Октябрь 2011 - Posts

Открытое API поиска по законопроектам от Государственной Думы
31 октября 11 05:41

Итак. На сайте Государственной Думы Федерального Собрания нашей с Вами Федерации появился замечательный во всех смыслах этого слова раздел в виде API поиска по АИС "Законопроект".

Это API можно увидеть здесь http://api.duma.gov.ru/ и там же прочитать.

Что я могу тут сказать? Вообще они, конечно, молодцы. Да, конечно, там быть может ещё не все те данные что мы бы хотели увидеть, но это очень правильный шаг. Не у всех парламентов в мире есть такие интерфейсы.

Я призываю всех начать использовать эти API, подумать как интегрировать его с другими данными и что вкусного из него можно приготовить.

Также я хочу сразу же поднять вопрос о том что кроме законопроектов мы хотели бы получить от Госдумы.

Мой список таков:

- API доступа к информации о депутатах, комиссиях, комитетах и фракциях.

- Поиск по стенограммам и выгрузка самих стенограмм.

- календарь событий (всей ГД и ко комитетам)

- статистика законотворчества, через API или в CSV файлах.

А что Вы думаете, каких данных и в какой форме нехватает?

"Открытое государство". Презентация моего выступления на iWeekend 2.0
30 октября 11 10:40

Сегодня днём прошло мероприятие под названием iWeekend 2.0 где я выступил с презентацией по теме "Открытое государство" в которой постарался свести все известные направления подобных проектов в мире и в России.


Презентацию моего выступления можно посмотреть на SlideShare тут - http://www.slideshare.net/ivbeg/ss-9947535 или вот тут




Моя презентация, как я предупредил собравшихся, была вводной поскольку про различные направления в Open Government я могу говорить очень долго и куда как более подробно чем то о чём я рассказывал где-то час.

Общие мои впечатления по iWeekend неплохие, несмотря на явную политизированность мероприятия. Я, в общем-то не скрываю своей нелюбви к политикам, однако считаю необходимым доносить то о чём я говорю для разных аудиторий, в том числе и подобных. Что мне особенно понравилось - это обилие содержательных вопросов.

А из других выступавших понравилось выступление Леонида Волкова про прямую демократию и выступление создателя проекта Epic Hero.

Открытые данные: как сделать государство более прозрачным для общества?
28 октября 11 07:43
В РИА Новостях прошёл круглый стол по открытым данным.

Посмотреть его видео можно здесь



а прочитать подробнее по ссылке http://ria.ru/press_video/20111028/473721572.html
Международная финансовая помощь Германии
26 октября 11 07:01

В Германии правительство страны наконец-то раскрыло информацию о том сколько денег налогоплательщиков тратится на проекты развития в других странах. Активисты буквально в течении двух дней сделали вот такой вот сайт на котором совместили на карте мира суммы (чем темнее - чем больше денег дали) и "режимность страны", является ли она авторитарной или что-то вроде гибридного российского режима.

Саму карту можно посмотреть тут http://www.maptivism.net/oda-ger/index.html#, а на немецком почитать тутhttp://blog.zdf.de/hyperland/2011/10/wie-ein-daten-mashup-die-deutsche-entwicklungshilfe-aufschluesselt/. Резонный вопрос раскрывают ли российские структуры данные о своих международных инвестициях? Да, отчасти. У Внешэкономбанка и международных структур Евразэс есть публичная отчетность, однако там не всё и полного перечня я не видел и уж точно нет ничего машиночитаемого. Впрочем и не мудрено, в России никто не следит за подобными расходами от некоммерческих структур.

Однако вот Вам идея ещё одно гражданского проекта.

Открытые данные в Краснодаре
26 октября 11 02:11

А вот и хорошая новость отсюда http://www.yuga.ru/news/243019/

Мэр Краснодара Владимир Евланов рассказал, что городе готовится к введению электронная система информирования пассажиров, которая отрабатывается на примере маршрута 2Е. Об этом глава города написалв своем микроблоге, отвечая на вопрос пользователя @sivkakrd.

"С помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС система будет знать, где находится каждый конкретный троллейбус или автобус. А пассажир на остановке – сколько осталось времени до приезда следующего нужного транспорта", – пояснил В. Евланов.

Ранее во время IT-конференции BarCamp Krasnodar начальник управления информационно-коммуникационных технологий и связи Георгий Антониади рассказал, что в проекте планируется отдавать данные о расписании и текущем положении транспорта в открытом виде — для создания на их почве мобильных приложений и веб-сайтов. Он подчеркнул, что на данном этапе ведутся дискуссии о необходимости открытых данных и формата предоставления.

Если и в Краснодаре появятся открытые данные, то это, конечно, будет хорошим сигналом.

Открытые регионы и муниципалитеты
23 октября 11 10:33

Развивая идею насчёт сбора информации о муниципалитетах, я её продолжу и постараюсь раскрыть подробнее эту тему.

Есть такой британский проект - OpenlyLocal.com по муниципалитетам созданный британскими энтузиастами в области открытых данных.

В проекте они собрали данные о 163 британских муниципалитетах (1-го уровня) так называемых council и, отчасти, информацию о муниципалитетах 2-го уровня (Ward).

Причём информация включает:

- демографическую статистику

- официальные сайты, RSS ленты, официальные Twitter'ы, контактные email'ы

- партийную структуру местных советов - кто за лейбористов кто за всех остальных

- гиперлокальные ресурсы

- информацию о местных расходах и финансовом аудите

и многое другое.

В России собрать подобную информацию воедино куда сложнее, во многом по той причине что государство само мониторингом местной власти занимается только на уровне регионов. А также по той причине что муниципальных образований у нас почти 24 тысячи. Но, на самом деле, смотря как к этому подойти.

Я ранее уже писал что смотря как смотреть на муниципалитеты и их может быть не 24 тысячи, а чуть более 200.

А вот что нам говорит Росстат по муниципальной статистике на 1 января 2011 г.

Всего муниципальных образований - 23304

Муниципальных районов - 1824

Городских округов - 515

Внутригородские территории городов федерального значения - 236

Городские поселения - 1733

Сельские поселения - 18996 (их кстати, уменьшилось на 595 с 1 января 2010 г., из которых 304 исчезли в ЦФО)

Если посмотреть с финансово-бюджетной точки зрения, то нас могут интересовать только муниципалитеты 1-го уровня, а то есть муниципальные районы и городские округа. При этом мы можем частично забыть про внутригородские муниципалитеты поскольку они сильно ограничены в правах и, к примеру, в Москве они номинальны, возможно, у них чуть больше прав в Санкт-Петербурге.

При этом информация по муниципалитетам первого уровня в значительной части имеется и их структура меняется значительно реже. У большинства из них есть веб-сайты или странички на сайтах субъектов федерации, а также многой другой информации - бюджеты, мун. услуги, тарифы, мун. имущество и так далее.

Всего получается от 2339 до 2575 муниципалитетов в зависимости от того учитывать внутригородские территории или нет.  Это уже не так много и здесь уже можно говорить о конкретике.

И вот если теперь исходить из такой структуры то можно говорить о проекте Открытые муниципалитеты - по аналогии с OpenlyLocal, где можно было бы собрать информацию о муниципальных образованиях в единый банк данных.

При этом можно даже вспомнить что многие индикаторы по мун. образованиям есть в открытом доступе на сайте Росстата, но в совершенно кошмарном виде. Причём лично я данным Росстата не доверяю, но поскольку они в удобном виде данные не дают, то и за руку их поймать пока не получается. Впрочем и их данные, могут быть использованы.

Зачем это нужно? Есть три подхода и направления.

Первый - это мониторинг прозрачности. Это действительно аналог OpenlyLocal, со сбором бюджетов, проверки наличия сообществ и аккаунтов в соц. сетях, сайтов, торгов на муниципальное имущество и его аренду, статистических показателей и результатов выборов. Главная проблема здесь в том что такие проекты необходимы только в ситуации экономической и политической конкуренции. Иначе объективная картина может оказаться не только невостребованной, но и напрямую противостоящей интересам местных групп влияния.

Второй - это социальный и экономический анализ. В самых разных целях, от оценки инвестиционной привлекательности, до демографических и экономических перспектив конкретного района. Здесь в большей степени было бы актуально иметь в базе информацию о федеральных трассах, крупных предприятиях, объектах инфраструктуры, присутствии крупных торговых сетей, банков и так далее.

Третий - это политический анализ и мониторинг. Учитывая что в России данные о выборах доступны вплоть до местного уровня, то можно сопоставить муниципалитеты с информацией о том к какой политической силе относится глава муниципалитета, структуру муниципального собрания и так далее. Проблема здесь всё та же - при отсутствии политической конкуренции - это не мониторинг политики, а мониторинг партии власти. Муниципалитетов где у этой партии нет большинства - исчезающе мало.

