Ноябрь 2011 - Posts

Материалы, события и комментарии и события
30 ноября 11 02:23

6 декабря я буду рассказывать про открытые данные в Петербурге на семинаре TBD2. Вот тут подробнее http://iuni.ru/articles/article/?articleId=1058, а зарегистрироваться можно здесь - http://tbd2.ru/

---

В Частном Корреспонденте опубликовали мою статью про gorod.mos.ru под названием Город "в воздухе"- http://www.chaskor.ru/article/gorod_v_vozduhe_25892 читайте, ругайте. Писал я её на скорую руку и в более доступной форме чем я обычно говорю про такие проекты, но всё что там написано соответствует тому что я думаю про этот проект. Он недоделан, но его вполне можно улучшить/исправить

---

Онлайн запись того что я говорил Первому каналу - http://www.1tv.ru/news/social/192075 можете сравнить с тем о чём я писал ранее и что в репортаж не вошло.

---

Мои комментарии Московским новостям по поводу закупки инновационной продукции http://mn.ru/business/20111129/307949577.html.

---

Про политику. Если коротко - все зарегистрированные партии одинаково отвратны. Была бы зарегистрирована ППР, голосовал бы за них, но нет, увы их нет. Так что ничего говорить не буду кроме.

1. Думайте в длинную. Не слушайте людей пик активности которых пришёлся на последние 2-3 месяца.

2. Посоветую архивировать все агитационные материалы и онлайн проекты политических партий. Они ещё не раз пригодятся. В то время как есть шанс что сразу после 4-го числа они начнут исчезать из сети.

---

Из интересного. Виталий Власов в Петербурге на встрече с блоггерами задал вопрос гр-ну Полтавченко по поводу открытых данных вот тут на 50-й минуте - http://topspb.tv/programs/p68/video/v2008/, а тот и не понял что это такое.

---

А в Москве продолжают говорить о том что данные будут доступны в машиночитаемом виде - http://tasstelecom.ru/articles/one/3260 так что Полтавченко можно и нужно стыдить.

Не вошедшее в интервью телеканалам
28 ноября 11 12:08

Поскольку в четверг и в воскресение выходили новостные передачи где, в частности, фигурировал и я, равно как и то после встречи Медведева с правоохранителями и представителями гр. общества мне задают вопросы что да как, я расскажу то о чём я говорил в интервью телеканалам, но это не пошло в эфир.

Тезисами, конечно:

1. Я говорил о том что "борьбой с коррупцией" я не занимаюсь. Я занимаюсь вопросами открытости государства и "борьба с коррупцией" это лишь одно из следствий этой открытости, не единственное следствие заметим.

2. Я рассказывал про все проекты которыми я занимался и занимаюсь:OpenGovData.ruРосГосЗатратыApps4RussiaОфициально и остальные. В эфир попало только то что попало.

3. Разумеется я не высказывал и не высказываю поддержки каким-либо политическим инициативам и партиям, за исключением Пиратской Партии, конечно, и то потому как это не партия в общепринятом смысле слова.

4. Да, я считаю что в России уровень прозрачности государства очень высокий, однако он же и несистематизированный. Как следствие прозрачность у нас "неквалифицированная" и "случайная". Нет общей базы, фундамента, института её обеспечивающего.

5. Да, я безусловно считаю уровень раскрытия информации по госзакупкам в России крайне высоким. Неожиданно высоким. Прозрачность государства в этой сфере выше прозрачности во множестве других

6. К "Большому правительству" в текущей его форме я отношусь сдержанно критически. Я считаю единственно верными формулировками "открытое правительство" и "открытое государство". И те инициативы что я озвучивал на встрече с Медведевым: гражданский контроль за госрасходами, декларациями  и публичная антикоррупционная экспертиза законопроектов.  Равно как и присоединение к аналогичной международной инициативе

7. И главное. То что я озвучивал телевионным группам. Мне лично хотя и важно поддержит ли Медведев или иные государственные чиновники инициативы по открытости, однако я совершенно точно знаю что даже если не поддержат - открытость будет обеспечиваться и без них.

8. Да, я безусловно уверен что в современном обществе ИТ-шники начинают заменять правозащитников. Потому как если правозащитники способны работать лишь с единичными случаями, то квалифицированные ИТ команды способны выявлять многочисленные массовые нарушения. Опыт Clearspending от Sunlight Labs - яркое тому подтверждение.

---

Открытые данные по блогу Президента
26 ноября 11 02:22

Если ты не интересуешься открытыми данными, открытые данные начнут интересоваться тобой (c)

Как многие знают я сравнительно давно занимаюсь сохранением архивных копий "умирающих" госсайтов, а то есть сайтов закрытых госструктур, непродолжающихся проектов и тому подобного. Вот тут эти архивы выложены на OpenGovData.ru - http://www.opengovdata.ru/archive/

Обычно я сохраняю сайты если анонсируется что ведомство расформировывают, но иногда и заранее готовясь к неизбежному. И вот меня давно тревожила мысль что с марта месяца сайт(-ы) Президента обретут совсем другую форму и, хорошо бы, их засейвить, а то ведь сами чиновники никогда на это не сподобятся.

Так что я думал над тем как лучше это сделать. И, для начала, решил начать архивировать самые небольшие проекты. В частности, это блог Президента - http://blog.kremlin.ru/ Однако он не совсем "просто сайт". Это же не CMS'ка со страничками, там вполне всё структурировано по объектам. Так что я решил совместить идею архивации госсайтов и открытые данные и преобразовать текущую публичную часть блога президента в открытые данные, а то есть, набор таблиц.

Что и было сделано. Все данные были собраны в таблицы в MongoDB. В них ничего не удалялось, однако, кое-что было добавлено. Поскольку информация о пользователях в блоге публикуется в крайне куцом объеме - только ФИО/ник и регион, то я решил что надо добавить для анализа хотя бы гендерную информацию. Благо у меня есть специальный алгоритм который умеет определять все формы написания имени/ФИО, разбирать его и определять пол. Что и было сделано, к информации о пользователях гендерная информация есть для примерно 20 тысяч пользователей, у остальных, к сожалению, ники пол по которым определить, либо невозможно, либо требует множества ручных усилий.

Итак, вот тут есть архивы дампов:

medblog_csv.7z  (1.7 МВ архив, 22 MB после распаковки) -в формате CSV, не включает полных текстов комментариев

medblog_mongodb.7z (49 MB архив, 491 MB после распаковки) - в формате BSON, дампа для MongoDB.

medblog_json.7z (48 MB архив, 504 MB после распаковки) - в формате JSON для импорта в MongoDB или аналогичные базы

Описание данных

В каждом архив данные следующих таблиц:

- posts - посты в блоге

- themes - темы в блоге

- users - пользователи (оставившие хотя бы 1 комментарий)

- regions - регионы пользователей (регион "Неизвестно" относится к пользователям его не указавшим)

- comments - все комментарии пользователей к постам и темам

- stats - статистика. Автоматически построенная статистика на основе данных о постах и комментариях

Практически все поля самоочевидны, их названия отражают их содержание. Однако если будут вопросы я готов на них ответить.

Как работать с этими данными?

Способов несколько.

