Май 2012 - Posts

Прошедший круглый стол про госзакупки
29 мая 12 01:58

Я только что вернулся с круглого стола по госзакупкам который проходил в РИА.

Вот тут подробности по составу http://www.ria.ru/announce/20120528/659220457.html и надеюсь что будет видео.

Я говорил там об очень простых вещах:

1. Контроль госзаказа должен быьь полностью передан от исполнительной власти к судебной или представительской - Счетной Палате и/или Арбитражному Суду. Ситуация когда исполнительная власть контролирует заказы иных ветвей власти недопустима.

2. Регулирование закупок должно быть децентрализовано и соответствовать конституции и распределении бюджетных полномочий между регионами, муниципалитетами и фед. центром.

3. Раскрытие информации о субконтрактах необходимо и обязательно.

4. Регуляторы закупок сейчас действуют как "слепые кроты" - пытаются регулировать без аналитики.

5. Любой общественный контроль будет упираться в его применение, без отстроенного государственного и муниципального контроля его будет резко недостаточно.

6. Необходима система гражданских свидетелей контролирующих госзаказ от планирования до результата. Одних обсуждений недостаточно.

7. Закупки от миллиарда рублей многоступенчатые и чаще всего проводятся на основе ранее разработанной документации, ТЗ, сметы, изменить которые непросто.

Выступление "Открытое государство и открытые данные как основа информационной культуры"
28 мая 12 03:42

12 июня в 16 часов я буду читать лекцию на Московской книжной ярмарке по теме "Открытое государство и открытые данные как основа информационной культуры". Всех желающих приглашаю всех кто будет в Москве в этом время туда заглянуть. Постараюсь больше говорить о культуре открытости и меньше о технологиях.

Мнение
24 мая 12 04:42

Мое выступление по теме «Открытое государство и открытые данные » на первом федеральном конгрессе по
24 мая 12 01:03
Так ли нам нужно цифровое телевидение?
21 мая 12 01:26

22.1.1. В России идет государственная программа развития телерадиовещания. О ней можно узнать на сайте по ФЦП - http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/297/. На программу предусмотрено 122 миллиарда рублей с 2009 по 2015 годы, более половины на капитальные вложения - строительство и обновление существующей инфраструктуры.

22.1.2. 122 миллиарда - много это или мало? Достаточно ли этого для создания сети цифрового телевидения? Это неправильный вопрос. Деньги здесь вообще не имеют значения и роли - вернее они второстепенны. Важнее другое. А нужно ли вообще все это делать?

22.1.3. Нужно ли нам вообще развитие аналогового и цифрового телевидения? Что было бы если бы те же деньги были потрачены на развитие инфраструктуры подключения к Интернету, кабельному телевидению и поощрению конкуренции между кабельными каналами и провайдерами?

22.1.4. Зачем государство тратит деньги на то что уже теряет популярность? Только в первом полугодии 2011 года размер телеаудитории сократился на 3%. И это не финальные цифры. Люди, особенно молодежь, уходят в социальные сети и среду где есть возможность выбора.

22.1.5. Я на 100% уверен что если бы РТРС не была бы государственной компанией то никогда бы её акционеры не одобрили бы подобные инвестиции в модернизацию поскольку очевидно что она не принесет никакого результата. Однако в России вся эта инфраструктура принадлежит государству. Которое выделяет деньги на то что очень скоро никому не будет нужно.

22.1.6. Есть ли программа конверсии инфраструктуры РТРС? Если вообще более-менее подробная информация о её инфраструктуре? Подозреваю что почти нет. Информации мало, она разрозненная, а на практике РТРС - это советское наследие, непубличное и являющейся инструментом государственной политики по контролю медиапространства.

22.1.7. Если вспомнить литературу то сеть башен в "Обитаемый остров" - это очень похожая аналогия. Похожая потому как вся сеть РТРС также контролируется из одного центра. Вопрос о демонополизации этого рынка и возможности вещания не только и не столько федеральных каналов не поднимается.

