Июнь 2012 - Posts

Архивирую сайты и ищу сайты
28 июня 12 07:39
В каталоге архивов OpenGovData.ru существенное пополнение. Были добавлены 21 сайт.



Архив сайта ФБУЦ ИМЦ "Экпертиза" на 2004 год


Архив содержит материалы ФБУЦ ИМЦ "Экпертиза" на 2004 год включая многочисленные государственные реестры управляемые данным ФБУЦ
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта министерства торговли, питаний и услуг Свердловской области


Архив сайта министерства работавший до августа 2011 года. С августа сайт министерства - http://mintorg.midural.ru/
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта Московского метрополитена (до мая 2012 года)


Архив сайта Государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен" (до мая 2012 года).
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта премьер-министра РФ В.В. Путина 2008-2012 г.


Архив сайта премьер-министра РФ В.В. Путина за 2008-2012 годы. Сайт более не обновляется, так как с 2012 года В.В. Путин стал президентом.
Личный сайт политика, включая предвыборные

Архив официального сайта Роскартографии


После расформирования Роскартографии и присоединения её к Росреестру, материалы официального сайта были перенесены на этот ресурс.
Сайт упразднённой госструктуры

Архив сайта управления информатизации города Москвы


Управление информатизации было преобразовано в департамент информатизации города Москвы, старый сайт перенаправляет на новый, но материалы (на 22 июня 2012 года) оставлись доступными на старом сайте по прямым ссылкам
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта Министерства налогов и финансовой политики Новосибирской области.


Архив сайта Министерства налогов и финансовой политики Новосибирской области. Более не обновляется с сентября 2011 года.
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве


Архив сайта управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. С 2010 года сайт переехал на www.to77.rosreestr.ru Данный архив содержит предыдущую версию сайта
Архив сайта существующей госструктуры

Архив официального сайта кандидата в Президенты Владимира Вольфовича Жириновского (кампания 2012 года)


Архив официального сайта кандидата в Президенты Владимира Вольфовича Жириновского (кампания 2012 года). Сайт создавался под президентскую кампанию 2012 года и подлежит архивации.
Личный сайт политика, включая предвыборные

Архив официального сайта кандидата в Президенты Владимира Владимировича Путина


Официальный сайт кандидата в Президенты Владимира Владимировчиа Путина. Не обновлялся с момента избрания и далее обновлятся не должен.
Личный сайт политика, включая предвыборные




Архив сайта правительства республики Дагестан (до 2010 года)


Архив сайта правительства республики Дагестан. Последнее обновление в 2010 году.
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта Росрегистрации (до февраля 2009 года)


Архив сайта Росрегистрации (до февраля 2009 года) Позже служба была объеденена с Росреестром.
Сайт упразднённой госструктуры

Архив блокнота супруги президента Светланы Медведевой (2008-2012 годы)


Архив блокнота супруги президента Светланы Медведевой (2008-2012 годы) Не ведется с апреля 2012 года
Не обновляющийся тематический сайт

Архив сайта кандидата в президенты Геннадия Зюганова (кампания 2012 года)


Архив сайта кандидата в президенты Геннадия Зюганова (кампания 2012 года)
Личный сайт политика, включая предвыборные

Архив сайта законодательного собрания Ульяновской области


Архив сайта законодательного собрания Ульяновской области. Материалы до апреля 2011 года
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.


Архив сайта управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. Материалы до 2009 года включительно.
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта президента Российской Федерации за 2004 год


Архив сайта президента Российской Федерации за 2004 год
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области


Архив сайта управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Последние данные за октябрь 2011 года. Новый сайт - http://tarif.pnzreg.ru/
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.


Архив сайта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Данные по май 2011 года
Архив сайта существующей госструктуры

Архив сайта Роснедвижимости (до 08.2009)


Диск социальное партнерство и развитие


Диск социальное партнерство и межсекторное взаимодействие 2008 год. Диск социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества 2010 год. Не обновлялся с 2010 года, формат публикации и не предусматривает регулярные обновления.
Не обновляющийся тематический сайт

Плюс еще около десятка сайтов надо просто загрузить на хостинг и около 4-х имеют слишком  большой объем и я думаю как бы их разместить.

Как Вы можете заметить появилась категория сайтов - "Личный сайт политика" где собраны сайты предвыборные - Путина, Зюганова и Жириновского с прошедших выборов.

Однако это далеко не все. Например, большая часть предвыборных сайтов прошлых кампаний уже исчезли, отследить обещания политиков, смену политических векторов - очень сложно.

Поэтому у меня есть ко всем следующая просьба. Если Вы знаете заброшенные сайты госорганов и политиков - дайте мне знать, будем их ставить в очередь на архивацию. Особенно в том что касается сайтов ликвидированных ведомств и сайтов предвыборных кампаний прошлых лет.

 
Открытое государство. История и новый смысл
28 июня 12 03:07

В Полит.ру вышла большая моя обзорная статья по тому что же такое на самом деле открытое  государство - http://polit.ru/article/2012/06/28/open_gov/

Приведу её целиком

Введение

Что такое открытость? Что должно быть открытым? В чем разница между правительством и государством? И что же такое,  наконец, Открытое государство и почему оно вообще нас всех должно волновать. Начну с того, что этот термин до сих пор не столь однозначен в мире и весьма неоднозначен в России. В изначальном своем звучании «Open Government» можно перевести как «Открытое государство», «Открытое правительство» или «Открытая власть».Каждый из терминов неточен по-своему.

Так, термин «Открытое правительство» отличается тем, что в России все рассматривают «Правительство» только с большой буквы, то есть как орган верховной исполнительной власти, а не как совокупность всех властных структур. В термине «Открытая власть» заведомо содержится разделение на «мы и они». Власть и все остальные. С той лишь разницей, что власть открытая. При всей его симптоматической точности, он не соответствует тому, что происходит в мире. Именно поэтому я лично использую термин «Открытое государство», который включает все органы государственного управления и все ветви власти, а также иные органы власти, упомянутые в основном законе. И, как вы знаете, в России сейчас членами правительства активно используется смешанная терминология. Кто-то говорит «Открытое правительство», кто-то  - «Большое правительство», и реже, но тоже употребляют «Расширенное правительство». В лучшем случае,  речь идет об открытости исполнительной власти, в худшем - о создании новой структуры экспертного типа при обычном Правительстве. Поскольку лично я всегда куда больше интересовался термином «открытые данные», о котором еще напишу подробнее, то всегда хотел хотя бы для себя понять, что такое открытое государство в международном понимании и что применимо к нему, а что нет. И для этого я собрал почти все известные определения, а далее приведу наиболее интересные из них.



Термины и определения

Великобритания 1993 год. Первый официальный документ

Одно из самых первых серьёзных и детально раскрытых определений Открытости государства содержится в документе 1993 года, в докладе герцога Ланкастера в главе 1 и пункте 1.1: «1.1 Открытое государство - это часть эффективной демократии. Граждане должны иметь адекватный доступ к информации и анализу, на основе которого государство работает. Министры и публичные служащие обязаны разъяснять их законы, решения и действия общественности. Государство, тем не менее, нуждается в том, чтобы хранить некоторые секреты и обязано защищать личную жизнь тех, кем оно управляет».

«Open Government» Presented to Parliament by the Chancellor of The Duchy of Lancaster By Command of Her Majesty July 1993

В том же документе это неоднократно раскрывается и я приведу еще несколько выдержек оттуда же, из главы 4, пункт 4.3: «4.3 Ключевыми условиями для того, чтобы положения данного документа были уставлены,являются:

  - четкая формулировка принципов, на которых информация может быть доступна

- четкая формулировка условий,  на которых информация может быть оправданно сокрыта;

  - обособленный, авторитеный и независимый контроль».

 
Оригинал: http://www.official-documents.gov.uk/document/cm22/2290/2290.pdf

Две этих коротких выдержки вполне четко определяют, что такое открытое государство. Открытость – это, в первую очередь, доступ к информации, пусть и с некоторым оговорками, которые здесь упомянуты. Двинемся дальше.