Способ простой. Если Вы не хотите разбираться в текстах комментариев, но Вам бы хотелось поразбираться с цифрами, то проще всего взять архив с CSV и позагружать данные оттуда в Excel. Проблема будет только с комментариями поскольку их более 140 тысяч, а Excel поддерживает только чуть более 65 тысяч строк. Ну да комментарии можно разделить на 3-4 куска.

Способ чуть более сложный. Если Вы умеете работать с SQL вы можете загрузить CSV данные в SQL таблицы и подумать что можно с ними сделать.

Способ ещё более сложный. Если Вы знаете или хотите узнать как работать с MongoDB. Вы можете скачать эту базу тут - http://www.mongodb.org/downloads и GUI к ней тут - http://www.mongovue.com/. После подключения базы можно делать из неё сложные выборки, экспортировать в Excel, JSON, CSV и прочее и тому подобное

И наконец, способ для программистов. Загрузить данные в любую любимую базу и с помощью скриптов можно делать с данными что угодно - извлекать ключевые слова, строить графики, индексировать тексты и т.д.

Что можно из них сделать?

Конечно же графики. В первую очередь графики активности по пользователям, комментариям и тому подобному. По распределению регионов, по полу, по темам, по конкретным постам. Можно наложить региональную активность на карты, можно сделать графики на Flash'е. Можно обработать текст комментариев и выявить частоты упоминаемости тех или иных событий, понятий, персон и так далее. Очень многое.

Интересные факты

И, наконец, некоторые любопытные факты.

- на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится 30% всех зарегистрированных пользователей

- женщины составляют лишь 28% от всех пользователей сайта, и они оставляют лишь 20% всех комментариев

- среднее число комментариев оставленных женщинами составляет 3.21, мужчинами 4.78. Итого женщины в 1.5 раза пассивнее мужчин.

---

Как резюме у меня на конец февраля стоит зарубка сделать копии сайтов президента и премьер-министра, а также всех тех ведомств что не переживут 4 декабря 2011 года и март 2012 года.

Портал по открытым данным UNDP (Программы развития ООН)
24 ноября 11 10:34

UNDP (офис Программы развития ООН) запустили недавно портал по открытым данным http://data.undp.org/ портал пока сравнительно невелик, однако там уже есть данные о международной поддержке других стран и проектах UNDP по всему миру. В том числе по стандарту раскрытия IATI - http://data.undp.org/dataset/UNDP-IATI-Data-2010-Expenditures-/f63q-4jaq

Это уже третий портал структур ООН сфокусированный на открытых данных. Наряду с проектом по статистике UNData http://data.un.org/ и открытыми данными Всемирного Банка http://data.worldbank.org/ плюс множество тематических проектов также предоставляющих открытые данные.

Что сказать - это круто. Российские международные структуры ничего не раскрывают по IATI, а вот мировые всё более и более.

События одного дня
24 ноября 11 01:56

Сегодня у меня был долгий и довольно напряжённый день поскольку на него одновременно выпало два мероприятия. Очень важное и просто важное.

Очень важное - это церемония итогов Apps4Russia. Очень поскольку конкурс - это наше совместное детище всех организаторов, проходил он долго и проекты выиграли достойные.

А просто важное - это встреча Дмитрия Медведева с руководством и сотрудниками следственных органов куда также позвали представителей гражданского общества включая меня. Это мероприятие на меня свалилось неожиданно всего за пару дней до самого мероприятия. Вариантов было всего два - отказываться от участия сославшись, например, на мероприятие по Apps4Russia или идти. Отказаться означало что дальнейшая моя критика развития открытости в государстве далее бы упиралась в аргумент "у Вас была возможность высказаться, а вы отказались, теперь сами виноваты".  Решающим для меня было то что мне подтвердили что мероприятие неполитическое. При этом я организаторов честно предупредил что то чем я занимаюсь это, всё таки, не борьба с коррупцией как таковая, а проекты в области открытого государства. Которые могут быть и антикоррупционными тоже, но это не самоцель. Во всяком случае для меня лично.

По цензуре. Собственно мне предупредили лишь о том что есть ограничение по времени - не более 2-3 минут на выступление и по структуре обращения. Вначале представится и сфокусироваться на конкретных предложениях. Такие предложения у меня были и я их успел высказать.

По самому мероприятию. Его полная стенограмма есть тут http://kremlin.ru/news/13636 и на НТВ вышел сюжет где была пара моих слов http://www.ntv.ru/novosti/245953/

По формату. Большую часть время там говорили следователи, прокуроры и представители следственного комитета. В основном о своём, не всё лично мне понятном ибо они там углублялись в нюансы и проблемы своей работы. Всё это, впрочем, есть в стенограмме. Выступал Яков Ильич Якобсон про недоверие граждан к государству, плюс выступали журналисты и общественные деятели.

К сожалению, в виду дефицита времени, и Медведеву я говорил не растекаясь мыслями, а предлагая создавать экосистему гражданских проектов и включать их в открытое правительство. Это также есть в стенограмме. Как и список проектов.

Оговорка номер раз. Те кто читает мой блог давно наверняка вспомнят что к самому "большому правительству" я отношусь довольно критически и именно по этой причине озвучивал именно те предложения которые могли бы придать ему более осмысленный вид чем то что имеется сейчас. Я надеюсь также что руководство страны и само придёт к мысли что "открытое правительство" - куда как более правильная формулировка в отличии от "большого правительства". 

Оговорка номер два. То что такие проекты должно или может делать государства не заменяет и не отменяет проекты создаваемые гражданами. Скорее наоборот, такие инициативы могут взаимодополнятся. Также как проект Clearspending от Sunlight Labs дополняет госпроект USASpending.gov и тому подобные примеры. 

Ну а в конце мероприятия было награждение прокуроров и следователей медалями.

Из наблюдений:

- правоохранители слегка косноязычны. У меня осталось ощущение что публичные выступления не их сильная сторона

- никто из правоохранителей не пользовался iPad'ами. Из остальных пользовались ими единицы. Я не пользуюсь планшетами вообще.

- я там был единственным человеком в зелёной рубашке.

Как резюме. Моя цель была та же что и во всех других выступлениях. Вложить в головы людей ключевые понятия: "открытые данные", "открытое государство", "экосистема гражданских проектов" и так далее. Нельзя сказать что она полностью достигнута пока не видно результатов, но шаги предприняты и ключевые понятия озвучены.

Теперь если что-то не сдвинется с мёртвой точки можно обвинять не только наших правителей, но и меня за неспособность донести актуальности открытости государства. А вот если сдвинется, то и я значит делаю не напрасно, то что я делаю. В любом случае - создавать общественные проекты мы будем вне зависимости от того проявят наши госорганы инициативу или нет.

---

Вторая часть дня у меня была посвящена подведению итогов конкурса Apps4Russia и награждению победителей.

Я чуть-чуть было не опоздал. Точнее я всё таки опоздал, но не я один,  и ряд членов жюри. Однако мы успели и хотя и не в таком широком кругу как хотелось, вручили призы победителям. Я ещё раз поздравлю проекты базы мониторинга по пожарам от Гислаб, проект DataPult и проект "Аэрофотосъёмка второй мировой войны".

Подробнее о результатах написали Полит.ру - http://polit.ru/article/2011/11/23/apps_itog/

Посовещавшись, организаторы решили отметить ещё одного участника - Павла Ляшкова с проектами "Открытые регионы и муниципалитеты" и "Индикаторы здравоохранения города Москвы". Хотя каждый из проектов не смог занять призовые места, но в совокупности усилия Павла произвели на многих членов жюри сильное впечатление. Поэтому Павлу мы передадим спец. приз от жюри и ему отдельное спасибо за проявленные усилия.

