Март 2012 - Posts

О раскрытии деклараций чиновников в странах ОЭСР
30 марта 12 04:19

К вопросу о том как чиновники должны декларировать доходы и/или расходы предлагаю обратиться к опыту в странах которые принято считать развитыми, а то есть к странам ОЭСР, куда кстати еще не так давно наши чиновники пытались включить и Россию, но что-то процесс вступления завис и неизвестно когда к нему вернутся.

Чтобы понять как это устроено у них рекомендую взглянуть на документ обзора стран ОЭСР - Detailed data on Conflict-of-Interest Disclosure from the 2010 OECD Survey on Integrity.

Там представлены два Excel файла. В одном перечень требований по раскрытию для чиновников по их ролям, в другом требования раскрытия по ветвям власти. Кроме стран ОЭСР также приведены требования по раскрытию деклараций в России, Бразилии, Египте и на Украине.

Кроме непосредственно сравнения стран там много интересного и чуть ли не самое интересное - это то как разделены требования по раскрытию и то какие варианты публичности присутствуют.

Начнем с требований по раскрытию, их список следующий:

Assets. Имущество

Liabilities. Обязательства

Income Source. Источники доходов

Income Amount. Объем доходов

Outside Position: Paid. Другая оплачиваемая работа

Outside Position: Non-Paid. Другая неоплачиваемая работа

Gifts. Подарки

Previous Employment. Предыдущее место работы

Каждый из пунктов требует отдельного детального внимания, если кратко то в России публикуется в открытом доступе только информация по имуществу, все де остальное, либо собирается непублично, либо не собирается в принципе. Информация же по предыдущему месту работы обычно публикуется, но обязательной не является, скорее это часть биографий чиновников, как правило, не полных.

Что из всего этого важнее? Лично я считаю что важно все и, быть может, чуть важнее информация о доходах и их источниках поскольку она хорошо сопоставляется с информацией об имуществе.

Другое немаловажное - это то как собираются данные и предоставляются.

Есть следующие практики:

- данные собираются и раскрываются для всех.

- данные собираются и раскрываются по индивидуальным запросам (обычно журналистов).

- данные собираются и не раскрываются вообще, используются только контролирующими органами.

- требований по раскрытию данных нет вообще.

деятельность запрещена, например, если есть явное запрещение занимать какие-либо должности или получать подарки.

В разных странах все практики очень разные.

Например, в Нидерландах, Мексике и Корее требования по раскрытию информации с максимальным опубличиванием - информация раскрывается для широкой публики.

В Чили, Чехии и Египте данные доступны почти все, но только по запросу.

В США чиновники сдают декларации по всем категориям данных, но ничего из них публичным не является.  Похожим образом организовано в Венгрии и Эстонии.

Эти данные, конечно, хорошо бы сопоставить с индексом восприятия коррупции, конкретными публикациями которые приводили бы к кадровым решениям и многое другое.

Кстати, про США в обзоре ОЭСР на самом деле не вполне точно и, например, конгрессмены раскрывают немало информации http://clerk.house.gov/public_disc/, а также есть жесткие требования по раскрытию деклараций избираемыми персонами и раскрытие этой информации в виде баз данных http://www.pdc.wa.gov/

Из всего описанного выше у меня пока нет предложений о том как должно быть организовано публичное раскрытие информации о доходах в России, но если уж что и выносить на публичное обсуждение, то как раз вот подобные требования.

Геополитическая онтология. Продолжение
27 марта 12 09:48

Вернусь к теме о которой я писал в прошлом году - к геополитической онтологии.

Вот уже с полтора года я её собираю по крупинкам, структурирую и думаю что с ней сделать и при этом наблюдаю как устроен мир и структуру международных отношений. Это уже довольно большая база по группировкам стран, межгосударственным организациям и банкам развития, рейтингам, статистическим профилям, культурным и политическим союзам и т.д.

Все началось с простого тезиса в том что группировки стран по группам как это делают Всемирный банк, FAO и ООН - недостаточны. Существует множество принципов по которым страны взаимодействуют и связаны и региональная привязка и экономическое состояние отнюдь не единственные.

Например, технологии имеют большое и даже, подчас, очень большое значение. Начиная с самых древних вроде ширины железнодорожной колеи и продолжая современными стандартами цифрового телевидения, электророзетками и многим другим.

Или, к примеру, общие границы между странами имеют малое значение если при этом у них отсутствует транспортное сообщение или же оно существенно ограничено качеством существующей инфраструктуры. Примеры - это почти все африканские и латиноамериканские страны. В виду географической и этнополитической специфики их инфраструктура, часто их экономика ориентирована не на местную интеграцию, а на США или Китай.

Впрочем я о другом. Наличие базы по группировкам стран, интеграция её с данными их внешнеэкономической деятельности позволяет провести анализ того насколько страны связаны между собой. Причем связаны в понимании того что одновременно и похожи в нескольких направлениях:

- политически

- культурно

- экономически

- военно

- технологически

Всего пять направлений в каждом из которых по десятку индикаторов с отдельным весом каждого. Наполнение индикаторов происходит по следующим критериям:

- весу каждого из межгосударственных объединений и участию стран в них

- наличию общих границ

- вхождение в общие группировки стран: язык, система письменности, ширина железнодорожной колеи и так далее

- доля импорта/экспорта в отношениях стран между собой, или по отдельности импорт и экспорт, или через торговый баланс

- общая транспортная инфраструктура включая каналы связи

Я подозреваю что в итоге получится нечто весьма интересное. Плюс это же позволит рассчитать уровень влияния стран друг на друга рассчитав "баланс влияния".

Пока же некоторые наблюдения и размышления:

- в виду специфики экспансии российской империи и распространения русского языка, у России нет линвистических союзов вроде Hispanidad, PALOP или Франкофонии. Есть только гуманитарный союз МФГС  при СНГ - http://www.mfgs-sng.org/ , с непонятным бюджетом.

- на территории России действуют другие культурные союзы такие как Тюрксой (http://www.turksoy.org/) включающий Турцию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и 6 республик РФ.

- совершенно невозможно найти информацию о финансировании Россией международных организаций в которых она принимает участие. Вернее какие-то общие цифры есть, но расшифровка до конечной организации не наблюдается.  По другим странам, не всем, но многим, такая информация есть.

- интеграция Евросоюза не только в монетарном союзе и даже не всегда в структурах ЕС, есть некое количество структур не являющихся частью ЕС, но интегрирующих входящие страны.

- африканские страны все очень разные. Глядя на их попытки интеграции в виде Африканского союза трудно поверить в то что эта интеграция будет успешной учитывая коллосальные инфраструктурные, культурные и линвистические отличия.