Уэльс 2002 год. Министр открытого государства

Выступление министра открытого государства Уэльса Карвина Джонса. … Создание открытого государства – это большое испытаниено намерение в том, чтобы администрация достигла целей и превзошла требования Законодательство о свободе информации (Freedom of Information legislation). Наши цели амбициозны и испытывающено наш выбор искреннен

Оригинал: http://new.wales.gov.uk/newsroom/businessandeconomy/2002/4027277/?lang=en

В этом определении мы можем увидеть еще более точную формулировку, и она раскрывается через так называемые законы свободы доступа к информации FOI (Freedom of Information)

OECD Policy Brief (публикации ОЭСР) 2005 год

С точки зрения общественностиоткрытое государство - то, где бизнесобщественные организации и граждане могут:

  • «знать» – получать релевантную и понимаемую информацию;
  • «приобретать» – получать сервисы и взаимодействовать с государством;
  • «создавать» – принимать участие в процессе принятия решений.

Принципы хорошего управления – прозрачность и подотчетностьчестность и равенстводейственность и результативностьуважение к закону и высокие стандарты этичного поведения – представляют основу того, на чем построено открытое государство.

Оригинал: http://www.oecd.org/dataoecd/1/35/34455306.pdf

На сей раз определение становится шире и в нем можно увидеть как тех, на кого открытое государство ориентировано – бизнес, общественные организации и граждане; и то, что является его неотъемлимой частью – доступ к информации («знать»), эффективность («приобретать») и вовлечение («создавать»). Даже с оглядкой на то, что ОЭСР – это международная организация с акцентом на экономике, безусловно,  это определение достаточно хорошо,  чтобы его можно было бы использовать и сейчас.

Великобритания 2007 год. Информационный комиссар Ричард Томас

В одном из выступлений в 2007 году к теме открытости государства обратился информационный комиссар Великобритании Ричард Томас.

Если общество сейчас в большинстве видит пользу от большей открытостипозвольте мне обратится к отражению глубоких конституционныхзаконодательныхполитических и административных размышлений, приводящих к тому, что открытое государство это, безусловно, хорошее государствоВозможно,  есть презумпция раскрытия информации, но свобода информации, в значительной степени,  - это возможность применения конкретных исключений и взвешивание конкурирующих общественных интересов. Это неизбежно, что линии границы все еще прочерчиваются.

Оригинал:http://www.ico.gov.uk/upload/documents/library/freedom_of_information/research_and_reports/northumbria_text.pdf

Это то, что можно назвать наиболее осторожным определением. При том, что в Великобритании довольно давно считается,  что свобода доступа к информации – это хорошо, однако всегда существуют оговорки по открытию той информации,  что составляет государственную тайну. А также существуют ограничения на публикацию личной информации, то, что называют персональными данными. Соблюдение баланса интересов различных групп общества – это, пожалуй, один из наиболее важных аргументов в дискуссиях об открытости в зарубежных странах. И вот здесь я сделаю небольшое отступление и обращусь к другому термину, упомянутому в этом. Хорошее государство или Good Government можно раскрыть и как хорошее или надлежащее управление.

Европейское управление. Good Governance. 2001 год

Этот термин (Good Governance или, на русском языке, «Надлежащее управление») был упомянут и подробно раскрыт в официальном документе Европейского союза под названием «European Governance». Что это такое, раскрывается в следующих принципах:

  • Открытость. Институты должны работать в более открытой манере. Вместе со странами-участниками они должны активно взаимодействовать о том, что ЕС делает и какие решения принимает. Они должны использовать язык, который доступен и понятен широкой общественности. Это особенно значимо в целях улучшения доверия сложным институтам.
  • Участие. Качество, соответствие и эффективность стратегий ЕС зависят от того, насколько широко участие по всей цепочке принятия решений — от концепции до реализации. Улучшение в участии ведет к большему доверию к конечному результату и Институтам,  проводящим политику. Участие зависит от центральных правительств, включающих подобный подход при разработке и реализации политик ЕС.
  • Подотчетность. Роли законодательного и исполнительного процесса требуют большей ясности. Каждый из Институтов ЕС должен разъяснить и взять ответственность за то, что они делают в Европе. Однако также требуется большая ясность и ответственность от входящих стран и всех, кто вовлечен в разработку и внедрение политик ЕС на любом уровне.
  • Эффективность. Политики должны быть эффективными и своевременными, представляя то, что необходимо, основываясь на ясных целях, оценке последующего эффекта и, где возможно, прошлом опыте. Эффективность также зависит от реализации политик ЕС в пропорциональной манере и принятии решений на наиболее подходящем уровне.
  • Слаженность. Политики и действия должны быть согласованными и легко понимаемыми. Необходимости согласованности в Союзе возрастает, число задач растет, увеличение влечет рост разнообразия таких показателей, как климатические и демографические изменения по границам и секторальные политики, на которых Союз основан; региональные и местные власти все более вовлекаются в политики ЕС. Согласованность требует политического лидерства и сильной ответственности в части Институтов для уверенности адекватного подхода к комплексным системам.

Источник: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001_0428en01.pdf

Декларация партнерства открытых правительств. Наши дни.

Пройдя через все определения выше, мы наконец-то приходим к тому,  что же происходит в мире сейчас. Все те принципы, что звучали ранее в разных формах и подробностях нашли свое отражение в документе партнерства открытых правительств (Open Government Partnership). Эта международная организация была создана в сентябре 2011 года как раз с целью развития открытости стран. Обратимся к ее декларации.

Мы признаем, что люди по всему миру требуют большей открытости от государства. Они призывают к большему участию граждан в публичных отношенияхищут пути к тому чтобы сделать их государства более открытымиответственнымиподотчетными и эффективными.

 Мы осознаем, что страны находятся на разных стадиях в их усилиях по распространению открытости в государстве и каждый из нас выбирает подход соответствующий нашим национальным приоритетам и условиям и пожеланиям сограждан.

Мы принимаем ответственость в участии в усилении нашего вклада для распространения прозрачности, борьбы с коррупцией, вовлечении граждан и использовании мощи новых технологии для обеспечения государства более эффективным и подотчетным.

Мы поддерживаем ценности открытости в нашем взаимодействии с гражданами для улучшении услуг,управления общественными ресурсамираспространении инноваций и создания безопасных сообществ. Мы видим принципы прозрачности и открытости государства с целью достижения большего процветания,качества жизни и человеческого достоинства в наших собственных странах и все более объединенном мире.

Источник:http://www.opengovpartnership.org/sites/www.opengovpartnership.org/files/page_files/OGP_Declaration.pdf

У этого безусловно важного документа есть лишь один недостаток – многие определения открытости там установлены как данность, они не раскрыты и предполагается,  что все мы под открытостью понимаем что-то одно и этот термин самозначен.

Так что же такое Открытое государство

Покончив с основными определениями можно переходить к сути. Основа определений в соответствии государства, государственной политики определенным принципам. Эти критерии очень четко сформулированы в перечне критериев по которым определяются страны пригодные для вступления в Open Government Partnership.

Они подробно изложены в на специальной странице партнерства, и там же приводятся материалы, на основании которых рассчитывалась готовность/пригодность вступления стран в OGP.

Я изложу их вкратце. Эти критерии:

  • Финансовая прозрачность. Своевременная публикация важных бюджетных документов формирует основные блоки бюджетной подотчетности и открытой бюджетной системы.
  • Доступ к информации. Закон о доступе к информации который гарантирует обществу право на доступ к информации и доступу к государственным данным является ключевым духу и практике открытого государства.
  • Раскрытие информации о ключевых выборных и государственных персонах. Правила, требующие публичного раскрытия доходов и имущества избранных и ключевых государственных персон являются ключевыми для антикоррупционного и открытого подотчетного правительства.
  • Вовлечение граждан. Открытое государство требует открытости для участия и вовлечения граждан в разработку нормативных документов и управления, включая базовую защиту гражданских прав.

Для каждого из критериев организаторы партнерства использовали данные международных рейтингов и исследований дабы понять, какие из стран подходят и какие нет.

Являются ли эти критерии водоразделом того, что такое открытое государство? Безусловно. По крайней мере, по критерию «Вовлечение граждан» мы можем увидеть четкую связь Open Government и того, что называют демократическими ценностями и гражданскими свободами, поскольку он определяется по уровню развития демократии в стране на основе рейтинга Democracy Index 2010 от Economist Business Unit.