Итого. В, принципе, вся эта информация есть и все три варианта создания проектов муниципального мониторинга возможны. Со всеми своими недостатками.

А я продолжаю думать над тем как можно было бы придать общественно-полезную форму подобному проекту.

О проектах открытости г. Москвы
20 октября 11 09:11

Вчера половину дня я провёл на RIW 2011 слушая выступления на секции Безопасный Интернет и пресс-конференцию правительства Москвы по Открытому бюджету.

И там, и там, выступал Артем Ермолаев, глава ДИТ Москвы и рассказывал о их новых инициативах.

Этих инициатив две.

Первая это открытие данных города для разработчиков. Ермолаев показывал слайды с результатами опроса форму которого я ранее публиковал и который также разместили Cnews, Habrahabr и другие ресурсы. По опросам, как я услышал, в ДИТ прислушиваются к тому что хотят люди и готовы использовать краудсорсинг для повышения качества городских данных, раскрывать данные в приоритетах того как граждане отвечали, делать московский портал по открытым данным и многое другое. Не могут лишь предоставить криминальную статистику, которую многие хотят увидеть, поскольку это федеральные полномочия. Но в остальном, Ермолаев обещал раскрыть в скором времени данные о зелёных насаждениях, городских программах и многом другом.

А также он упомянул о том что город сейчас думает о том в какой форме поддержать независимых разработчиков - грантами, конкурсами приложений или как-либо иначе.

Как резюме - я думаю что этот проект пойдёт дальше слов и у Московского правительства есть хорошие шансы возглавить моду на раскрытие машиночитаемой информации. Думаю что они запустят свой портал даже раньше чем федеральные власти.

Вторая инициатива - это проект Открытый бюджет. Его портал - http://budget.mos.ru/, это публичная часть финансовой системы города на которую выводится информация по московскому бюджету, городским программам и государственному долгу. Проект неплохой визуально, но это не главное. Главное - это доступность открытых данных. На портале есть раздел для разработчиков http://budget.mos.ru/gp_xml где уже опубликованы XML дампы. К сожалению, у них битая ссылка на спецификацию, однако это явно баг и я лично напишу им чтобы они поправили.

То что эти данные доступны означает что их можно начать использовать в своих проектах прямо сейчас.

Плюс я не могу не упомянуть о проекте который также упоминали на пресс-конференции. Это проект. "Наш Город. Программа развития Москвы" - http://www.gorod.mos.ru/ Я ранее присутствовал и на его предварительном анонсе и видел его несколько раньше чем когда он стал общедоступен. Насчёт этого проекта у меня больше сомнений чем возможностей его хвалить поскольку вот он является хорошим примером того когда "карты не должны быть картами" и они вполне могли бы и интерфейс проекта сделать поудобнее да и добавить полноценную обратную связь и открытые данные. Впрочем и с этого проекта я вижу пользу, пусть даже и не сиюминутную, но думаю что когда его данные будут доступны мы сами сможем показать их более наглядно.

Как итог. Мне нравится инициатива Московских властей по открытым данным и по открытому бюджету. Я надеюсь что эти проекты получат развитие и я призываю всех к использованию как уже доступных данных, так и тех что вскоре появятся. Чем больше мы их будем использовать, чем больше проектов на открытых данных появятся, чем больше будет их популярность, тем больше шансов что тема раскрытия городской информации получит своё развитие.

RIW 2011
19 октября 11 11:13
Самые ближайшие планы. Сегодня с текущего времени и примерно до 17 часов я буду наRIW 2011 слушать выступления чиновников про открытые данные и открытый бюджет. По возможности буду твиттить тут - http://twitter.com/#!/ibegtin и потом напишу развёрнуто у себя в блоге.
Открытый бюджет Москвы
18 октября 11 07:24

Отсюда http://dit.mos.ru/presscenter/news/text695.html

В рамках Российской недели интернета 2011 глава Департамента информационных технологий города Москвы Артём Ермолаеви заместитель руководителя Департамента финансов Валерий Сидоренко проведут презентацию портала «Открытый бюджет»(budget.mos.ru), на котором будет представлена актуальная информация о структуре столичного бюджета, доходах и расходах субъекта, а также динамике государственного долга. Москвичи смогут узнать, о том, на что расходуются средства из городской казны сейчас, изучить проект бюджета на 2012-2014 гг.  и сравнить ключевые показатели развития города с другими мировыми столицами. Вся информация на портале представлена в виде наглядной инфографики. Для разработчиков данные по городским программам, в рамках которых расходуется до 90% бюджета, будут доступны в машиночитаемом формате. Открытие портала намечено на 19 октября.

Пресс-конференция состоится 19 октября в комплексе «Экспоцентр» (пав. 2, зал 5), в 14:00. Аккредитация – до 20:00 18 октября по тел. 957 75 18, 411 20 76 или по электронной почте ditpressa@mos.ru

---

Завтра я там буду и хочу посмотреть как этот проект сделали власти города. Если без открытых данных то обязательно о них упомянуть. Ну а если с раскрытием машиночитаемой информации, то, большой плюс им в карму!


Инвестиционные советы с региональным привкусом
18 октября 11 01:10

Я хотя бы раз в сутки читаю какой-нибудь региональный сайт небольших поселений и иногда там бывают такие новости и тексты, что не обратить на них внимание просто невозможно.

Один из таких текстов как наглядный пример:

---

27 сентября 2011 года прошло очередное заседание Инвестиционного совета администрации Заволжского муниципального района.

В ходе заседания рассмотрены 4 бизнес-плана безработных граждан, претендующих на поддержку согласно Программе дополнительных мероприятий Ивановской области по снижению напряженности на рынке труда.

Бизнес-планы, представленные к рассмотрению, имеют следующие направления: организация развозной розничной торговли, производство продукции пчеловодства, организация розничной торговли продуктами питания в неспециализированном магазине и разведение свиней с целью производства мясной продукции.

Следует отметить, что люди, представившие свои бизнес-планы, уже имеют опыт работы в данных видах деятельности. Им требуется поддержка государства для закупки торгового оборудования или организации места работы. Организация розничной торговли продуктами питания в деревне Милитино имеет социальное значение- в этом населенном пункте нет ни одной торговой точки.

Все бизнес-планы признаны Инвестиционным советом целесообразными и рекомендованы к реализации....

Отсюда: http://www.zavrayadm.ru/index.php/component/content/article/3-newsflash/286-2011-09-28-12-14-55

А вы всё Сколково, Сколково.

Лавки на колёсах и разведение свиней вот что нужно стране!


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


n/a
17 октября 11 06:25
Я давно ничего не писал про госзакупки. И не напишу.

Лучше дам вам ссылку на последнее выступление Медведева по этой теме http://blog.kremlin.ru/post/189

И конечно вот само видео.


Понятный русский язык
17 октября 11 12:37

Позанудствую. В США и Великобритании есть такая инициатива "Plain English" цель которой была в том чтобы в обыденной речи, в официальных документах и инструкциях их изложение было бы предельно ясным и понятным. Этой инициативе более 50 лет и она уже закреплена, и как закон, и как множество тестов на понимаемость языка для школьников, студентов и специалистов. 

Метрики специально делаются такими что показывают число классов американской средней школы необходимых для понимания текстов. Во многом благодаря этому английский язык и стал столь популярным, потому как страны носители англо-саксонской культуры непрерывно его развивали. А в последние годы эта инициатива выросла в "Plain Language Movement" в других странах с целью добиться от публичных структур понимаемости людьми того о чем те пишут. 

У нас в России метрики простоты и понятности не вводились. Систематизация адаптации школьных материалов не проводится. Да и не видно работы по упрощению многих языковых правил. Поэтому говоря о грамотности важно не забывать что многие из грамматических правил не адаптировались к современному обществу, школьников не учат ясности в изложении мыслей, а популярная суб-культура "Grammar Nazi" это, по сути, субститут подмены реформы языковых норм, требованиями к их соблюдению. Я лично считаю что [не-]понятность русского официального языка это сейчас куда большая проблема чем ситуационные ошибки в его использовании.

Что хуже, системной борьбы с этой непонятностью нет. Я не припомню чтобы хоть один российский центр компетенции занимался этой темой всерьёз. Увы, все копья ломают вокруг "кофе" - он или оно, и других подобных случаев. А это добровольный интеллектуальный тупик и каким бы ни был образовательный багаж человека достигшего состояния ожесточенного буквоедства, оно не приведёт его, ни к миру с самим собой, ни к благу другим людям.