- анализировать геополитику весьма важно и с точки зрения планируемой инфраструктуры. Например, из нефтяных месторождений в Судане планируется строительство нефтепровода через Кению, это может быть одной из ключевых причин почему в Кении так интенсифицировались процессы построения гражданского общества, присутствуют европейские и американские организации, Кения участвует в OGP и множестве других инициатив. Впрочем такое моделирование - это уже другой уровень дзен

- в принципе анализ геополитики с точки зрения присутствия и логистики - более чем разумно. Например, у России весьма сильное присутствие в Арктике из-за наличия двух крупных портов выходящих к Арктическому океану - Мурманска и Архангельска и подготовка к "битве за Арктику" более всего интересна именно с точки зрения инфраструктуры

- инфраструктурная карта крупных портов и иных логистических центров и точек состыковки инфраструктуры - это еще одно направление. Наличие подобных инфраструктурных объектов или потенциальная возможность их быстрого развертывания - это также макроэкономическое преимущество.

    

Системы общественного обсуждения законопроектов и сбора идей
27 марта 12 01:00

Я тут собрал список действующих в России систем обсуждения законопроектов и сбора идей.

СистемаАдресРазработчикСтатус
Открытое правительство.

Система общественной экспертизы законопроектов

zakon.government.ruВикиВотДействует
ВЕЧЕveche.duma.gov.ruIntaroДействует
Общественная экспертиза законопроектов

Российской Федерации (первая версия)

zakon.fom.ruВикиВотНеактивно
Экспертная площадка открытого обсуждения

Концепции развития здравоохранения до 2020 года

zdravo2020.ruМетод.руНеактивно
GosDiscuss. Общероссийский портал

общественного обсуждения

gosdiscuss.ruОпытное Креативное БюроДействует
Дискуссионная площадка Минэкономразвития Россииideas.economy.gov.ruПраво.РуНеактивно
Общественное обсуждение нормативных документов

Республики Башкортостан

i-gazeta.comОбщественная электронная

газета

Действует
Общественное обсуждение законопроектовzakonoproekt2012.ruСмарттелемаксНеактивно
Общественные консультациипо Закону об образовании в РФedu.crowdexpert.ruВикиВотНеактивно
Архангельская область:идеи и решенияpomor.fom.ruВикиВотДействует

У меня есть уверенность что список неполон и что не все системы я тут перечислил. Понятно что хочется упомянуть не только государственные, но и общественные инициативы и коммерческие проекты.

Так что если можете покидать мне ссылки на живые онлайн проекты - буду благодарен.

Сможет ли Россия вступить в Open Government Partnership?
26 марта 12 11:34

Я выступлю в вот уже частой роли "адвоката дьявола" и приведу причины по которым Россия скорее всего не вступит в Open Government Partnership чтобы там не говорили Д. Медведев и гр-н Абызов.

Во первых по той причине что через OGP США проводят многочисленные инициативы по открытости которые, мягко скажем, нынешнему руководству России будут неблизки - это EITI, IATA, Revenew Watch и другие. Эти инициативы требуют прозрачности внешних расходов на гранты, корпоративной прозрачности, вернее, подотчетности и раскрытия информации о нефтегазовых доходах. Учитывая что все заявки стран и их развитие проходят через наблюдательный комитет, то там России если не намекнут, то прямо скажут что в EITI то пора поучаствовать - благо там уже участвуют Казахстан, Монголия и ряд постсоветских стран.

Во вторых по той причине что инициативы OGP лежат в активностях около десятка крупнейших американских НКО таких как Open Society Institute, Global Integrity, Revenue Watch Institute и других, ограниченных в России или, скажем так, не приветствуемых. Они же, кстати, финансируют деятельность OGP как и ряд других международных фондов.

В третьих Евросоюз в целом, Германия и Франция вступать в OGP не спешат, там воспринимают эту инициативу как альянс вокруг США и эта тема скорее избегается публично чем иначе. Учитывая что в России присутствует рост антиамериканских настроений, то и выглядеть это будет странным шагом во внешней политике.

В четвертых Индия отказалась от участия в OGP еще в июле 2011 года, несмотря на то что участвовала на ранних стадиях - причина в необходимости экспертного рассмотрения результатов по плану действий через год после его представления страной. Была такая статья на FreedomInfo

В пятых для участия в OGP необходимы broad public consultations, четко расписанные в требованиях к участию в OGP. Пока же деятельность Открытого правительства в России идет параллельно, а консультации вообще не ведутся.

Попробуйте меня переубедить что это будет не так.

Международные рейтинги и индикаторы
25 марта 12 09:47

Подборка международных рейтингов и индикаторов для осмысления мира и позиции в нем России.

  • Sustainable Governance Indicators 2011 - http://www.sgi-network.org/index.php. Рейтинги устройчивости государственного управления в странах ОЭСР. России в нем нет, однако можно увидеть критерии по которым сравниваются другие страны.
  • The Worldwite Governance Indicators (WGI) Project http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp Проект Всемирного банка с индикаторами состояния государственного управления по всему миру. Можно сравнить рейтинги по странам. К сожалению, там нет прямых ссылок на профили стран, однако выбрав Россию можно увидеть развитие рейтингов со временем. Последние данные за 2010 год и позиции России там очень низкие, более-менее средние показатели только по качеству регулирования.
  • 2012 Index of Economic Freedom (Heritage Foundation) http://www.heritage.org/index/ Россия на 144 месте из 179 между Микронезией и Центрально-африканской республикой. Для большего понимания - это значительно хуже чем у всех стран ОЭСР и хуже чем у всех стран БРИК(С). 
  • Media Sustainability Index (MSI) от IREX http://www.irex.org/project/media-sustainability-index-msi Индекс от IREX при поддержке USAID, что отчасти позволяет предполагать его ангажированность, с другой стороны он же используется экспертами Всемирного Банка как источник для построения собственных рейтингов, так что игнорировать его нельзя
  • Bertelsmann Transformation Index 2012 http://www.bti-project.de/ Индекс от BertelsmannStiftung (тех же кто создавал индекс SGI) Интересный индекс, неамериканского происхождения там же имеет смысл посмотреть профиль России. Там все оценки сопровождаются поясняющим текстом - достаточно коротким чтобы не заснуть и достаточно подробным чтобы включить все необходимое. Рассматривая их оценку как условно-нейтральную у России там позиции и оценки чуть повыше чем в других рейтингах однако все оценки довольно жесткие и главные проблемы - в управлении, а еще точнее в государственном управлении.

Почти все рейтинги, кстати, с открытыми данными - их можно скачать и анализировать локально.

Good Governance
25 марта 12 01:39

Я ранее публиковал выдержки из британского документа - Open Government 1993 года http://ivan.begtin.name/2012/03/21/uk-open-government-july-1993/, а на сей раз будет на ту же тему, но в том что касается общеевропейских отношений.

Пока без моих личных  интерпретаций, как только сжатые выдержки из оригинальных документов.

Базовый документ - European Governance. A White Paper 35 страниц описывающих внутреннюю политику Европейского Союза.