22.1.8. Я считаю что аналоговое и цифровое on-air телевидение в России обречено. Интернет неизбежно придет в каждый дом и на каждое мобильное устройство. Вопрос лишь в том займет ли это 5, 10 или 20 лет. Отсюда тезис - цифрового телевидения в России быть не должно.

22.1.9. Когда я слышу рассуждения оппозиционных политиков о том что их "не пускают в телевизор" для меня это метрика их "оппозиционности". Никто не хочет "разрушить сеть башен" все хотят получить к ней доступ, а желательно и контроль.

22.1.10. Найдется ли хоть кто-то кто осмелится сказать что телевидение не должно быть центральным, московским, а РТРС приватизирована и разделена и демонополизирована? Да нет таких. Я не верю что эти люди хотят на свободы, я верю что они хотят власти. Впрочем как и те кто финансирует развитие гостелевидения сейчас хотят её сохранить.

22.1.11.  После отключения сети в стране "Неизвестных отцов" на Сарракше оставались мобильные излучатели и лучевое голодание. У нас есть заменители. Интернет поглотит всех кто привык к телесигналу. Не моментально, но постепенно. Не отомрет только радио поскольку его слушают в машинах, поездах и по утрам.

Google Knowlege Graph
21 мая 12 08:40

Прошла новость про то что Google запустили Knowledge Graph , базу понятий о людях, местах и многом другом интегрированную с поиском.

Это интересное явление и последствия покупки Гуглом проекта Freebase в котором как раз и появилась база состоящая из данных из многочисленных источников. Как я понимаю с тех пор базу существенно расширили и вычистили.

При том что технологически там те же технологии что и в Freebase, а то есть интегрированные в Semantic Web, но на поверхности ничего об этом не сказано. Вся сложность скрыта от посторонних глаз и пока непонятно повлияет ли это на распространение технологий среди разработчиков.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Filed under:
Проблемы "Единого портала"
18 мая 12 10:50

Чуть ранее я оставлял вопрос в чем проблема "Единого портала" для обсуждения НПА - http://regulation.gov.ru/index.html . Спасибо всем за отклик, а я тем временем готов и добавить собственное мнение.

Далее по пунктам.

1. Нет реквизитов.

У портала отсутствует какая либо выходная информация о том кто его ведет включая контакты, какие-либо вспомогательные и обучающие материалы, разъяснения, регламент ведения, принципы работы, документы на основе которых он был создан и руководства для пользователей. При том что все документы известны. Это постановление правительства http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20110822_02 и порядок экспертизы на сайте Минэкомразвития http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/main/anounce/doc20110816_09

2. Устаревший подход.

Несмотря на отсутствие регламента можно предположить как должен работать портал. Около каждого опубликованного документа есть адрес электронной почты на который можно отправить свои замечания. Также там же есть документы опросных листов для экспертов. Например, приказ Росалкогольрегулирования http://regulation.gov.ru/npa.html?_id=4f7027456c19735a510063f3 и к нему уведомление http://regulation.gov.ru/getQuestionnaireDoc?_id=4f70252934af2c6251000341

Эксперты должны отправлять свои замечания по электронной почте указанном при НПА. Почему этот подход устарел?

Во первых - экспертиза оказывается непубличной. Если бы в России был бы закон о лоббизме, то такая система должна была бы быть одним из объектов им регулируемых поскольку через экспертизу коммерческие игроки оказывали бы влияние на принятие решения.

Иначе говоря - все комментарии и предложения должны раскрываться на портале. Правильная его организация также должна предусматривать возможность отправки замечаний онлайн через личные кабинеты. Именно так работает система Regulation.gov в США и там тысячи и десятки тысяч комментариев и экспертных заключений опубликованы онлайн.

3. Сканы уведомлений

На примере уведомления что я привел выше можно понять отношение сотрудников Минэкономразвития к публичной экспертизе. Уведомления публикуются в форматах а ля TIFF заведомо не предполагающих онлайн распространение и публикацию в Интернет СМИ. При том что в других случаях уведомления опубликованы DOC файлами - в общем это вызывает беспокойство о том понимают ли в Министерстве то что они делают.