Так вот. Я считаю что нам необходим "понятный русский язык". Plain Russian. Я писал об этом в заметке "Понятное государство", но необходимо понимать что понятный русский - это больше чем только общение с госструктурами, это все те случаи когда мы сталкиваемся с ситуациями требующими принятия решения в условиях узкоспециализированных тем. Это условия использования к материальным и софтверным продуктам, это и медицинаские диагнозы, это инструкции и регламенты, это все те документы что случайно или осознанно написаны авторами так чтобы они были малопонимаемыми. 

Хрестоматийный пример, "Фары и ремень" (http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/141/) ближе к копирайтингу чем к инструкциям, но не менее актуальный.

Вопрос как развить эту тему в России? Есть два пути - правильный и быстрый. Правильный путь - это у такой инициативы должна быть институциональная база. Новое представительное НКО или существующий центр компетенции по борьбе за права потребителя и готовый сфокусироваться на этой теме. Это долгосрочный путь в котором на базе этой структуры уже запускаются целевые проекты.

Быстрый путь - это Интернет-проекты в области "понятности". Их может быть сразу несколько:

1. Народные и экспертные рейтинги понятности и непонятности. Простой проект смысл которого в том что граждане присылают примеры наихудших по их мнению текстов в плане понятности и далее эти тексты выкладываются онлайн, обсуждаются, оцениваются экспертами и гражданами. Победилям рассылаются или вручаются лично грамоты "За извращённую казуистику". А также собираются примеры наиболее понятных и четких инструкций которые, также, рейтингуются и лучшим выдаётся грамота "За ясность и понятность". 

2. Сделать проект по оценке и переписыванию документов своими словами. Нет не законопроектов и не законов, такие системы уже есть они вполне смогут решить эту задачу сами, а для совсем других текстов. Например, для условий использования или отказов от ответственности. 

Однако оба эти проекты наиболее правильными были бы при наличии институциональной базы, без неё они будут лишь временной и недолговечной игрушкой. 

Для примера, предлагаю взглянуть на сайт Center for Plain Language (http://centerforplainlanguage.org) и их раздел "Awards".


Открытое правительство vs. Большое правительство
17 октября 11 08:18

Как и многие я смотрел в онлайне надавнее выступление гр-на Медведева который с является наиболее вероятным кандидатом в будущие премьер-министры нашей с Вами федерации. Говорил он много и ему говорили немало (подробнее тут - http://www.kremlin.ru/news/13065) однако я сделаю акцент на тех темах что считаю актуальными.

Во первых никто из собравшихся всерьёз не говорил про прозрачность, подотчетность государства и открытые данные. Даже Дэвид Ян, упомянул электронное правительство, но про открытые данные и открытое правительство он видимо ничего не знал. Это куда более плохой индикатор чем то что об этом не говорил Медведев.

И во вторых, по поводу "большого правительства" Медведева.

Я напомню апрельскую речь Путина "Кстати, во всех развитых странах всё шире применяется концепция «Открытое правительство», которая основана на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. И нам тоже нужно идти по этому пути – поощрять активную гражданскую работу, учитывая предложения, советы, рекомендации так называемых независимых народных экспертов. Конечно, в таких условиях будет работать сложнее, иногда даже темп будем терять, но зато качество не пострадает.
http://government.ru/gov/priorities/docs/14898/

Так вот по сравнению с "открытым правительством", "большое правительство" - это шаг назад. Причём шаг назад бюрократический, вопреки логике административной реформы что шла все эти годы, вопреки логике сокращений госаппарата. Шаг в форме "Есть проблема? надо создать комиссию!".

Лично я весьма скептичен насчёт именно вот этой затеи. Лучше бы существующие площадки народных обсуждений законопроектов систематизировали и привели бы к общим стандартам сбора предложений и регламенты их последующего применения.


Гражданские проекты которые можно и нужно делать в России
16 октября 11 09:08

Я непрерывно записываю самые разные идеи создания общественно полезных онлайн проектов. Некоторые из идей попали в идеи Apps4Russia, а некоторые я ранее мог не упоминать.

В этой заметке я их систематизирую:

Портал публичности некоммерческих организаций

В России есть огромное число некоммерческих организаций, при этом у нас же их деятельность плохо систематизирована. Однако теперь появился сайт Минюста с реестром НКО http://unro.minjust.ru/ и там же собраны отчеты этих самых НКО. Сайт этот чуть лучше чем кошмарен. У организаций нет отдельных страниц, информация которая отдаётся по запросу через форму не отличается от информации и так доступной публично. Отчеты отдаются в отсканированных документах и прочие радости. В то же время перед глазами есть пример прекрасного проекта OpenCharities (http://opencharities.org/) в UK в котором авторы систематизировали и передалали аналогичного рода британский реестр. Ничто не мешает сделать нам то же самое, заодно проведя аналитику доступности отчетов по организациям, сведя с другими данными и тому подобное.

Банк данных по прозрачности

Это чистой воды "ресурсный проект". Собрать в базу и сделать API для ключевых массивов данных чтобы их могли использовать в других проектах. По аналогии с проектом TransparencyData (http://transparencydata.com/). Туда можно было бы включить данные о госзакупках, бюджетах, доходах чиновников, грантах, результатах выборов, кандидатов на выборах, депутатах и многое другое. Опять же, только данные, открытый для всех хаб под CC-BY и Oddl лицензией.

Открытые муниципалитеты

Ещё один проект с оглядкой на похожий британский OpenlyLocal (http://openlylocal.com/) Цель в том чтобы создать единый каталог всех муниципалитетов включающий их веб-сайты, статистику, ссылки на официальные твиттеры, сообщества в Facebook'е и Вконтакте и другие данные. Работа это большая, но жизненно важная для задач контроля прозрачности муниципалитетов.

"Сословная Россия"

А это тот самый проект по привилениям/льготам/возможностям/органичениям о котором я ранее писал. Требует серьёзной и кропотливой работы, однако может дать наглядную картину того что на самом деле в России со структурой общества. Мировых аналогов, вроде как, нет. В проекте можно будет представить страты общества часть из которых явно будут иметь признаки сословий.

Мониторинг ФЦП/ФАИП

В России часть государственного бюджета тратиться на гос. программы направленные на решение конкретных долгосрочных задач. Этими программами являются взаимосвязанные ФЦП и ФАИП. Правительство осуществляет собственный их мониторинг, но общество его не делает. В то время как информации о программах доступно немало. Это и суммы расходов, и конкретные объекты инвестиций, и заключенные контракты и многое другое. Можно сделать проект в рамках которого осуществлять наглядное представление данных об этих программах.

Зарубежные проекты на территории России/СНГ/ОДКБ/Евразэс

Этот проект ближе к параноикам по поводу того как другие страны "вмешиваются в дела Советского Союза во всём мире". То бишь проекты на территории России и наиболее близких стран в зоне культурного и экономического влияния. В его основе открытые данные Евросоюза и агентств развития включая Всемирный банк по проектам на территории стран, статистические показатели, присутствие международных корпораций и так далее. Я не брался за этот проект поскольку в его результатах будет слишком много политики даже если пытаться сделать его максимально нейтральным, всё равно будут видны существенные расходы Евросоюза и США в ряде стран, а вот российские будут невидны поскольку публичных институтов развития у нас немного и влияние их меньше чем аналогичных структур в других странах.


Муниципальный краудсорсинг во имя добра
15 октября 11 05:58

На мой пост про 203 муниципалитета было много содержательных комментариев, спасибо всем за отклик. Посмотрев на упомянутый OpenStreetMap и ещё немного "порыв" на эту тему, я посмотрел как решают проблему с детальностью карт наиболее продвинутые администрации сел и малых городов. Попросту муниципалитетов.

И обнаружил два наглядных примера.

Первый - село Колодилищи из соседней с нами Белоруссии. Поскольку село небольшое на картах Яндекса и Гугла нет его схем, однако на сайте села создатели внедрили карту от сервиса mmap.net через который можно просматривать карты Google, Яндекс, OpenStreetMap и ещё с десяток сервисов.  Собственно вот эта карта в Колодилищах - http://www.kolodischi.info/karta/ и там сразу открывается народная карта Яндекса, сервис похожий на OpenStreetMap по задумке и активно наполняемый.