Поэтому, что же такое Открытое государство. Это доктрина открытости органов власти, реализация которой обеспечивает свободу доступа информации для граждан, бизнеса и гражданского общества, высокий уровень прозрачности ключевых государственных инициатив, персон и процессов для широкой общественности и участие граждан в принятии ключевых государственных решений.

Открытое государство – это государственная политика и никак не что-то иное.

И вот здесь пора затронуть тему Большого правительства в России.

Россия. Наши дни. Большое Правительство

Ситуация с открытостью всегда имела свои «родовые травмы», унаследованные еще от закрытого принципа работы органов власти в Советском Союзе, сильной завесе секретности и лобби спецслужб. То, что Дмитрий Медведев заговорил о формировании «Большого правительства» и продекларировал интерес во вступлении в Open Government Partnership – было тем, что многие поначалу встретили с энтузиазмом. Энтузиазм быстро испарился после первых же последующих действий. И вот почему.

Во-первых, возникла терминологическая ловушка. Разные чиновники, стоящие за этой инициативой, называли его то Большим, то Расширенным, то Открытым,  и каждый раз по-новому, а иногда поминая и все три термина за речь. Причем,  если что такое «Открытое» более-менее понятно людям, знающим, что происходит в мире, то «Большое» и « Расширенное» – это какое-то внутрироссийское изобретение непонятного происхождения.

Во-вторых, с самого начала упоминалось Правительство с большой буквы - то есть конкретный государственный орган, а не совокупность всех верховных органов власти. Это как раз к вопросу о терминологической разнице в названиях. Сейчас получается что Открытым / Большим / Расширенным Правительством называют некую форму экспертного совета при российском правительстве, формируемую некой рабочей группой по его созданию. Но экспертные группы – это не группы правозащитников и не широкие публичные консультации. Это модель коммуникаций построенная, в лучшем случае, на цивилизованном лоббизме, в худшем - на узаконивании ранее принятых решений через экспертные советы. Сами по себе они, при этом, ничего не решают.

Мне довелось прочитать все публичные документы этой рабочей группы. И если сказать вкратце, то результат удручающий. Вместо четкого фокусирования на вопросах открытости, фактически, в материалах видно, что это попытки сформировать некую новую экономическую и социальную политику. Причем это видно даже из самого начального разделения группы на «подгруппы», каждая из которых не имела отношения к открытости как таковой. Необходима ли стране экономическая политика? Безусловно. Но опять же это не открытость.Отчасти на этом фоне радует, что Россия все таки оставила заявку на вступление в Open Government Partnership и выполнение международных обязательств перед партнерством даст большее понимание того, что правильно, а что нет, нашим чиновникам. И вот сейчас мы подошли к самому важному вопросу. А зачем же открытое государство вообще нужно. Каким образом возникла потребность в его появлении? И на этот вопрос также есть ответ.

Открытое государство без государства

До этого я писал о том, что же такое открытое государство и о проблемах понимания этого термина в России.А теперь обратимся к самым первоистокам. Откуда у чиновников вообще возникло стремление к формулированию данного термина и данной доктрины. В неком идеальном, если угодно, Платоновском обществе, мы можем представить, что множество людей выбирают наиболее честных и подходящих для того, чтобы те лучшим образом представляли их интересы и управляли тем, что находится в общем ведении. Образ этого общества так или иначе есть у каждого из нас, и мы четко ощущаем разницу в том, когда нами управляют те, кто может быть профессиональными и моральными авторитетами и те, кто готов использовать власть и инструменты манипуляции для достижения личных целей.

При этом, де факто, современное общество является информационным. Если ранее каналы коммуникации состояли из бумажных писем и телефонов, то сейчас интернет получил широчайшее распространение и коммуникации стали всеобъемлющими и чрезвычайно быстрыми. Мы вот прямо сейчас живем в информационном обществе, и современные технологии создают многочисленные возможности самостоятельно и быстро делать то, что ранее требовало работы больших коллективов за многие месяцы.

Механизмы краудсорсинга для решения проблем, такие, как волонерство при лесных пожарах,самоорганизация граждан для раздельного сбора мусора, посадки деревьев, обустройства окружающей среды – все это ни что иное, как самоорганизация граждан, которая становится все проще, быстрее, коммуникативнееи независимей от государства. Аналогичные примеры можно привести и в отношении государства и его открытости. В странах где общество уже успело оценить важность доступности государственной информации еще до инициатив открытости правительств, появлялось множество гражданских проектов, в которых имеющаяся государственная и общественная информация собиралась и представлялась удобным образом.

Так,  государственные проекты по открытости бюджета США появились значительно позже общественного проекта Fedspending.org, созданного OMB Watch в октябре 2006 года. Проекты открытости государственных данных в Европе создавались Open Knowledge Foundation без участия государственных структур Евросоюза,проект Rewired State («переделанное государство») в котором программисты самостоятельно переделывают государственные сервисы и создают новые проекты на основе государственных данных, также существует независимо. Это многочисленные иные проекты открытости, в которых граждане по крупицам собирают государственную информацию, опубликованную в сканах, PDF-документах и т.п. и преобразуют ее в открытые базы данных, доступные для всех.

К примерам подобных проектов в России я могу привести созданные мной проекты OpenGovData.ru и конкурс для разработчиков Apps4Russia. Их смысл и их цели не в том, чтобы привлечь внимание государства к этой теме, а в том, чтобы обеспечивать открытость государства без его участия. Другими такими проектами являются ГисЛаб – проект/сообщество по геоданным, многочисленные гражданские Вики проекты и отдельные инициативы в виде мобильных приложений и сайтов гражданского контроля. И таких проектов очень много, и именно они и создаются среду, в которой может существовать Открытое государство. Эти проекты возможны благодаря другому явлению которое называется «Открытые данные»  и смысл которого в том, что свобода доступа к информации может быть реализована по-разному и информация может иметь множество форм.

Так текст документа,  начитанный на аудио, скан документа и тот же документ, как текст для копирования – это разные уровни его качества. Так же как и государственные базы данных, доступные только для просмотра – это неудобно для всех, кто понимает, что эти данные могут быть проанализированы иначе и сопоставлены.Для того,  чтобы от этих баз была польза, чтобы их можно было использовать повторно, и поднимается вопрос об их раскрытии в форматах, пригодных для компьютерной обработки. Как минимум в файлах Excel, а как максимум - в специальных форматах. Однако об этом я напишу подробнее в следующий раз. Так в чем же смысл и перспективы официального Открытого/Большого Правительства и что же ждет нас в итоге?

Что будет в итоге

Во всем мире инициативы по Открытому государству нацелены на то, чтобы установить доверие между гражданами и управляющими ими элитами. Это реакция властей на общественный запрос и сильное давление со стороны гражданского общества. Реакция, вызванная не только тем,  развиваются ли протестные настроения, но и тем, что протест звучит не в целях сменить одних лиц на других, а в том, чтобы изменить сами принципы общественного устройства. Возможно, Открытое государство – это именно та доктрина, что позволит пройти эту трансформацию к наибольшей общей пользе для всех.

В России на открытость есть огромный, хотя и пока еще не сформулированный общественный запрос на изменения. Становится все больше общественных инициатив и не упомянутых здесь, но безусловно важных региональных проектов. Для того, чтобы федеральной власти соответстовать этим вызовам, крайне важно понимание, что без системной работы, без ясного и четкого изложения принципов открытости, без соответствия международной практике и запросов общества невозможно сохранить и установить уровень доверия людей, который позволил бы пережить грядущие трансформации общества безболезненно. Но даже если это понимание к ним не придет, ничто не помешает нам строить Открытое государство без государства.



МВД и Архивы
27 июня 12 08:15

Вышла моя статья в Московских новостях про МВД и про архивы.

Посмотрите - http://mn.ru/columns/20120627/321546576.html

Я в ней не стал раскрывать подробнее про стандарты и технологии, статья общая и вводная описывающая проблему. Однако проблема есть и немалая - информация исчезает.