В документе акцент делается на  "Good Governance" - Надлежащее управление, которое основано на следующих принципах:

  • Openness. The Institutions should work in a more open manner. Together with the Member States, they should actively communicate about what the EU does and the decisions it takes. They should use language that is accessible and understandable for the general public. This is of particular importance in order to improve the confidence in complex institutions.
  • Participation. The quality, relevance and effectiveness of EU policies depend on ensuring wide participation throughout the policy chain – from conception to implementation. Improved participation is likely create more confidence in the end result and in the Institutions which deliver policies. Participation crucially depends on central governments following an inclusive approach when developing and implementing EU policies.
  • Accountability. Roles in the legislative and executive processes need to be clearer. Each of the EU Institutions must explain and take responsibility for what it does in Europe. But there is also a need for greater clarity and responsibility from Member States and all those involved in developing and implementing EU policy at whatever level.
  • Effectiveness. Policies must be effective and timely, delivering what is needed on the basis of clear objectives, an evaluation of future impact and, where available, of past experience. Effectiveness also depends on implementing EU policies in a proportionate manner and on taking decisions at the most appropriate level.
  • Coherence. Policies and action must be coherent and easily understood. The need for coherence in the Union is increasing: the range of tasks has grown; enlargement will increase diversity; challenges such as climate and demographic change cross the boundaries of the sectoral policies on which the Union has been built; regional and local authorities are increasingly involved in EU policies. Coherence requires political leadership and a strong responsibility on the part of the Institutions to ensure a consistent approach within a complex system

Переводя на русский язык это следующие принципы:

  • Открытость. Институты должны работать в более открытой манере. Вместе со странами участниками они должны активно коммуницироватть о том что ЕС делает и какие решения принимает.  Они должны использовать язык которые доступен и понятен широкой общественности. Это особенно значимо по в целях улучшуения доверия сложным институтам.
  • Участие. Качество, соответствие и эффективность стратегий ЕС зависят от того насколько мы широко участие по всей цепочке принятия решений - от концепции до реализации.  Улучшение в учстии ведет к большему доверию к конечному результату и Институтам проводящим политику. Участие зависит от центральных правительств включающих подобных подход при разработке и реализации политик ЕС.
  • Подотчетность. Роли законодательного и исполнительного процесса требуют большей ясности. Каждый из Институтов ЕС должен разъяснить и взять ответственность за то что они делают в Европе.  Однако также требуется большая ясность и ответственность от входящих стран и всех кто вовлечен в разработку и внедрение политик ЕС на любом уровне.
  • Эффективность. Политики должны быть эффективными и своевременными, представляя то что необходимо основываясь на ясных целях, оценке последующего эффекта и, где возможно, прошлом опыте. Эффективность также зависит от реализации политик ЕС в пропорциональной манере и принятии решений на наиболее подходящем уровне.
  • Слаженность. Политики и действия должны быть согласованными и легко понимаемыми. Необходимости согласованности в Союзе возрастает, число задач растет, увеличение влечет рост разнообразия таких как климатические и демографические изменения по границам и секторальные политики на которых Союз основан; региональные и местные власти все более вовлекаются в политики ЕС. Согласованность требует политического лидерства и сильной ответственности в части Институтов для уверенности адекватного подхода к комплексным системам.

Подробнее об этом документе и других документах лежащих в основе реформы Евросоюза можно почитать в архивах на официальном сайте ЕС http://ec.europa.eu/governance/docs/index_en.htm

Еще один документ с обзором реформы доступен здесь - http://www.eu-newgov.org/database/DOCS/CLU2_D01_Almer_Rotkirch_European_Governance.pdf

В статье в Википедии Good Governance есть несколько примеров - ООН, МВФ и Всемирный банк. А также подробная статья на сайте Экономической и социальной комиссии ООН по Азии и Тихому океану -

Не так далеко от этого канадский слоган - "Мир, порядок и хорошее государство", что, кстати, было бы хорошим лозунгом и для России.

О проблемах с _надлежащим управлением_ (good governance) в России регулярно упоминает Freedom House http://blog.freedomhouse.org/weblog/2007/11/good-governance.html и зарубежная пресса и иные публикации http://blogs.the-american-interest.com/wrm/2012/03/17/putin-power-now-weakening-russia/.

О Good Governance применительно к бюджету существуют материалы Российского Минфина.

Государственный Centre of Good Governance в Индии - http://www.cgg.gov.in/

Требования к надлежащему управлению в некоммерческих организациях Великобритании на сайте государственной комиссии по НКО.

Книги на Amazon:

Going Local: Decentralization, Democratization, and the Promise of Good Governance

Bhutan: Decentralization and Good Governance

Building Good Governance: Reforms in Seoul

Good Governance in the Middle East Oil Monarchies (Durham Modern Middle East and Islamic World Series)  (особенно актуально для России поскольку там написано про то как внедряются практики надлежащего управления в странах без демократических институтов)

---

Зачем я привел в пример все эти материалы?

Потому как если Вы обратите внимание на материалы "Открытого правительства" то обнаружите что к открытости они имеют очень слабое отношение как и к самой доктрине "Open Government" чтобы под ней не подразумевалось в мире. Обсуждаемые там вопросы - это вопросы общегосударственной политики которые пытаются совместить с "механизмами Открытого Правительства", не сформулированными ни в одном конкцептуальном документе. А во всех мероприятиях по этой теме где я присутствовал и во всех документах что читал явно видны попытки говорить не об открытости, а об эффективности или о политической реформе. Это ближе к Good Governance или вообще что-то совершенно иное.

Но нет главного - нет фундамента. Нет точки старта для сфокусированного обсуждения.

Архивы государственных сайтов
23 марта 12 11:32

Как кто-то быть может помнит, в проекте OpenGovData.ru я не только собираю открытые данные, но и архивы госсайтов, пока что тех которые находятся под угрозой вымирания, но в будущем все, конечно, надо архивировать.

И одна из причин почему я это делаю - это то что сайты исчезают со временем.

Вот лишь несколько примеров:
- Moscow International Conference, February 17-18, 2010 http://www.opengovdata.ru/archive/35/
домен забрал кто-то под коммерческий проект или просто под рекламу, содержание сайта исчезло
- Сайт федеральной службы по контракту http://www.opengovdata.ru/archive/1/ после обновления сайта Минобороны он исчез
- Старый сайт Министерства обороны (до 2006 года) http://ayaxy.mil.ru/ также его нет в живой среде, остался лишь архив
- Официальный сайт Росохранкультуры http://www.opengovdata.ru/archive/10/ сейчас вместо официального сайта то ли фэйк, то ли какая-то совсем старая версия, однако самой службы точно нет и то что там публикуются какие-то новости, это весьма странно.

Вот поэтому, то сайты и приходится сохранять. Более того в мире таких инициатив очень много, в большинстве развитых стран они есть, о них в Википедии List of Web archiving initiatives

Отчасти по этой причине я внимательно наблюдаю какие госструктуры будут сохранять, а какие ликвидировать потому как готов спорить что поменяется многое. Например, точно сменится сайт президента и его важно будет заархивить до мяугурации.

Почти наверняка будут менятся сайты всех ведомств у которых сменят руководителей, это почти повсеместная практика - сайты переделывают и так далее.

Иначе говоря - важно чтобы эта информация никуда не исчезла, чтобы при необходимости мы могли бы всегда поднять архив и узнать что же было много лет назад.

