском на сайте Госуслуг и про некоторое количество косяков там же. Почитать её можно тут http://www.marker.ru/news/3839, к тому же там и мои комментарии есть, но короткие, а тема большая.

Лично я этого отчёта не видел, но готов поверить что так и есть, если не хуже. Да точно хуже, чего гадать то.

И то что информацию сложно найти – это ещё цветочки. Есть масса случаев когда информация на сайте отсутствует полностью или же является недостоверной из-за её устаревания и отсутствия обновления.

Недостоверная информация

Вот примеры недостоверной информации

1. Управление Министерства Юстиции по Ярославской области

Карточка на сайте Госуслуги.ру - http://www.gosuslugi.ru/ru/stserv/index.php?ssid_4=1239&tid=2&rid=228 можем увидеть там контакты

Веб-сайт: http://www.minjust-yar.ru
Электронная почта: justice76@ya.ru
Автоинформатор: (4852) 30-75-31,
Режим работы:
понедельник – четверг с 9.00 до 18.00
пятница с 9.00 до 17.45

однако если мы обратимся к официальному сайту http://www.minjust-yar.ru/ то там на странице контактов будет другая информация http://www.minjust-yar.ru/index.php/contacts

Адрес Управления: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 40, 3 этаж

Телефон/факс: +7 (4852) 58-85-79

e-mail: ru76@minjust.ru

Впрочем и на сайте Минюста (http://www.minjust.ru/ru/structure/region/?code=76) информация о этом управлении также не соответствует информации на официальном сайте управления.

2. Управление Министерства юстиции по ЯНАО

Карточка на Госуслуги.руhttp://www.gosuslugi.ru/ru/stserv/index.php?ssid_4=2779&tid=2&rid=228 выглядит так

Руководитель организации: Сак Анатолий Иванович

Веб-сайт: http://Интернет-сайт отсутствует

Электронная почта: salehardotdel@mail.ru

Автоинформатор: (34922) 3-62-15,

Режим работы:

понедельник – четверг с 9.00 до 18.00

пятница с 9.00 до 17.45

можно убедится на сайте Минюста (http://www.minjust.ru/ru/structure/region/?code=89) что интернет сайт у данного управления существует и это http://www.minjust89.ru/, а на сайте управления можно увидеть что время работы несколько отличается от того что есть на госуслугах - http://www.minjust89.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=136

3. Управления Министерства промышленности и торговли России по Республике Татарстан

Карточка на Госуслуги.ру тут http://www.gosuslugi.ru/ru/cont/index.php?ssid_4=20423&stab_4=2&tid=2&rid=228 смотрим что там написано

Руководитель организации: Каримов Рустам Ахмедович

Веб-сайт: http://mpt.tatar.ru/

Электронная почта: rostorg@mi.ru

Автоинформатор: rostorg@mi.ru

Режим работы: понедельник – четверг – с 9.00 до 18.00; пятница – с 9.00 до 16.45

Время работы экспедиции: понедельник – четверг – с 9.00 до 18.00; пятница – с 9.00 до 16.45

Руководитель там указан (возможно) правильно, телефон проверить нельзя – он неуказан, а вот сайт то не их. Это сайт «Министерства промышленности Республики Татарстан» – организации республиканского подчинения. А то есть он совсем не к месту.

Но и с руководителем не всё так просто. Например, на сайте органов власти Татарстана указан тот же руководитель - http://www.tatar.ru/index.php?DNSID=79e2431b6b14150c4af534cd309c3f09&node_id=280#9, а вот если мы заглянем на сайт Минпромторга России вот тут - http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure/regions/umrt, то убедимся что это управление подчиняется Расторгуевой Светлане Сергеевной И.О. Руководителя.  Кстати, и сама организация странная – у неё есть только почтовый адрес с абонентским ящиком - 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 11, а/я 467.

Отсутствующая информация

Достоверность информации проверить непросто, требуется много усилий по сопоставлению, анализу и так далее. Есть куда более простые примеры -когда информация об органе власти просто отсутствует.

Например, такие случае как:

И так далее, такого ещё много.

Я, конечно, понимаю что на сайте есть форма отправки неверных реквизитов, однако есть многое, очень многое что можно было бы сделать и без этой формы, сделать автоматически. При этом, я сейчас пишу только об организациях, если начать копаться в самих госуслугах, то ситуация будет хуже.