6 июля 2012 года на Стрелке дискуссия "Делаем вместе"
22 июня 12 03:36

6-го июля в 19 часов на Стрелке Институт Гёте организует мероприятие - дискуссия "Делаем Вместе"

Я буду вести дискуссию и мы там будем говорить про коворкинг, проекты в Интернете и про открытые данные.

Подробнее тут http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/dig/zus/ru9440063.htm можно узнать адрес и записаться.

А также по этой ссылке дискуссия будет транслироваться в Интернет.

Обязательно приходите и смотрите онлайн!
Конференция по открытым ГИС
22 июня 12 03:29

В ноябре пройдет интересное мероприятие относящееся к открытым данным и открытости в принципе — конференция по Открытым ГИС.

http://gisconf.ru/

Организуют мероприятие — активисты ГисЛаб и OpenStreetMap.

Я не знаю смогу ли там быть сам, но всячески призываю заглянуть туда тех кто интересуется открытыми геоданными и открытостью в области ГИС в принципе.    

Материалы по сети социальной рекламы "Общественное благо"
21 июня 12 10:51
Поскольку с этой идеей я работаю уже давно, а времени на неё все нет - публикую имеющиеся у меня материалы для свободного использования под Creative Commons. Захотите сделать такой проект - милости прошу.
Оригинальная заметка в Evernote - https://www.evernote.com/shard/s1/sh/e0693411-f1d3-4490-9a57-11282df17852/ff1bccc9161d47900267a37b5cc2dc51
----
Идея
Сеть социальной рекламы – это некоммерческий проект с целью создать в русскоязычном сегменте сети Интернет площадку для размещения некоммерческой рекламы. Сеть даст благотворительным и иным некоммерческим организациям возможность размещать свою рекламу бесплатно. В качестве площадок выступят сайты, также, готовые размещать рекламу бесплатно.
Рабочее название – PublicGood, “Общественное благо”
Рисунок 1. Структура проекта

Подробнее - http://ivan.begtin.name/2012/06/21/publicgood/
Пресс-релиз первого семинара W3C Russia по открытым данным
20 июня 12 06:32

В качестве разнообразия и для того чтобы все мы понимали чем занимается W3C Russia и я в частности публикую пресс релиз с прошедшего семинара по открытым данным.

Оригинал здесь http://w3c.org.ru/?p=1151

От себя добавлю что впервые на моей памяти желающих поговорить про открытые данные было больше чем времени мероприятия.

Прошу Вас также посмотреть на отзывы Катерины Аксеновой - http://gov-gov.ru/?p=2961 и Максима Дубинина http://gis-lab.info/blog/2012-06/opendata-table/ Максим критичен, однако надеюсь он нас простит за первое подобное мероприятие. Возможности высказаться оказалось не у всех именно из-за большого числа участников.

Далее почитайте пресс-релиз, все содержательное там есть.

«Открытые государственные данные» – на пути к новому рынку информационных услуг

Круглый стол, посвященный открытию массивов данных, собираемых государством, прошел в 5 июня в Высшей школе экономики. Организаторами его совместно с Выcшей школы экономики (ВШЭ) выступил российский офис международного консорциума W3C. Открытие данных стало новым актуальным трендом в государственных практиках развитых стран. Россия также признает важность этого направления — в президентском Указе от 7 мая 2012 года «Об основных мерах по совершенствованию системы государственного управления» говорится о необходимости публикации открытых государственных данных  уже к 15 июля 2013 года.

Реализация национальных проектов открытых данных, как правило, ставит перед собой две цели. Первая, общественно-политическая – государство должно открывать данные для своих граждан. Эта цель на нынешнем технологическом уровне решается довольно легко. Главным предметом обсуждения стало достижение другой цели — превращение массивов тех данных, которые есть у государства, в продукт, пригодный для использования в экономике. Это позволяет бизнесу формировать новый состав услуг, предлагать то, чего не существовало на рынке, как это сейчас происходит, например, в здравоохранении: сформировано новое направление, основанное на использовании связанных открытых данных – трансляционная медицина.




Открывая обсуждение, директор Регионального офиса W3C, зам. директора Института информационных технологий ВШЭ Виктор Клинцов отметил, что государство – это один из самых больших потенциальных генераторов данных в сеть. Администрация США опубликовала сегодня более миллиона набора данных. Это опубликовано не для «читателей», подчеркнул Виктор Клинцов, а для компьютеров, для сервисов, которые используют эти данные для создания новых  данных, продуктов и сервисов.

Клинцов Виктор рассказал, что в мировой практике, при участии W3C, устоялись три основных набора регламентов при реализации проектов открытия данных. Первый – регламент публикаций. Он определяет ответственность тех структур, которые являются собственниками данных и должны публиковать их.  Вторая группа регламентов определяет лицензионную политику доступа к данным со стороны потребителей: как простых читателей, так и коммерческих структур. Третий набор регламентов касается эксплуатации хранилищ открытых данных. В.Клинцов призвал использовать эти наработки в российских условиях.

Заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Олег Пак рассказал, что именно министерство было инициатором  включения в президентский Указ поручения о публикации открытых данных. Он отметил, что это позволит стимулировать реализацию коммерческих IT-проектов по созданию различных приложений на базе открытых данных. Особенно это актуально для сегмента малого и среднего бизнеса, потому что именно такие компании наиболее активно принимают участие в таких проектах. Но что еще более важно, в результате реализации тех приложений, которые будут разработаны на базе открытых данных, будет повышены качество и уровень жизни граждан.

Минэкономразвития, по словам Олега Пака, готовит соответствующие технические требования, разработку концепции использования открытых данных в России. В рамках этой концепции планируется разработать полностью всю методологию использования открытых данных в России. Эта концепция должна стать своего рода дорожной картой для работы всех органов власти по реализации этого проекта.

Профессор Сёрен Ауэр (Sören Auer), координатор панъевропейского проекта LOD2 (Linked Open Data) по работе со связанными данными, рассказал о европейском опыте по использованию связанных данных. К данному моменту в сети опубликовано 500 млрд. фактов, какими можно воспользоваться. Есть очень динамичные, глобальные производственные и научные сообщества. Например, Thomson Reuters, BBC в Великобритании публикуют открытые данные и используют открытые данные. Возникают новые правительственные проекты. Один из примеров – DataDoc of UK, в Великобритании. Европейский Союз планирует открыть большой портал открытых данных в следующем месяце. Сёрен Ауэр подчеркнул что в рамках LOD2 разрабатываются решения по использования не только публичной, но также и корпоративной информации, насыщения ее метаданными, позволяющими повысить эффективность ее использования внутри компаний.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области информационных технологий и координации информатизации Минкомсвязи России Павел Пугачев рассказал о конкретных примерах успешного использования открытых данных на примере одной IT-компании из США. Ее программисты используют данные по лечебным учреждениям (обезличенные, дабы не нарушать врачебной тайны), по вспышкам заболеваний, по количеству больных, перерабатывают их и поставляют крупным фармацевтическим компаниям. Те очень заинтересованы в такой информации, поскольку она позволяет им выстраивать логистику и тактику спроса-предложения. Павел Пугачев предложил определить приоритеты, наиболее интересные рынку виды данных, чтобы сосредоточить усилия на их первоочередном раскрытии.

Жулин Андрей, директор по экспертно-аналитической работе Высшей школы экономики, предложил создать на базе ВШЭ центр компетенций по открытым данным, который мог бы проводить отечественные исследования по этой тематике.

В ходе обсуждения отмечалось, что уже само начало работы по подготовке открытых данных показало, что российские ведомства свою работу до сих пор строили исходя из внутреннего понимания эффективности их использования – для человеческого восприятия. Раскрываемые данные редко могут быть использованы в интересах бизнеса, они непригодны для компьютерного «потребления» в силу их разноформатности и несогласованности. При этом только в Москве существует 4 тысячи порталов органов власти и организаций с несогласованными принципами подачи информации.

Иван Бегтин, пионер использования открытых данных в России, а ныне директор направления Linked Data российского офиса W3C, подчеркнул важность использования данных, организованных по принципам LOD (связанных открытых данных), позволяющим проводить автоматическую обработку больших объемов разнородных данных. Для этого ведомствам необходимо выработать и использовать единый стандарт публикации данных.