4. Мелочи

Просто косяки и недоделки:

- некликабельный логотип раздражает

- дурацкая навигация на главной странице ориентированная на мониторы от 19 дюймов. На меньших экранах незаметно как меняется список НПА при кликах на отрасли потому как список сильно ниже перечня отраслей.

- подписка не работает. После попытки подписаться не пришло даже уведомления с подтверждением. Так что одно из двух - или не работает или собираются подписывать без подтверждений и то-то будет раздолья!

- в заголовках страниц при просмотре документов пишется "Просмотр НПА" тем самым все потуги добавить социальные кнопки сведены в нуль. Нет смысла публиковать документ в Фэйсбук если непонятно будет что это за документ.

- иконка Росстата ведет на страницу Росаккредитации и иконка Росаккредитации на сайт Росстата.

Итого 90% здесь претензий не даже не к разработчикикам, а к заказчику которые это заказал и считает нормальным.

Материалы вдогонку:

- Презентация портала http://ar.gov.ru/common/upload/ppt/Edinyy_portal_dlya_razmeshcheniya_FOIV_proektov_NPA.pptx из нее можно узнать что разработчик её Гранит-Центр и какую-то информацию.

- Постановление Правительства - http://pravo.gov.ru/laws/acts/36/525049.html

- Материалы конференции в по госуправлению - http://ar.gov.ru/authority/conf/c8/

Про разведение пресноводных тунцов
18 мая 12 03:38

А представьте себе если бы Путин написал статью не про электронную демократию, а про значимость разведения тунца в пресной воде.
Чтобы бы было?

Была бы конференция "Разведение тунцовых в 21 веке" с презентациями:
- "Разведение преноводных тунцов как пример внедрения Федеральной Контрактной системы"
- "Роль Федеральной антимонопольной службы в разведении тунцовых в Российской Федерации"
- "Гражданские - тунцы! Общественная заводь по разведению тунцов в вашем регионе"
- "Роль пресноводных тунцовых в борьбе с педофилами в сети интернет"
- "Разведение бобровых в костромской области как первый шаг к разведению пресноводных тунцов " (Министерство боброводства Костромской области)
- "Основные направления развития рыбохозяйств до 2020 года"
- "Татарстан - на переднем плане разведения тунцовых рыб!"
- "Городской портал учета пресноводных тунцов города Москвы"

Не стесняйтесь, предлагайте Ваши варианты! Тунец рулит!

Открытый парламент, стандарты и открытый исходный код. О At4am и не только
17 мая 12 11:55

В ЕвроПарламенте планируют в следующем году раскрыть исходный код специального ПО - At4am. Это специальная программа для подготовки поправок в законопроекты. Причем в Европарламенте обещают что к их инициативе есть интерес у других парламентов и они предполагают делиться опытом.

Подробнее о At4am можно прочитать здесь:

Это один пример, но не единственный. Внутри команд автоматизирующих деятельность парламентов и вообще законотворчества давно есть инициативы по  систематизации официальных документов и процессов их разработки. В частности есть такой проект как Akomo Ntoso (http://www.akomantoso.org/) в котором были созданы стандарты описания законов и законопроектов.

Эти стандарты разрабатываются сравнительно недолго, однако используются на практике в африканских странах и переходят к этапу международного признания. В частности, в OASIS  сформирован технический комитет LegalDocML  первое заседание которой прошло 5 апреля 2012 года, а сайт комитет доступен по ссылке http://www.oasis-open.org/committees/tc_home.php?wg_abbrev=legaldocml

Есть ли кто-нибудь в этом комитете от России? Нет, никого там нет что можно узнать из списка участников. Я подозреваю что российские законодатели и не знают ничего об этой инициативе. Впрочем, у меня есть подозрение что и никого из России в OASIS тоже нет что тоже можно узнать из списка - http://www.oasis-open.org/member-roster

Почему это важно? Да по той причине что организации по стандартизации - это, в том числе, площадки обмена опытом организаций участвующих в системной работе. И OASIS - это лишь еще один пример отсутствия активности российского бизнеса и российских госструктур в разработке международных стандартов.

