Предложения для национального плана открытости правительства
02 октября 12 02:12

Как Вы помните наше с Вами правительство собирает предложения по открытости которые должны будут войти в национальный план. Мы в ИнфоКультуре также подготовили свои предложения и опубликовали их вот тут. Поскольку бессистемно работать мы не умеем, то все детально прописывали одним большим документом.

Предложений много и я тут продублирую только оглавление, а документ можно выкачать тут

http://www.infoculture.ru/ru/ekspertiza/opengovplan/ и тут в PDF http://www.infoculture.ru/media/cms_page_media/41/infoculture_nationalplan_proposals_final_2.pdf

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 4
2.1. КОНСОЛИДАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ 4
2.2. ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ С НКО 5
2.3. ГРАНТОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ 5
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 6
3.1. СВОБОДА ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ 6
3.1.1. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА О СВОБОДЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ (FOIA) 6
3.1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
3.1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ, УЧЕТА И РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН 7
3.2. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН 8
3.2.1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРТАЛОВ ПУБЛИЧНЫХ ЖАЛОБ ГРАЖДАН 8
3.2.2. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОРТАЛОВ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ЗАКОНОПРОЕКТАМ 8
3.2.3. СОЗДАНИЕ ПОРТАЛОВ СБОРА ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТ ГРАЖДАН 9
3.2.4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ 9
3.3. ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ 10
3.3.1. СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
3.3.2. РАЗРАБОТКА ПОРТАЛОВ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ 11
3.3.3. РАСКРЫТИЕ КЛЮЧЕВЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО ЗАПРОСАМ ГРАЖДАН 11
3.3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ 12
3.4. МОНИТОРИНГ ОТКРЫТОСТИ 12
3.4.1. МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ ОТКРЫТОСТИ ГРАЖДАНАМИ 12
3.4.2. МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОТКРЫТОСТИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ 13
3.4.3. МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОТКРЫТОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
3.5. ПРОЗРАЧНОСТЬ УСИЛИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТКРЫТОСТИ 14
3.5.1. ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОТКРЫТОСТИ 14
3.6. РАБОТА С СООБЩЕСТВАМИ 14
3.6.1. ФОРМИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВА РАЗРАБОТЧИКОВ ПРИЛОЖЕНИЙ, САЙТОВ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА НАЦЕЛЕННОГО НА ОТКРЫТОСТЬ 15
3.6.2. ФОРМИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ПРОДВИЖЕНИИ ОТКРЫТОСТИ ГОСУДАРСТВА 15
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИНИЦИАТИВАМ 16
4.1. ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ 16
4.1.1. ОБЕСПЕЧИТЬ РАСКРЫТИЕ ДАННЫХ О ВСЕХ БЮДЖЕТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
4.1.2. ЗАПУСК ИНИЦИАТИВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОНЯТНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 17
4.1.3. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ РОССИИ ПО СТАНДАРТУ IATI 17
4.2. ЭЛЕКТРОННАЯ АРХИВАЦИЯ 18
4.2.1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ АРХИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕБ-САЙТОВ 18
4.3. ОТКРЫТЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 19
4.3.1. РАСКРЫТИЕ ДЕТАЛЬНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ 19

Вошло, конечно, не все, но то что получилось нам самим вполне.

Если у Вас будут предложения, замечания, пожелания и идеи - пересылайте их мне на ibegtin@infoculture.ru или ibegtin@w3c.org.ru и интересные из приложений мы оформим следующим документом.

Конференция CrowdCon 2012
26 сентября 12 04:31

18 октября пройдет конференция CrowdCon 2012 в рамках российской интернет недели.
Подробности в описании мероприятия на Facebook - https://www.facebook.com/events/386036361468982/ и в программе RIW http://2012.russianinternetweek.ru/program/

Я там буду вести секцию "Краудсорсинг и общество" которая будет посвящена вопросам того зачем все это нужно и как "все это" делать правильно. Впрочем речь о правильном будет на всех секциях.

Приглашаю всех кому интересна тема краудсорсинга приходить на RIW и послушать интересных докладчиков.

    
Счетная Палата и любовь к анонсам мероприятий за день.
19 сентября 12 07:25

Завтра в Счетной Палате будет конференция по общественному контролю -http://www.ach.gov.ru/ru/news/19092012-1 с прямой трансляцией в Интернет. Если бы у меня было бы чуть больше времени я бы даже посмотрел, а может и посмотрю еще.
То что есть трансляция - это хорошо, а вот то что эти "нехорошие люди" из Департамента информации Счетной Палаты вешают анонсы за день до мероприятия - это стыд и позор. Поучаствовать физически в мероприятии не остается никакой возможности. Точно также они делают почти все остальные анонсы для СМИ.