Конечно что же Apps4Russia этим не заканчивается, а начинается. И мы уже планируем инициировать новые конкурсы и номинации, на сей раз чётко сфокусированные на решение конкретных проблем.

Transparency International Russia про законопроекты о госзакупках
21 ноября 11 05:00
Transparency International Russia опубликовали доклад со сравнением ФКС и законопроекта от ФАС по изменению законодательства о госзакупках. Я не могу сказать что я этим докладом согласен, но, как одну из точек зрения, на происходящее могу порекомендовать его прочитать. Найти его можно на сайте TI - http://www.transparency.org.ru/index.asp.
Полторы тысячи испорченных деклараций
21 ноября 11 03:58

Письмо ФНС РФ от 03.11.2011 N ПА-4-6/18411@ "По вопросам организации работы при использовании портала госуслуг, а также при межведомственном взаимодействии в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"

...
В настоящее время после проведения совместной с Минкомсвязи России доработки и тестирования упомянутого сервиса ПГУ его работоспособность восстановлена.
Однако за истекший период с ПГУ было направлено более полутора тысячналоговых деклараций, которые не могут быть восстановлены ввиду отсутствия у ПГУ функции хранения электронных документов в первоначальном виде.
В рассматриваемом случае, а также при возникновении аналогичных ситуаций, при предъявлении налогоплательщиком уникального номера ПГУ территориальный налоговый орган обязан принять в приоритетном порядке налоговую декларацию, оформленную в виде бумажного документа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, проставить на ней отметку "ранее представлена через Портал государственных услуг" и ввести ее в ПО "АИС Налог".
...
Как говорится, комментарии излишни.
Ссылки по открытым данным на 17.11.2011
17 ноября 11 09:16
Баркемп в Петербурге по новым медиа
17 ноября 11 07:53

В суматохе последних дней я совсем запамятовал об этом написать. Завтра и послезавтра (18-19 ноября) в Петербурге пройдёт баркемп "Новые медиа и проблемы развития гражданского общества"

Вот подробнее:

18-19 ноября 2011 года в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Новые медиа и проблемы развития гражданского общества». Для участия в ней приглашаются социально-ангажированные блогеры, пользователи социальных сетей, IT-специалисты, сотрудники, эксперты и активисты неправительственных организаций, университетские исследователи интернет-активизма.

Участники обсудят то, как мир онлайн-коммуникаций влияет на социальные перемены, поделятся опытом персональных и групповых действий при помощи новых медиа, сообща проанализируют примеры социально-значимых веб-проектов, акций и кампаний на Северо-Западе России (и не только).

А ещё подробнее тут - http://www.yhrm.org/advertisments/barkemp_novye_media_i_problemy_razvitiya_grazhdanskogo_obshcdhestva

Я буду выступать в субботу в первой половине дня. И говорить, как уж водится, про открытые данные, открытое государство и гражданские проекты на их основе.

Про инвестпроекты на территории Москвы
17 ноября 11 06:27

Отсюда http://mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=20480

...

С.Собянин также поручил Контрольному комитету города Москвы создать специальныйинтернет-портал и разместить на нем подробную информацию об инвестпроектах, реализуемых на территории города. «Несмотря на значимость этих проектов, информированность населения о том, что мы делаем, на мой взгляд, недостаточная. Граждане даже близлежащих домов, где предполагалась реализация инвестконтрактов, зачастую не знают, строительство каких объектов планировалось в их районе. Не знают они и том, что решения о прекращении уплотнительной застройки уже приняты», — подчеркнул Мэр Москвы.

...

Очень надеюсь что городские власти, также, начнут публиковать информацию об инвестпроектах в машиночитаемой форме.

О гражданской активности и содержательной критике
17 ноября 11 03:33

К вопросу о критике и критике власти в частности. Я, пожалуй, дозрел чтобы написать об этом подробнее. К тому же сейчас, поскольку идут массовые предвыборные мероприятия, это ещё актуальнее.

Лично я себе, какое-то время назад задавал вопрос - зачем и как критиковать кого бы то ни было, с какими целями и есть ли в этом хоть какой-либо смысл? Задумывался я об этом ровно по той причине, что, вообще-то лично я придерживаюсь того жизненного принципа что если что-то работает неправильно - сделай лучше.

И применительно к государству эта логика равносправедлива. Если государство неспособно сделать что-либо хорошо, надо делать это самим. Особенно если то что ты делаешь безусловно полезно и важно. 

Граждане и сами могут самоорганизовываться для раздельного сбора мусора, создавать гражданские проекты, ставить велопарковки, улучшать окружающую среду и делать многое другое. Успешный пример негосударственной активности - это лучший мотиватор для чиновников делать что-либо по настоящему правильное. 

Однако критика. Лично я совершенно точно знаю что живи я не в России, а любой стране я бы критиковал действующие власти в не меньшей степени. Дистанция между людьми принимающими решения и всеми остальными, как правило, столь заметна что действия политиков никогда не бывают однозначно положительными для всех. 

И я лично могу немало недобрых слов сказать о политиках в развитых странах. При том что я могу допустить что уровень благоглупости у некоторых из их инициатив чуть меньше чем у наших российских, однако я ни на секунду не сомневаюсь что занимайся я открытыми данными там, нашлось бы немало тем в которых можно указать пальцем на несостоятельность государственных решений.

Иначе говоря - важно разделение критики политической и содержательной. Политическая критика, почти всегда, алармистская и очень редко содержит какие-либо вопросы среднесрочного или долгосрочного развития.

Содержательная критика, пусть даже самая острая, нацелена на изменение! Она сродни тому о чём я написал выше о принципе того что надо делать что-либо самим.

При этом усилия вроде "полайкать", "кинуть немного денежек" и тому подобное - это ещё не делать самим. Это почти всегда ерундовая онлайновая активность. Делать самим - это означает изучение, просвещение и изменение.

1. Вначале изучить проблему - изучение

2. Потом суметь донести её в понятной для окружающих форме и в виде содержательной критики - просвещение

3. Совокупность усилий по её решению - изменение.

Вам не нравятся грязные подъезды и их обклеенные двери, граффити на стенах, разбитые окна? Что мешает самоорганизоваться и не только не допускать этого у себя в доме, но и организовать конкурсы по их изменению?

Вы считаете что городская инфраструктура гибнет и выглядит ужасно? Что мешает сделать проект где разметить те объекты что нуждаются в творческих руках, что мешает приложить усилия к изменению, что мешает узнать как это делается в других странах?

Вы считаете что государственные сайты сделаны отвратительно? Что мешает самостоятельно разрабатывать стандарты качества и активно их продвигать среди граждан и чиновников?

И о таком можно говорить очень и очень много. И ненужно списывать всё на чиновников. Они не могут вести. Они крайне ограничены в творческом мышлении. Они всегда действуют рефлективно на гражданские активности. Всегда. 

Так что мешает делать вообще что бы то ни было? 

Поэтому вопрос  не в том критиковать или не критиковать, а в том в действовать ли самостоятельно, а критиковать под эти действия. Изучать, просвещать и изменять. И не стоит думать что за нас это смогут сделать политики или чиновники. Это можем делать только мы сами.