В этой связи  член Advisory Board консорциума W3C Даниэль Хладки призвал не ждать, пока появятся все регламенты, чтобы можно было начинать «правильную» публикацию: «Опубликуйте то, что у вас есть. Так, как можете, любым способом. Хорошо, плохо ли, с ошибками, некрасиво, даже если  90 % этих данных будет плохо структурировано. Может быть, там почти не будет мета-информации. Я хочу сказать, что необходимо набирать обороты. Если будет 5 % полезной информации, это уже будет начало движения, толчок для развития бизнеса». Иван Бегтин, отреагировал на это сообщением, что и в развитых странах рынок открытых данных начиналась не с правительственных актов, а с активности частных лиц, которые вначале собирали разрозненную информацию, выкладывали ее на своих порталах, приводя ее в пригодный для машинной обработки вид. Сегодня порталы открытых данных существуют в 104 странах и регионах.

Поддержал эту точку зрения Максим Дубинин (проекты OpenStreetMap, GIS-Lab): «Слой пользователей, культура использования не появится, пока не будут открытые данные в достаточно большом количестве». Он поделился опытом в сфере геоданных. Когда стало ясно, что невозможно дождаться государственных подвижек в этой области, стали появляться проекты, в которых сами пользователи выкладывают геоданные. Так, в проекте OpenStreetMap приняло участие более 12 тыс. человек, и 600 тыс. человек, во всем мире — редактирующих карты, создающих эти данные. В итоге, некоторые государственные организации начинают использовать данные, создаваемые пользователями.

Ситуация с прогрессом в проектах открытых данных в России будет представлена Даниэлем Хладки на воркшопе Еврокомиссии по открытым данным Using Open Data: policy modeling, citizen empowerment, data journalism, который пройдет в Брюсселе на этой неделе.

Виктор Клинцов пообещал собрать участников круглого стола на очередную встречу осенью этого года. Офис W3C планирует пригласить к дискуссии лидеров проектов открытых данных США и Великобритании.

Стенограмма круглого стола и презентационные материалы докладчиков будут опубликованы на сайте российского офиса w3c www.w3c.org.ru

О W3C

W3C – это международный консорциум, разрабатывающий и внедряющий технологические стандарты в Интернете.  В настоящее время членами W3C являются 322 организации, представляющие разнообразные сферы деятельности – государственные структуры, университеты, финансовые институты, производители программного и аппаратного обеспечения, медиа-компании, компании, занимающиеся Интернет-услугами из более чем 20 стран мира. В 60-ти Рабочих группах W3C разрабатываются стандарты и отрабатываются бизнес-сценарии будущего Веба – Open Web Platform.

Одной из основных горячих тем W3C является публикация и использование открытых данных в форматах Semantic Web и Linked Data.

Для справки:

По оценкам Еврокомиссии, рынок ЕС по использованию открытых данных оценивается в 27 млрд.евро.

http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2009:0212:FIN:EN:PDF



OpenGovdata.ru: вчера, сегодня, завтра
18 июня 12 11:46

Проект OpenGovData.ru продолжает развиваться. У меня наконец-то дошли руки загрузить туда накопленные изменения и обновления так что встречайте. Пока что это не нечто завершенное, а описание эдакого продолжающегося процесса.

Новые источники информации

В каталог источников было добавлено около 100 новых источников информации, включая банки данных ЦИК России, МИД России, Минздравсоцразвития и многих других. Некоторые из этих массивов даже сразу являются машиночитаемыми и пригодными для работы, большая часть, конечно, это пока реестры и перечни в HTML, но легко преобразуемые в нечто полезное.

Улучшения в навигации и классификации

Теперь все источники информации привязываются к региону (территории), теме и формату лицензии. 

Навигация по регионам доступна тут - http://opengovdata.ru/region/ пока выделено 17 регионов причем основные данные пока общероссийские

Навигация по темам и отраслям -  http://opengovdata.ru/topic/ там 23 темы основные это реестры организаций и классификаторы которых дейсвительно много.

Также появилась возможность навигации по форматам данных - http://opengovdata.ru/format/ и по типам массивов данных - http://opengovdata.ru/datatype/

А также поиск по организациям http://opengovdata.ru/orgs/ при этом теперь все организации рассортированы по их типу который может быть: орган власти, государственное предприятие, коммерческая организация, некоммерческая организация, межгосударственная организация.

Обработанные данные

Данные которые еще давно были приведены в машиночитаемую форму вновь доступны на сайте по ссылке - http://opengovdata.ru/opendata/. Этот раздел по прежнему далеко не полон и он еще будет пополнятся по мере нашей работы.

Архивация государственных сайтов

Появился архив ( http://opengovdata.ru/archive/38/ ) сайта "Диска партнерство и согласие" Минэкономразвития (http://cdrom01.economy.gov.ru/).

Чтобы понять зачем это нужно вот пример.

Из ранее заархивированных сайтов 4 прекратили свое существование в Интернете.

Это такие ресурсы как:

- Московская международная конференция 17-18 февраля 2010 года (Минфина) http://opengovdata.ru/archive/35/

- Официальный сайт государственной программы поддержки русского языка (2006-2010) http://opengovdata.ru/archive/34/

- Картографический сервер Министерства регионального развития Российской Федерации http://opengovdata.ru/archive/30/

- Архив старого сайта Минобороны России (до 2006 года) http://opengovdata.ru/archive/11/

это, конечно, не все, как я и писал ранее - это просто отложенные изменения пока еще не все перенесенные онлайн

Планы

Планов много и вот основные:

1. Доделать все интерфейсные недоделки, не везде еще в шаблонах показываются темы и регионы данных и так далее.

2. Добавить оставшиеся данные, их несколько сотен накопленных в Excel файлах и еще больше в публичном пространстве.

3. Сделать раздел "Инструменты" и перенести туда каталог инструментов из OpenDataTools.ru, а также добавить отсутствующие там

4. Нужна площадка для общения и консолидации пользователей. Варианты - форум или рассылка. Рассылка основная - это рассылка OKFN на русском http://lists.okfn.org/mailman/listinfo/okfn-ru я готов выслушать все предложения и пожелания по тому как это должно быть.

5. Необходим список задач для волонтеров

6. Необходимы обучающие материалы по использованию открытых данных.

И конечно же все пожелания максимально приветствуются. Их можно писать комментариями к этому посту, присылать мне на ibegtin@infoculture.ru или же оставлять в системе отзывов http://opengovdata.reformal.ru/

И я напомню что проект OpenGovData.ru теперь ведется от лица Некоммерческого партнерства "Информационная культура" (http://infoculture.ru) и нацелен на поощрение повторного использования государственной информации для общественного блага.

Как комментировать события для статей
17 июня 12 03:00

За то время что журналисты просят меня прокомментировать какие-либо события, кроме того комментария что я отдаю в итоге, у меня в голове крутится обычно еще штук десять в разных форматах. Уверен что пригодятся они тем и каждый подберет под собственную позицию.

В качестве вводной - http://www.izvestia.ru/news/527528

Тема: "Правительство Медведева создает социальную сеть"

Комментарии.

Жесткий короткий

"Туповатая какая-то затея"

Жесткий длинный профессиональный

В Facebook или «В Контакте» люди способны самоорганизовываться в самые разные группы: будь то сбор мусора, экологические проблемы, помощь престарелым, донорство. В большинстве зарубежных стран идут не по пути создания соцсетей, а по пути поддержки общественных инициатив, НКО.— Открытое правительство — это не место генерации идей. Эти люди считают, что они должны что-то придумывать. Лучше Facebook или «В Контакте» в Открытом правительстве не придумают. Поэтому пусть лучше государство финансирует уже существующие сети на конкурсной основе.

Вежливый длинный профессиональный

Интерес государства и Открытого правительства к созданию социальных сетей понятен, есть множество сообществ вокруг государственных тем и вовлечения граждан доказавших свою эффективность. Однако выбранный формат не позволит достить максимальной эффективности и востребованности аудиторией поскольку конкуренция между крупнейшими социальными сетями в России крайне сильна и дале административного ресурса может нехватить для её популяризации. Помочь может интеграция с крупными игроками на этом рынке или же создание социальной сети на их платформах.

