ITBlogs

Сообщество IT-профессионалов
Welcome to ITBlogs Sign in | Join | Help
in Search

Персональные вопросы

Почему одни - хорошие программисты, а другие - продавцы или Занимательная психология :)

Вчера были две высокоградусные дискуссии (про блоги vmware и что-то про интеллектуальную собственность), поэтому я решила всех немного развлечь. Но вчера пост не дописала.

Мало у нас высокообразованных людей, которые не знали бы, что такое модальности восприятия (ха-ха), я имею ввиду, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Но дальше этого мало кто идет, а между тем, это чрезвычайно интересная тема.

Когда человек рождается, его основным каналом воприятия является - кинестетика, он осязает мир и любит пробовать его на вкус (дети любят все в рот тянуть), но затем в процессе различных перепетий приоритетными для человека могут стать совсем другие каналы воприятия информации.

Что я имею ввиду, когда говорю о каналах воприятия - я имею ввиду предпочтительный для человека способ получения информации.

Это могут быть:

Видео - глаза

Аудио - уши

Кинестетика - разные ощущения. Кинестетики делятся в свою очередь на нюхачей; тех, кто все пробует; моториков (любят все потрогать) и эмоционалов (хорошо вопринимают информацию, которая имеет какой-то эмоциональный заряд, знаете, есть такие экзальтированные женщины).

Вопреки сложившемуся представлению, чистые типы в природе встречаются крайне редко. Большинство людей - смешанные. Равномерно смешанные типы также встречаются в природе редко. В основном люди разделяют каналы по приоритетности. Или, как я, отдают предпочтение сразу двум. Я - аудио-кинестетик(моторик). Вообще не запоминаю лица. Зато люблю все трогать.

В целом соотношение по предпочтениям примерно следующее в мире: 40% визуалов, 40% аудиалов, 20% кинестетиков.

Лично мне это деление нужно для того, чтобы обучение нормально проводить. Но пригождается и для мировосприятия.

Аудиалы, например, обладают абстрактным мышлением. Именно аудиалы больше любят читать, чем телевизор смотреть.

И те люди, которые любят, чтобы информация была списками типа:

1

1.1

1.1.2

это именно аудиалы.  Аудиалы обычно лучше всех учатся в школе, так как больше всего информации в школе передается именно через этот канал - книги и речь учителя.

Визуалы любят картинки, телевизор. И разного рода таблицы и диаграммы - это тоже пища визуалов. Когда говорят, что наши дети не читают - это неправда. Не читают визуалы. В силу видеовосприятия им трудно мыслить абстрактно и складывать из такого абстрактного понятия как "буквы", конкретные образы. Зато визуалы неплохо разбираются во всяких задачках, где кто-нибудь скатывается с какого-нибудь угла и к нему прилагают силы.  У визуалов самое противное - это то, что они не умеют постепенно складывать картинку из деталей. Им надо сначала увидеть внешним или внутренним видением всю картину целиком, и потом уже придумывать и вникать в детали. Поэтому при общении с видео-человеком нужно сначала нарисовать ему как все в целом хорошо, а уж потом  показать где в этой картине - он.

Когда визуалы представляют себе картинку целиком, они думают, что все её видят, упуская при этом, что чтобы её увидели аудиалы её нужно очень подробно описать, а кинестетики - вместе с ними нарисовать её. Но визуал визуала обычно понимают.

Кинестетики обычно хуже всех учатся в школе, т.к. наша система образования немного внимания уделяет этому каналу восприятия. Зато кинестетики-моторики (их больше всех среди кинестетиков) хороши там, где много практической работы. Например, в химии. Самые сложные кинестетики  - это эмоционалы. Их слава богу мало. Для того, чтобы они усвоили какой-то материал, им надо создать эмоцию или приключение.

Кинестетики - большие любители mind mapping. И разного рода игр в свободное время вместо чтения и телевизора, особенно игровых приставок всяких. И знаете, есть люди, которые всех хватают - это кинестетический канал работает.

Ещё у кинестетиков есть противная черта - разговаривать с людьми, читая почту, и ещё и отвечать на неё.

И интернет так стал популярен в мире, потому что задействует все каналы восприятия - аудиалы читают и слушают, визуалы смотрят, кинестетики на клаве печатают и мышкой дергают.