И, наконец, обязательно необходим интерфейс над архивами. Это то что пока непросто сделать даже если адаптировать имеющися свободный софт Wayback Machine, но конечно он нужен и я про это не забываю.

Открытое государство - это когда больно
22 марта 12 02:02

На днях я участвовал в заседании одной из подгрупп Открытого правительства и там активно и, иногда, довольно жестко спорил с модераторами и другими участниками о том что такое "Открытое государство" на самом деле и о том насколько оно отличается от идеологий e-Government или Good Government.

Главный смысл я озвучил там же и совершенно сознательно именно так: "Открытое государство - это когда больноэто когда открытость приводит к отставкам чиновников и расследованиям.".

Эта простая, казалось бы мысль, тщательно избегается нашими чиновниками при обсуждениях. Все пытаются говорить о позитивной повестке - вроде электронных услуг, новой урбанистике, вовлечении граждан и так далее. Но это все не про то, открытость - это в первую очередь подотчетность (accountability).

Глобально - это тоже позитивная повестка, насколько может быть позитивным необходимое, но горькое лекарство. Открытость это и есть то самое неприятное для многих чиновников лекарство, она и является не просто инструментом в существующей среде, а способом эту среду изменить.

И здесь, действительно, важна терминология. О ней совсем недавно писал Давид Горелишвили "Открытость, прозрачность и шестеренки для разглядывания".

Я, однако, не согласен с Давидом в таком разделении. Да, между открытостью и прозрачностью есть существенная разница. В моем представлении прозрачность - это одна, малая часть открытости. Об этом хорошо писал Клей Джонсон в Information Diet, описывая примеры прозрачности которые никакой реальной пользы не приносили, однако он же приводил примеры того что при грамотном использовании прозрачность может быть развита до открытости, когда за мониторинг деятельности государства берутся профессионалы, то и прозрачность конвертируется в конкретные инициативы.

В этом смысле опыт США показателен, подотчетность чиновников там обеспечивается за счет непрерывной и активной работы большого числа общественных организаций имеющих частное или общественное (но не государственное!) финансирование. Прозрачность в институционально зрелой среде является крайне эффективным механизмом.

Поэтому возвращаясь к вопросу - открытость или прозрачность. Я считаю что прозрачность нам необходима несмотря на все ограничения которые у неё есть. Однако именно она и наличие большого объема данных в открытом доступе и позволяют обеспечить настоящую открытость.

А самое ключевое слово - это подотчетность.

Совместный перевод Open Data Handbook на русский язык
22 марта 12 01:42

У Open Knowledge Foundation есть интересный проект книги по открытым данным под названием Open Data Handbook http://opendatahandbook.org/

Книга сейчас на английском языке и активно переводится на все остальные.
Если у Вас найдется немного свободного времени, то Вы можете помочь переводу книги на русский язык
по этой ссылке https://www.transifex.net/projects/p/opendatahandbook/language/ru/ доступна возможность зарегистрироваться и добавлять свои переводы участков текста.
UK. Open Government. July 1993
21 марта 12 11:01


1.1 Open Government is part of effective democracy. Citizens must have adequate access to the information and analysis on which government business is based. Ministers and public servants have a duty to explain their policies, decisions and actions to the public. Governments need, however, to keep some secrets, and to have a duty to protect proper privacy of whose for whom they deal.

4.3 The essential requirements to make the intensions set out in this White Paper stick are:
- a clear statement of principle on what kind of information will be available;
- a clear statement of the circumstances in which information can justifiably be withheld;
- detached, authoritative and independent supervision.

4.4 The Government proposes to develop a Code of Practice, and supporting means of delivery of information to the public, which will meet these objectives. A draft Code is set out for Consultation at Annex A.
...
9.14 Examples of records closed for longer than 30 years under the first criterion are those which:
- refers to possible plans of intervention in a foreign state;
- concern security or defense of UK Dependent Territory, where release could jeopardise the security of the territory concerned;
- comment on unresolved border or territorial dispute, not necessarily directly involving UK; or
- comment adversely on leaders of, or internal affair of, foreign states.
… 
"Open Government"
Presented to Parliament by the Chancellor of The Duchy of Lancaster By Command of Her Majesty
July 1993
Cm 2290, LONDON : HMSO

File for download - Open Government Whitepaper 1993.pdf

Лист рассылки Open Knowledge Foundation для России и всех кто говорит на русском языке
21 марта 12 11:46

В Open Knowledge Foundation (http://www.okfn.org) создали лист рассылки по открытым данным/знаниям/государству для России и всех кто говорит и пишет по русски.

Он доступен по адресу http://lists.okfn.org/mailman/listinfo/okfn-ru там можно подписаться и приступить к обсуждению.
Приглашаю Вас всех к участию. Общаться будем на русском языке и привлекать всех кто на нем общается и интересуется темой по всему миру.
Публичные доходы - база публичных деклараций чиновников и депутатов
21 марта 12 11:33

Итак пришла пора озвучить еще один новый проект которым мы занимались в прошлом году и немного даже в этом. Это проект - Публичные доходы или publicprofit.ru

Что это такое?

Проект "Публичные доходы" - это база публичных деклараций чиновников и депутатов Российской Федерации раскрываемых согласно требованиям российского законодательства. Проект включает каталог опубликованных источников и базу деклараций доступную для поиска и навигации.

Ну а если совсем уж по простому.

Уже 3 года в России чиновники публикуют декларации. Вернее ведомства публикуют выписки из их деклараций, но все в разных формах и документах. Мы собрали если не все, то очень многие из документов и все что можно было обработать автоматически - обработали. Всего получилось что-то около 50 тысяч деклараций.

Задача технически была очень непростой, было написано множество парсеров под разные источники, тщательно структурировались данные по автомобилям, недвижимости и доходам. Для каждого гражданина и гражданки определялся автоматически определялся пол, идентифицировалось имущество, где оно находится и так далее. В общем получилось эдакая очень структурированная база данных из которой можно делать очень хитрые выборки. В виде этих выборок и есть множество отчетов на сайте которые Вы уже видите.

Главная проблема с которой мы столкнулись с тем что много некачественных данных - орфогрфических и порядковых ошибок в цифрах.

Проект делался по заказу ИНСОРа и вчера был озвучен во время представления их отчета по работе за 4 года. Собственно я бы на него не решился не имея какой-либо значимой институциональной поддержки, потому как тема деклараций очень чувствительная, а мы подошли к ней очень плотно дотянувшись до всех данных которых только можно было. Хотя и идея эта давно уже бродила в головах, но инициатив пока немного.

На этом же фоне сошлюсь на похожий проект у Трансперенси в России - http://declarator.org

Чем-то их проект лучше, чем-то лучше наш. У них больше данных с временной глубиной, у нас шире охват. У них лучше структуризация по ведомствам и регионам, у нас по структуре имущества и транспортными средствами. В общем много всего.

Понятно что проекту многого нехватает, в частности нет API, нет дампов данных, нет многих возможностей которые хотелось бы получить. Скорее всего все это появится

Если у Вас есть идеи, предложения и мысли что можно добавить/улучшить или пожелания по интеграции - пишите мне письмом или комментарием.