Нелояльный

Да о какой социальной сети вообще можно говорить если само "Открытое правительство" собиралось закрытым образом? Не верю я в то что эти люди могут сделать вообще что бы то ни было полезное.

Лояльный осторожный

Это очень важно что государство обратило внимание на возможность использования социальных сетей для решений общественных проблем сообща. Я уверен что возможность общения с чиновниками через эту сеть будет иметь огромную роль для всей страны. 

Расследовательное

Что означает что сеть создается на "частные деньги"? Бизнес который хочет помогать людям может делать это и без государства. Если кто-то хочет вложить деньги в этот проект - пусть вкладывает. Вот только причем тут Открытое правительство и государственная поддержка? Какую выгоду посулили этим бизнесменам за создание такого проекта? Этот вопрос куда более важен чем появление самой социальной сети.

Навальномания

Такие проекты как Роспил и остальные проекты гражданского общества - это гораздо лучшие примеры того как граждане сами создают сообщества по борьбе с коррупцией и решения социальных проблем. Может ли Открытое правительство сделать такое? Да не может! То-то и оно! Вот и будет очередной симулякр. 

Навальнофобия

Государство, в отличии от "оппозиционных деятелей" дает возможность действительно конструктивной работы граждан и решения конкретных проблем, а не просто лайканье, поиск закупок и другие "хомячковые игры". 

"Озабоченный" проблемой детского интернета

Хочется надеятся что хотя бы в этой социальной сети будут жесткие требования по модерации содержания и дети будут защищены от всего того что мы наблюдаем в других сетях. Если мы сможем наработать такую практику в государственной сети, то потом можем распространить на другие социальные сети.

"Озабоченный" проблемой приватности

Давайте вспомним что социальные сети - это вторые по маштабу после государства системы "большого брата" знающие о человеке все и вся. Если государство начнет делать свои социальные сети, то оно будет знать о нас еще больше чем знает сейчас. Хотим ли мы действительно такого будущего себе и собственным детям? Пришла пора жестко ограничить чиновников в создании систем собирающих информацию о гражданах.
"Озабоченный" стандартами и открытостью
Важным элементом экосистемы социальных сетей является возможность интеграции информации из них для других проектов, создания специальных приложений и, в принципе, соблюдения стандартов открытости, приватности и удобства использования для всех категорий граждан. Пока еще государственные проекты не демонстрировали разумного уровня качества реализации и трудно предположить что этот проект будет примером открытости и удобства, во всяком случае, пока не видно его технического задания.
Вежливый конкурентный
На мой взгляд, то что проект создается на частные деньги, ни в коей мере не должно ограничивать волю государства к развитию конкуренции и использованию лучших наработок. Я уверен что если организаторы проекта создадут его через публичный конкурс и привлекут наиболее сильные команды к его созданию, то проект может быть выполнен на самом высоком уровне.
Критичный словоосмысляющий
Мне очень не нравится то с каким посылом делается этот проект. Изначальное название "Россия без дураков"  несет в себе негативную окраску и по дискуссиям и постам в проекте видно как многие упоминают "дураков" и "дурочек" упоминая чиновников. Однако если граждан могут обвинить в разжигании розни против "социальной группы чиновников", то удивительно или наоборот неудивительно как такого обвинения могут избежать чиновники начавшие подобный проект. В этом смысле проект "Страна без глупости" назван куда более правильно. Глупости может совершить любой, даже умный человек. А обозвать человека дураком надо веские доводы иметь. 
Занудный культурно-феноменологический
Очень важно не забывать что любая социальная сеть формирует определенную культуру поведения и общения. Эта культура определяется тем какие возможности дает социальная сеть, сколь авторитетные лидеры мнений будут привлечены в этот проект и кто будет выступать в нем в качестве моральных лидеров. На мой взгляд социальные сети в текущей форме превратились культурно-бытовой феномен подменяя смыслы сиюминутными формами общения. Очень важно чтобы государство приходя в эту область было проводником общечеловеческих идеалов, накопленной исторической культуры и важных инициатив по сохранению культурного наследия.
Критичный ностальгирующий
В Советском союзе отправляли человека в космос, строили крупнейшие ГЭС и заводы, а в России создают социальные сети "без дураков". Это постыдная ситуация когда высокие цели служения обществу превращаются в вот такие мелочные проекты.
Критичный антикошачий
Учитывая склонность создателей "Большого правительства" к созданию пиарных проектов, может им лучше не заморачиваться и сразу создать дейтинговый сервис (прим. - служба знакомств) или, вот, даже лучше, социальную сеть обмена фотками котов. Вот то-то они наберут себе кошкофильской аудитории любителей мимимишечек. Пользы будет столько же сколько от РоссииБезДураков, а вреда никакого!
Доброжелательный сдержанный
Сложно пока сказать какой будет эта социальная сеть. Учитывая то что времени с появления Открытого правительства прошло совсем немного, я считаю что надо дать текущей команде шанс показать себя и, возможно, мы увидим нечто действительно заслуживающее внимание. 
----
И так далее. Предлагайте ваши варианты.
Сохранение цифрового наследия
13 июня 12 09:19

24.3.1. Вот уже много лет с момента появления Интернета очень многие произведения в виде текстов, видео, аудио и так далее стали создаваться в исключительно в цифровой форме. Тоже самое можно сказать об электронных СМИ - у которых нет материальных носителей и про все остальные публикуемые материалы.

24.3.2. Эта, теперь уже не новая для нас, а привычная форма создания продуктов создает новый культурный слой общества который остается и останется исключительно в нематериальной форме. И вопрос его сохранения существенно отличается от принципов хранения привычных книг, газет, журналов или видеопленки.

24.3.3. Цифровые материалы легко как создать, так и уничтожить. Если что-то проникло в общее пространство сети, то, скорее всего, оно останется там навсегда. Если что-то есть в цифровой форме, но непублично, оно может быть уничтожено полностью за считанные секунды.

24.3.4. При этом цифровые материалы могут представлять значительную общественную ценность. Как культурную - к статьям, публикациям и книгам опубликованным в цифровой форме, так и следственную - к тем материалам которые имеют существенный общественный интерес. Например, к деятельности политиков, политических партий и государственных структур, а также публичных компаний регулируемых государством.

24.3.5. Сохранение подобных материалов - это предмет отдельной государственной политики. В развитых странах это решается через создание веб-архивов, специальных подразделений в национальных библиотеках или национальных архивных агенствах в которых организуется регулярное создание копий всех ключевых веб-сайтов имеющих культурное и общественное значение.

24.3.6. Такие проекты есть в ЧехииАвстралииВеликобритании и в большинстве развитых стран. Данные регулярно собираются с сайтов и хранятся в архивах в виде копий за предыдущие годы, а иногда и существенно чаще и больше. В некоторых архивах глубина охвата составляет до 16 лет (начиная с 1996 года).

24.3.7. Современные технологии позволяют хранить все данные неограниченное время, хранить практически любое количество копий страниц и предоставлять доступ к этим материалам онлайн для всех желающих.

24.3.8. В России сейчас требования по обязательной архивации цифровых материалов отсутствуют. Это особенно наглядно видно при преобразованиях ведомств, когда сайты одних исчезают из сети и все накопленные там материалы становятся недоступны. Это также видно по тому как создаются некоторые государственные ресурсы изначально непригодными к их последующей архивации.

24.3.9. Аналогичная ситуация с культурными объектами присутствующими сейчас в сети, выставками, личными блогами ключевых лиц современности, цифровыми книгами и многим другим. Их архивация не производится и даже не стоит на повестке дня.

24.3.10.  Сохранение культурного наследия и возможность наших потомков знать что было до них - это не бизнес, а ответственность общества.

24.3.11. Фактически государство в лице ответственных структур полностью самоустранилось от сохранения цифрового наследия и даже требует в ряде законов ограничивать срок хранения материалов в создаваемых им публичных информационных системах. Применяя архаичные требования к новой реальности. Как быть в подобной ситуации?

24.3.12. Просвещение или самостоятельная деятельность? Я веду архивы государственных сайтов находящихся под угрозой вымирания делая то что никогда не делали российские чиновники и регуляторы. Это возможно, но это же и ограничено наличием возможных ресурсов и объемом информации. Правильный ли это путь или же следует убеждать тех кто должен делать то что они должны?