Кино тоже задействует все модальности, но кинестетикам во время просмотра необходимо что-нибудь жевать, например. Ну или девушку трогать. :)

А некоторые аудиалы во время просмотра фильма, если там диалоги несодержательные, а сплошной видеоряд, могут книжку читать. А те люди, которые кроссворды разгадывают во время кино или аудиалы, или кинестетики.

Ещё знаете, есть такие люди, которые во время просмотра телевизора крышечку от пульта дистанционного управления туда-сюда щелкают. Им тоже не хватает информационного потока через кинестетический канал.

Кино "Матрица" больше всего нравится визуалам, т.к. там видео красивое, а все остальное так себе.

И визуалы, когда им что-то долго рассказывают - начинают в окно пялиться или картинки рисовать.

Так вот. У меня есть гипотеза. Поскольку непосредственно IT - это наука скорее абстрактная, то скорее всего среди программистов больше всего аудиалов-кинестетиков. Среди программеров, я заметила, много людей, играющих на каких-то музыкальных инструментов. Да и менеджеров по продажам с такой обширной коллекцией аудио на винче гораздо меньше, чем программистов. Тоже свидетельство в пользу канала аудио-кинестетика.

Хотя всякие сетевые инженеры, скорее визуалы.

А вот среди продавцов много кинестетиков, больше даже, чем визуалов. Не знаю почему.

Ну и собственно тест, чтобы определить кто Вы:

По какому каналу больше пунктов наберете - тот и является предпочитаемым мозгом.

Если поделитесь тем, кто Вы - буду признательна.

Может сяду когда-нибудь диссер писать типа "Особенности обучения людей технических специальностей".

Видео?>?>?>?>?>?>?>?>

  1. Мне нравится использовать на презентациях доску или флип-чарт.
  2. Я предпочитаю увидеть «картинку целиком», прежде чем вникать в детали иил начинать действовать.
  3. Если есть возможность, я предпочитаю использовать наглядные пособия.
  4. Иногда я забываю поделиться своим внутренним видением того, каким я вижу воплощаемый проект.
  5. Я предпочитаю читать и видеть, чем слушать, как кто-то объясняет детали
  6. Если мне не представят картину, я создаю собственную в голове или на бумаге.
  7. Мне нужен видимый порядок. Я предпочитаю, чтобы все вещи были хорошо организованы, чистые и аккуратные (например, мое рабочее место).
  8. Когда мне рассказывают, как проехать в какое-то место, мне удобнее увидеть карту либо нарисованный кем-то план.
  9. Объясняя ситуацию, я люблю обрисовать картину. Например, если я объясняю по телефону, как пересекались дороги при подъезде к зданию, я хочу, чтобы собеседник рисовал схему проезда.
  10. Изучая как работать в какой-нибудь программе на компьютере, я предпочту вначале увидеть как работают другие.

 

Тип Аудио

  1. Я лучше воспринимаю информацию, слушая детали и данныеж
  2. Я слушаю и запоминаю детали того, что говорят.
  3. Я считаю, что наглядные пособия не так важны, как возможность послушать ясную организованную презентацию.
  4. Чтобы изучить как работать в какой-нибудь программе на компьютере, я слушаю того, кто может последовательно объяснить мне шаги и как что делать.
  5. Я могу повторить про себя или вслух то, что только что было сказано.
  6. Когда я кого-нибудь слушаю, меня раздражают посторонние шумы, например, звонок телефона.
  7. Узнавая, как проехать куда-либо, я предпочитаю слушать. Мне нужно знать названия улиц и расстояния, и иногда я наношу расстояния на карту.
  8. Я хорошо организую факты и данные.
  9. Я лучше запоминаю информацию, если повторяю её вслух.
  10. Я легко раздражаюсь, если оператор не обладает приятно звучащим голосом.

 

Кинестетический тип

  1. Я предпочитаю, изучать как работать в какой-нибудь программе на компьютере непосредственно делая что-то на нем. Если что-то не получается, я задаю вопросы или смотрю правильный ответ.
  2. Когда я что-то слушаю, я люблю заниматься другими вещами (например, открываю почту и разговариваю с кем-то).
  3. У меня есть манера отклоняться от темы.
  4. Я люблю смотреть на вещи с разных сторон.
  5. Много раз я замечал, что услышанные мною данные влетают в одно ухо и вылетают в другое. Я скорее воспринимаю чувства, стоящие за словами.
  6. Когда я узнаю, как проехать, я предпочитаю, чтобы меня направили в нужную сторону, а там я, рано или поздно, найду дорогу.
  7. Я могу задать вопрос ещё до того, как оратор начнет излагать свои данные.
  8. Я – человек действия.
  9. Я люблю обсуждать сырую идею, пока она не сформируется окончательно.
  10. Мне нравится задавать вопросы.