Правильное обеспечение госконтракта (про ГЛОНАСС)
16 ноября 11 01:21

Министерство внутренних дел нашей с Вами Республики и Федерации (с) совсем недавно решилось на электронный аукцион на поставку ГЛОНАСС по всей стране. Аукцион немаленький, на 337 миллионов рублей - вот тут подробности http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2097717

Однако самое интересное там не сумма, самое интересное там это условия участия. Они сформулированы в документе 1681-2011АЭ ДОАЭ ГЛОНАСС 327 320 000,00.pdf, а более конкретно в информационной карте на 13-й странице.

81% (!)  от начальной суммы(!) на обеспечение исполнения контракта!

Те кто когда-либо участвовал в госзакупках думаю что хорошо понимают что это означает.

Ну и не могу не отметить мастерскую работу сотрудников МВД над ограниченим доступа к документам. Вся документация не просто в PDF'ах, но и с установками безопасности так чтобы с документа нельзя было бы скопировать текст или распечатать.

 Какие, всё-таки хорошие, смелые, чистосердечные, непуганные контролёрами люди там работают.

Конституция. Республика. Федерация
15 ноября 11 09:10

К вопросу о гражданских проектах, в порыве недоброго настроения предложу Вам ещё подумать над ещё одним проектом. Краудсорсинговым. Актуальным. А может быть и необходимым.

Конституция нашей с Вами Республики и Федерации (c) документ хотя и не неизменный и с некоторыми искажениями, но всё таки правилоустанавливающий. Несколько раз она менялась, а также принимались многочисленные законы которые ей противоречили.

Предлагаю Вам подумать над следующей темой. Сделать визуализацию статей Конституции и представить её в нескольких срезах:

1. Постатейное представление с возможностью обсуждения

2. В виде таймлайна с возможностью просмотра как и каким образом конституция менялась

3. В разрезе законов противоречащих конституции. Например, я считаю что законы о госзакупках противоречат первому пункту первой статьи. И таких законов немало. К каждому при добавлении нужен комментарий добавившего, комментарии других граждан, возможность голосовать за/против и так далее.

Почтовая статистика
15 ноября 11 08:56

Сегодня нашёл американское исследование 2007 года от GNODC на тему повторного заселения Нового Орлеана после наводнения. Они взяли почтовую статистику USPS и наложили на карту районов привязанных к почтовым отделениям. Весьма показательно и нашим социологам-исследователям на заметку - https://gnocdc.s3.amazonaws.com/reports/GNOCDC_research_note_May07.pdf

Одна лишь сложность. В США эта статистика доступна и продаётся за разумные деньги, в России же "Почта России" не раскрывает такой статистики, хотя бы ло бы очень интересно.

Из неё мы узнали бы немало интересного о нашей с Вами Республике и Федерации (c).

Правильное обоснование цены
15 ноября 11 04:46

Вот отсюда - http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2024062 37 страница  документа Изменения № 0173100007711000891 в ред. № 2 от 14.11.2011

---

Приложение 2 к «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ КОНКУРСА»

Обоснование начальной (максимальной цены) государственного контракта на оказание услуг по созданию единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России

п/п

Наименование услуг

Начальная (максимальная) цена контракта, руб.

1

Создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России

248 000 000 

В соответствии со ст. 19.1 Закона №94-ФЗ Государственным заказчиком были проанализированы объявленные конкурсы на оказание аналогичных по объему/содержанию услуг:

- Открытый конкурс от 28.10.2011 г. № 0173100003011000035 на выполнение работ (оказание услуг) по созданию информационной системы размещения информации о государственном (муниципальном) учреждении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Начальная (максимальная) цена контракта – 200 000 000 руб.

- Открытый конкурс от 31.01.2011 г. № 0173100004511000037 на выполнение работ по созданию общедоступного банка документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (третий этап)». Начальная (максимальная) цена контракта – 400 000 000 руб.

- Открытый конкурс от 02.08.2011 г. № 0173100003711000425 на оказание услуг по разработке информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса. Начальная (максимальная) цена контракта – 210 000 000 руб.

Таким образом, средняя цена услуг составила  270 000 000 руб.

---

Как приятно что многие чиновники теперь систематизируют информацию по ценам за нас, теперь легче составить список проектов самых дорогих государственных сайтов.

Ну и сам этот конкурс, как бы помягче, не к месту.

Инструменты для открытых данных
13 ноября 11 05:40

Можно ли сделать проект по открытым данным за один день? Можно. Я сделал за 4 часа. Сделал специально самостоятельно, при том что я программирую не так уж часто в последнее время. Но это демонстрация того что это может сделать каждый.

Итак, маленький, но полезный проект - инструменты для открытых данных http://opendatatools.ru, сделан он на основе кода и идеи похожего немецкого проекта. http://opendata-tools.org/. Его автор, помимо того что проект сделал сам, ещё и предоставил код всем желающим, ну я и подумал, а что время то терять?  В общем всё очень просто.

Смысл проекта, по большей части, самоочевиден. Сделать каталог инструментов с помощью которых можно работать с открытыми данными. Эти инструменты я разделил на:

- "Визуализация" - то с помощью чего данные можно красиво показать

- "Данные" - это очень большие каталоги и инструменты по работе с данными.

- "Исходный код" - исходный код различных парсеров, каталогов данных, гражданских проектов, инструментов обработки данных и тому подобного.

- "Карты" - список онлайновых картографических сервисов с помощью которого можно данные показывать на картах

- "Информация" - блоги, сайты, форумы и новостные ресурсы по Open Data.

Всё сознательно сделано очень просто. Буквально по принципу - чем проще, тем лучше.

Почему я не разделом на OpenGovData.ru? По причинам описанным выше. Это фактически такая полезная демонстрация того что можно сделать за 4 часа, а на OpenGovData.ru ссылки на инструменты тоже будут.

А пока если есть что добавить в каталог, присылайте ссылки на инструменты и сайты по открытым данным.

Как и в любом другом проекте что я делаю из этого тоже будут доступно API и дамп каталога, пусть и маленького. И если кто-то захочет сделать каталог в другом интерфейсе - милости прошу.

Открытое Государство своими руками
11 ноября 11 06:34

В прошлый раз мы обсуждали, что может быть открытого - открытое правительство, открытая тюрьма, открытое МЧС, открытые правоохранительные органы и многое другое.

Но что это все вместе? Вместе это - Открытое государство. Вместе это - совокупность даже не проектов, это совокупность усилий. Это совокупность воли, не связанная ни с демократией, ни с капитализмом, ни с социализмом, ни с другими политическими доктринами. Это само по себе доктрина. Доктрина открытости. 

Открытость может быть в рыночных странах - где рынок ее продвигает, и там же она может упираться в коммерческие интересы, например, в отсутствие публично доступных судебных решений в странах с англо-саксонским правом. И закрытость информации о госзакупках, поскольку это отчасти нарушает коммерческие тайны ряда компаний.

Открытость может быть в странах ближе к социалистическим, через насилие государственных институтов над всеми остальными и принуждение к самораскрытию информации, в том числе весьма чувствительной.

Открытость как волевое решение граждан и в формате общественного договора - это пока еще редкость, но это не нечто недостижимое.

Она достигается через появление хотя бы нескольких открытых компонентов. Через то, что открытость в какой-то одной теме может приводиться в других. Через живые и наглядные примеры ее использования.