Ещё более правильно поступили в Администрации города Южно-Сахалинск. Помимо того что они один из немногих муниципалитетов публикующих городские открытые данные вот тут http://yuzhno-sakh.ru/pmu и прочие сервисы, так там ещё и рекомендуют/предлагают жителям участвовать в народной карте, что можно увидеть здесь http://yuzhno-sakh.ru/maps/monuments

Второй пример показателен особенно, он отвечает на вопрос как местные власти могут использовать гражданскую активность для общественной пользы. Так вот же, вот самый что ни на есть пример. Ответ в том чтобы поощрять и всячески привлекать граждан к подобной работе. Во всех проектах где это возможно, а это: OpenStreetMapWikimapia инародная карта Яндекса

Забыть про совковые субботники и флэшмобы "Я ответственный пешеход", а организовывать марафоны и командные конкурсы по разметке своего города.

Так что если Вы представляете муниципальную власть и Ваш город достаточно мал чтобы его схемы небыло на основных картах, Вы вполне можете это исправить.


Об Open Government Partnership в переводе
15 октября 11 05:14

Станислав Шакиров сделал перевод текста декларации Open Government Partnership и разместил у себя в блоге вот тут http://choojoy-pp.livejournal.com/57343.html

Всячески советую прочитать, особенно тем кто не читал в оригинале.

Станиславу большое спасибо за усилия по переводу.

Время информационных интендантов
14 октября 11 11:41

Тут Давид Горелишвили в одном из постов назвал мои проекты "интендантской службой на политических фронтах". Я поправлю его лишь в одном - не политических, а общественных или гражданских.  Своего отрицательного отношения к политике в её текущем российском воплощении я не скрывал и не скрываю. А вот общественные проекты считаю безусловно необходимыми и полезными.

Относительно же интендантской службы. Если вспомнить кто такие интенданты - то их можно назвать эдакими очень прокачанными завхозами. Теми кто работает над распределением ресурсов и их эффективным использованием.

Так вот. Времена, конечно, меняются. И информационные ресурсы - это не еда, да топливо, и нет вопросов что кому-то чего-то не достанется, есть лишь вопросы в том чтобы они были "легко усвояемыми".

И сейчас приходит время информационных интендантов. Это когда те кто понимает как именно работать с информацией, где её брать, в чем недостающее и где его найти, как интегрировать и многое другое, приобретают значительное влияние.

В России, быть может, это пока ещё мало заметно, а вот в центрах гражданской активности в мире это чувствуется очень сильно.

В глобальной повестке сейчас есть 2 ключевых общественных структуры наиболее влиятельных. Это OKFN и Sunlight Labs. Первые охватывают Евросоюз и вторые США, плюс ещё десятки частных некоммерческих и коммерческих проектов.

Новые проекты исходят от них буквально как лучи силы. Большая часть онлайн проектов в США которые заметны в публичном пространстве используют данные из проектов Sunlight Labs, огромное число проектов в Евросоюзе ищут данные для себя через сервисы OKFN или создают свои датахабы с оглядкой на них.

Но не в России. В России, пока ничего такого у нас нет. В результате когда организуются конкурсы типа Code4Country и гражданские активисты приходят к разработчикам с идеями, оказывается что данных то у них нет. Никто не хочет создавать выращивать еду, нет, все сразу хотят варить суп. Разумеется такой подход является тупиковым чуть более чем полностью.

Я уже очень часто и много приводил примеров того как некоммерческие организации в мире собирают и публикуют данные. Есть такие проекты как AidData, портал открытых данных ООН, открытые данные огромного числа международных организаций, тематические проекты вроде AIDSDataHub, проекты вроде TransparencyData и продолжающаяся систематизация данных по многим темам.

При этом я упомяну всё о том же. В России _очень высокий_ уровень прозрачности государства. Не всегда сбалансированный, не всегда доступны некоторые важные данные, но многие данные доступны по тем темам которые в других странах избегают. И в рейтингах пригодности к Open Government которые публиковали на сайте OGP видно что Россия вполне пригодна для участия в этой организации, если такое решение будет принято когда-либо.

Проблема давно уже не в открытости госструктур. Проблема в отсутствии тех кто понимает как работать с этой информацией и тех кто готов предпринимать усилия.


Не пора ли занятся оценкой качества гражданских проектов?
13 октября 11 02:45

Чем дальше тем больше я прихожу к выводу что многие гражданские/общественные проекты в России - это как сапожники без сапог. С одной стороны мы тратим немалые усилия на критику непрозрачности государства, на некачественность госуправления, плохие веб-сайты, отсутствие отклика от чиновников, а с другой стороны многие гражданские проекты ничуть не лучше.

При том что то в чём они не лучше, на самом деле, не требует каких-либо серьёзных средств, это точно такое же отсутствие культуры и непонимание как и в случае чиновников.

Так что вот такая идея пришла мне в голову. Составить список простых и понятных критериев для оценки по по группам критериев.

Как я это вижу.

1. Составить список сайтов по категориям:

- решение проблем (аналоги FixMyStreet)

- гражданская журналистика / новые медиа

- прозрачность/открытость/доступность информации

возможно другие.

2. Составить следующие группы критериев: технологичность, открытость кода, интегрируемость (открытость информации и данных), социальность, культура публичности.

Далее по группам:

- технологичность. Похожие критерии что и для госсайтов. Наличие robots.txt, прохождение валидации у HTML/CSS, публикация Sitemap'ов

- открытость кода: всего 3 критерия - проект сделан на основе движка на открытом коде, код проекта открыт и лицензия на коде позволяет его повторное использование

- интегрируемость: наличие RSS, наличие API на получение данных или экспорта данных как машиночитаемых, наличие API на публикацию данных, наличие описания API, уведомительный а не разрешительный режим доступа к API, наличие проектов которые API используют

- социальность: возможность авторизации через Facebook, Twitter, LJ, Vkontakte, Yandex и/или Гугл; возможность оставлять комментарии через Facebook или Vkontakte, возможность отправки публикации в соц. сети, наличие Twitter'а, наличие страницы в Facebook'е, наличие группы во Вконтакте, наличие сообщества в ЖЖ.

- культура публичности: упоминание об том кто автор(-ы) проекта и наличие их контактов, упоминание об организации если она есть, наличие страницы "условия использования", публикация материалов под открытой лицензией допускающей хотя бы некоммерческое использование (CC-BY, CC-NC, OddL и так далее)

---

Вот такие категории и критерии. Под них я бы включил те проекты которые делались общественными организациями, некоторые из полу-государственных проектов на те же темы и часть полу-коммерческих вроде Демократор'а.

А теперь вопросы:

- Какие категории стоит ещё добавить?

- Какие проекты включить в этот мониторинг?

- Кому бы хотелось  поучаствовать в его создании и/или его организации ?


В России всего 203 муниципалитета и только
12 октября 11 04:44

Вот я часто слышу (да и говорю иногда) что в России почти 24 тысячи муниципалитета. Казалось бы, чистая правда, формально да, 24 тысячи. Включая всякие сельские поселения. Формально.

Так вот а по факту их всего 203.

Это 203 города в которых живут около 70 миллионов человек. Половина страны. При этом Москву и Санкт-Петербург я на муниципалитеты не делю поскольку они по сути не вполне таковы. Москва так почти совсем унитарна. Пусть будут не муниципалитеты - пусть будут города.

Как думаете почему всего 203? По населению? По проникновению Интернета? Нет. Всё проще.

Всего в 203 российских городах есть детализация города в Яндекс.Картах до домов. Смотрите сами тут - http://maps.yandex.ru/-/CBqeAL2i

Это значит что какие бы усилия Вы не предпринимали с целью охватить проблемы, точки, георасположение объектов, работать это всё будет только для 70 миллионов человек плюс 15-20 миллионов жителей других мест там работающих.

Проникновение интернета в других местах поможет очень слабо. И, к примеру, запуская проект по мониторингу пробок, городских проблем, благоустройству, сбору жалоб, мониторингу ЖКХ и тому подобному не надо говорить про всю Россию. У Вас только 203 города и ничего больше.

Да, при этом есть, конечно, ещё карты Гугла или 2Gis у которых может быть охват ряда пунктов что нет в Яндекс.Картах, но у них охват других городов в России будет хуже, делать гибридные проекты - это не только трудоёмко, но и чаще всего себя не оправдывает.

Что в итоге? Всего в России 1100 городов из которых 781 город с населением менее 50 тысяч человек. Только 203 крупнейших города есть с детализацией до дома, по всем остальным увы - ничего. И говорить про охват всей страны бессмысленно пока от всей страны мы видим лишь половину


Экосистема гражданских проектов
12 октября 11 04:17

Сегодня рано утром я был на мероприятии посвященном одному из запускаемых/предполагаемых гражданских проектов. Пока не буду говорить какому, благо критиковал я там активно, много и, вполне может быть, что жёстко. Однако там было много гражданских активистов и создателей других проектов и я хочу поговорить сейчас не о конкретном проекте, а об их экосистеме.