Точно такая же ситуация с участием в стандартизации W3C. От России сейчас туда вступили только Высшая школа экономики и РИА Новости, но где все остальные? Большая часть российских интернет компаний и ведомств хорошо еще если понимают что такое W3C, но я лично уже не раз сталкивался с тем что они этого просто не знают.

Это кстати и ответ на вопрос отчего российская ситуация с автоматизацией является столь странной. Потому как она чрезвычайно изолирована. В лучшем случае используются базовые инфраструктурыные стандарты вроде SOAP, WSDL, XML, но и только.

Вот, к примеру, я ранее хвалил московские власти за проект открытого бюджета города - budget.mos.ru .

Но это не значит что этот проект сделан правильно и идеально. Достаточно посмотреть на то как раскрываются данные и спецификации вот тут - http://budget.mos.ru/gp_xml . Нет, это не стандарты раскрытия. Нет рабочей группы, нет обсуждений о практике использований данных форматов, нет системной работы над спецификациями. Они больше похожи на то что сдамплено из баз данных компанией разработчиком без учета чего бы то ни было.

Это не значит что данные нельзя использовать, это означает что системная работа над ними не проведена.

Что скажем плохого, но конструктивного про regulations.gov.ru ?
16 мая 12 04:19

Лично я пока запасаюсь окаменелостями покидаться в этот сайт и предлагаю пока всем его посмотреть, не обращать внимание на симпатичный дизайн и бить сразу в корень.

Плюс в Московских новостях вышла очень добрая про него статья http://mn.ru/business_economy/20120515/318049024.html так что сфокусируемся на критике.

Итак, что не так с этим порталом?

Размышления тезисами. 16.05.2012
16 мая 12 09:48

Открытое государство

20.3.1. Является ли  Open Government продолжением электронного государства или нет? Я считаю что это самозначащее явление и если бы был поднят вопрос как обеспечить открытость государства даже без Интернета - на него есть ответы. Однако мировая практика крепко связывает два этих понятия. В основном поскольку все работы в этих направлениях за последние лет 10 были вокруг e-Government.

20.3.2. Большая часть Евросоюза кроме Франции, Германии и Польши заявились в OGP. Что в очередной раз подтверждает что Евросоюз как структура в OGP не участвуют. Интересно чем это закончится - параллельной похожей инициативой или же присоединением ЕС и перетягиванием одеял?

20.3.3. Доклад президенту по Открытому правительству удручает. Во первых что такое Open Government давно уже ясно, а во вторых содержание доклада к OG отношение имеет лишь опосредованное. Впрочем я не хочу повторятся.

Как платформа

20.3.4. Интересно когда наконец-то появятся решения в виде "банк-как-платформа" когда с большинством банковских продуктов можно было бы работать через API, иметь возможность строить удобные интерфейсы, дашборды приходов, расходов, налогов, возможностей и так далее. 

20.3.5. И далее еще и почему бы не появится идеям "автомобиль-как-платформа", "парк-как-платформа", "человек-как-платформа" (это-то скоро появится), "ресторан-как-платформа". Что еще может быть платформой?

20.3.6. Когда появятся рестораны с датчиками? Так чтобы была возможность отслеживать каждого посетителя, каждого официанта, каждый счет и так далее, плюс камеры, плюс интеграция с кассовыми аппаратами,  а владельцы имели бы перед глазами real-time дашборд показывающий происходящее. Не очень сложно, на самом деле. Вернее разрешимо-сложно.

Безопасность и тотальный контроль

20.3.7. Несколько идей по тотальному контролю который мог бы быть сравнительно несложно организован: учет всех посетителей организаций вневедомственной охраной в единую информационную систему, наличие RFID меток на пропусках в том числе временных и системы датчиков для отслеживания передвижения, более продвинутые версии пропусков имитирующих обычные, но включающие аудиозапись, датчики веса вплетенные в ковры и линолеум и подключенные в сеть.

20.3.8. Одним из прорывов была бы интеграция биометрических показателей в единую систему. В первую очередь за счет расшифровки тех участков ДНК которые отвечают на отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза и отпечатки пальцев.