Обзор городского сайта Вологды
16 марта 12 09:31

Около пары месяцев назад ко мне обратились с просьбой посмотреть портал г. Вологда (http://vologda-portal.ru/), оценить что я о нем думаю и, дать какие-нибудь предложения по его развитию.

Портал я посмотрел и подумал что куда как правильнее было бы проанализировать его публично с последующей дискуссией и как пример быстрого обзора сайта крупного города или региона.

 

Конечно, же я оговорюсь что это не полноценное исследование, а анализ навскидку - поиск наиболее интересного и наиболее критичного.

Поэтому я сфокусируюсь на 4-х ключевых направлениях:

1. Что хорошего и правильного

2. Что можно и нужно переделать

3. Чего нехватает

4. Мелкие баги и замечания

Далее сам обзор.

Цели сайта

Для начала зададимся вопросом о том зачем нужен официальный городской сайт.

Я, побуду Капитаном Очевидность, по-формулирую ответы на этот.

Во-первых городской сайт - это ключевой инструмент информирования граждан куда как более эффективный чем справочники, муниципальные газеты, стенды и так далее.

Во-вторых - это инструмент коммуникации с гражданами, обратной связи.

В-третьих государственный сайт - это объект регулирования со стороны федерального, регионального и местного закондательства и должен быть реализован согласно установленным требованиям?

Вроде все верно, но что-то не то.

По моему это все можно сформулировать еще проще, хотя и поформальнее.

Городской сайт является инструмент проведения городской политики в таких областях как:

- повышение доверия граждан органам власти

- повышение комфорта граждан

- создания благоприятной бизнес среды

- соблюдения требований Российского законодательства

- реализации ключевых направлений городской политики

Иначе говоря - сайт это инструмент. Инструмент важный, полезный и, при качественной реализации, удобный однако он хорошо работает только когда понятно то для чего он существует.

Поэтому первое и ключевое замечание к сайту Вологды у меня в том что важно не забывать что сайт часть городской политики, а не только её отражение. Сделать страницу или, даже лучше, раздел "О сайте" в котором описать то зачем он нужен, кем он разрабатывается, кто за него отвечает, куда присылать свои предложения, описания основных направлений развития - это вполне разумно. Такая практика есть в региональных порталах, например, в США - http://www.texas.gov/en/about/Pages/default.aspx или, например, в таком формате как это делает администрация города Краснодара http://www.krd.ru/tehnicheskie_svedeniya/

Транспорт

На сайте есть раздел транспорта в, целом, вполне разумный http://vologda-portal.ru/o_gorode/transport/index.php  с информацией по маршрутам общественного транспорта, ссылкой на городской портал расписаний и http://www.mupatp1.ru/map/ и информацией по железнодорожным поездам. Тоже неплохо, но и есть то чего нехватает.

Во-первых - отсутствие информация о работе аэропорта Вологды, оно простое, но есть на сайте Вологодского авиапредприятия http://www.avia.vologda.ru/

Во-вторых нет карты объектов транспортной инфраструктуры которые связывают город со страной - автовокзалов, железнодорожных станций и аэропорта. Не должно быть сложно её добавить.

В третьих информация о транспорте раскидана по нескольким порталам и, например, интерактивная карта есть на сайте ЖКХ http://nashdom.vologda-portal.ru/transport/maps/

Плюс конечно же не будет хуже если город начнет публиковать открытую информацию о транспорте и добавит возможность отслеживать общественный транспорт в реальном времени.

Ключевые городские документы - бюджет и генеральный план

У каждого города есть несколько ключевых документов которые характеризуют их прозрачность, текущее состояние и планы. Наиболее важные документы - это бюджет и генеральный план. На сайтах многих городов именно эти документы выводят на первый план поскольку именно они интересуют граждан ищущих прозрачности власти. На Вологодском сайте документ бюджета есть, но он сильно спрятан в навигации и находится в 4 клика и знанию как искать вот тут http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?SECTION_ID=272

В идеально представлении, конечно, бюджет должен быть еще и понятен. Краткая преамбула к нему или путеводитель не повредят точно. В некоторых регионах и странах так делают.

Генеральный план - это второй важный документ который также найти непросто, а найдя его на сайте можно узнать что он засекречен http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?SECTION_ID=472. Я впервые сталкиваюсь с подобным и хотя это напрямую к сайту отношения не имеет, вообще-то это нонсенс, генеральные планы городов общедоступны - посмотрите по всем крупным городам России. Наоборот их обсуждение выводят на первый план.

Обсуждения проектов документов

В навигационном меню этот подпортал/раздел (http://proekt.vologda-portal.ru/) зачем-то ошибочно называется обсуждением проектов, в то время как проекты в целом сильно отличаются от законопроектов или проектов документов, я бы подумал над переименованием,  в то же время сама идея вполне в русле общероссийских - вынесение на публичное обсуждение документов. Как я понимаю это реализовано на неком собственном или адаптированном под такие задачи движке.

Чего нехватает этой инициативе? Нехватает широты охвата населения. Стоит задуматься почему всего 21 комментарий был к законопроекту что там размещен. Нехватает регулярности публикации документов, был лишь один и недолго. И нехватает методологии того как документ выносится на обсуждение, как обсуждается, как результаты обсуждений реализуются, отчета чиновников/законодателей о применении пожеланий от граждан и так далее.

Есть ощущение недоделанности, но сам факт начала в этой инициативе - это хороший знак.

Версия для людей с ограниченными возможностями

Её, увы, нет. При всех недостатках версий для слабовидящих и плохости российских стандартов стоит об этом задуматься.

Примеры: http://www.krd.ru/http://www.mos.ru/

Такие версии уже норма для региональных порталов и вполне актуальны для сайтов крупных городов (да и всех городов).

Соответствие стандартам

Простая проверка через валидаторы W3C и AChecker выдает большое число ошибок. Более 100 в каждом из случаев. Дабы предупредить дискуссию о необходимости соблюдения стандартов скажу так - да их соблюдают не все, однако для социально ориентированных сайтов они имеют жизненное значение поскольку официальные сайты не выбирают, в отличии от остальных и то что при проверке по WCAG 2.0 есть огромное число ошибок означает что навигация по сайту для людей с ограниченными возможностями будет сильно затруднена.

Карта города

Она нужна в очень многих разделах на сайте. В разделе со списком участковых, аварийных служб, отделений полиции, отделений МЧС, списком гостиниц, музеев, ресторанов. Добавить карту не может быть сложно, нанести на нее эти объекты также не должно быть чем-то нереальным.  Можно сделать её отдельным порталом, можно разделом, можно вставить в каждый раздел с объектами инфраструктуры - главное что она должна быть.

Использовать для этого можно тот же OpenStreetMap или карты Яндекса

Образование

Обратите внимание что образование есть только в новостях, а такого раздела в остальной части сайта нет полноценной представленности и раздел в Официальной Вологде про образование, скажем честно, незначителен, потому как в нем нет информации.