Вот еще примеры:

- 3-го июля 2012 года http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/03072012-2/ опубликовали за день до мероприятия думаете? Как бы не так, там указано что аккредитация идет с 10 до 16:45, а новость была опубликована не раньше 13 часов, потому как у нас в Федерал.Полит - http://federal.polit.ru/govbody/fedaccchamber/news/157000496/ она была затянута в 14:05, а сайт проверяется не реже чем раз в час, а может и чаще.

- 1-го июня анонс мероприятия на 4-е июня http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/01062012/ . Думаете что это приличные люди и анонсируют за 3 дня? Как бы не так! 2-е и 3-е июня - это суббота и воскресение, а 4-го начало с 10 утра. 

- а вот 28 мая анонсировали мероприятие аж за сутки! http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/28052012/ интересно, что у них случилось? неужели человек отвечавший за "засуточные анонсы" заболел?

А также за сутки анонсировали:

- 29 сентября 2011 года - http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/20032012-1/

- 20 марта 2012 года - http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/20032012-1/

- 9-е декабря 2012 года - http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/09122011-1/ (10-11 выходные)

да и немало остального можно поднять. Руки просто не доходили, а вот сегодня как увидел, разозлился и дошли.

Вот вам моё резюме по общественному контролю деятельности Счетной Палаты - проблемы с публичностью тут системные и нет ни одного закона и регламента кроме здравого смысла которые бы этим управляли. 

Думаю - писать ли на эту тему статью или письмо лично Степашину что мол консерваторию надо править?

Бет Новак: Запрос на правительство исходного кода
16 сентября 12 01:43

На TED появилась запись июльского выступления Бет Новак (Beth Novack) посвященное "правительству исходного кода", доктрине государственной открытости и системных усилиях в этой области.

Посмотрите обязательно её выступление http://www.ted.com/talks/beth_noveck_demand_a_more_open_source_government.html она приводит множество примеров включая Россию. Последнее немаловажно - народная экспертиза законопроектов и краудсорсинговые проекты в России имеют существенное значение не только внутри страны. Это мирового уровня опыт и качественное его развитие могло бы представить его на международном уровнею

Это кстати, отчасти формулирует, мои нынешние претензии к Открытому правительству - низкий уровень адаптации накопленного в России опыта. При том что я лично считаю что никогда не поздно заняться его систематизацией и повторным использованием.

Также не могу не отметить что Бет делает акцент ан коммуникациях государство-гражданин в создании новых проектов и инициатив. Это ситуация когда граждане являются не потребителями, но участниками формирования общественной повестки. Она же говорит "кощунственную мысль" что открытое государство - это не синоним прозрачного государства. И число опубликованных данных не отражает пользу от их использованию и вообще их полезность для общества.

Лично я готов согласится что взаимодействие с активной частью общества является большей открытостью чем просто публикация информации, однако напомню что Бет говорит это как житель страны где открытость государственных данных давно уже норма, а у нас - это явление точечных всплесков и продолжающегося дефицита политической воли к открытости. Нам нужно больше открытых данных в любом случае. 

Открытые данные в России. Готовим приоритеты для госорганов. Опрос
14 сентября 12 09:58
Многие из Вас знают что в России, власть активно занялась открытыми данными и, кроме уже опубликованных массивов, вроде открытых баз с сайтов zakupki.gov.ru, bus.gov.ru и системы ФИАС (fias.nalog.ru) и сейчас активно идет работа над тем чтобы открытых данных стало бы на порядок больше. 

Для тех кто все же не слышал об этом явлении, небольшой экскурс.

Что такое открытые данные?
Открытые данные — это машиночитаемые данные доступные для широкого круга лиц (общественности), пригодные к повторному автоматическому использованию и не имеющие лицензионных, технологических, правовых и иных ограничений на их использование. 

В большинстве развитых странах мира открытые данные и, в частности, открытые государственные данные — это часть государственной политики национальных правительств. Правительства публикуют данные онлайн на специальных порталах, например, это такие порталы как data.gov.uk в Великобритании или data.gov.au Австралии и data.govt.nz в Новой Зеландии. Такие порталы есть более чем в 60 странах и общее их число более 150.

Наличие данных позволяет:

— общественным организациям — осуществлять контроль за деятельностью органов власти

— бизнесу — создавать новые и развивать существующие информационные продукты

— программистам — иметь возможность («топливо для идей») в создании новых программ

— гражданам — иметь возможность использовать созданные программы для повышения личного комфорта

— государственным и муниципальным органам власти — привлекать граждан и бизнес к созданию новых продуктов позволяющих экономить государственные средства

Фактически, Открытые данные — это возможность для разработчиков менять и улучшать государство, рассматривать его как платформу для создания собственных сервисов.


Что нужно сделать чтобы открытые данные появились в России?

В первую очередь необходимо помочь чиновникам понять то какие данные востребованы и то что вы как разработчики готовы создать на их основе. На нашу удачу Минэкономразвития России, министерство отвечающее за открытые данные в нашей стране готово нас выслушать и заинтересовано в предложениях по тому какие данные, как именно и с каким приоритетом должны публиковаться.