Что такое экосистема гражданских проектов? Это когда один проект дополняет и помогает другому. Когда данные из одного гражданского проекта доступны другим. Когда можно построить проект на основе данных другого проекта или на интеграции нескольких существующих.

Самый наглядный пример - это проект OpenCongress. Его создатели практически сразу же предусмотрели там интерфейс для разработчиков и, в результате, сейчас есть немалое число проектов использующие данные из OpenCongress для визуализации и интеграции. Казалось бы, это не так уж сложно, и над этим API появилось множество проектов. Вот только те что я помню навскидку:

- TinyThomas - http://tinythom.as/

- Open Government - http://opengovernment.org/

- Congress Speaks - http://www.congressspeaks.com/

хотя и, на самом деле, их куда больше. А кроме OpenCongress есть такие проекты с API как VoteSmart http://votesmart.org/services_api.php, TransparencyData - http://transparencydata.com/#, коллекция API Sunlight http://services.sunlightlabs.com/ и многое другое.

Десятки если не сотни проектов предоставляют API, разработчики обсуждают и создают общие открытые спецификации и, в принципе, развитие идёт полным ходом.

Такие проекты делают главное - они создают экосистему. Они создают среду в которой другие проекты могут появлятся. Поэтому когда лично я вижу очередной "изоляционистский" проект здесь в России, то хочется сказать что наши гражданские активисты немногим лучше наших чиновников по пониманию технологий.

Например, я слышу про проекты понятные "простым людям" в отличии от разработчиков. Только отличие ещё и в том что хорошо мотивированные веб разработчики сами и в рамках конкурсов могут создать много больше и лучше, особенно если есть данные с которыми можно работать. Я приведу Вам простой пример.

Многие говорят про проект РосЯма, есть проект StreetJournal, есть проект Мой Голос сбора проблем в Ульяновске, есть или создаются другие проекты и т.д. Предположим я хочу наложить на карту своего города/районы проблемы из всех этих систем. Как я могу это сделать?

Или, предположим, увидив сломанное ограждение я хочу отправить эту проблемы во все проекты работающие в моём городе. С телефона. Как я могу это сделать? Так вот сейчас это можно сделать только путём хитрых извращений. И, если у StreetJournal есть API (http://www.streetjournal.org/develmain), то у остальных ничего такого нет.

И это лишь один из примеров. Большая часть гражданских проектов в России делается неинтегрируемыми, непригодными к использованию, их разработчики и создатели как и чиновники говорят о "простых людях" и понятности для них, боятся или не знают как открывать данные и давать к ним доступ. Не понимают ценности экосистемы проектов.

Причин у этого может быть много, где-то личные амбиции, где-то просто непонимание, где-то надежда на будущую коммерциализацию, а где-то страх потерять финансирование в случае если кто-то на их информации сделает сервисы лучше чем у них.

Так вот. Сейчас ситуация такова что некоммерческий сектор начинает отставать от государственного в плане открытости и открытых данных в частности. Если Вы вспомните про интерес московских чиновников, тот же опрос, про то о чем говорила Набиуллина, про доступность многих госданных, про конкурсы Минсвязи по электронной демократии, то Вы поймёте что вот-вот, осталось совсем чуть-чуть, как начнется широкое распространение проектов вовлечения граждан и раскрытия данных. Логика - "не можешь остановить, возглавь" здесь вполне хорошо работает.

Так что я лично считаю что все проекты нацеленные на сбор информации от людей или с госструктур и не интегрированные с другими проектами обречены на вымирание.


Какие открытые данные нужны в Москве?
10 октября 11 07:50

Друзья, наши совместные усилия по продвижению открытых данных в стране начинают приносить свои плоды. Всё больше чиновников приходят к мысли о том что открытые данные это не только не страшно, но и полезно, поскольку это способ привлечь граждан к полезной деятельности, поддержка рынка и многое другое.

Как Вы помните Департамент информационных технологий Москвы заинтересовался этой темой и во встрече его руководителя Артема Ермолаева с разработчиками тема открытых данных звучала неоднократно. Собственно об этом можно узнать из пресс релиза ДИТ http://dit.mos.ru/presscenter/news/transport/text675.html и в публикации в CNews http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/09/30/457937 (кстати, большое спасибо Максиму Дубинину за то что поднял там тему открытых данных).

В последнее время я также общался с сотрудниками Департамента по поводу открытых данных и, на общественных началах, помогал им анализом того какие данные есть и как узнать об их востребованности.

И вот этот день настал. Департамент информационных технологий решил собрать наши с Вами мнения о том какие открытые данные нужны, как они должны быть доступны, под какими правами публиковаться и так далее.

Я прошу, всех не полениться, и заполнить опросник обязательно указав какие именно данные Вам интересны и как было бы удобно с ними работать.


Будущее рядом – система предупреждения преступлений
10 октября 11 09:17

Несколько дней назад в CNET вышла заметка о FAST (Future Attribute Screening Technlogy). Это система, вернее её прототип, о которой стоит знать и понимать что будущее которое нас ждёт уже рядом.

Что такое FAST ? Это прототип системы предупреждения преступлений. Фактически это специальная система которая за счёт определения совокупности физиологических и поведенческих признаков определяет не находится ли человек под стрессом и, соответственно, нет ли риска что он причинит вред окружающим.

Система учитывает движение тела, интонацию, уровень голоса, шаблоны дыхания, движение глаз и изменение температуры тела. Плюс различные дополнительные характеристики.

В мае 2011 г. вышла статья в Nature о том что эта система где-то уже проходила полевые испытания и о скепсисе учёных насчёт её полезности. В самом деле, у людей есть масса причин для стресса и само прохождение проверки это, тоже стресс, поэтому, действительно, в результативности системы у меня есть сомнения.

Другой её недостаток в том что она является "активной". А то есть, если я правильно понимаю материалы о системе, проверка на ней это примерно как проверка на полиграфе. И, как я подозреваю, пока она мало пригодна для мест с высокой проходимостью вроде вокзалов или аэропортов.

Однако я не удивлюсь если в той или иной форме она появится, например, как полиграфы для проверки персонала компаний.

Впрочем, лучше почитать описание системы и презентацию на сайте EPIC (http://epic.org/privacy/fastproject/), активистов которые запросили у департамента внутренней безопасности США документы. Там есть технические подробности и даже неполный текст контракта.

Ждет ли нас будущее в виде подобных проверок? Я думаю что это будет лишь одной из возможных перспективных технологий которых, на самом деле, немало. И, в некоторой степени, можно сказать что такие системы проверки конкурируют с системами биометрической проверки личности вроде отпечатков пальцев и радужной оболочки глаза.

На мой взгляд, куда актуальнее и опаснее для приватности будет другое. И куда большие опасение вызывают и вызовут такие технологии как:

значительно улучшенное распознавание лиц и персон с сокращением ложных срабатываний. Такие технологии разрабатываются давно с точки зрения проверки персон, например, для доступа к компьютеру, но как системы массовой идентификации они все ещё несовершенны. Лично я считаю что они будут дополнятся и расширятся распознаванием одежды, формы тела, анализом наличия/отсутствия идентифицирующих признаков и так далее.

пассивное поведенческое наблюдение. Те же движения тела, но определяемые не в ситуации когда человек знает о проверки, а через специальные алгоритмы с использованием существующих и новых камер видеонаблюдения. К этому пока ещё не всё готово чтобы анализировать картинку, выявлять на ней все объекты и в достаточном качестве, но с ростом технологий и аппаратных можностей разрешение камер видеоналюдения может достигнуть достаточного уровня для подобных измерений. Это, безусловно, длинная история и технологии будут появляться постепенно и понемногу, причём поначалу в потребительском сегменте, например, для виртуализации себя и предметов. Вначале камера осматривает человека, а потом воспроизводит его онлайн аватар во всех подробностях. А поведенческое наблюдение, например, для автоматического наблюдения за людьми с нервными расстройствами.

снятие отпечатков пальцев на расстоянии. По моему эта технология уже проскальзывала в фантастических фильмах и, она скоро может быть возможной. Суть в том что рисунок на пальце может быть снят не только через специальные устройства, но и в процессе пассивного видеонаблюдения если он попадает в кадр и специальный алгоритм может его автоматически определить. Возможно это будет, опять же, при наличии камер видеонаблюдения в широком разрешении, с возможностью автоматического зума и сложными алгоритмами анализа видеопотока. Но, в принципе, это возможно.