20.3.9. Сверхчувствительные инфракрасные камеры имеющие рисовать карты вен на расстоянии до 5 метров? Если они появятся, то маски на лицах не перестанут помогать преступникам. А такие камеры начнут устанавливать в банкоматах и метрополитене.

20.3.10. GPS+Wifi+SMS. Предупреждение воровства ноутбуков - автоматическая отправка уведомления на каждое включение ноутбука в специальный сервис. На аппаратном уровне и на уровне ПО. 

Досуг

20.3.11 . Был бы #ОккупайАббай в Москве если бы в городе был бы полноценный досуг в парках и скверах? Сомневаюсь. Точек выхода пара практически нет и это проблема. С одной стороны в городе концентрация протеста, с другой город сильно немофортен даже для тех у кого есть деньги (потому как еще есть проблемы с улицами, парковками, культурой полиции и так далее).

20.3.12. В политических акциях люди самоорганизуются через досуг. Раньше также собирались на фестивали бардовской песни, ролевые игры, соревнования, походы и так далее. Теперь все принципы досуговой самоорганизации мигрируют в политическую сферу. 

В Италии завершается конкурс Apps4Italy
15 мая 12 01:30

В шортлист конкурса Apps4Italy попало 33 проекта из 188 подавшихся.

Среди проектов стоит отметить такие проекты как:

- DBPedia Italia - Итальянская версия DBPedia

- LOIUS - интеграция статистики Италии и публикация в виде Linked Data

- Проекты по музейным коллекциям

и многое другое.

Результаты конкурса впечатляют и мы надеемся что в нашем конкурс Apps4Russia появятся не менее интересные проекты.

Оригинал публикации на сайте Apps4Russia

Вопросы по Apps4Russia. Обсудим?
10 мая 12 01:16

Вместе с тем чтобы еще раз позвать Вас всех к участию к нашему замечательному конкурсу Apps4Russia я хочу задать всем Вам несколько вопросов, а также послушать Ваши предложения.

1. Нужна ли отдельная номинация или приз для проектов в области Linked Data и Semantic Web? Если да, мы их учредим и добавим, но хотелось бы увидеть хотя бы 5 участников по этой теме. Есть ли шанс их увидеть? Есть ли идеи что хорошего Вы можете сделать в области Linked Data?

2. Какие открытые данные необходимы более всего, что хочется создать в ближайшее время, но к чему приготовленных данных нет? Данных есть много и можно приготовить еще больше - вопрос в том что нужно в первую очередь.

3. Мы ищем партнеров для того чтобы донести информацию о конкурсе до максимально широкой аудитории. Если Вы готовы нам в этом помочь - с удовольствием добавим Вас в список и будем благодарны за публикацию о конкурсе и баннере конкурса. Пишите мне на ibegtin (собака) infoculture.ru или тут комментарием.

4. Для поддержки конкурса мы создали специальную общественную организацию "Информационная культура" для которой конкурс сейчас является основной деятельностью, но не единственной. Идея в том чтобы стать такими же как Open Knowledge Foundation и Sunlight Labs. Крутыми и технологичными. Но мы только в самом старте и главное чего пока нехватает - это людей и средств для того запустить все то маштабное что хочется сделать. Мы сейчас средства активно на это ищем и надеюсь что найдем и людей. Приглашаю всех кто готов нам помогать к участию и выслушаю все предложения по проектам которые можно и нужно поддержать, финансирование которое можно привлечь и так далее.

5. Сейчас появилось много конкурсов вокруг гражданских проектов, но наше отличие в том что мы четко про открытые данные. Я не буду хвалить или критиковать тех кто делает параллельные инициативы - я считаю что главное это формирование среды в которой общественные проекты бы появлялись. Хочу лишь сделать два важных акцента. Открытость - это открытость. Чистота принципов здесь имеет значение.  Исходный код должен быть открытым, данные должны быть открыты и все остальное тоже. Open Licenses, Open Data, Open Content, Open Knowledge, Open Government и так далее.

This Blog

Tags

Archives

Syndication