Для того чтобы эти предложения собрать НИУ ВШЭ запускает опрос в котором собраны все те вопросы которые необходимы для аргументированного убеждения органов власти что именно эти данные необходимы для всех граждан. Я в составе команды НИУ ВШЭ, которая разрабатывает концепцию открытых данных по заказу Минэкономразвития, убеждаю чиновников в необходимости раскрывать как можно больше данных и делать это в соответствии стандартам W3C. И публикую подготовленный нами опрос тут.

Вопросы 

Опрос содержит следующие вопросы:

1. По каким направлениям государство должно обеспечить открытость данных?

2. Какие открытые данные Вы считаете наиболее интересными. Напишите один или несколько массивов данных

3. Какие сервисы или приложения Вы готовы создать или улучшить если данные будут открыты. 

4. Какие направления развития открытости данных Вы считаете наиболее приоритетными?

5. Готовы ли Вы принимать участие в качестве эксперта в рабочих группах по открытости данных при органах власти, Правительстве и экспертных организациях привлеченных к формированию планов по раскрытию данных?

6. Наиболее приоритетные массивы данных. Выберите те которые Вы считаете наиболее приоритетными для Вас и общества в целом.

Прошу Вас не только принять участие в опросе — https://www.surveymonkey.com/s/MJCNNMY и ответить на все вопросы, но и максимально широко распространить информацию о нем среди всех известным вам разработчиков. 

Если у Вас возникнут вопросы, предложения выходящие за рамки данного опроса и готовность не только активно использовать открытые данные, но и принимать участие в посвященным им мероприятиях — присылайте их мне на ibegtin@w3c.org.ru

P.S. Я также добавлю что в российском офисе W3C мы прикладываем немало усилий к тому чтобы Semantic Web, RDF и Linked Data стали наиболее вероятным направлением развития открытых государственных данных в России. Для того чтобы наши усилия были более действенными нам нехватает живых примеров того как именно данные в RDF используются и могут использоваться в России. Я буду рад получить от Вас примеры использования RDF в России и мы обязательно будем доносить их до лиц ответственных за публикацию открытых данных нашими органами власти.
Совет при Президенте по развитию гражданского общества - прошу проголосовать
11 сентября 12 09:56

Друзья! Как Вы быть может знаете Совет при Президенте по развитию гражданского общества сейчас формируется и проходит онлайн голосование. 

Поскольку одно из направлений деятельности совета - это свобода доступа к информации. В России не так много людей приложивших к достижению этой свободы серьезные усилия и кого я лично точно могу порекомендовать - это Ивана Павлова из Фонда Свободы Информации. 

У Ивана и возглавляемого им фонда немало сильных результатов и многолетняя работа в этой области, поэтому я проголосовал за него с чистым сердцем и прошу всех кто считает свободу доступа к информации базовой ценностью поступить также.

http://vote.president-sovet.ru/c/view/698382778

Минсвязи - блестит, но не радует
09 сентября 12 11:34

В последнее время многие пишут про то какие большие беды начались внутри Минсвязи и про, скажем так, качество человеческого капитала ряда пришедших туда лиц.  Я пока что воздержусь от личных оценок и напишу о наболевшем - о Почте России через призму Минсвязи.

Наше любимое инфраструктрное и, возможно, нужное еще министерство запустило проект "Обсуждение целей Минкомсвязи России" http://2018.minsvyaz.ru/

Ничего так с точки зрения дизайна, вполне гламурно, стильно и айпаднуто. И столь же бесполезно потому как:

Во первых - обсуждения там нет. Там есть возможность только поддержать какой-то рыхлый пиарный набор идей.

Во вторых - обычно, настоящий краудсорсинг, это сбор идей от граждан, а не внедрением им в голову рекламных агиток. Вот например такой сбор идей делали в Архангельской области http://pomor.fom.ru и даже Минкультуры России собирает идеи http://people.roskult.ru/opengov/ . Я даже хотел их (Минкультуры) попинать за неаккуратный подход к сбору идей, но на фоне Минкомсвязи они ангелы, потому как у них хотя бы есть инструмент обратной связи.

Однако вернемся к нашей Почте России. На глянцевом сайте Минкомсвязи есть вот такая вот штука http://2018.minsvyaz.ru/#p с упоминанием про 80% населения удовлетворенного услугами Почтовой связи.

Разумеется без каких либо комментариев откуда эти цифры. А я вот смотрю и дюже дивлюся - не дурят ли нашего брата, ну не может 80% людей удовлетворятся текущим состоянием почты. 