- сопоставление и реконструкция биометрических идентификаторов. У биометрических идентификаторов сейчас есть та особенность что они привязаны к друг другу через человека, вернее через профиль человека в той или иной системе. Однако зная отпечаток пальца, радужную оболочку глаза, карту вен или геном вы не можете определить один по другому. Хотя, казалось бы, при наличии расшифрованного генома индивидуума могла бы быть возможность автоматически
реконструировать его идентификаторы заложенные в генотипе. Постепенно всё к этому и идет. Например, учёные уже знают какие гены отвечают за наличие рисунка на коже пальцев (http://www.nytimes.com/2011/08/09/science/09obprint.html?_r=1), следующим шагом они узнают какие гены отвечают за структуру этого рисунка и вот тогда смогут начаться эксперименты с сопоставлением естественных и реконструированных признаков и деятельность полиции может существенно изменится. Теперь при наличии генетического материала поиск может производится не только по генетическим базам, но и по базам отпечатков пальцев. И наоборот. Если по рисунку отпечатка пальца получится восстановить участок генотипа, то можно будет проводить и поиск по базам генов. То же самое, конечно, справедливо и для других персональных идентификаторов - радужной оболочки глаза, формы лица, формы кисти, рисунка вен и так далее.

- полётные браслеты. Помните шла речь про ошейники для депутатов? Как известно в каждой шутке есть доля шутки. Так вот идея наличия на человеке персональных устройств слежения она не нова и не так беспереспективна как может показаться. Одно из возможных направлений - это специальные браслеты надеваемые на людей в полете которые бы позволяли в любое время определить в каком месте самолёта человек находится. Сидит ли он у себя в кресле, заперся ли в туалете и так далее. Причём мониторинг может происходить с трансляцией сразу в диспетчерскую на землю. В жёстком сценарии такие браслеты могут быть дополнены возможностью инъекции снотворного или паралирующего вещества если человек ведёт себя буйно. Фантастика ли это? Технологически уже нет, фантастика только в  социальной приемлимости такого контроля, многие скажут что проще сразу наручниками к креслу. Однако возможно ли подобное? Я считаю что да.

---

Всё это я к тому что FAST это технология дошедшия до прототипа, но она не единственная из всевозможных способов контролировать-всё-и-вся.


Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under: ,
Понятность в примерах
07 октября 11 02:51

К вопросу о понятности деятельности государства я обращался уже не раз, однако обычно без примеров в России. На сей раз речь будет именно о примерах о том как делать понятным разные не самые понятные явления.

Путеводитель по бюджету Красноярского края

В Красноярском крае есть практика того что можно назвать "народным бюджетом", разъяснение довольно непростого документа по бюджету края в понятном для большинства виде. Они называют это - путеводителем по бюджету и, в самом деле, там разъяснены расходы по множеству тем и отраслей.

Ссылка: http://www.krskstate.ru/finance/budjet/putevod08

Диаграммы рассмотрения и принятия бюджета в Тюменской области

В Тюменской области нашлась интересная подборка диаграмм (жаль не инфографики) с последовательностями рассмотрения бюджета области. От внесения его губернатором, до рассмотрения председателем думы, комиссиями, решением думы и участием Счетной Палаты области.

Конечно, этот процесс, неполон, поскольку до внесения бюджета губернатором ещё есть процесс разработки бюджета, формирование реестра расходных обязательств, определение областных целевых программ и т.д., в том что касается работы минфина.

Выглядит это вот так.

Плюс там ещё несколько слайдов.

Ссылка: http://rfspto.ru/?page_id=2219

Регламент рассмотрения обращений граждан в Администрации Щелковского муниципального района

А вот в Щелковском районе не поленились и нарисовали (или кто-то им нарисовал) вот такую схемку по работе с обращениями.

Не идеально, не полно - слова не самые лучшие подобраны, но это то что необходимо делать и определённая понятность тут имеется.

Ссылка: http://shchyolkovo.ru/feedback/baza/reglament.shtml

Если Вы знаете хорошие примеры того как те или иные государственные процессы объяснены понятным языком, знаете примеры требований к документам чтобы они писались четко и ясно, то присылайте их мне на ibegtin (собака) gmail.com или комментариями в блоге.

А также предлагаю всем подумать над тем какие государственные и общественные ситуации/процессы/явления требуют понятного описания. И как это описание лучше сделать.


Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Технологии которые если уже не рядом то скоро будут
07 октября 11 02:50
 Дабы слегка отвлечься от темы электронного государства, открытых данных и прочих окологосударственных и гражданских тем, в рамках небольшого не-оффтопа, я, в очередной раз, соберу мысли о том какие технологии и их применение, что называется, "почти дозрели".

Новые рубежи, некоторые из которых почти или совсем почти взяты.

1. Аналитика и мониторинг в реальном времени для каждого (Real-time for everyone)

Ещё совсем недавно для отслеживания каких-либо процессов в реальном времени требовались какие-то невероятные ресурсы, терминалы, специальное оборудование и многое другое. За последние годы многое изменилось очень сильно и в некоторых областях аналитика и мониторинг в реальном времени уже являются данностью и необходимостью. Пример - фондовые биржи и торговля валютами.

Также, появилось всё больше решений для ситуационных центров, мониторинга бизнес процессов и многого другого, но "реальное время из коробки" и "реальное время как услуга" пока ещё не массовы. В то же время есть такие примеры как то что Google запустили свой сервис Analytics в реальном времени и лично я считаю что подобные аналитические сервисы/интерфейсы - это вопрос ближнего будущего.

Другой пример - отслеживание общественного транспорта, или сервисы мониторинга пробок, да и много других пока ещё точечных идей и проектов.

Я думаю что эти интерфейсы будут и как отдельные веб-продукты и, что возможно даже чаще, как сервисы. Эти сервисы будут охватывать самые разные области жизни: управление ресторанами и кафе, управление персоналом, мониторинг "депутатов в ошейниках", жизненный цикл предприятий, контрактов, индикаторы городской среды, состояние погоды, мониторинг запасов, состояния грузов и многое другое.

2. Хранить вечно

Это не технология  и не новый продукт. Совсем не нечто уникальное, это то что уже почти случилось и незаметно. Это возможность сохранения любого объёма данных на неограниченное время. Так никого уже не удивляет что ролики на видеохостингах хранятся годами или то что места на жёстких дисках персональных компьютеров почти всегда хватает или то что производители систем хранения всё больше конкурируют в компактности, энергопотреблении и экологичности чем в объёмах памяти.

Уже сейчас речь идёт о том что социальные сети не имеют право хранить или не хранить персональные данные удалённых аккаунтов, а не о том _есть ли у них такая возможность_. Возможность есть.

Я считаю что эта тенденция не только сохранится, но и усилится. Рано или поздно, но будут сняты все ограничения на долгосрочное хранение электронных документов. Возможно что ещё лет через 10-15 будут сняты ограничения на хранение видеоматериалов.

Я считаю что то что мы увидим ещё при нашей жизни:

- поисковые системы будут совмещены с Wayback Machine.  А то есть многие поисковики, начиная с гугла, будут хранить не просто кэши страниц, но и если не все, то многочисленные их прошлые версии.

- появятся продукты и сервисы долгосрочного и вечного хранения потокового видео и аудиоконтента. В частности, возможность получения видеозаписей с камер наблюдения за любые сутки перестанет быть чем-то удивительным.

3. Персональные регистраторы  (черные ящики)

К тому что есть черные ящики в самолётах все уже привыкли. Автомобильные видеорегистраторы приобретают всё большую популярность. А вот персональных регистраторов пока ещё нет в массовом восприятии. Что такое персональный регистратор? Это может быть целая плеяда устройств фиксирующая информацию в месте текущего местонахождения. Сейчас таким регистратором выступает мобильный телефон сообщающий сотовому оператору местонахождение аппарата по базовым станциям, некое число сервисов основанных на использовании положения аппарата по GPS, Wifi, базовым станциям и так далее. Но появляются и другие устройства. Те что мониторят в реальном времени сердцебиение, давление, скорость движения. Есть сервисы типа Twitter'а, Foursquare, Facebook'а и так далее куда пользователь может сам отправить сообщение со своим местонахождением.

Но это только начало. Предположим что появятся сервисы возможности фиксировать информацию непрерывно и в гораздо больших объёмах. Представим себе что процесс видеозаписи и отправки её в сеть исчезнет, видео будет сразу транслироваться в сеть. Аналогично с диктофонами. Представим себе что аудиозаписи будут сразу транслироваться в специальные онлайн сервисы, которые, возможно, уже появляются, хотя и пока не массовы.

Я думаю что ждать осталось недолго.