Добившись открытости в чем-то одном - проще убеждать в другом.

Причем каждый кусочек этой открытости огромен, но объятен. Каждый кусочек требует своих лидеров и евангелистов. Тех, кто будет говорить о них непрерывно. Тех, кто будет заниматься просвещением других. На развитие открытого исходного кода ушли годы, если ни десятилетия, было сломано и ломается множество копий, но и знают о нем если не все, то многие. Открытость государственных бюджетов развивается уже много лет и то, что мы сейчас воспринимаем как норму у нас в стране, в других все еще отсутствует как явление. Доступность законов, доступность иной информации - все это маленькие кусочки.

Но надо понимать, что 90% усилий чиновников идут в ответ на запросы граждан. Запросы не отдельными письмами, а непрерывным социальным давлением. Непрерывные вопросы: когда эта информация будет доступна?

Не одного человека, а тысяч. Не однократно, а непрерывно - на каждой встрече, каждой пресс-конференции, каждом круглом столе. Задавать вопросы о том, почему эта информация недоступна, когда она будет доступна, а также требовать разъяснений, как это сделать. Не надо сводить правильные термины к неправильным, но понятным. Необходимо, чтобы правильные термины стали понятными.

Разумеется, не все происходит сразу. И всегда есть компромиссы. Если мы не можем сразу добиться раскрытия всей правоохранительной статистики и многих государственных реестров, то мы можем добиться вначале публичного обсуждения _почему она недоступна_.  Первый шаг, но не последний. Но компромисс - это всегда промежуточное решение, в котором кто-то выигрывает чуть больше, а кто-то чуть меньше. И чтобы выигрывать "чуть больше", необходимо знание того, как эти компромиссы используются, как это устроено в других странах, зачем это вообще нужно. Конструктивная убежденность. И просвещение тех, кто ей не обладает.

Если для решения проблемы существует множество ограничений - значит проблемой и являются эти ограничения. Значит каждое из них требует индивидуального подхода. Значит необходимо решать их.

Открытое государство не создаст никто, кроме нас. Своими руками.

http://polit.ru/article/2011/11/11/open_hands/

Открыт[ая/ое/ый] [добавь своё словосочетание]
10 ноября 11 04:39

Друзья предлагаю не поленится и интенсивно поштурмить на тему - "Открытое [что?]"

Вот мой список:

Открытое правительство - открытые данные, обсуждение законопроектов, декларации чиновников, данные по всем правительственным структурам

Открытая Дума - открытые данные, обсуждение законопроектов, декларации депутатов, данные по комитетам и комиссиям, данные по депутатам

Открытый Кремль - открытые данные, обсуждение законопроектов и других нормативных документов, публичные петиции, краудсорсинг идей

Открытая Счетная Палата - открытые данные, публичные рассмотрения, раскрытие "длинного хвоста" (от проверки до посадок), краудсорсинг при проверках (поиск свидетелей и материалов)

Открытая Полиция - открытые данные, все участковые, все отделения, детальная статистика преступлений, обязательная обратная связь, машиночитаемое раскрытие информации о резонансных делах, раскрытие "длинного хвоста" по ключевым преступникам, публичное рассмотрение дел над собственными сотрудниками.

Что дальше?

Открытая судебная система - ?

Открытый нотариат - ?

Открытая таможня - ?

Открытое МЧС - ?

Открытое здравоохранение - ?

Открытое образование - ?

Открытая наука - ?

----

Что добавим? Как распишем?

Открытая полиция
10 ноября 11 10:18

В связи с днём сотрудников прав. органов самое оно время написать манифест по тому каким должно быть раскрытие данных полицией и как устроена открытость этой структур. Хотя бы отчасти.

1. Должна публиковаться статистика преступления с детализацией до вида преступления, отделения полиции и месяца. С задержкой публикации не более чем в 30 дней, а то есть статистику за сентябрь, должны публиковать, максимум, в начале ноября и с разбивкой по видам преступлений. Статистика должна быть доступна в машиночитаемом виде и никаком ином. Любые публикации статистических данных в виде презентаций, графиков, сканов документов или сверагрегированной информации необходимо трактовать исключительно как усилия по её сокрытию. Графики мы построим сами, на карту мы также наложим сами, нам нужны только данные и ничего кроме данных.

2. Через некоторое время раскрытие информации должно быть ещё более детализированным и включать обезличенное раскрытие информации по каждому преступлению. Вместо точной даты указание до дня, вместо точных геокоординат с детализацией до улиц, если о каких-либо преступлениях данные не раскрываются как "социально небезопасные" то должна раскрываться статистика по общему числу неопубликованных преступлений.

3. Должны публиковаться доходы руководителей не декларацией, а по ведомости сколько они получили за месяц/квартал/год и существенные расходы за год. Любая жалоба гражданина на несоответствие доходов полицейского расходам должна приводить к внутренним проверкам и отстранению полицейского от службы. Никаких штрафов - только отстранение.

4. По резонансным преступлениям и преступникам должна быть полная общедоступная и машиночитаемая история. С начала дела, со всеми документами и до приговора. А также был ли преступник освобождён по УДО, когда ближайшее время рассмотрения заявления на УДО и другая информация.

5. Данные полиции должны быть открытыми. По участковым, по контактам отделений, по всем нормативным документам, по бюджету и контрактам. Данные должны быть машиночитаемыми и пригодными для последующей самостоятельной аналитики любым желающим.

6. Все нормативные документы должны проходить публичную экспертизу. Публичность подразумевает не только возможность отправки замечаний на документ, но и публичность этих замечаний, публичность ответов ответственных сотрудников, публичность отчета о всех собранных и применённых замечаниях. Здесь должна использоваться та же практика что и при обсуждении законопроектов у правительства и президента.

7. Должна быть регламентирована непубличная часть деятельности полиции. Если есть какие-либо  непубличные документы у МВД, должны, в обязательном порядке, публиковаться их перечни включая: дату принятия, название документа, обоснование его закрытости. Журналисты должны иметь возможность запрашивать данные документы у МВД. Отсутствие документа в открытом доступе или в публичном перечне закрытых документов должно толковаться как административное правонарушение.

Этот текст можно и нужно всячески распространять, дополнять, обсуждать и развивать.

Будущее реального времени: Human Sensor Networks
09 ноября 11 10:20

Помните я писал ряд технологических предсказаний вот тут (http://ivan.begtin.name/2011/10/07/soclose/) и упоминал реальное время как один из ближних фронтиров.

А тут мне на глаза попалась презентация PSFK http://www.slideshare.net/PSFK/psfk-presents-future-of-realtime с большим количеством примеров. Всячески рекомендую на неё взглянуть, особенно на раздел human sensor networks. Причём всё что там описано - уже есть, вопрос лишь в массовости.

Например, я готов спорить что в течении ближайших 2-х - 3-х лет начнут плодится стартапы на базе человеко-сенсоров. Людям будут выдавать/продавать девайсы которые будут транслировать онлайн температуру, загрязнение, зашумленность, вести видео и аудиозапись и массу другой информации с привязкой к геокоординатам. Какие-то такие сети будут платные с оплатой за сутки ношения (или по числу отправок данных на данной территории), какие-то будут самоорганизующиеся на индикаторах.