А информация следующая:

- сайт управления образования (если оно конечно есть)

- списки школ, колледжей, детских садов, университетов

- контакты, консультации, сдача ЕГЭ и так далее.

Мне не удалось найти описание управления образования, есть ли оно. Так что это большой пробел.

Здравоохранение

То же самое. Необходим список больниц, аптек, диагностических центров, поликлиник. Хотя бы на таком уровне, а далее с возможностью записи на прием онлайн, но это уже когда-нибудь.

Мобильная версия сайта

Есть, но странная, только с новостями http://m.vologda-portal.ru/. Если делать так со всеми новостями, а если открыть много данных то можно на их основе и отдельное мобильное приложение сделать. Несложно даже.

---

Понятно что я не охватил и 20% того что может быть реализовано в городском портале, в частности не упомянул вопросы прозрачности, сбора жалоб, ЖКХ, работу с обращениями, мониторинг цен и многое другое. Об этом как-нибудь в другой раз и по какому-нибудь другому сайту.

P.S. Предлагайте другие оф. сайты для обзоров, буду их обзирать по мере времени.

О круглом столе по госзакупкам
14 марта 12 10:53

Вчера в государственно-патриотическом клубе был круглый стол по госзакупкам куда позвали и меня. Для меня это, честно говоря, было неожиданностью поскольку я там в основном озвучиваю _очень_ непопулярное мнение и вообще поднимаю вопросы которые обычно вне публичных обсуждений.

Что там было и кто там был. Там были депутаты возвглавляемые Ириной Яровой - их было около 8 штук, были представители ФАС - Михаил Евраев и несколько других, была представитель Минэка - Лариса Некрасова и аудитор Счетной Палаты Александр Александрович Пискунов.

Плюс еще множество экспертов разных других ведомств и представителей профессиональных сообществ. Я надеюсь еще появится общий список и я на него тогда сошлюсь.

Что там было - было два долго-нудных выступления представителей ФАС и МЭР, потом жег Пискунов говоря просто быстро и "по военному", его речи мешало только то что в его презентации "горизонт завален", в Счетной Палате любят делать "адскую инфографику" в которой разобраться ОЧЕНЬ непросто, но слушать интересно.

Дальше в вопросах и обсуждениях, честно говоря, все буквально балансировало на уровне перехода на личности. Было видно что обе стороны дуют в свою сторону, ФАС попинали на то что у них нет права законодательной инициативы и полномочий на разработку ФКС, Евраев ссылался на множество разногласий, стороны мерялись опытом кто госзакупками дольше занимался и так далее. Характерно кстати что из остальных приглашенных выступали очень немногие, отчасти от дефицита времени, но большинство, в этом я уверен, от того чтобы уйти с линии огня.  Уже давно ФАС и МЭР всех делят на своих и чужих, при этом вообще никто не знает чем их борьба закончится.  Так что многие отмалчиваются.

Что собственно я там делал?

Я не поленился и задал несколько вопросов даже не сторонам, а Ирине Яровой и звучали они так:

1. Почему законодательная власть до сих пор не возьмет в свои руки контроль за госзаказом и не передаст его Счетной Палате или иному подотчетному парламенту органу, а также не подведет его под парламентские расследования?

2. Как у нас сложилась ситуация что федеральные органы исполнительной власти контролируют и регулируют бюджеты регионов и муниципалитов. Не пора ли вернуть регионам самостроятельность,   передав регулирование местным органам, а контроль - контрольно-счетным палатам?

3. Почему во всех проектах ФКС нет ничего о раскрытии информации о субконтрактах (Вопрос был Некрасовой и Евраеву)

Ответ я получил только от Михаила Евраева на все вопросы - он, конечно же против передачи полномочий и, на удивление, резко против регулирования субконтрактов.

Вот такие вот дела.

Правильная Открытая Дума
12 марта 12 11:21

Продолжаю публиковать имеющиеся у меня карты разума по различным проектам, на сей раз по тому что можно назвать настоящей и правильной Открытой Думой, а не чем-то простым и бесполезным.

Эту тему  я начал продумывать, описывать и отрисовывать еще полтора года назад и визуально довел это до двух схем. Одна по общему устройству такого проекта.

Другая по рейтингам депутатов

Большая часть из этого наверняка самоочевидна, отчасти я публиковал ранее материалы по половозрастному и структурному составу прошлой и нынешней государственной думы. Плюс какие отчеты по их составу у меня до сих пор лежат неопубликованными, ну да придет еще время их обновить и разместить. Пока же по схемам выше можно понять как и что можно сделать.

Во первых чтобы сделать любой такой проект нужны правильные примеры.

Хороший примеры - это:

- Open Congress - http://www.opencongress.org/

- Open Australia - http://www.openaustralia.org/

- Mein Parlament - http://www.meinparlament.at/

- Vota na Web - http://www.votenaweb.com.br/

- Vota Inteligente - http://www.votainteligente.cl/

И десятки других о которых можно узнать, например, из статьи в Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Parliamentary_informatics

Надо ли говорить что в России ничего подобного нет и в помине. Нет по нескольким причинам:

1. Нет данных по поименным голосованиям, а именно они наиболее интересны.

2. Деятельность законодательной власти у нас вообще мало кого волнует, немногие верят что депутаты принимают серьезные решения.

3. Нет тех кто готов за такой проект взяться и довести до ума. Несколько проектов по мониторингу деятельности Думы имеют скорее блого-публицистический характер чем какую-либо иную форму.

Однако, что можно сделать? Во первых публичный проект с законами, законопроектами, профилями депутатов, фракций и комиссий, мониторингом всех принятых ими решений, выступлений, анализом выступлений по ключевым словам, отслеживание каждого законопроекта и многое другое.

Все это можно сделать не только для федеральной думы, но и для любого из региональных парламентов. В каких-то с данными будет лучше,  в каких-то все плохо, но как раз такие проекты и позволяют определить где и в чем хорошо и плохо. Это в принципе большая и важная тема - мониторинг открытости и деятельности законодательной власти. Да, в России это менее актуально чем мониторинг любоо из министерств, но тем не менее.

Открытая полиция схематически
11 марта 12 12:12

Я продолжаю публиковать схематическое описание идей о которых писал ранее, в частности была идея "Открытая полиция" того как может быть реализовано раскрытие информации силовыми ведомствами.

Вот выдержка одного из пунктов того текста:

...

5. Данные полиции должны быть открытыми. По участковым, по контактам отделений, по всем нормативным документам, по бюджету и контрактам. Данные должны быть машиночитаемыми и пригодными для последующей самостоятельной аналитики любым желающим....

Для краткого, но не полного описания как я вижу проект по открытой полиции я рисовал вот такую кликабельную схемку.

Все построено вокруг открытой информации о деятельности полиции с возможностью её сопоставления с другими цифрами и фактами. Например, при доступности криминальной статистики по отделениям можно строить живые карты отделений и их рейтинги/сравнения по уровням преступности.

По тому что делает полиция можно собирать идеи и вполне конкретные предложения по тому как деятельность полиции должна быть организована. Аналогично с проблемами. Аналогично могут и должны быть собраны данные по контактам, по выступлениям руководителей, по инициативам и многому другому.