24.3.13. Возможно требуется и то и то. Возможно самый правильный путь в создании общественного движения внутри и через него влияние на умы тех кто принимает решения. Возможно участие государства здесь ненужно совсем. Максимум к чему может сводится его роль - не мешать создавать общественное благо.

Чем я занимаюсь
08 июня 12 11:05

Как Вы, возможно, заметили я все реже пишу в ЖЖ,перейдя от ежедневных к еженедельным постам. Редко чаще.

Отчасти это вызвано тем что я довольно много пишу сейчас в короткой форме на фэйсбуке (https://www.facebook.com/ibegtin) и в Twitter (https://twitter.com/ibegtin). Там я пишу практически каждый день.

Другая причина в том что я, по возможности, сейчас распыляю свои публикации по разным СМИ которые берут мои статьи или берут у меня интервью. Это все отнимает время, но и делать нужно - я так считаю.

Итак чем я вообще сейчас занимаюсь. Начну с начала.

Во первых буквально совсем недавно мы создали общественную организацию "Информационная культура". Мы - это 4 человека в учредителях. Я, Василий Буров, Екатерина Аксенова, Борис Долгин и 3 человека в наблюдательном совете - Александр Ослон,  Симон Кордонский и Дмитрий Ицкович.

Организация нацелена на просветительскую работу в том что касается открытости данных, открытости государства и вовлечения граждан. Туда же я передал свой проект OpenGovData.ru и от Инфокультуры мы проводим конкурс Apps4Russia. Подробнее на сайте - http://infoculture.ru

Что мы сейчас планируем делать от Инфокультуры? Во первых проведение Apps4Russia 2012 что идет уже сейчас.

Во вторых поддержка и создание проектов в области открытости. Если у Вас есть идеи того что и как может быть сделано и что соответствует нашим принципам - присылайте мне на ibegtin (собака) infoculture.ru

---

Далее я, как многие из Вас помнят, являюсь директором направления Linked Open Data в Региональном отделении W3C по России. По и по текущей ситуации в России - это, конечно, деятельность в формате полковника без армии. Потому как Linked Open Data в России пока что нет, а от России в W3C состоят пока что только две организации - Высшая школа экономики и РИА Новости.

Что это означает? Это означет что сейчас у организации практически нет/минимальный бюджет и пока что нет даже возможности проводить полноценные мероприятия от консорциума и осуществлять иную содержательную поддержку инициатив по применению стандартов.

Это, скажем так, текущая российская ситуация и офис создавался во многом именно для её преодоления. Поэтому здесь важна Ваша помощь, помощь каждого кто понимает важность открытых стандартов для общества.

Как Вы можете помочь?

Во первых - если Вы работаете в ИТ компаниях использующих стандарты Вы можете помочь убеждением своего руководства к вступлению в W3C (http://www.w3.org/Consortium/membership) это поможет во первых тем что бюджет региональных представительств наполняются из членских взносов организаций вступивших в W3C из стран представительств, а во вторых - это повышает вес регионального офиса в глазах главного офиса W3C и позволит приглашать сюда ключевых спикеров из-за рубежа.

Зачем это нужно компаниям? Это самый сложный вопрос потому как только в России его и задают. Ключевое - это участие в разработке стандартов, переход от потребительской экономики к участию в создании того чем пользуются все. Это возможность узнать о разрабатываемых стандартах до того как они будут приняты и подготовить свой бизнес к этому событию. И это, конечно же, сообщество в котором есть возможность установить контакты с ключевыми игроками на рынке и видеть их направления в стандартизации.

Я готов всячески разъяснять почему и как это нужно и правильно при личных встречах что и делаю в последнее время.

Чем я также занимаюсь? Я занимаюсь пропагандой Linked Data в России. Что очень непросто по причине что я упоминал ранее - у нас этого почти нет. Поэтому сейчас есть два ключевых направления усилий.

Первое - убеждение ключевых игроков в области открытости в том что надо стазу использовать технологии Semantic Web и Linked Data при создании порталов открытых данных, а также в том что подготовка таких специалистов необходима в России.

Второе - организация первого Linked Data проекта в России. И вот здесь есть предложение всем читающим. Если у Вас есть опыт работы с открытыми данными, Вы сталкивались с технологиями Semantic Web или хотите в них разобраться - то Вы мне нужны. Я хочу сделать первый Linked Open Data массив в России и сделать его как общественную инициативу. Я готов найти на это деньги, время, данные, хостинг и иные ресурсы - мне нужны лишь те кто может и хочет сделать подобное в России. Мы можем взять такие открытые данные как данные КЛАДР, справочников, госзакупки или что-либо иное и упаковать их в triple store, сделав над этим интерфейс. Конечно же я не исключаю что в крайнем случае я сам это сделаю с одним из массивов, но я предпочел бы формировать сообщество, а не делать все самому. Пишите мне на ibegtin (собака) gmail.com

---

Я являюсь членом Комитета Гражданских Инициатив созданного Алексеем Кудриным. Комитет - это не партия, организация общественная и шел я туда осмысленно. Соответственно и я в Комитете буду заниматься и уже участвую в ряде проектов которые скоро будут публичными.

-----

Открытые данные и все-все-все. У меня накопилось огромное количество самых разных открытых данных. Я с некоторых пор вообще считаю что открытости у нас в стране много, системы мало. Почему и считаю что важно продвигать Linked Open Data. Почему и важно чтобы открытые данные использовались и создавались гражданским обществом.

Мои публикации за последние пару лет
04 июня 12 12:08

Я систематизирую тут все что я писал в последние годы и что попало в СМИ. И вот список статей образовался. Для тех кто интересуется чем я занимаюсь и пропаганду чего веду в этом есть ответы на многие вопросы.

Интервью

- «Даже если Путин скажет: “Я устал, я ухожу”, ничего не изменится» http://mn.ru/society/20120524/318818739.html

- "Чтобы что-то изменить в обществе ненужно миллионов митингующих" - http://slon.ru/club33/begtin_peremeny-794953.xhtml

Открытость

- "Открытое государство" - http://polit.ru/article/2012/02/22/open/

- "Открытое государство - это когда больно" - http://polit.ru/article/2012/03/26/open_pain/

- "Открытое государство своими руками" - http://polit.ru/article/2011/11/11/open_hands/

- "Открытая полиция" - http://polit.ru/article/2011/11/10/openpolice/

- "Как помочь развитию открытого государства в России?" - http://polit.ru/article/2011/09/05/open_help/

- "Манифест открытого законотворчества" - http://polit.ru/article/2011/07/25/manifest/

- "Открытые данные как общественное достояние" - http://polit.ru/article/2010/06/03/opendata/

- "Российский e-Gov. Малоизвестные факты" - http://polit.ru/article/2010/04/08/ib/

- "Как сделать реальность понятной" - http://polit.ru/article/2011/09/29/realnost/

- "На полпути к открытости" - http://polit.ru/article/2011/09/09/open_halfway/

- "Открытые данные как основа проектов общественного контроля" - http://www.slideshare.net/socamp2011/socamp-opengovdata

Государственные закупки и финансы

- "Что не так с госзакупками?" - http://lenta.ru/conf/begtin

- "Прозрачность госзакупок в России не означает достоверности публикуемой информации" - http://www.vedomosti.ru/blogs/begtin/1595

- "Недобросовестные поставщики и ответственная ФАС" - http://www.hse.ru/data/2011/12/09/1258389343/104-109.pdf

- "У первых лиц нет информации о том что происходит с госзаказами" - http://polit.ru/article/2010/03/22/goszakazy/

- "О проблемах гражданского контроля за государственными расходами" - http://polit.ru/article/2011/01/04/control/

- "О проблемах гражданского контроля за государственными расходами. Часть 2" http://polit.ru/article/2011/01/24/begtin2/

Гражданское общество

- "Экосистема гражданских проектов" - http://polit.ru/article/2011/10/13/eco_sys/

- "Изобретая велосипед" - http://polit.ru/article/2011/07/18/gorod/ 

Депутаты

- "Депутатская полезность" - http://polit.ru/article/2011/12/19/deputat/

Государство в сети

- "Плохой, хороший, мерзкий" (о проблемах официального сайта города Москвы) - http://polit.ru/article/2011/01/18/mosru/

- "Чернуха на госсайтах" - http://polit.ru/article/2010/05/17/chernuxa/

- "ЧП 10 апреля через призму государственных сайтов" - http://polit.ru/article/2010/04/11/gs/

- "Метро 29 через призму государственных сайтов" - http://polit.ru/article/2010/03/30/metro29/

О приватности и прозрачности
02 июня 12 01:32

22.6.1. Возвращаясь к вопросу к "Приватность vs Прозрачность". Буквально совсем недавно, нашелся хороший пример для демонстрации.