Почти на 100% готов поручится что идею с личными видеорегистраторами профинансируют различные структуры поддержки гражданского общества, потому как одно дело когда видеозапись лежит внутри телефона и может быть конфискована, и совсем другое дело когда она транслируется в реальном времени и в сети архивируется.

То же самое с независимым экологическим мониторингом, температурными датчиками (поверх верхней одежды) и мониторингом шума. Кстати, температурные датчики, видеорегистраторы и датчики шума я бы встраивал в головные уборы. Чтобы пришёл на работу/домой и шляпу на подзарядку.

Очень будет популярная тема, поскольку людей готовых вот так "на халяву" расхаживать с такими шапочками будет немало, ибо ничего "не делаешь, а деньги капают". Даже если это будет по $1 в день, готов спорить найдутся тысячи студентов, особенно в Индии и Африке. В Европе, наоборот, это будет на open source принципах.

Много и нудно о госзакупках в тезисах
08 ноября 11 08:39

Я вот уже с неделю думаю о том как бы оформить словами всё, что я думаю про госзакупки и происходящую полемику вокруг 94-ФЗ. Как я ранее упоминал, я не хочу захламлять свой блог этой темой без меры, так что я продолжу ранее начатую практику писать коротко и тезисами с разбивкой по темам.

- Краткосрочная vs. Долгосрочная экономия

- Информация, аналитика и данные

- Обучение и квалификация

- Аукционы и электронные аукционы

- Электронные торговые площадки

- Строительство

- Конституционность

- Законодательное регулирование

- Гражданский контроль

- Информационная открытость

1. Краткосрочная vs. Долгосрочная экономия

1.1. Полемика вокруг  того на что должен быть нацелен госзаказ - на "эффективность" или "экономию" практически полностью завязана на долгосрочное государственное планирование. На государственную политику в очень многих областях.

1.2. Например, вопрос экономии. Экономия может быть краткосрочной или долгосрочной. Бытовой пример краткосрочной экономии - это покупка односезонной пары обуви за малые деньги. Понятно что в следующий сезон придётся покупать другую пару, но вот на текущий момент - это возможность экономии средств.

1.3. Бытовой пример долгосрочной экономии - это осмысленная покупка автомобиля с учётом на только его текущей цены, но оценки стоимости его ремонта и потребления топлива на несколько лет вперёд.

1.4. Разумеется, с точки зрения хотя бы среднесрочных планов важна не краткосрочная, а долгосрочная экономия. С пониманием того не только какие траты будут осуществлены сейчас, но и то какие траты будут в переспективе.

1.5. Текущая экономия при госзаказе в России - это краткосрочная экономия с периодом планирования на один год максимум. Инструменты госзаказа - процедуры используемые госзаказчиками в виде аукционов, непрерывное давление со стороны регулирующих и контролирующих органов приводит к тому что даже эта экономия оказывается нарисованной.

1.6. Главная проблема здесь в установлении начальной максимальной цены [НМЦ] размещения заказа. Поскольку сейчас у государственных структур отсутствуют инструменты мониторинга цен, да и никогда они не создавались [см. раздел 3 "Информация, аналитика и данные"], то и всё ещё отсутствует объективная возможность сравнивать цены на товары, работы и услуги автоматически. Начальная максимальная цена устанавливается волюнтаристски, в пределах лимитов бюджетных средств выделенных государственному заказчику. Завышение НМЦ заказчиком в случае если он заранее знает кто из поставщиков выставит какую цену - это распространённое явление. Это возможность показать "высокую экономию" даже в случае если конечные цены будут выше рыночных.

2. Качество

2.1. В отличии от экономии качество поставляемых товаров, работ или услуг гораздо сложнее измерить. Во многих случаях это требует специального экспертного знания не всегда присутствующего у сотрудников государственного заказчика.

2.2. Покупка медицинских препаратов с многочисленными побочными эффектами, проведение ремонтов школ по минимальной цене, ремонт дорог который держится не более 1 года - всё это примеры закупок с минимальным качеством.

2.3. Качество - это сложноизмеримая категория. Её непросто приводить к понятным цифрам и ей необходимо учить. Поэтому вопрос качества - это, в первую очередь, вопрос обучения, вопрос рекомендаций, методик, непрерывного повышения квалификации тех кто отвечает за размещение заказов и определяет требования к тому что должно быть закуплено.

3. Информация, аналитика и данные

3.1. Почему когда речь заходит о госзакупках все без исключения говорят о закупках только за последние 5 лет, а то есть с момента вступления в силу 94-ФЗ? Неужели ранее закупки не проводились, деньги не тратились, контроль отсутствовал и были лишь анархия и хаос?

3.2. Где публикации в журнале "Конкурсные торги"? Где информация по договорам/контрактам/транзакциям  до 2005 года? Предпринимало ли хоть одно ведомство усилия по систематизации и анализу этих данных?

3.3. При российском маштабе госзакупок, числа учреждений, непрерывных прошедших изменениях в законодательство и попытках эти изменения внести очень плохо обстоит дело с аналитикой по государственным расходам. Фактически, задача по отраслевому анализу и мониторингу закупок по отраслям, годам и отдельным ведомствам никогда не ставилась руководством страны.

3.4. Также не ставилось никогда задачи по мониторингу и анализу госрасходов, конкуренции, конкурентных и неконкурентных секторах экономики и многом другом. При том что, в отличии от других источников информации как раз государственные закупки наиболее просто было бы регулировать законодательно для сбора информации и для последующего анализа.

4. Обучение и квалификация

4.1. Уровень оплаты и мотивации государственных служащих, включая ответственных за размещение заказов весьма невелик. При том что эти люди ведут контракты на десятки миллионов рублей уровень их зарплаты может не превышать пары десятков тысяч рублей, а карьерные возможности весьма ограничены. Это общая проблема квалификации государственных служащих и оттока наиболее квалифицированных в коммерческие структуры работающие на госзаказах.

4.2. Дефицит знаний у добросовестных госзаказчиков зачастую заменяется, либо привлечением друзей/знакомых/экспертов способных сформулировать требования к заказу, либо копированием требований из закупок других структур один в один. Эксперты, зачастую, являются работниками компаний потенциальных участников закупок и предложенные ими рекомендации заточены под их компании.

4.3. С другой стороны нехватка знаний часто используется и недобросовестными госзаказчиками для оправдания некорректных или неоправданным требованиям в конкурсной или аукционной документации.

4.4. Другая сторона дефицита квалификации — это ведение контракта и приёмка результатов работ. Подавляющее число чиновников не учат управлению проектов, использованию различных инструментов планирования проектов, контролю качества и тому подобному.

5. Аукционы и электронные аукционы

5.1. Сами по себе электронные аукционы являются не более чем инструментами. Это лишь одна из процедур размещения государственного заказа и только. Существующая полемика вокруг их "антикоррупционности", построена, во многом на надуманных аргументах и всё том же игнорировании квалификации людей занимающихся размещением государственного заказа.

5.2. Надуманность аргументов заключается в том, что предполагается, что простым критерием цены можно измерить определить что именно и как именно должно быть поставлено. В то время как ценой можно измерять лишь сравнительно простые и измеримые товары.

5.3. На аукционе можно покупать овощи, ящики, спички и многое другое. Но при покупке чего-бы то ни было сложного, в подавляющем числе случаев, государственный заказчик куда хуже поставщиков знает рынок и те условия на которых заказанные товары могут быть поставлены или работы осуществлены.