Уффф... Дописала...

Буду писать чаще, правда. Не бросайте меня. :)

UPD. Прошу прощения за неприлично огромный пост. Буду признательна тому, кто научит как убрать это все под кат. Я забыла.

Published 22 января 2008 г. 12:39 by Aliona

Comments

 

Alexander Kupriyanov said:

Сами то мы из визуалов, потому их любим, особенно А.Белого - "Петербург" - содержательно - запись последовательности зрительных медитаций.

А уж св.Иоанн - который Апокалипсис - тот всем визуалам spatial...

Из забавного:

- запахи у Белля, сигары, капуста etc... особые запахи женщин Г.Маркеса...

- визуальная кинестетика "Тенистых Аллей", населенных большими (с крупными руками и ногами) женщинами И.Бунина;

января 23, 2008 18:00
 

Aliona said:

Alexander Kupriyanov, хорошие писатели - все аудиалы. Иногда смешанные.

Чистый видео просто не умеет хорошо описывать, т.к. не чувствует слов.

Бунин, имхо, видео-аудио. Кинестетики размерами никогда не озабочены.

Размер - это чисто визуальное понятие. :)

января 23, 2008 18:37
 

Alexander Kupriyanov said:

"Alexander Kupriyanov, хорошие писатели - все аудиалы. Иногда смешанные."

Насчет А.Белого я бы с удовольствием поспорил под чашку хорошего кофе.

Или, скажем, Блока я отловил в одном стихотворении на последовательном обращении к зрению, слуху, осязанию, а поверх того - к ментальности. Вроде НЛП.

Не столь уж все просто, но здесь не самое, конечно, подходящее место для такого рода изысков.

По анкетированию:

вопросы 1-3 (как минимум 1, 3) для визуалов выглядят не показательными для (ИТ) менеджеров:

Мне нравится использовать на презентациях доску или флип-чарт.

Я предпочитаю увидеть «картинку целиком», прежде чем вникать в детали иил начинать действовать.

Если есть возможность, я предпочитаю использовать наглядные пособия.

Должно быть вбито в менеджера на уровне навыков, не завясящих от психологических предпочтений.

Опрос и возможные его результаты мне кажутся интересными, но не очень удачно выложенными.

января 24, 2008 10:32
 

moiseev said:

Точно не считал, но по всему получается, что я кинестетик, хотя в школе учился вроде не хуже всех... Странно.

января 24, 2008 10:44
 

KomatoZo said:

Мдя... Учился в школе почти лучше всех, а получается 50/50 Видео и кинестетик... Без практически малейшей примеси Аудио =)

января 24, 2008 11:28
 

dm.CaT said:

Вот, может быть будет полезно. ;) В школе учился очень хорошо скорее за счёт сообразительности, нежели за счёт памяти.

Видео 4/10

1. +

2. -

3. -

4. +

5. -

6. +

7. +-

8. -

9. -

10. -

Аудио 2/10

1. -

2. -

3. +

4. +

5. -

6. -

7. -

8. -

9. -

10. -

Кинестетика 8/10

1. +

2. -

3. +

4. +

5. +

6. +

7. +

8. -

9. +

10. +

января 24, 2008 11:39
 

Tommy said:

Видео: +++-+++++- 8/10

Аудио: ----++-+-+ 4/10

Кинес: +--+----++ 4/10

января 24, 2008 12:57
 

Vlad Borkus said:

А я вот задумался -- и читать люблю, и Матрица нравится, и щелкаю крышкой пульта ДУ во время кино, да еще и музыку какую норовлю послушать вместо нудных диалогов и вялого визуального ряда, ну и, конечно, в окно пялюсь во время беседы и т.п. В общем, по видео и кинестетике поставил себе одни плюсы, по аудио -- половину плюсов.