Вообще описанная схема может работать в двух ипостасях - общественный проект или СМИ.

В случае общественного проекта - акцент на гражданском контроле. В случае СМИ - акцент на медийности. Каркас все равно остается прежним - организации, люди, идеи, нарушения.

И, что немаловажно, даже при существующем дефиците информации о деятельности полиции, её все равно достаточно для начала подобного мониторинга.

И даже участия государства в нем не является чем-то необходимым. Распарсить и перевизуализировать имеющиеся данные - возможно. Это не фантастические усилия, они требуют больше воли чем денег.

Схемка же, конечно, неполная. Там нехватает таких разделов как:

- открытые данные

- этика

- работа с обращениями

- государственные услуги

Почему так важно понимать что такое открытые данные на самом деле
10 марта 12 01:35

Отсюда - http://www.nanonewsnet.ru/news/2012/elektronnaya-podpis-kak-institut-demokratii

Исполнительный директор кластера ИТ, Инноград «Сколково» Александр Туркот поделившийся с коллегами своим видением того, как создавать архитектуру IT-платформы «Открытого правительства», рассказал, что

«важнейшей задачей на горизонте 3–6 лет является создание единой концепции использования и хранения данных в парадигме OpenData (открытые данные), позволяющей совместное использование данных всеми участниками процесса с учетом соответствующих определений уровней доступа и безопасности».

---

К вопросу о том почему я так бьюсь над правильной терминологией и столь резок в оценках тех кто не понимает что это такое.

Открытые данные - они на то и открыте чтобы у них небыло уровней доступа! Они по определению открыты для всех и всеми могут использоваться. Их открытость обеспечивается техническими и юридическими мерами - машиночитаемостью и открытыми лицензиями.

Они раскрываются не для создания государственных систем, а для обеспечения прозрачности деятельности государства и поддержки бизнеса на знаниях. Именно по этой причине я более всего опасаюсь что сейчас уже предпринимаются попытки "испортить" этот термин также как уже портят термин "Открытое правительство" выдавая за открытые данные то что ими является не может в принципе.

По этой же причине я с недавних пор столь критично отношусь с деятельности Алены Поповой и её конкурса Code4Russia, потому как там упоминаются открытые данные в то время как их там нет! Данные даются только разработчикам и только после того как они согласятся с условиями по передаче всех прав госструктурам. Это не путь к открытости, это путь "сделки с дьяволом".

Теперь в списке не понимающих добавился Туркот. Хорошего в этом мало.

Моделируем портал прозрачности НКО
10 марта 12 11:35

Чуть менее полугода назад я писал про гражданские проекты которые можно и нужно делать в России это было вот в этом посте http://ivan.begtin.name/2011/10/16/civilideas/ и одной из тем которые я там поднимал был портал прозрачности НКО.

Я продублирую написанный тогда мной текст:

В России есть огромное число некоммерческих организаций, при этом у нас же их деятельность плохо систематизирована. Однако теперь появился сайт Минюста с реестром НКО http://unro.minjust.ru/ и там же собраны отчеты этих самых НКО. Сайт этот чуть лучше чем кошмарен. У организаций нет отдельных страниц, информация которая отдаётся по запросу через форму не отличается от информации и так доступной публично. Отчеты отдаются в отсканированных документах и прочие радости. В то же время перед глазами есть пример прекрасного проекта OpenCharities (http://opencharities.org/) в UK в котором авторы систематизировали и передалали аналогичного рода британский реестр. Ничто не мешает сделать нам то же самое, заодно проведя аналитику доступности отчетов по организациям, сведя с другими данными и тому подобное.

Развитие идеи

Эту идею я впоследствии ещё немало прорабатывал, но все никак не доходили руки занятся ей вплотную. При том что вполне понятно с чего начать, как продвинуться и что получится в итоге, однако ключевые проблемы тут не технические, а в востребованности. В Европе и США такие проекты появляются от понимания необходимости контроля за деятельностью всех НКО и основываются на уже существующих организациях которые мониторинг НКО осуществляют.

Так что пока у меня нет сформировавшегося понимания - займусь я этим или нет, публикую накопленные материалы.

Майндмап структуры проекта

Большая часть выстроена в виде вот этого майндмапа. В нем можно обнаружить все те ключевые возможности которые можно получить.

Как и откуда?

Где взять данные для такого ресурса? Первый и самый основный ресурс - это портал Минюста unro.minjust.ru, там содержится реестр организаций, их отчеты, реестр представительств международных НКО и иная информация. Данных, прямо скажем, там не очень много. Чаще всего это название организации, её базовые реквизиты, адрес и тип организации. У многих организаций есть опубликованные отчеты и у еще большего числа никаких отчетов нет.

Что хуже - отчеты все в PDF'ах, требуется немало работы чтобы их разобрать и структурировать, но и это возможно.

Второй ключевой источник - это ЕГРЮЛ. Есть несколько систем через которых можно делать массовые запросы к ЕГРЮЛ и получить более подробную информацию по каждой из организаций. Или, хотя бы не по каждой, но по ключевым.

Третий источник существенно сложнее, но он тоже возможен - это сайт госзакупок (zakupki.gov.ru) и реестр контрактов. Многие НКО участвуют в госзаказе, более того на самом деле многие НКО создаются только по госзаказ, так что информации там по ним немало.

Четвертый источник - это информация по грантам общественной палаты, Фонда Бортника, международных фондов с публичной отчетностью и так далее.  С этой информацией непросто работать, её необходимо систематизировать и сводит из разных форматов по аналогии с тем как делают такую работу в AidData, однако это вполне осуществимая работа.

Итого - источники данных есть и их немало.

Существенные отличия

Однако у НКО есть существенная специфика - под эту категорию введены организации занимающиеся категорически разной деятельностью. В частности туда подпадают казачие общины, госкорпорации, религиозные организации и партии, не говоря уже обо всех остальных.

Все эти категории организаций, на самом деле, обладают своими пространствами визуализации и могут быть представлены очень по разному.

Например, для политических партий информация может быть существенно дополнена и расширена данными с сайта ЦИК из отчетов политических партий по источникам финансирования.

В случае госкорпораций - есть ещё и раскрытие информации о доходах руководителей и закупках данных организаций.

Аналогично есть своя специфика по адвокатским палатам, нотариальным палатам и иным организациям. Иначе говоря - охват всех НКО, это существенно выше чем может быть интересно людям. Поэтому можно, либо сразу закладывать спецпроекты, либо сразу делать проекты не общие, а в некой тематике.

В чем же проблема?

В России у большинство НКО можно поделить на две группы.

Сословно-институционализированные - это торгово-промышленные палаты, профсоюзы, адвокатские и нотариальные палаты, религиозные организации. Эти организации обладают четкими социальными функциями и источниками финансирования, а также порою сложной иерархией и отношениями с государственными структурами.