5.4. Электронные аукционы, ещё совсем недавно объявляемые чуть ли не панацеей от всех болезней госзаказа - это не более чем форма аукциона посредством электронных инструментов.

5.5. Текущая популярность электронных аукционов является результатом целого ряда принудительных государственных мер в виде принятия 93-ФЗ (поправки в 94-ФЗ в которые и ввели существующую практику) и принятия аукционного перечня принуждающего госзаказчиков закупать ряд товаров, работ и услуг на электронных аукционах.

5.6. Главная же особенность электронных аукционов в политике ФАС России, сильном лобби электронных торговых площадок и наличии крупных госбанков за этими площадками.

6. Электронные торговые площадки

6.1. Говоря об электронных торговых площадках необходимо разделить те площадки, что существовали до принятия поправок в 93-ФЗ и те, что остались после его принятия.

6.2. Электронные торговые площадки после 93-ФЗ – это лишь “публичные офисы” банков, которым они принадлежат или с которыми они связаны. Даже скандал с их отбором Правительством был лишь ограниченно публичен и пролил немного света на то как изменилось отношение к электронным аукционом.

6.3. Главное изменение – это то, что поставщики оставляют обеспечение по заявкам на счетах этих площадок (де-факто счетам в банках с которыми площадки связаны). И возможность оборота этих средств и есть ключевая возможность для банков.

6.4. Разумеется, это не имеет никакого отношения к конкуренции. Иначе законодательно было бы четко разграничены площадки и банки и поставщики имели бы выбор в какой банк оставлять средства по обеспечению, а банки конкурировали бы между собой предлагая им наилучшие условия.

6.5. Однако сейчас ситуация ровно обратная и позиция официальных лиц ряда ведомств по защите площадок и их отбору – не выдерживает никакой критики. Равно как и то что приняв 93-ФЗ законодатели и инициировавшие поправки госструктуры "поленились" прописать раскрытие информации о средствах которые поставщики держат на счетах площадок (по факту - банков) и мы, на самом деле, не знаем материальное исчисление их интереса в лоббировании электронных аукционов.

7. Строительство

7.1. Общепринято считается что строительство – это одна из наиболее коррупционных тем в государственном заказе. Вполне возможно, что это так, хотя лично я считаю, что максимум коррупции возникает даже не там, а в тех темах, которые вообще никогда не попадают в СМИ.

7.2. У строительных же работ есть та особенность, что они связаны с созданием материальных объектов существование которых, в большинстве случаев, может проверить каждый. И существует множество способов контроля строительства, в том числе те что не раз применялись ранее.

7.3. В частности это может быть обязательная установка веб-камер и непрерывная трансляция онлайн для всех строительных объектов так чтобы все граждане имели бы возможность мониторить происходящее. Мы помним, как это происходило во время восстановления жилья после лесных пожаров. Государство умеет это делать и делать в короткие сроки. Они могут это делать не однократно, а непрерывно и обязать все строительные компании.

7.4. “Гражданский контроль”  за строительством возможен на всех этапах. Граждане должны иметь возможность фотографировать строящиеся объекты, публиковать эти фотографии, оставлять жалобы и так далее. Более того всё это они могут делать прямо сейчас и причин почему этого не происходит лишь две – пассивность граждан и страх вскрытия нарушений.

7.5. Аукционы на строительство – это форма “симуляции борьбы с коррупцией”. Помимо того что строительные работы нигде в мире не конкурируют только по цене, хотя бы по той причине что квалификация госзаказчиков, почти всегда ниже квалификации подрядчиков и далеко не всегда госзаказчики могут написать правильные требования.

7.6. Контроль за строительством может и должен быть только факту и с акцентом на качество работ и раскрытием контроля результатов. Должна быть предквалификация, должны быть веб-камеры на каждой стройке и с трансляцией онлайн и для всех, должно быть раскрытие приёмки, должна вестись видеозапись приёмки, при приёмке должны присутствовать “гражданские свидетели”, а акты приёмки должны раскрываться для публики. А вот аукционов не должно быть ни в коем случае. Пусть будут конкурсы, но с участием гражданских свидетелей в конкурсных комиссиях.

8. Конституционность

8.1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. (Конституция Российской Федерации. Статья 1. Пункт 1)

8.2. Государственные закупки и их правовое регулирование затрагивают сразу две части определения формы государства в России. Федеративность и республиканскую форму правления.

8.3. Не вдаваясь в детали, федеративность - означает распределение полномочий по уровням власти и, отдельно, у местного самоуправления. Республиканская форма правления обозначает наличие нескольких ветвей власти независимых друг от друга.

8.4. 94-ФЗ за всё время своего существования и ФКС в её текущей редакции противоречат Конституции, и в части федеративности, и в части республиканской формы правления.

8.5. Первое противоречие возникает в наличии федеральной службы, государственного органа федеральной исполнительной ветви власти, уполномоченной выступать в качестве контролёра государственных закупок, в том числе, ветвей власти не относящихся к исполнительной.

8.6. В результате эта исполнительная власть, посредством этой службы, имеет возможность контролировать её хозяйственную деятельность других ветвей власти - судебной, законодательной и не относящейся ни к одной из ветвей Прокуратуры Российской Федерации.

8.7. Второе противоречие возникает в отношениях уровней власти. Определяя федеральную службу как единую структуру по контролю за государственным заказом, тем самым, создается новый инструмент построения "вертикали власти". Региональные власти и местное самоуправление теперь вынуждены "договариваться" с федеральными контролёрами даже в рамках тех полномочий что определены им по Конституции.

8.8. Безусловно, обжалование госзаказов через федеральных контролёров может быть более быстрым, чем через Арбитражные суды, однако и менее регламентированным. Подобную процедуру обжалования можно воспринимать как дополнительный административный барьер и попытку федеральной власти контролировать исполнение полномочий региональных и местных властей.

8.9. Такой подход не опровергается, а сохраняется в Федеральной контрактной системе. По сути, мы имеем не федеральную контрактную систему, а общероссийскую контрактную систему с возможным разграничением полномочий, но разграничением между федеральными структурами исполнительной власти.

8.10. Тем не менее решения по разграничению полномочий учитывая российскую Конституцию есть и их несколько.

8.11. Первый вариант в может быть основан на принципах федерализма и наиболее прост. Федеральная служба по контролю за государственным заказом может имеет право на рассмотрение жалоб только касающихся расходов из федерального бюджета. В регионах учреждаются свои органы по контролю охватывающие закупки регионов и местных самооуправлений. Спорные ситуации обжалуются в арбитражных судах.

8.12. Второй вариант в том чтобы полностью исключить какое-либо обжалование минуя судебную власть. Все жалобы рассматривать через арбитражные или административные суды (после/при создании административных судов). При этом контроль за закупками судебной власти и обжалование из процедур осуществляется через представительную власть в лице Счетной Палаты Российской Федерации.

8.13. Третий вариант заключается в передаче контроля за расходами представительной власти. Все закупки за счет федерального бюджета обжалуются в Счетной Палате Российской Федерации, за счет региональных и муниципальных в контрольно-счетных палатах субъектов. При этом федеральная Счетная Палата осуществляет  выработку общих практик и рекомендаций. Спорные случаи передаются в арбитражные суды.