Сбой программы классификации? :)

января 24, 2008 15:39
 

Alexander Kupriyanov said:

Vlad Borkus said:

"В общем, по видео и кинестетике поставил себе одни плюсы, по аудио -- половину плюсов."

Сбой программы классификации? :)

Бизнес аналитики ваще редко астральный план посещают, все на ментале, да прочих высших... (слово "планах" опасаюсь использовать во избежание путаницы), вот и портЮт и обламывают людЯм тесты:))

января 24, 2008 17:01
 

Mikhail Elashkin said:

Кинестет-эмоционал ((

января 24, 2008 17:46
 

Aliona said:

moiseev, или сбой какой-то или модальность сдвинулась. Это часто случается, человек по ходу жизни меняется и меняет предпочтения по каналам восприятия. А в школе тоже кинестетиком был?

KomatoZo, значит неправда про школу...

Хотя наверное кинестетики в школе запоминают все за счет того, что все записывают.

dm.CaT,Tommy, спасибо!

Vlad Borkus - это называется гармонично развитая личность. На самом деле люди, которые склонны к самоанализу постоянно выравнивают свои модальности, т.к. сами разрабатывают тот или иной канал восприятия. Знаете, иногда такое бывает, когда хочется научиться, например, разбираться в живописи, или в литературе и тогда развиваешь соответствующий канал воприятия. Но судя по тесту, смотреть как делают и потом делать самостоятельно, любите больше, чем слушать как надо сделать.

Mikhail Elashkin, ты ещё и визуал Миша совершенно точно, просто по фотографиям видно, я и половины не замечаю того, что замечаешь ты.

Возможно ты просто сам сейчас в кинестетику ударился, настроение такое :)

января 24, 2008 19:56
 

pavel.samokha said:

Великолепная статья, спасибо, помогли в некотором роде.

Будучи студентом, любил на основании модальности формулировать причину непосещения лекций - де я - (видео)кинестетик - на слух информацию не воспринимаю - отстаньте. При этом сейчас подзабыл о таких типах - и когда один единственный человек в коллективе упорно сопротивляется обсуждению вопросов с применением доски - это вызывало бурю негодования ;) теперь смотрю на это с другой стороны.

Вопрос:

"И те люди, которые любят, чтобы информация была списками типа:

1

1.1

1.1.2"

По какой причине? По сравнению с обычным текстом - иерархия имеет и вполне визуальные достоинства.

Тест:

+ + + - + + + + + + (9/10)

- - - - - - - + - - (1/10)

+ + + + - + + + + + (9/10)

Да и по поводу учебы в целом - особенно если про школу - то учишься ты хорошо или плохо - это более вероятно вопрос самоорганизации - а от модальности твоего восприятия зависит получал ты от этого удовольствие или нет - и смотря по каким предметам - да и с Химией пример не очень удачен - в школьной программе химии (кому-то может больше повезло) экспериментов не так много.

января 24, 2008 20:42
 

Aliona said:

pavel.samokha,

про списки - просто для аудиалов легко воспринимать информацию сплошным текстом, поэтому для них достаточным делением на тезисы будет простая списковая нумерация.

визуалам надо, чтобы информация имела форму, поэтому они любят таблицы.

А для кинестетиков поток информации долже быть интуитивным и осязаемым, "мозговые карты" очень хорошо этомк способствуют.

Про школу согласна, особенность обучения детей в отличие от взрослых заключается в том, что они неплохо переключаются между модальностями и готовы воспринимать любую информацию не оценивая её критически.

Мне в школе видимо с химией повезло. Я думала у всех так было :)

Но химия в целом наука очень кинестетическая, физика - визуальная, а математика - аудиальная, имхо.

января 25, 2008 0:01
 

Aliona said:

Alexander Kupriyanov, можно поспорить. Но я же не утверждаю, что писатели чистые аудиалы. Просто все остальные модальности слова не очень любят.

Про вопросы согласна.

Это просто тест, который на тренинге для тренеров используется, тест заточен под людей, которые собираются других обучать.

января 25, 2008 0:09
 

KomatoZo said:

To Aliona: аттестат отсканировать? =)

Собственно, я скорее поскромничал - среди ровесников в школе я учился просто лучше всех. Скорее, я где-то неправильно самооценился при ответе - обычная проблема любой анкеты =)

января 25, 2008 7:38
 

Alexander Kupriyanov said:

"Aliona said:

Alexander Kupriyanov, можно поспорить. Но я же не утверждаю, что писатели чистые аудиалы. Просто все остальные модальности слова не очень любят."