А следующим шагом всё это будет писаться непрерывно.  То есть режим записи работающий не в режиме включения, а в режиме выключения в ситуациях требующих уединения, всё остальное время всё пишется и пишется сразу в сеть.

Что это изменит? Первое к чему приведут такие устройства - это их запрет и ограничения. Грань между личным правом на "запись своей жизни" приватностью будет очень тонка. Какое-то время это будут "игрушки маргиналов", потом это станет в том числе политическим и государственным инструментом. Предположим некоторое количество людей согласится на ношение таких устройств за сравнительно небольшие деньги, а кому-то это и прямо навяжут. Например, всяческие дружинники, сотрудники ДПС, спецназовцы на операциях и многое другое.

Всё что этому сейчас мешает - это высокое энергопотребление устройств непрерывной записи. Если их установка в устройства и автомобили сейчас возможно из-за наличия источников питания, то на потребильско-персональном уровне есть жёсткие ограничения по времени работы. Но эти ограничения постепенно будут снижаться. И я считаю что это вопрос только и исключительно времени и ближайшего будущего когда мы это увидим.

Да, конечно такие регистраторы будут дополнятся огромным количеством сервисов Real-time по отслеживанию своих детей, по созданию соц. сетей, по контролю страховых случаев, по поиску при катастрофах, по многому и многому другому.

Когда людей с такими регистраторами будет хотя бы каждый тысячный - это будет совсем другой мир. Не обязательно лучше чем тот что есть сейчас.

4. Электронная демократия (прямая демократия)

Так получается что я одновременно считаю прямую демократию неизбежной и весьма рискованной. Главный мой интерес в этой теме не только в том чтобы понять все возможности, но и понять как уменьшить риски. Проблема прямой демократии в том что технологически она возможна уже сейчас. Нехватает организационных воли, желания текущих властных структур её поддерживать, но технологически всё готово. Да, есть возможность сделать так что очень многие решения граждане могли бы принимать через ускоренные онлайн референдумы. Причём, с максимальной актуальностью этого процесса не для уровня стран, а до уровня малых сообществ.

У всего этого есть преимущества и недостатки. Преимущества понятны - люди будут услышаны, недостатки в том что прямая демократия более всего выгодна СМИ и медиа, потому как чем более государственные решения зависят от масс людей, тем больше влияние СМИ. Лоббирование сместится в СМИ поле, средства которые группы влияния тратят на продвижение собственных законопроектов, приказов, указов уйдут журналистам. А демократия - это не республика. Она полноценно работает только начиная с определённого общего культурного уровня населения. Впрочем, от рассуждений о критики прямой демократии я перешёл к критике демократии в принципе.

Суть не в этом. Я считаю что прямая демократия неизбежна по множеству самых разных причин. И вопрос лишь в формах которую она примет. Сейчас власть используют её механизмы для решения собственных задач. Например, онлайн обсуждение законопроектов - это инструмент ослабления законодательной власти и усиления исполнительной. Плохо ли это ? Это также неизбежно как и многое другое. Лично я считаю что в итоге прямая / электронная демократия придёт к тем же представительским принципам пусть даже и в иной форме. Пусть депутатов заменят эксперты или "представители". Пусть отзыв этих представителей будет максимально упрощён и так далее.


Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Статистика преступлений
05 октября 11 04:05

В Ведомостях вышла статья – Прокурорский учёт в которой пишут что теперь учётом статистики преступлений будет заниматься прокуратура.

В этом известии я хочу обратить внимание на то что пока ничего не сказано какие данные будут доступны гражданам, а лично я считаю что гражданам должна быть доступна статистика с детализацией по месту – до отделения полиции, по времени – минимум до недели, по детальности – до вида преступления. И с задержкой данных не более чем за месяц.

Так чтобы каждый гражданин мог сам определить степень криминогенности территории где он живёт.

Впрочем рано загадывать, поскольку внедрение вот такой системы прокуратурой будет очень тяжёлым. Ведь объект автоматизации в ней совсем не заинтересован.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про сайты на национальном языке, Илью Массуха и экстремизм
04 октября 11 02:01

Совсем недавно проходил форум «Языки меньшинств в компьютерных технологиях: опыт, задачи и перспективы».

Из письма Ильи Иссовича Массуха - http://finugor.ru/sites/finugor.ru/files/massuch.pdf

 

А вот тут подробнее про предысторию http://finugor.ru/node/21203

Как бы так помягче сказать об этом.

Я обеспокоен. А всё ли с головой в порядке у Илья Иссовича?

 

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

JSON интерфейсы сайта государственных услуг
03 октября 11 12:30

Про юзабилити сайта госуслуг я уже написал. Теперь же речь будет о том как извлечь пользу из нового сайта, используя его API, не документированное разработчиками, но, что называется, на поверхности находящееся.

Итак. О JSON интерфейсах на сайте госуслуг. Из-за того что разработчики сделали ставку на AJAX’овость интерфейса, теперь из сайта торчит множество «хвостов» через которые на страницы подгружаются данные. Эти хвосты предоставляют данные через JSON. И вот о них и поговорим подробнее.

Интерфейсы.

Информация о госструктуре

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/[код ведомства].json

Где код ведомства это внутренний ID’шник госструктуры

Пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000001094.json , по Российской Книжной Палате.

В JSON много разной детальной информации по услугам ведомства, подчинённым организациям, родительской структуре и т.д. Большая часть полей самоочевидна, неочевидные я могу объяснить и думаю что ещё распишу подробнее. Или это может описать любой желающий.

Информация о госуслуге

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service/[код услуги]_[подкод услуги].json

Где код услуги – это её идентификатор lid, а подкод услуги – это идентификатор eid. Обычно у услуги есть только идентификатор lid или оба lid и eid. В чём смысл именно такого деления мне непонятно, думаю что это исторические причины. Но всяко может быть.

Пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service/10000460202_199.json Информация о тиражах …

В JSON много разной информации по госуслуге. Опять же большая часть полей самоочевидна, думаю что ещё представится возможность описать их подробнее.

Список госструктур по получателям услуг

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/STATE_STRUCTURE.json?RECIP_CATEGORY_category=[код категории пользователя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где «код категории пользователя» может быть:

50 – физические лица

51 – предприниматели

52 – юридические лица

55 – иностранные граждане

Пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/STATE_STRUCTURE.json?RECIP_CATEGORY_category=52&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE Список госструктур предоставляющих услуги для юридических лиц

У JSON простая структура. id – идентификатор ведомства, title – название, ico – название файла иконки

Список госуслуг по госструктуре

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?STATE_STRUCTURE_category=[код организации]&STATE_STRUCTURE_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=[код категории пользователя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где код организации – это код госструктуры, а код категории пользователя – один из приведённых выше.

пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?STATE_STRUCTURE_category=10000001127&STATE_STRUCTURE_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=50&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

В JSON содержится весь список госуслуг относящийся к данной госструктуре.

Список категорий госуслуг

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/MAIN_CLASS_A.json?RECIP_CATEGORY_category=[код категории пользователя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где «код категории пользователя»  один из 4-х кодов что я ранее приводил

пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/MAIN_CLASS_A.json?RECIP_CATEGORY_category=55&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

В итоге возвращается список в JSON со всеми категориями госуслуг.

Список госуслуг по категориям

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?MAIN_CLASS_A_category=[код категории]&MAIN_CLASS_A_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=[код категории пользователя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где «код категории» – это категория госуслуги, а «код категории пользователя» – тип пользователя из списка выше.

пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?MAIN_CLASS_A_category=236&MAIN_CLASS_A_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=50&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

В JSON возвращается список госуслуг в рамках данной категории.

Список жизненных ситуаций

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/LIFE_SITUATION.json?RECIP_CATEGORY_category=[код категории пользователя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где «код категории пользователя»  один из 4-х кодов что я ранее приводил

пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/cat/LIFE_SITUATION.json?RECIP_CATEGORY_category=55&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

В JSON возвращается список всех жизненных ситуаций под данную категорию пользователей.

Список госуслуг по жизненной ситуации

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?LIFE_SITUATION_category=[код ситуации]&LIFE_SITUATION_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=[код   категории получателя]&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

Где «код категории пользователя»  один из 4-х кодов что я ранее приводил, а «код ситуации» – это код жизненной ситуации из списка

пример: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/service.json?LIFE_SITUATION_category=11&LIFE_SITUATION_filter=SINGLE&RECIP_CATEGORY_category=55&RECIP_CATEGORY_filter=SUBTREE

В JSON возвращается список всех госуслуг по жизненной ситуации

Список регионов

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/htdocs/js/regions.js

параметров нет, но результат – это не JSON, а Javascript в котором есть словарь regions. Это словарь можно извлечь через регулярные выражения и однократно превратить в справочник.