И не поленился и открыл официальные документы ФГУП "Почта России", их стратегию развития на 2012-2016 года -http://fc.russianpost.ru/Download/AboutRussianPost/charter/strateg2012_2016.pdf и годовой отчет за 2011 год 

http://fc.russianpost.ru/Download/AboutRussianPost/russianpost_ann_report2011.pdf

Далее пойдут цитаты:

Стратегия, страница 44

...Низкая доля Почты России связана как с активным развитием  конкуренции, так и с неудовлетворительным качеством предоставляемых  услуг. Для всех групп потребителей критичны базовые качества – скорость,  надежность доставки, сохранность посылки. В сегменте B2C из-за массовости рассылок большое значение имеет стоимость доставки. Сегодня Почта России не отвечает ключевым потребностям клиентских групп, в 
особенности в сегменте B2C – компаний дистанционной торговли и каталожных продаж....

Стратегия, страница 59

Поскольку сегодняшняя инфраструктура не позволяет удовлетворить  ожидания клиентов к сроку доставки. Успешно существовавший в советские  годы институт подписки был подкреплен минимальными сроками доставки периодических печатных изданий – ежедневная пресса доставлялась к 7-ми утра. Это обеспечивалось за счет организационной структуры, поддержка которой в настоящее время финансово неоправданна в силу текущей низкой востребованности услуги. В случае с еженедельными и ежемесячными изданиями, Почта России вынуждена ориентироваться на график доставки Издательских домов, в результате чего подписная пресса доставляется позже, чем появляется в розничной продаже.

Стратегия, страница 61

Сегодня потребности клиентов не совпадают с фактическими нормами  скорости и уровнем надежности Почты России. Разрыв между ожиданиями клиентов и фактическим предложением отличается для рынков писем и 
посылок и зависит от регионального сегмента – внутри крупного города, между крупными городами, в пределах крупных городов, на прочих маршрутах. Если для письменной корреспонденции нормативные сроки 
доставки ненамного превышают ожидания потребителей, то в посылках разрыв между ожидаемым и действительным составляет до двух раз, и не в пользу Почты России

Годовой отчет, страница 63

Обратите внимание на индекс удовлетворенности клиентов - его ожидаемый показатель 7,1 из 10.

Это в лучшем случае и при достижении ожидаемого показателя, и это точно не 80%.

А также обратите внимание на 59 странице:

Еще одним инструментом объективного контроля за основ-ными показателями работы для Почты России являются обращения граждан: в 2011 году предприятие получило 866 112 таких обращений. Увеличение их числа на 7,9% по сравнению с 2010 годом связано, прежде всего, с ростом общего почтового потока.

А на странице 27 отчета мы узнаем что:

Произошло увеличение объемов оказываемых услуг:
• простой и заказной письменной корреспонденции – на 
2,8% (41,6 млн шт.);
• отправлений 1-го класса – на 81,1% (11,2 млн ед.);
• посылок – на 9,5% (4,5 млн ед.);
• экспресс-почты (EMS) – на 24,3% (956 730 ед.).

Получается что жалобы растут непропорционально простой корреспонденции, больший рост наблюдался только у отправлений первого класса и экспресс-почты. 

А также на 62-й странице

В 2011 году на внутрироссийском направлении были получены следующие результаты выполнения сроков пересылки простой письменной корреспонденции (по результатам контроля ФГУП «Почта России»):
• Пересылка между административными центрами субъектов РФ – 69,1% (снижение на 9,8% по сравнению 
с результатами 2010 года).
• Пересылка между административными центрами муниципальных районов субъектов РФ – 93,1% (снижение на 
0,9% по сравнению с результатами 2010 года).

• Сроки выемки, доставки и пересылки внутриобластного потока – 94,7% (снижение на 0,9% по сравнению с результатами 2010 года).

---

Продолжать не буду, подведу итогию Нет никаких 80% граждан удовлетворенных почтой. А вот Минкомсвязи зачем-то есть. 

Не пора ли национализировать Mail.ru
31 августа 12 09:36

Как вы помните я регулярно анализирую различные публичные госданные и, выковыриваю из них, например, инфу по  электронной почте госслужащих. Базы большие (и открытые), данных много и адресов получается немало. Адресов столько что реши я приторговывать фотографиями Президента, председателя Правительства и всех остальных. В самый раз база для рассылки! Но поскольку таким бизнесом я пока что заниматься не планирую, расскажу Вам про статистику. 

А статистика такова. всего 44651 организации у которых указаны email'ы. Email'ы контактные и официальные, подчеркну. 

Из них распределение по доменам следующее:

- mail.ru - 20862
- yandex.ru - 8369
- rambler.ru - 2751
- bk.ru (тоже mail.ru) - 797
- gmail.com - 753

Плюс по остальным доменам если пособирать там где почта mail.ru используется и где Яндекс почта для домена, то получится что Mail.ru офийциально пользуется около 49-50% госслужащих, всех остальных сильно и сильно меньше. И даже Яндекс охвативший 20% адресов, далеко позади.

Какие можно сделать из этого выводы? 

Что у госслужащих отсутствует культура заведения официальной почты на собственных почтовых серверах? 

Что почта Mail.ru сильно удобне внутренних почтовых служб?