Почему бы не представить писателя, театрального и кино - деятеля трансмодальным переводчиком?

Пока в нашей цивилизации не реализованы или слабо реализованы переводчики с ... на кинестетический. А прочие - в наличии...

Забавно?:)))

января 25, 2008 9:23
 

Aliona said:

KomatoZo, я имела в виду, что в теории про модальности про школу неправда. Ваши слова я не подвергала сомнению :)

января 25, 2008 9:24
 

Aliona said:

Alexander Kupriyanov, полно всех.

Просто грамотный писатель, чтобы его все поняли использует слова описывающие как видео, так аудио и кинестетики.

Типа, "он увидел, услышал и пошел".

января 25, 2008 9:40
 

Alexander Kupriyanov said:

Алена!

Я написал НА кинестетический, ибо трудно (мне) даже придумать варианты перевода более содержательные, чем выполнение боксером тренерского указания "сбоку левой" и перевод полноценен лишь для самого боксера и его пртивника или слова врача: сейчас я включу раздражение центра удовольствия - пациенту с вживленным электродом.

Да, секс, разумеется...

Но онирофильмы и прочие ощущалки так и живут в фантастике...

января 25, 2008 10:41
 

Aliona said:

Alexander Kupriyanov, теперь поняла про что Вы.

Согласна.

Кино-то живет за счет того, что каждый переживает переживания героя через призму собственного опыта. Вот если нет опыта удара слева - это трудно. :)

Но вообще я согласна.

Именно поэтому системы дистанционного обучения так неэффективны.

января 25, 2008 12:02
 

?????????????????????? - ???????????? ?????? ?????? ??????????? at ?????????? ?? ???????????? ???????? said:

февраля 14, 2008 20:06
 

TrackBack said:

февраля 19, 2008 22:08
 

ralienpp said:

Интересная идея, я с ней согласен; более того, недавно я сам написал что-то подобное, но немного с другой точки зрения: http://railean.net/index.php/2007/11/09/mnemonic_chains_reco…

Я считаю что в каждом из нас есть потенциал для каждого канала восприятия, просто некоторые не используют один или два канала долгое время, теряя навыки. Используя только один из них, он со временем становятся «чистым визуалом», или «чистым кинестетиком», итд. Но кто сказал что так должно быть?

В эссе “mnemonic chains” я объясняю как можно заставлять себя использовать более чем один канал, таким образом восприятие информации лучше, и со временем начинают развиваться остальные каналы, т.е. человек становится «универсальным».

Суть в том, что даже если система обучения создает больший спрос на один канал, мы можем его распределить по другим каналам. Таким образом, если учитель говорит, а я кинестетик – я все равно смогу принять и сохранить информацию таким образом, что мне все будет понятно; и я не останусь позади моих «аудио коллег» (у которых есть по умолчанию преимущество).

Сейчас я работаю над гидом для студентов, как лучше запоминать информацию во время уроков; почти готово, там будет и глава dedicated to то что обсуждается и здесь.

апреля 17, 2008 12:54
 

Aliona said:

ralienpp, конечно же.

Именно в этом и заключается обучение тренерству. (Просто я тренером работаю в том числе)

Эффективный тренинг основывается на том, что тренер подает информацию таким образом, чтобы задействовать все три канала восприятия.

Например, надо научить группу работать в word, для этого они должны сначала послушать, как это делается, потом посмотреть, как это делает тренер и затем сделать это самостоятельно. Это обеспечит наиболее высокий уровень сдавших тест (обычно 85-90% при группе более 10 человек и 95-100% при группе менее 10 человек)

А Вы никогда на тренингах типа Train the Trainer не были?

Я Вашу статью обязательно прочту вечером и откомментирую.

апреля 17, 2008 18:29
 

?????????????????????? DVD ?????????? ???????????? ?????????? -3?? ????????????????, ????????????, ???????????????? ???????????? ???????????? said:

мая 25, 2009 7:37
 

?????????????? ????????????????. ???????????? ?? ???????????? ??Domination?? ????????????????, ????????????, ???????????????? ???????????? ???????????? said:

июня 24, 2009 16:36
Anonymous comments are disabled
Powered by Community Server (Personal Edition), by Telligent Systems