Общегражданские - это те которые не имеют явной сословной привязки, но могут иметь косвенные. Различные организации АНО, Фонды, Некоммерческие партерства могут использоваться для прокачки через них ресурсов в теневую экономику, а могут и быть вполне общественными организациями созданными с самыми благими целями.

Проблема в том в России очень низкий уровень поддержки организаций частными пожертвованиями, на них могут выжить лишь очень немногие благотворительные организации, в основном, помогающие детям и смертельно больным людям. Однако все организации которые занимаются общественной деятельностью, фактически, ограничены лишь двумя источниками финансирования - зарубежные фонды или Российское государство.

От государства тут могут выступать разные форматы - это гранты Общественной палаты, Госзаказ, иные механизмы поддержки НКО или поддержка через системные окологосударственные компании.

В случае зарубежных фондов, то их список не ограничивается теми что "поддерживают демократию во всем мире", существует множество иных фондов поддерживающие проекты в России.

Из-за вот подобных ограничений и малого числа источников финансирования в реальной прозрачности НКО мало кто заинтересован. На это нет спроса граждан - поскольку граждане мало перечисляют им денег, в этом нет интереса у зарубежных фондов поскольку к части из них негативное отношение у граждан/прессы/политиков и нет интереса у российских чиновников потому как там могут начать всплывать многочисленные нелицеприятные факты.

Поэтому ключевой вопрос в мониторинге прозрачности НКО в том кто будет заинтересованным потребителем этой информации и в том какой формат её представления избрать.

Модельные ситуации. Про государство без скуки
07 марта 12 11:26

В прошлых своих "задачках для любознательных" (c) я конечно от души поразвлекался придумывая прекрасный новый мир, однако, они хоть и пересекаются с окружающей нас реальностью, но не настолько чтобы очень.

Для большего развлечения предлагаю как примеры на подумать и помоделировать несколько задач-ситуаций требующих нелинейных или, наоборот, крайне линейных, но регламентированных решений. Эти задачки, скажем так, поближе к нашей с Вами действительности.

Не обещаю правда что такие задачки Вам понравятся.

1. Промоделируйте процесс принятия и внедрения закона на введение налога на разведение и содержание котов и кошек.

У Вас есть вводная - ввести налог на кошек и котов. Вам необходимо разработать стратегию принятия данного законопроекта с учетом:

- механизмов воздействия на депутатов и совет федерации.

- организации медиа-компании в СМИ

- расходов на поддержание порядка в случае народных волнений.

Также необходимо учесть все субъекты налогообложения - индивидуальных владельцев, лицензирование и сертификация питомников, гражданский контроль, прогрессивное налогообложение при большом числе (налог на роскошь), учесть мировую практику, разработать комплекс экспертно-аналитических мероприятий.

Стратегия должна быть написана в 3-х форматах. Полная - от 20 страниц со всеми подробностями, краткая - на 3-5 страниц, сжатая - 1 страница для лиц принимающих решений.

2. Промоделируйте ситуацию с введением обязательной гражданской службы (ОГС) для лиц женского пола в возрасте от 22 до 30 лет не имеющих детей и не имеющих медицинских противопоказаний и оформленной отсрочки от прохождения (ОГС)

Ваша задача промоделировать ситуацию целиком и по отдельности на 2-х этапах - принятие закона и применение закона.

Вам необходимо разработать перечень подзаконных актов регламентирующих функции и полномочия федеральных органов власти задействованных в реализации положений данного закона.

Проведите анализ вероятности принятия данного закона в ситуации его публичного рассмотрения, разработайте комплекс мер его безальтернативного принятия, проведите анализ возможности принятия подобного закона в мирное время.

Предусмотрите несколько сценариев противодействия общественным волнениям в случае принятия подобного закона.

3. Разработайте комплекс технических мер подавления общественных волнений техническими средствами

Проведите анализ существующих мест потенциального скопления граждан в случае волнений с учетом возможного числа принимающих участия, формы участия, длительности, повторяемости.

Проведите анализ технических прямых и косвенных мер воздействия препятствующих сбору граждан.

Проведите оценку таких косвенных механизмов противодействия общественным собраниям как:

- удаленное блокирование аудиоаппаратуры - наведение помех

- механизмы [ультра-]звукового и электромагнитного воздействия

- прорывы водоснабжения и канализации в указанных точках

- гиперлокальные погодные и климатические воздействия

иные меры

Предусмотрите механизм непрерывного мониторинга и ключевые индикаторы результативности предпринимаемых мер.

Разработайте техническое задание АИС "Противодействие" перечисленных выше условий и целей.

Сформируйте набор предложений по дальнейшему развитию подобной системы.

---
То ли ещё будет ой-ой-ой (с).

Транспортный портал Санкт-Петербурга на OpenStreetMap
06 марта 12 05:24

Из серии "могут если захотят".

В Санкт-Петербурге появился транспортный портал на котором можно узнать информацию о маршрутах, остановках и перевозчиках, а также отслеживать общественный транспорт в реальном времени http://transport.orgp.spb.ru/Portal/transport/main

Эта новость, приятная сама по себе, гармонично сочетается со вкусом OpenStreetMap который используется в проекте в качестве геоосновы.

Единственным минусом что я вижу является отсутствие открытых данных и API, однако я не сомневаюсь что заинтересованные разработчики найдут способ распарсить эти данные и вытягивать их в динамике через сервисы сайта, а там глядишь и создатели проекта дозреют до открытых данных.

Международные онлайн соревнования в которых можно принять участие
05 марта 12 07:33

Для всех

Buckminster Fuller Challenge http://challenge.bfi.org/

Для программистов

Twilio Contests http://www.twilio.com/contests/ (до 12 марта 2012 г.)

Windows 8 First Apps Contest https://buildwindowscontest.com/

OpenNTF Contest http://contest.openntf.org/

Imagine Cup http://www.imaginecup.com/

ThinkQuest http://www.thinkquest.org/competition/

Для детей

10th anniversary global art contest for children and youth

http://chm.pops.int/Convention/StockholmConvention10thanniversary/Globalartyouthcontest/tabid/2353/language/en-US/Default.aspx
http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/efareport/reports/2012-skills/

Art for Peace
http://www.unartforpeace.org/

International Essay Contest
Yoth, skills and work
International Letter-Writing competition
OECD Global Youth video competition
Coop Art
Настоящая Россия
01 марта 12 05:50

В Эксперте появилась статья Симона Кордонского про то как устроена Россия на самом деле.

Не поленитесь, прочитайте, а если не зацепит, то перечитайте, мысли заложенные там, они на многие годы. Может быть после чего захочется прочитать и книги Кордонского где всё тоже самое он пишет ещё более обстоятельно и подробно.

Я какое-то время назад размышлял над изложенным в его публикациях. Это даже привело к вот таким думам о структуре неравенств http://ivbeg.livejournal.com/447233.html и о том как можно их анализировать.

Больше того, я продолжаю моделировать систему в которой надеюсь уложить хотя бы часть неравенств. Это несложно технически, но, определённо сложно понятийно. Надо всё утрясти в общую онтологию в её технологическом разрезе.

И это  вопрос только времени.

This Blog

Tags

Archives

Syndication