Что нет государственного контроля за официальной почтой?

Что Mail.ru не российская компания по владению и при этом её персонал имеет доступ к почте 50% госструктур?

Да, все эти выводы можно сделать.

А я добавлю еще один, более чем немаловажный. Для того чтобы сделать эту почту государственной достаточно Mail.ru национализировать, либо, как минимум, внести в перечень стратегических предприятий Интернет инфраструктуры и ввести для них ограничения по продаже акций, владению иностраницами контрольного пакета и особые принципы регулирования. Например, падение сервиса Mail.ru приведет к тому что до 50% госучреждений останутся без электронной почты. Вот этим аргументом и будут пользоваться вводя это htuekbhjdfybt. 

И на этом мрачном предсказании о возможном будущем Рунета я закончу этот пятничный пост.

Росархиву поручили написать концепцию по архивации электронного документооборота
29 августа 12 09:45

Федеральному архивному агентству Правительством Российской Федерации поручено в срок до 1 декабря с.г. разработать Концепцию развития архивного дела в Российской Федерации с учетом внедрения систем электронного документооборота. В целях качественной подготовки данного документа, имеющего определяющее значение для будущего российских архивов, а также учета мнения как можно более широкого круга профессиональной, научной и культурной общественности просим в срок до 15 сентября с.г. высказать свои предложения по формату и содержанию названного документа  (электронная почта: tatievskaya_le@gov.ru).

Отсюда: http://archives.ru/press/280812-reference.shtml

Что тут скажешь - концепцию им разработать надо до декабря, а замечания они собирают только до 15 сентября. Хорошо еще опубликовали онлайн желание получить комментарии. Может быть им даже стоит что-нибудь написать.

О хакерах
28 августа 12 11:41

Вчера на Эхо Москвы спорили я и сенатор Гаттаров на тему хакеров. Я, разумеется, был и остаюсь против увеличения сроков заключения и изменения статей уголовного кодекса. Ожидалось что там будет еще кто-то из Лабораторий Касперского, но небыло. Я говорил, в основном, о том что в нашем бардаке надо вначале заниматься регламентацией госсайтов, а не наказывать хакеров. 

Полную запись Вы можете посмотреть по адресу http://www.echo.msk.ru/programs/exit/923825-echo/

Обращение в Россвязь по поводу сайта ФГУП "Почта России"
20 августа 12 10:05

Если кто не знает - сайт ФГУП "Почта России" недоступен вот уже несколько дней. Поскольку сайт недоступен - неясно куда было обращатся. Я не поленился и написал обращение в Россвязь вот сюда

http://www.rossvyaz.ru/treatments/feedback/

Далее привожу текст обращения и если Вы его поддерживаете - прошу, не поленитесь, и направьте и от своего имени, а также можете помочь с распространением.

Ответ - если будет, обязательно размещю.

---

Руководителю Россвязи Духовницкому Олегу Геннадьевичу.

Уважаемый Олег Геннадьевич.

Хочу обратить Ваше внимание что с 14  августа и по 20 августа этого года сайт подчиненной Россвязи организации - ФГУП "Почта России" (www.russianpost.ru) недоступен и отсутствует какая-либо возможность получить актуальную информацию о тарифах данной организации, проверить прохождение почтовых отправлений, получить контактную информацию и иную информацию которую ФГУП "Почта России" должна раскрывать в соответствии с Российским законодательством.

Поскольку ФГУП "Почта России" де-факто является монополистом в отправке и приемке писем и иной корреспонденции, посылок, бандеролей и иных грузов, подобная ситуация создает существенные проблемы не только гражданам нашей страны, но и многочисленным государственным,  коммерческим и некоммерческим организациям обращающимся к информации на сайте ФГУП "Почта России" и представленным там сервисам, как безальтернативным.

В ситуации отсутствия каких-либо комментариев от руководства ФГУПа возникновение данной ситуации невозможно рассматривать иначе как халатность руководства ФГУПа или ответственных сотрудников и, я считаю, что эта ситуация должна быть расследована.

Прошу Вас:

1. Обязать руководство ФГУП "Почта России" предоставить исчерпывающие публичные комментарии о причинах недоступности сайта Почты России www.russianpost.ru за указанный период времени

2. Провести внутреннее расследование возникновения ситуации и адекватности предпринятых мер.

3. При необходимости передать результаты правоохранительным органам.

4. Внести изменения в нормативно-правовые документы Россвязи регулирующие деятельность ФГУП "Почта России" по разработке мер препятствующих возникновению данной ситуации в будущем.

С уважением, 

Иван Бегтин

---

Распространение всячески приветствуется. 

Вне контроля
19 августа 12 06:26

Давид Горелишвили написал очень точный и интересный пост (http://david-gor.livejournal.com/139892.html) со взглядом на ситуацию вокруг ПР с точки зрения государства как инструмента контроля. А может быть и воли к контролю если исходить из совокупности воли задействованных в нем людей. Почитайте, эта точка зрения весьма далека от тех что муссолятся в СМИ последнее время.