8.14. Возможны и другие варианты, однако, что необходимо безусловно - это четко озвученная позиция всех глав структур органов власти всех ветвей. Председателей Верховного, Арбитражного и Конституционного суда, явно озвученная позиция представителей Государственной думы, главы Счетной Палаты, главы исполнительной власти.

9. Законодательное регулирование

[недописано]

10. Гражданский контроль

[недописано]

11. Информационная открытость

[недописано]

 ----

В этих тезисах я не дописал ещё 3 раздела, но допишу их по мере наличия времени. Пока, для понимания, должно быть достаточно и написанного.

 

К вопросу о государственном регулировании Интернета
08 ноября 11 07:34
...
Мы с вами обсуждаем вопросы
государственной важности.
Господин Дракон безусловно
непобедим,
хотя злые языки говорят,
что...
А кто у нас отвечает
за злые языки?
- Разрешите?
- Слушаю.
А злые языки говорят, что
господин Дракон потерял голову.
А вы что говорите?
Мы говорим, что Дракон
освободил от военной службы
одну свою голову по состоянию
здоровья,
идя навстречу ее же пожеланиям.
- А злые языки что?
Они говорят оставшиеся две хуже
первой и скоро будут в заднице.
- Откуда же они все это видят?
- Через окна.
А сколько у нас всего
открытых окон?
Все открыты.
Ни в чем меры не знаем.
Ну что же, открытые окна
будем закрывать.
...
Схема контроля по госзакупкам
07 ноября 11 01:13

Вышла публикация в РБК Дэйли с моим комментарием: http://www.rbcdaily.ru/2011/11/07/focus/562949981971188

Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин и вовсе не согласен с предложенной реформой. «Все эти структуры принадлежат исполнительной власти. По Конституции региональные и муниципальные закупки не должны контролироваться федеральными структурами», — говорит он.

Если учесть, что 90% госзакупок осуществляется исполнительной властью, то получается, что «одна рука деньги тратит, а вторая контролирует», утверждает эксперт. По его мнению, может быть несколько вариантов реформы института контролеров от госзаказа — например, отдать право надзора судебным властям. «В вариантах республики это может быть как в США (когда контроль вынесен на уровень Счетной палаты, а до этого обжалование происходит через третейские суды). Это может быть сделано как в Венгрии, где обжалование происходит через независимый негосударственный орган. Либо это может быть сделано на уровне судов (через реформу арбитражных судов с ускоренным судопроизводством или административных судов, которые у нас в Конституции прописаны, но не существуют)», — считает г-н Бегтин.

Что тут скажешь. Респект и уважуха РБК Дэйли. Я давно СМИ говорю про антиконституционность 94-ФЗ и других реформ в госзакупках, но РБК Дэйли первые рискнули такой комментарий опубликовать. Плюс им в карму.

Apps4Russia. Все принятые заявки
03 ноября 11 08:06

Итак, друзья. У нас завершился приём заявок на конкурс Apps4Russia и мы публикуем список всех заявившихся к нам проектов.

Его можно увидеть вот тут http://www.apps4russia.ru/2011/11/03/allsubmissions/ или в виде файла Google Docs тут https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AphaFpvgzsyhdFRJMHNQbXZYQmlaaHVkck1aeWpkOGc&hl=ru#gid=0 мы убрали лишь персональную информацию о заявителях вроде их контактов

Да, каждая из заявок рассматривалась организаторами отдельно. Некоторые мы не приняли поскольку они не были подкреплены ничем кроме описания, часть заявок были с описанием коммерческих сервисов или проектов созданных в рамках коммерческих проектов или на государственные деньги. Многие из таких проектов сделаны весьма качественного, но они явно были не в формате нашего конкурса. Также мы не рассматривали заявки с государственными и муниципальными проектами.

По части заявок мы ранее публиковали краткие обзоры вот тут - http://www.apps4russia.ru/category/заявки/

В ближайшие дни мы приступим к оценке проектов для выбора лучших. А пока я могу сказать что конкурс прошёл весьма результативно и о некоторых проектах я лично вообще ничего ранее не знал.

Цена и выгода открытых данных в Австралии
03 ноября 11 11:29

Австралийский Университет Виктории подготовил исследование по стоимости раскрытия публичной информации и выгоды которую она приносит экономике и обществу вцелом. 

Документ можно прочитать вот здесь http://ands.org.au/resource/houghton-cost-benefit-study.pdf он весьма подробен и со множеством примеров, вроде раскрытия статистических и гидрологических данных.

Оттуда же можно узнать немало интересного. Например, то что данные статистики Австралии были доступны только на платной основе до 2005 года, до 2008 под ограничивающей лицензией и только 3 года под Creative Commons.

Австралийцы также делят использование информации на два направления - коммерческое и общественное, в чём также есть логика. 

Бюджет Москвы в CSV файлах
01 ноября 11 02:26

Помните о том что Бюджет Москвы теперь доступен в XML? На всякий случай напомню что доступен, вот тут - http://budget.mos.ru/gp_xml. В виде XML файла по каждой из госпрограмм города.

Пока я думал и думаю как бы эти данные использовать, Максим Дубинин приложил усилия и превратил XML файлы в CSV файлы. О чём можно прочитать вот тут http://answer-42.livejournal.com/106717.html и вот тут http://answer-42.livejournal.com/107061.html у него в блоге.

Максиму огромное спасибо, лично я считаю что для работы CSV файлы куда удобнее. Просто госструктурам проще публиковать XML поскольку XML более пригоден для версионности и тому подобного, но главное что XML можно превращать в другие форматы, что Максим и сделал.

Сами данные можно скачать вот тут http://m-d.me/data/moscow-open-budget-csv.7z а в блоге Максима есть инфа о том как он их преобразовывал.

Я же предлагаю всем нам вместе подумать как нам красиво представить эту информацию в виде инфографики или специальных проектов.

Ключевые вопросы на которые стоит тут задуматься это:

1. Что можно сделать с этими данными?

2. Какие данные можно было бы к ним добавить и расширить?

3. Какие ещё данные хотелось бы получить от Московского правительства?

Мои идеи пока такие:

1. Преобразовать их в данные для проекта OpenSpending и отправить их туда для визуализации их инструментами

2. Загрузить их в Socrata и порисовать разных графиков

3. Посравнивать различные департаменты города по всяким интересным критериям вроде того сколько они денег тратят

4. Сделать дашборд из индикаторов и календаря госпрограмм по планам их исполнения.

5. Провести анализ текстов работ по программам и сделать что-то вроде поля тэгов где бы отображалось что будет сделано для кого. А может не автоматически, а вручную это сделать.

Поговорим и подумаем о Code4Russia
01 ноября 11 01:34

Пока мы начинаем подводить итоги нашего конкурса Apps4Russia (кстати, много заявок поступило буквально в последний день), тем временем появился новый конкурс в Рунете под названием Code4Russia - http://code4russia.ru/. Конкурс организует, цитирую дословно, «признанный экcперт Алена Попова», которую многие из Вас, хорошо знают и читают.

У меня есть об этом конкурсе некоторое мнение. Однако я не хочу спешить его высказывать. И, вместо этого, я Вам предлагаю обязательно зайти на его сайт, внимательно прочитать там написанное и высказать своё мнение, комментарием тут или у себя в блоге.

Я обязательно о нём напишу ближе к концу недели. А пока буду всем благодарен за вдумчивое его прочтение.


This Blog

Tags

Archives

Syndication