В принципе же у меня просто напросто до сих пор не доходят руки провести анализ сайта госуслуг целиком, я всё это время пребывал в уверенности что у нас активистов по их мониторингу достаточно. А услуги – это не открытые данные. Ну да ничего, вот превратим их в открытые данные и поанализируем, а картинка получится более чем интересная.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Ссылки на 05.03.2011. e-Government / Gov 2.0
05 марта 11 10:26
  • http://www.lgam.info/ – База муниципальных знаний Австралии (Вики)
  • http://nationbuilder.com – Nation Builder. Продвинутый сервис создания политических кампаний, сбора саппортеров и так далее (США)
  • http://eaves.ca/ – блог о e-Government в Канаде
  • http://spaghettitesting.ca/ – ещё один блог о e-Government и госсайтах в Канаде
  • http://innovativecouncil.wikidot.com/ – вики по практикам и инновациям в Австралийских муниципалитетах
  • http://www.metagovernment.org – MetaGovernment. Много интернациональных практик по e-Gov
  • http://www.votetocracy.com/ – Ветократия. Онлайн проект для граждан для голосования на какие проекты они бы хотели наложить вето. США
  • http://www.createdebate.com/ – Создай дебаты. Проект по обсуждениям актуальных тем онлайн (США)
  • http://www.egov.vic.gov.au/index.html – ресурсный центр по e-Government (Австралия)

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

PolitikaOpen – структурированная база о политиках Словации
04 марта 11 02:32

Словаки запустили портал в виде огромной базы по публичным людям – политикам http://www.politikaopen.sk/ таким как депутаты и члены правительства, а также кандидаты в депутаты, президенты и так далее.

Всячески рекомендую его для вдохновения для тех кто считает что политика это то что требует контроля, а не личного участия.

Мне эта идея очень нравится и, когда-нибудь, быть может и я созрею до создания подобного проекта, но если кто-то сделает это раньше и с API – это будет не менее прекрасно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

СП РФ про закупки Россельхознадзора
03 марта 11 11:45

Всего в ходе проверки было установлено 118 фактов нарушений нормативных правовых и ведомственных актов на общую сумму 1,1 млрд. рублей, в том числе допущены нецелевое использование бюджетных средств и прямые убытки государству

Проверка показала, что практикуемая Россельхознадзором система делегирования подведомственным учреждениям функций по централизованному приобретению оборудования для нужд службы приводит к многочисленным нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок. Так, в ходе осуществления закупок дорогостоящего лабораторного оборудования искусственно создавались ограничения, не позволяющие непосредственным производителям этого оборудования принять участие в торгах. В результате оборудование приобреталось у посреднических организаций по ценам, значительно превышающим рыночные.

Отсюда – http://www.ach.gov.ru/ru/news/03032011

Очень интересно, а у нас есть вообще в стране «прямые поставки» от производителей. Сколько я не встречал почти всегда это посредники. В очередной раз посетую что скупые пресс-релизы и новости Счетной Палаты неподробны. Давно бы пора публиковать результаты отчетов сразу с новостями, а не в виде бюллетеней.

Ну а наезд на Россельхознадзор серьёзный.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Дискуссия о персональных данных с Тило Вайхертом (24.02.2010)
02 марта 11 03:05

24 февраля в Москву приезжал Тило Вайхерт по приглашению Института Гёте и он выступал в Политехническом музее на тему персональных данных в Германии.

А в качестве дискутанта с российской стороны позвали меня и я тоже рассказывал на эту тему.

При том что персональные данные не самое интересное, хотя я время от времени и сталкиваюсь с ними на практике, но пишу об этом куда меньше чем об открытых данных, тем не менее всё оказалась как раз в точку.

Оказывает Тило Вайхерт – это не только уполномоченный в Германии по персональным данным, но и уполномоченный по свободе информации (Freedom of Information) и вообще говорил очень интересно.

Подробнее его материалы можно увидеть по ссылке – http://www.goethe.de/ins/ru/lp/ges/dat/ruindex.htm

Один из отзывов уже появился на сайте HRO.org – http://hro.org/node/10422

А я расскажу о том что я услышал и о чём говорил.

Что я услышал интересного:

1. В Германии понятия защита данных и открытость данных – неразделимы. Где-то необходим свободный доступ, а где-то наоборот регламентированный или информация должна быть закрыта, например, в части персональных данных.

2. В мире существует сообщество уполномоченных по персональным данным и (возможно) открытым данным (FoF) которые определяют свои стандарты деятельности.

3. В Германии с очень большим опасением относятся к Facebook и Google, к тому что персональные данные о гражданах уходят за пределы страны и не подчиняются законам Евросоюза и Германии, поэтому они предпринимают максимум усилий для давления на эти американские компании.

4. Тило Вайхерт очень хорошо отзывался о Викиликс и что такие примеры нужны миру.

5. Германский подход точнее всего сравнить с моделью потребительского рынка и, я помню, что рассказывая о давлении на Facebook и Google он упоминал наличие в Германии министра отвечающего за защиту прав потребителей (У нас в России, кстати, тоже есть Роспотребнадзор, но почему-то персональными данными занимается Роскомнадзор).

О чём я говорил:

1. Я говорил о бессистемности российского законодательства в части открытости/закрытости и вообще доступа к информации. Законов нехватает, они несвязаны, они не покрывают и 10% всех проблем и так далее.