А я добавлю личные наблюдения. Россия имеет ту специфику что на контроль поставлено все, даже в вопросах открытости и прозрачности всегда подспудно присутствует этот контроль. Именно он и ничто иное девальвирует смыслы важных слов превращая идеологии скрытые за ними в идеологии российской реальности построенные на контроле. Открытость госзакупок? Да, но только вместе с контролем федеральной власти над остальными. Свобода доступа к информации на госсайтах? Да, но только через усиление прокурорского контроля за муниципалитетами. Выборность мэров? Безусловно, но только в ситуации отсутствия профицитных муниципалитетов и априорную зависимость мэров от губернаторов в принципе. 

Это фундаментальная проблема которую нельзя совершенно неясно как решать без больших потрясений. И что будет при этих потрясениях можно только гадать. 

И вот здесь я не соглашусь с теми кто ищет параллели с происходящем в ФРГ в 60-70-х и других странах, с поколенческими конфликтами и сопротивлению обществу потребления. Есть существенное отличие в виде развития средсв связи и, в первую очередь, Интернета. Это различие отчасти уже заметно когда видно как быстро распространяется информация и когда соль "арт-перформансов" не в том что делается, а в том сколько человек это увидит и сколь быстро. Собственно и КисоПовстанцы сидят не за то что они это сделали, а за то что десятки тысяч людей распространяли их ролик. Если бы о нем никто не знал - ничего бы ни было.

Эта ситуация, и тут я солидарен с Давидом, показывает уязвимость текущей формы управления к подобным акциям. Если в пространстве СМИ уже есть отработанные механизмы реакции аппарата на попытки внешнего воздействия, то при подобном обнажении больших общественных бед они бессильны. 

Я называю это явление "арт-террором", попытки привлечь общественное внимание нелетальными способами. В условиях быстрого распространения информации и невозможности тотальной цензуры - это сильнейший риск для власти не как для конкретных людей, а как совокупности всех институтов.

И во всем этом есть одна особенность имеющая особое значение. Сейчас антивластный протест имеет исключительно гуманитарную природу. Мои наблюдения за тем как и что происходит и основыми участниками подтвержается - там почти нет _одержимых инженеров_. Иначе говоря, сейчас весь этот эпатаж почти не использует возможности человеческих технических изобретений и созданной инфраструктуры. Кроме разьве что тех которые максимально просты и общедоступны. 

Все может стремительно измениться если или когда(?) появятся команды исключительно технические, когда хакеры начнут использовать способы воздействия на реальную среду через Интернет-вещей и все существущие механизмы взаимодействия сети с реальностью. 

Собственно такие истории уже были - это, и вирус Stuxnet, и взломы систем трансляции видеорекламы, и вкрытие электронных почтовых ящиков и многое и многое другое. Я не хочу и не буду приводить примеры подобного - я уверен что вы и сами можете нагенерить десятки идей за часовой мозговой штурм. И вот тогда начнут по настоящему запрещать Интернет, крадрокоптеры, фейрверки, воздушные шары с гелием, радиоуправляемые модели и многое и многое другое. 

И мир будет иным.

Postedfrom Иван Бегтин | 0 Comments    
Идеальное управление контактами
16 августа 12 10:24

На днях, в силу объективных причин, я задумался над тем как может и должно выглядеть "идеальное управление контактами". Эти объективные обстоятельства - это накопленная база из 2 000 контактов, что не так уж много если сравниться с некоторыми моими друзьями у которых их за 8000, но лично для меня немало.

Я перепробовал множество сервисов управления контактами и не впечатлился не одним. То что я сейчас пользуюсь Гуглоконтактами - это отнюдь не значит что они удобны. Альтернатив очень мало. GIST и похожие сервисы тоже не спасают. Outlook - когда-то был прекрасен, но ныне экосистема Microsoft'а сильно изолирована от других сервисов и это её губит.

При этом есть масса проблем которая возникает при работе с таким количеством контактов. С них я и начну.

1. Дубликаты

Самая частая ситуация это когда есть профиль человека в социальной сети, отдельно ты его вносишь как контакт в телефоне и с указанием его телефона и еще есть его контакт в виде email'а. И хорошо еще если у него везде ФИО написаны одинаково, но чаще это не так. Чаще всего через телефон вносишь на русском, через email на английском, а в соц. сетях еще и бывает имя написанное по другому. Не Владислав, а Влад. Не Мария, а Маша и так далее. И, в принципе, множественность написаний присутствует - на разных языках, в разных формах.

Простые сервисы управления контактами почти все предлагают различные возможности по борьбе с дубликатами, чаще всего эти сервисы ограничиваются тем чтобы объединять контакты и искать дублирующиеся через полное совпадение ФИО, телефона или email адреса. При этом у всех этих сервисов много ограничений.