Список региональных госструктур

- формат: http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure.json?ADMLEVEL_category=REGIONAL&ADMLEVEL_filter=SINGLE&pageSize=-1&pageNum=-1

у сайта госуслуг есть следующая особенность. Похоже что единственный способ получить список ведомства по региону, это передать специальную куку userSelectedRegion. Эта кука должна содержать код региона из списка регионов выше.

Далее список ведомств такой же как другие.

—-

Это, вроде, все самые ключевые интерфейсы. С их помощью можно на базе сайта госуслуг придумать новые сервисы, переделать его полностью, сделать по нему поиск, или мобильное приложение, или систему гражданского мониторинга, проверять качество данных на сайте, накладывать данные на карты, собирать жалобы граждан и многое и многое другое.

И, кстати, если Вы что-то придумаете и сделаете, не забудьте податься на Apps4Russia, ещё 27 дней до окончания конкурса.

P.S. Пользуясь случаем, передаю горячий привет представителям Минкомсвязи и Ростелекома. Уверен что народная поддержка со стороны любящих их граждан придаст им новый мотивационный рывок в деле качественного предоставления государственных услуг.

 

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Про новый сайт Госуслуг (epgu.gosuslugi.ru)
02 октября 11 03:10

Многие наверняка уже обратили внимание на то что на старом сайте Госуслуг появилась ссылка на его реинкарнацию в виде нового сайта «Версия 2.0″ http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/

А вот собственно и его скриншот.

Я весьма скептически относился к прошлому сайту и сколько мог сдерживался в том что я думаю по поводу нового сайта.

И знаете, я скажу честно, всё познаётся в сравнении. Если сравнивать старый сайт с предполагаемым новым, то у старого даже приличный дизайн обнаружится и цветовая гамма «приличная», в отличии от. Впрочем, эмоций у меня по этому поводу может быть много, я же постараюсь привести самые ключевые, на мой взгляд проблемы.

1. Дизайн из бледно-голубых тонов – совершенно нечитабелен. Синий текст на голубом фоне, читать неудобно, находится на сайте неприятно, выглядит крайне неудобно. Я уверен что специалисты по юзабилити и дизайну смогут сформулировать эти претензии лучше меня.

2. «Госуслуги на карте» - http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/maps никак не объяснены, не детальны, непонятны и реализованы крайне странно. Там, зачем-то, списки инфоматов и центров продаж Ростелекома. Вот скажите кого из Вас интересуют инфоматы?

3. О юзабилити. На каждой странице сайта есть «хлебные крошки» вот в таком виде

При этом только первые 3 ссылки в них активны, все остальные нет.

4. Содержательная проблема. У многих госструктур, по прежнему, не заполнены их профили и не указаны контакты, места обращения, ФИО руководителей и так далее. Вообще ничего не изменилось по сравнению с прошлой версией. Вот только пара примеров - http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000001049.html и http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000001049.html.

на практике их куда больше.

5. Разработчики сделали сайт полностью Ajax’ым. У этого, конечно, есть ряд преимуществ в виде большей скорости подгрузки веб-страниц, но есть и один существенный недостаток – найти услугу через поисковые системы Яндекса или Гугла будет проблема. Эту проблему можно было бы уменьшить если бы с сайта предоставлялось API через которую заинтересованные стороны могли бы получить данные по услугам. Такое недокументированное API там, на самом деле, есть.

6. Всякие мелочи вроде того что у новостей нет RSS. Нет новостей о том какая/когда услуга была добавлена. Нет списка лично ответственных за внесение информации от государственных ведомств. Учитывая что там идёт постоянный пинг-понг ответственности, то это необходимо.

7. У большинства структур нет обратной связи через электронную почту.

8. Флэшовый плагин с «популярными услугами» услугами – это очень смешно. А ещё точнее это _крайне несерьёзно_, это развлекушечная игрушка для африканских госпорталов 90-х – начала 2000-х, но уж точно не для российского портала госуслуг. Каждый кто понимает и после right-click на это вращающееся чудо задаётся вопросом – «что же Вы такие бедные и бесплатный плагин от WordPress’а используете?»

9. Где раздел «Условия использования»??

10. Где инструкции, пояснения, обучающие материалы и так далее? Да, на сайте есть несколько роликов, но вот только ролики это ролики и не более того, человекочитаемых текстов с разъяснениями там крайне мало.

Как резюме в части из описанных мной проблем виновны не Минсвязи, а общая координация работ по госуслугам в Правительстве и отсутствие личной ответственности в ведомствах.  Но в том что касается дизайна и прочих косяков нового сайта – это проблемы Минсвязи и Ростелекома.

А я не теряю надежды что как-только найду свободное время, смогу показать наглядно проблемы с качеством информации на сайте госуслуг. Пока что видно что они не решаются.

 

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

Привилегии, ограничения, льготы и возможности
01 октября 11 06:17

Продолжая размышлять над темой привилегий что я затронул в недавнем посте, в последнее время я думал над тем как её деполитизировать, сохранить актуальной, но отвязать от потенциальных политических спекуляций.

Думал, параллельно рассматривая проекты в мире и в России посвящённые вопросам дискриминации, реформ, льготам, равенству и так далее.

И, в итоге, возникла идея формата проекта который вполне будет социологически / полезно-ориентированным и злободневным одновременно.

Я пока не знаю как его назвать, но знаю что там должно быть. А должно быть раскрыто 4 темы. Это – привилегии, ограничения, льготы и возможности. В этих темах заложено социальное разделение на страты (группы, сословия).

Я раскрою эти темы подробнее:

Привилегии – о них я уже писал ранее, суть в том что привилегии это права групп людей/сословий не выравнивающие их с другими, а ставящие их над другими. Например, мигалка на автомобиле, право ношения оружия и так далее – это привилегии.

Льготы - это права для тех кто изначально либо находится в социальном затруднении или же чья жизненная ситуация хуже общества в целом и льготы являются регулятором социального неравенства и выравнивают _социальную несправедливость_.  Примеры льгот – бесплатное или льготное использование общественного транспорта, льготное санаторно-курортное лечение, социальные стипендии и так далее.

Льготы и привилегии, как можно заметить, очень похожи. И, в принципе, главное отличие в контектсе звучания. Привилегии имеют негативную окраску, а льготы нейтральную.

Ограничения (дикриминации) – это различные формы дикриминаций, неравенств закрепленные институционально, когда выделяются группы населения / сословия социальная нагрузка на которые выше. Ограничения могут через индивидуальные запреты и разрешения. Например, судьёй может стать только «человек имеющий юридическое образование», «не имеющий судимости» и ещё ряд требований каждое из которых сужает список тех людей кому это разрешено. Или закрепленное в Конституции России требование того что призыву подлежат только мужчины – это можно рассматривать, и как ограничение для мужчин, и как ограничение для женщин Или же то что членом Совета федерации может быть только региональный или местный депутат.

Возможности - это то что не является правом, не является безусловно необходимым, не нацелено на вопросы снижения социального неравенства, но позволяет группам граждан извлекать выгоду. Примеры возможностей: гранты одарённым детям, гранты молодым учёным, субсидии предпринимателям, конкурсы в разных формах и так далее. В основном, возможность – это поощрение к деятельности.

Итого, в системе может быть собрана вся эта информация которой может быть очень и очень немало. Я думаю что у нас одних только социальных групп наберётся под сотню, тысячи законов и других документов в которых они институционно прописаны и многое другое.

И вот для такой базы можно ввести похожие и другие интерфейсы.

Например, анкету. Человек заполняет о себе не очень сложную форму от 10 до 20 пунктов и получает список его льгот, привилегий, ограничений и возможностей.

Можно делать импровизированный таймлайн по профессиям. Можно сравнивать права и возможности групп.

Можно сфокусированно и детально раскрыть некоторые проблемы – эйджизм, гендерное неравенство, необоснованные привилегии и льготы.

Можно оценивать каждый из случаев с точки зрения расходов государства на поддержание.

Можно организовывать медиа-активность вокруг каждого из понятий. Обсуждать, предлагать высказывать свои идеи и предложения по изменению.

Можно очень многое, главное вначале систематизировать. А у меня есть такое подозрение что для многих эта систематизация выразится во многих неприятных открытиях что «источником несправедливости» в нашем обществе являемся мы сами. Для многих привилегии властных сословий являются раздражителем, но, при этом, дискриминация наркоманов, бывших заключённых, инвалидов, гастрабайтеров, геев – это норма.

 

 

 

 

 

 

 

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.

This Blog

Archives

Syndication