22.6.2. В Евросоюзе есть программа (Common Agricultural Policy) помощи фермерам по которой распределяются субсидии фермерским хозяйствам, агрохолдингам и индивидуальным фермерам. Распределяется довольно много денег - 221.4 миллиарда евро (около 9 триллионов рублей) и  более 21 миллиона получателей. Маштабы можете представить себе сами, например, зайдя на такой общественный проект как FarmSubsidy.org Там накопленно огромное количество данных за 10 лет минимум.

22.6.3. Однако в прошлом году еврочиновники решили что раскрытие информации о физических лицах является нарушением приватности и установили новые правила согласно которым теперь вместо ФИО человека необходимо указывать "Natural Person".

22.6.4. Команда FarmSubsidy сейчас занимается тем что активно отстаивает позицию того что эту информацию необходимо раскрывать и приводят в пример скандал с фермерскими субсидиями в Болгарии где под подозрение и расследование попал один из министров.

22.6.5. А по последним их оценкам из-за новых правил до 92% всех получателей субсидий теперь скрыты от мониторинга и контроля. При том что еще несколько лет назад Еврокомиссия предпринимала меры против Германии где власти уклонялись от полного раскрытия всех получателей поддержки, отчасти по той причине что германские законы о защите личной жизни жестче чем в других странах.

22.6.6. Однако теперь ситуация изменилась и правила о приватности становятся жестче и соответствовать практике того же Евросоюза в раскрытии информации о государственных грантах. В Европейской системе финансовой прозрачности публикуется информация о всех получателях грантов от подразделений Еврокомиссии. Однако вместо информации о физических лицах везде указывается, либо "Natural Person", либо звездочки вроде "****** *****". В любом случае о конечном получателе ничего не узнать.

22.6.7. Вопрос, что же первично - прозрачность или приватность? Имеем ли мы право знать или имеют ли они право ограничивать свою жизнь от нас? Или имеем ли мы право ограничивать свою жизнь от других?

22.6.8. Этот вопрос не имеет простого ответа и каждый такой случай необходимо обсуждать и проговаривать отдельно взвешивая все за и против. Каждый случай когда возникает конфликт между приватностью и прозрачностью. Большинство людей не понимают зачем это нужно и в чем смысл. Я в лишний раз в этом убедился читая отклики и комментарии к моему интервью для Slon.ru .

22.6.9. А возникает этот конфликт от соприкосновения двух важных составляющих нашей жизни. Общественный контроль и общественное насилие.

22.6.10. Общественный контроль и, как частный его случай, государственный контроль - это когда общество желает избежать случаев когда малые группы людей обладающих возможностью и намерениями осуществления преступлений вредят другим или же когда решения принимаемые другими затрагивают остальных в худшую сторону. Иначе говоря общественный контроль - это инструмент самозащиты и саморегулирования.

22.6.11. Общественное насилие и, как частный вариант, государственное насилие - это когда общество и его институты создают условия и среду принуждения отдельных личностей в в целях его соответствия устоявшимся нормам, общественного контроля и историческим причинам.

22.6.12. Общественный контроль и общественное насилие часто путают исходя из того что контроль неизбежно порождает насилие, а насилие обязательно дает возможность контроля.

22.6.13. Конечно же, и общественный контроль, и общественное насилие - это ограничения свободы в самом широком ее понимании. И вот здесь то у нас и возникает столкновение между тем что мы называем общественными и личными интересами, а также той средой и теми рисками в которых мы находимся.

22.6.14. Для того чтобы осознать этот баланс и компромиссы очень важно понять такое явление как приемлимость насилия и обратный ему неприемлимость насилия. Так общество готово принимать насилие которое применяется с наличием некоторого обоснования и практики.

22.6.15. Часть из этих "практик" реализует государство, часть общество реализует самостоятельно:

  • заключение преступников под стражу, штрафы и иные формы наказания;
  • призыв мужчин с 18 лет на военную службу;
  • гендерная, возрастная и национальная дискриминация;
  • требования к раскрытию доходов чиновниками, депутатами и другими;
  • крещение детей и иные формы их религиозного посвящение до возраста когда они способны сделать выбор осознанно;
  • сбор налогов с граждан и бизнеса.

и многое и многое другое.

22.6.16. В то же время общество, устанавливает правила неприемлимости насилия, в том числе общественного в некоторых случаях. Это может быть насилие к старикам, детям, беременным женщинам и женщинам в принципе. Аналогично в том что касается насилия в виде воровстава и публикации личной финансовой информации как это делают некоторые хакеры. И многое и многое другое.

22.6.17. Можно сказать что есть зоны приемлимости, неприемлимости и "серая зона" где эти зоны пересекаются и возникает конфликт допустимости. А самое главное что большую часть "полномочий по насилию" и "полномочий по регулированию насилия другими" общество передает государству. Так то что вооружены только МВД, Минобороны и ряд других структур, а вооруженность всех остальных регулируется ими же - это возможно исключительно по причине общественного консенсуса который это допускает.

22.6.18. Это делегирование хорошо работает когда государство существует в общественном организме гармонично и принимаемые решения соответствуют общественным ожиданиям или, хотя бы, удается достичь компромисса между разными слоями общества. Все становится гораздо хуже когда государство начинает отделяться от общества и управляющие им представители элиты исходят не из целей общественного согласия, а из собственных целей или целей крупных экономических структур не представляющих общественные интересы.

22.6.19. В этом случае механизмы саморегулирования общества, в том числе через общественное насилие, превращаются в ту форму государственного насилия которую общество целиком или существенная его часть не приемлет.

22.6.20. Часто государство пользуется инструментами манипуляции и убеждения в приемлимости или неприемлимости насилия для получения больших возможностей для совершения насилия самостоятельно.

22.6.21.  Так государственные структуры напрямую или через явных и неявных агентов проводят убеждение общества в приемлимости Интернет-фильтрации через неприемлимость насилия к детям.

22.6.22. Ранее таким же образом государством вводилось принудительная вакцинация в виде малого насилия над каждым человеком для избежания рисков заражения у всей популяции.

22.6.23. Аналогичным образом действуют законы требующие соблюдения гендерного равенства вопреки коммерческим интересам и традициям. Это также одна из форм насилия реализуемых государством с общественного одобрения.

22.6.24. Развитие технологий и Интернета создают еще одну форму насилия - тотальный контроль. Раскрытие каждым человеком информации о себе, как в государственных и корпоративных реестрах, так и добровольное через социальные сети, позвляет государственным структурам и корпорациям знать о нем больше чем он сам.

22.6.25. Одной из причин этого является развитие технологий анализа и сопоставления данных, автоматического профилирования человека и анализа его интересов.  Немногие люди могут объективно представить все выводы которые можно сделать из их активности, в том числе привычной онлайн. Именно по этой причине беспокойство правозащитников о персональных данных в Google или Facebook правомерно.

22.6.26. Так что же должно быть открыто? В первую очередь все те данные которые представляют общественную ценность, общественную безопасность и не затрагивают личные данные. Это данные собираемые государством в своей деятельности и позволяющее лучше контролировать чиновников. Это статистика, реестры, информация об инфраструктуре и многое другое.

22.6.27. Когда же мы говорим про персональные данные, то приемлимость общественного насилия здесь возможна в случае если оно нацелено на ограничение власти меньшинства над большинством. Иначе говоря, раскрытие информации о владельцах банков, о доходах лиц принимающих решения, о подарках получаемых первыми лицами и их расписание - все это имеет общественное значение. И наоборот данные  позволяющие ограниченному меньшинству получить больше власти над большинством - раскрываться не должны.

This Blog

Tags

Archives

Syndication