Вот самые частые:

отсутствует нормализация имен - имена не приводятся в единую форму и не дедуперы не умеют определять разные формы его написания

нет поддержки кириллицы - опять же нет сопоставления между ФИО на русском и на английском.

отсутствует нормализация телефонов -  часто они пишутся с пробелами, дефисами, где-то с префиксом страны, где-то без него. Дедуперы не понимающие разных форм написания - не умеют объединять такие контакты.

отсутствует интеллектуальное определение дублей - а вот это то чего нет вообще никак и нигде. Это способность алгоритмов определять дубли по косвенным признакам. Например, можно обнаружить закономерность между email'ами mila.taratorkina@notsoevilempire.com и mila.taratorkina@gmail.com . В первом случае email корпоративный и во втором личный. А если правильно определять паттерны электропочты, то можно и сопоставлять эти email'ы с контактом "Мила Тараторкина" который мог бы вносится через телефон.

2. Обогащение данных

Обогащение данных или вернее недостаточное их обогащение - это вторая серьезная проблема. По каждому человеку существует множество информации в разных социальных сетях и сервисах. Однако часто в сервисах управления контактами не затягивается все в единый реестр, а просто показывается инфа из соц. сети. Это имеет ту проблему что если человек со временем удалит из соц. сети свой телефон или реальный email, то и в своей базе контактов его потом не найти. Он автоматически не копируется. Как быть в ситуации когда человек их меняет? Не удалять, но указывать когда когда он сменен. Возможно скрывать, но сохранять возможность восстановить. 

Другая задача по обогащению - алгоритмическая. То чем сервисы управления контактами не владеют почти полностью.

Во первых я всегда хочу знать к какой возрастной и гендерной группе относить контакт. Является ли он женщиной с 19 до 35 или мужчиной от 50 и так далее. Также я хочу иметь не просто описание в виде ФИО, но разложенное по полям Имя, Отчество, Фамилия. Разложенное не мной ручками, а сервисом автоматически. Это, например, одна из бед с гуглоконтактами. При неправильной последовательности (неправильной для Гугла) ФИО он ставит имя в поле фамилии и фамилию в поле имени. Сложно ли это исправить и сделать? Да не сложно! 

Во первых есть алгоритмы умеющие определять шаблоны ФИО, автоматически разбирать его на составные части и определять пол персоны. Это даже несложные алгоритмы, совсем. Простую версию охватывающую до 90% случаев можно сделать за неделю. Мой охватывает до 99% и делался он немногим дольше. Главное что это более чем разрешимо в рамках одного языка. Например, русского.

Во вторых нет ничего сложного в использование динамических полей в виде поля возраста рассчитываемого от текущей даты и дня рождения.

3. Чрезмерное упрощение интерфейсов

Это одна из проблем всех менеджеров контактов кроме самодельных - они чрезмерно упрощены визуально. Кто-то скажет что симплификация - это шаг вперед и позволяет обеспечить предсказуемость интерфейса и закрывает потребности 90% пользователей, однако я напомню что необязательно принадлежать к большинству любящего Стаса Михайлова или Ваенгу и индивидуализация интерфейса более чем востребована. Предположим у меня есть задача - я хочу поздравить все контакты женского пола старше 20 лет с 8 марта или все контакты мужского пола старше 25 лет с 23 февраля. При этом мне необходимо получить выборку этих контактов и как раз для этого мне и нужна возможность фильтрации по ключевым полям. 

4. Интеллектуальный помощник

А вот это фича для продвинутых за которую лично я даже готов платить разумные деньги. Важно понимать что работа с контактами - это процесс. Нельзя просто внести человека в базу, необходимо помнить что и как и работать с контактами далее. Что это означает? Во первых фильтрация и ремайндеры на довнесение информации по людям. Например, я вношу телефон человека, но нет ни его email'а, ни другой сопроводительной информации. Этот контакт должен быть в группе "в работе" до тех пор пока не будет помечен как неважный или не будет дозаполнен. Аналогично если подходит время поздравления с днем рождения, я хочу получать предупреждения о них в зависимости от значимости человека для меня, получать за день-два, и получать сразу же форму полу-заполненную с учетом морфологии языка и может быть даже каких-то предложений/советов по заполнению. Мне не нужен готовый текст, но подсказки что в письме с поздравлением Милой Трубогрызовой лучше написать по каким-то темам из переписки - вполне себе разумная задача.

Этот помощник может иметь массу таких фич и кучу правил, а еще лучше добротный язык программирования через который можно их задавать. 

5. Интеграция с российскими сервисами и популярными в России

Вот одна из больших бед большей части сервисов управления контактами в том что лучшие из них начисто ориентированы на международные, англосаксонские в основном, проекты. Они часто тесно переплетены между собой. А вот с переплетением российских - большие беды.