2. Одним из моих тезисов было такое спорное утверждение как, то что главный защитник персональных данных в России – это коррупция. До тех пор пока руководители ведомств мёртвой хваткой держатся за собственные базы данных и не отдают их другим ведомствам, до тех пор пока потенциальные системы «Большого брата» могут угрожать благосостоянию элит и выделяемые на эти системы средства «расходуются неэффективно», так вот до тех по настоящему серьёзной угрозы со стороны структур государства персональным данным – нет.

3.  Оппонируя Тило Вайхерту я утвердал, в частности, что развитие современных технологий позволяет собирать и анализировать гораздо большие данные о людях даже используя только внешние средства наблюдения. В частности в будущем, при повышении точности и качества видеосъёмки возможен автоматический сбор на расстоянии таких данных как сканы отпечатков пальцев или же тепловые карты вен человеческого тела (в них есть уникальные признаки), а также развитие технологий распознавания лиц может позволить с куда большей вероятностью определять человека по фотографии, по записи видео и так далее.  При этом число людей – конечно, число создаваемой ими информации в пространстве – конечно, а вот пределы роста вычислительных мощностей нам всё ещё неизвестны.

4. Говоря о Викиликс, я напомнил что российские органы власти так и не ввели полноценный документооборот и, может быть, и хорошо. Ибо если бы стали утекать их внутренние документы было бы ещё хуже.

5. По поводу Google/Facebook я напомнил что огромное количество российских чиновников используют бесплатную почту в том числе и для официальной переписки и их email’ы на таких сервисах как Яндекс, Gmail, Mail.ru, Rambler.ru – публикуются повсеместно.

Я старался разбавлять эту скучную тему шутками юмора, иногда даже получалось.

Ну а далее было некое количество вопросов, в основном касавшиеся российских соц. сетей. А в кулуарах на меня свалилось ещё штук 10 таких вопросов.

По моему было интересно.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Счетная палата провела анализ эффективности использования госсредств в сфере информационных технолог
02 марта 11 11:24

Отсюда - http://www.ach.gov.ru/ru/news/02032011-1

В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования государственных средств на реализацию единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти». С сообщением выступил аудитор Александр Пискунов.

За период с 2005 года по I квартал 2010 года затраты федеральных органов государственной власти (ФОГВ) на создание и эксплуатацию информационных систем составили около 180 млрд. рублей.

В ходе проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено неэффективное использование государственных средств в сумме 1,4 млрд. рублей.

Наряду с этим выявлен ряд проблем, существенно снижающих эффективность расходования государственных средств на развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Так, например, отсутствуют актуализированные к «реалиям сегодняшнего дня» государственные стандарты в сфере информационных технологий, а разработка и внедрение типовых программных решений для органов государственной власти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер.

Кроме того отмечается, что закупка и внедрение программного обеспечения для государственных нужд производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, в следствии чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» в целях реализации перехода на оказание государственных услуг в электронном виде была создана инфраструктура общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ), а так же выполнены работы, направленные на обоснование инфраструктуры электронного правительства, создание ее отдельных составляющих.

Проверка показала, что с 2009 года работы по развитию ОГИЦ прекращены, что формирует риск утраты достигнутых результатов и дублирования разработок по аналогичной проблематике.

Коллегия решила направить информационные письма в Правительство Российской федерации и Минкомсвязь России. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

По выводам – это, конечно, увесистый такой камень в адрес Минкомсвязи и гр-на Щеголева. Насчёт стандартов, кстати,  всё верно и тут можно сказать что есть совокупная вина Минкомсвязи и Минэкономразвития России. Впрочем, конечно, надо будет почитать подробнее аналитическую записку когда она будет опубликована.

Жаль что Счетная Палата у нас публикует документы в формате бюллетеня. Если для привычного, бумажного распространения материалов – это нормально, то для распространения онлайн выглядит, странно? непонятно? и так далее.  Впрочем кидать камни в их огород я не горю желанием, есть у нас куда как более закрытые ведомства. С горааздо меньшей публичностью деятельности.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Dalslovo.ru – мониторинг обещаний политиков
01 марта 11 02:43

У Леонида Волкова появилось описание (http://leonwolf.livejournal.com/236256.html) отличного ресурса – DalSlovo.ru посвящённого мониторингу обещаний политиков.

Выглядит очень прилично и сделано на хорошем уровне. Особенно мне нравится что это проект о политике, но без собственной политической направленности – подача материала там непредвзятая и это радует.

А сам проект, конечно, походит на PolitFact (http://politifact.com/)

Похожий проект есть в США для iPhone, называется он – My Elected Officials (MEO) http://www.myelectedofficials.com/

А главный недостаток у DalSlovo.ru знаете какой? Нет открытых данных или API!

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Tags

Archives

Syndication