Например, мои российские контакты разбросаны по ЖЖ, моему кругу, ICQ (уже почти никто, но были), Вконтакте (да, не недооценивайте их), Skype и другие. Всяких профессионалов.ру не привожу в пример.

Огромное количество контактов именно там и никак не в Facebook'е, LinkedIn'е или Twitter'е. Поэтому это суперактуальная проблема даже более глобальная поскольку отсутствуют, к примеру, сервисы коммуникации с этими соц. сетями через мобильные устройства. Ну вот казалось бы что мешает иметь приличное приложение для ЖЖ или МоегоКруга? А нету! Может для владельцев сервисов это и неактуально, но есть случаи когда с этого есть польза.

6. Удобный интерфейс

Это нечто большее чем просто индивидуализация. Очень часто интерфейс управления контактами чуть лучше чем кошмарен. Мне очень не нравится интерфейс гугл-контактов, я вижу что они отдают приоритет собственным сервисам вроде G-Plus. А вот работа с дубликатами неудобная. Совершенно нет ощущения что о пользователе думают каждый день и делают это осмысленно.

7. Рабочие контакты отдельно, но связано

Кроме управления контактами индивидуального есть еще и управление рабочее. Системы вроде HighRise или Мегаплан и им подобные. Постоянно возникает задача по синхронизации рабочих и личных контактов. Рабочие контакты требуют более вдумчивого ведения - иногда заполнения карточки на клиента или контрагента, а также возможность переноса его в личные контакты и наоборот перенос контакта из личных в рабочие. Иначе говоря рабочие контакты должны содержать больше информации, интегрироваться с CRM, переносится и быть на контроле. Как с ними работать? В идеале система управления контактами должна интегрироваться с CRM системами онлайн и позволять вести контакты с большей информацией.

---

Я, конечно же, изложил далеко не все. Надеюсь и у Вас есть чем поделиться по теме управления контактами. Я же пишу по той причине что мало шансов что я лично займусь разработкой системы управления контактами, разьве что могу помочь кому-то кто делает какими-то советами/алгоритмами. 

Postedfrom Иван Бегтин | 1 Comments    
Открытые заявки
13 августа 12 12:47

Минэкономразвития продолжило бесславную практику Минкомсвязи по публикации полных текстов заявок участников. Бесславную поскольку её лишь отчасти можно подвести под открытость и в большей степени под коммерческую тайну.

Вот тут можно посмотреть заявки на одном из конкурсов - http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/protocol/info/documents/show?protocol_id=6119989

Вообще в мире никто заявки всех подавших не публикует, это хотя и может быть интересно, но только профессионалам в теме. А вот публичная защита проектов, раскрытие всех результатов и принуждение к раскрытию исходных кодов - практикуется и весьма серьёзно. 

Это куда важнее чем раскрытие заявок, что делать тоже можно, но только предупредив предварительно всех участников.

А вот что я считаю действительно важным так это то что в 94-ФЗ было ограничение по сроку хранения в 3 года

Конкретно пункт 15 статьи 37

15. Протоколы, составленные в ходе проведения аукциона, заявки на участие в аукционе, документация об аукционе, изменения, внесенные в документацию об аукционе, и разъяснения документации об аукционе, а также аудиозапись аукциона хранится заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года.

Никаких 3 лет! Информация должна храниться вечно.  
Ограниченная прозрачность
13 августа 12 11:46

В Ведомостях пишут про то что реестр сайтов из черного списка хотят закрыть - http://www.vedomosti.ru/tech/news/2774631/opasnoe_stanet_tajnym и про обсуждение того как быть - закрыть полностью или открыть для публики.

Эта ситуация, на самом деле, тупиковая потому как в очередной раз участники обсуждений делят все на белое и черное как будто нет иных решений.

Определимся с пожеланиями сторон. Часть дискутантов хотят закрыть реестр считая что его открытость привлечет нездоровый интерес к данным ресурсам и может побудить многих граждан искать туда доступ минуя фильтры.

С другой стороны многие опасаются что в реестр попадут сайты не имеющие отношения к "поганому контенту", а относящиеся к политике и гражданской активности.

Вопрос - как обеспечить общественный контроль за тем чтобы в реестре были только те сайты для которых он создавался?

Решение заключается в отсутствующей в России практике - ограниченной прозрачности. Это то что может и должно применяться в случаях являющихся спорными с точки зрения полной открытости.

Во первых должна быть предусмотрена возможность проверки сайта или IP онлайн на наличие в данном реестре. Для широкой общественности.

Во вторых заинтересованные стороны такие как представители крупнейших контент провайдеров, провайдеров Интернета и журналистов должны иметь право на получение информации по запросу с запретом на распространение. Как это сделать? Материалы предоставляются только в напечатанном виде в специально выделенном помещении  и под расписку о запрете распространения списка целиком.

Описанная мною схема сильно неидеальна, однако она лучше чем полная закрытость реестра.

More Posts Next page »

This Blog

Tags

Archives

Syndication